Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:20, реферат
Н.А.Заболоцкий и Н.М.Рубцов принадлежат к разным поколениям русских писателей. Николай Заболоцкий к поэтам старшего поколения. Если активные творческие поиски он вёл в 50-е годы прошлого века, то стихи Николая Рубцова относятся к так называемой «тихой лирике», которая возникла в противовес «громкой» поэзии «шестидесятников».
Как далеко дороги пролегли!
Как широко раскинулись угодья!
Как высоко над зыбким
Без остановки мчатся журавли!
В лучах весны – Зови иль не зови!
Они кричат всё радостней, всё ближе …
Вот снова игры юности, любви
Я вижу здесь … но прежних не увижу.
Рубцов пишет, конечно, не думая о будущих анализах своей поэзии. Он ведёт описание видимой картины весны, полёта весенних журавлей, которых не остановить как жизнь, как движение. О связи с родной землёй и журавлями поэт в стихотворении " Посвящение другу" (1968 г.) сказал:
Не порвать мне мучительной связи
С долгой осенью нашей земли,
С деревцом у сырой коновязи,
С журавлями в холодной дали …
Ту же неразрывную кровную связь с образом журавлей мы наблюдаем и в стихотворении " Журавли". Оно датировано августом 1964 года, опубликовано в октябре 1965 года и затем вошло в известную книгу Рубцова " Звезда полей ".
" Журавли " написаны очень редким для поэзии XX века размером- пятистопным анапестом. По сравнению с хореем (у Заболоцкого) анапест придаёт стихотворению Рубцова особую плавность, завораживающую читателя. Исследователи творчества поэта отмечают " мелодическое колебание психологического рисунка", пишут что " самый ритм стиха у Рубцова всегда приглушён, размыт, словно все ударные звуки куда – то исчезли, уступив место плавной и тихой мелодии, струящейся, как вода, меж редко поставленных слов ".¹
Графически пятистопный
Для Рубцова, почти не
Действительно, " Журавли "
Рубцова лишены того трагизма,
присущего стихотворению
Трижды в первых десяти стихах мелькнёт образ болота, а оно " в рубцовской символике имеет такое же " дурное" значение, как и в народной лирике".
Сама осень – пора появления
журавлей – определяется
А если учесть, что в народной
поэзии "птицы являются услужливыми
вестниками богов и смертных",
Налицо перекличка " Журавлей" Рубцова с " Журавлями" Заболоцкого. Оба поэта воспевают первозданную " высокую", " гордую" красоту птиц, которую объяснить и понять до конца нельзя. Возможно, поэтому журавли наделены дивной способностью: " до конца выражать" своими " небесными звуками" и полётом то, что выразить невозможно, - душу человека: " Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье //И высокий полёт этих гордых прославленных птиц ".
Таким образом, действительно, между " Журавлями " Н.Заболоцкого и Рубцова есть много общего. Оба стихотворения несут в себе заряд поэтического обобщения, поднимающегося до символического уровня.
У Заболоцкого " гибель вожака
перелётной стал воспринимается
как символ неизбежности
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе –
То, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
Это " выражение мысли о вечной деятельности природы, о преемственности поколений" ¹
Следует задержаться и ещё на одном мотиве трагической темы Заболоцкого. На него обращает внимание Игорь Воягин: " Журавли летят на Родину – и Родина встречает их огнём " . В контакте послевоенного времени и судьбы автора (им " отмотан" несправедливый срок на колыме) эта аллегория звучит особенно зловеще.
У Рубцова журавли не только
символизируют наступление
Широко на Руси машут птицам согласные руки.
И забытость болот, и утраты знобящих полей –
Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,
Далеко разгласит улетающий плач журавлей …
По образному выражению А.
Наконец, рубцовские журавли
Интересно также отметить, что оба стихотворения соответствуют той " прозрачности восприятия", которую устали вероятного читателя определил в " Тёркине" Твардовский: " Вот стихи, а всё понятно, всё на русском языке" – буквально, то есть почти без использования заимствованной лексики. У Заболоцкого в 32 строках таких слов всего три: " Африки", " апреле", " металла". У Рубцова и того меньше – одно: " октябрь", которое давно " обрусело" и не воспринимается как иноязычное.
Вадим Кожинов самым
3.Журавли - светлый символ России
Перед анализом стихотворений «Журавли» необходимо выяснить, почему к образу журавлей обращаются в своём творчестве не только Заболоцкий и Рубцов, но и другие русские поэты.
Много есть светлых символов на исторической Руси. Это - древо жизни, вышитое орнаментом на полотенцах, что впервые выявил Сергей Есенин в философском трактате «Ключи Марии». Это славянская богиня Берегиня, получившая после принятия Русью Византийского христианства имя Владычицы Небесной, о чём писал
русский литературовед Валерий Дементьев. Это - лебедь, как символ гордости, святости и чистоты человеческих отношений. Это - цветущие
луга и пашни, светлые берёзовые леса, прозрачные реки и озера. Это – ангелы, сопровождающие добрых людей по жизни.
Много есть и тёмных символов на исторической Руси. Это - слуги дьявола в виде алчных и злых людей. Это - хищные звери: волки, преследующие людей, хитрые лисы, обворовывающие крестьянские дома, рыси , змеи и другие.
Журавли, безусловно, относятся к светлым символам России.
Так, Ф.И.Тютчев
/1803 - 1873 г.г./ в стихотворении «Вечер»
связывает колокольный звон с
шумом от стаи журавлиной:
Как тихо веет над долиной
Далёкий
Как
шум
от
стаи
журавлиной,
И в звучных листьях замер
он.
А.А.Фет (1820 –
1892 г.г.) - «сын севера»,
как он признавался в
одном из стихотворений,
очень остро чувствовал природу,
глубоко заглянул в небо,
увидел звёзды и журавлей.
Уже в юности, в 1842 г. поэт
размышляет об осенних журавлях
и с надеждой пишет:
Слышишь ли ты, как шумит вверху угловатое стадо?
С криком летят через дом к тёплым полям журавли,
Жёлтые листья шумят, в березняке свищет синица,
Ты говоришь, что опять теплой дождёмся весны…
В другом стихотворении в 1854 г. А.А.Фет видит в весенних журавлях вестников обновляющейся жизни :
Но
Уж есть в пролётных журавлях …
А.А.Блок (1880 -1921г.г.) в стихотворении «Осенний день» в 1909 г., видимо, серьёзно задумался, о чём это плачут журавли, если написал
такое:
Овин
И
Мы
За
лётом
Информация о работе «Журавли» Н. Заболоцкого и «Журавли» Н. Рубцова.