Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:20, реферат
Н.А.Заболоцкий и Н.М.Рубцов принадлежат к разным поколениям русских писателей. Николай Заболоцкий к поэтам старшего поколения. Если активные творческие поиски он вёл в 50-е годы прошлого века, то стихи Николая Рубцова относятся к так называемой «тихой лирике», которая возникла в противовес «громкой» поэзии «шестидесятников».
Какой прекрасной и величественной предстает летящая журавлиная стая благодаря эмоционально окрашенным эпитетам: «утопая в небе», «длинным треугольником», «серебряные крылья», «широкий небосвод». Возникает чувство свободы, простора, красоты. И вместе с тем эта красота хрупкая: об этом говорит эпитет «многочисленный».
Журавлям приданы человеческие черты - стая названа «народом», и у
них есть «отеческая земля» - это олицетворение, подтверждающее
единство всего живого на земле.
Тихое восхищение поэта птицами передает и гипербола «вытянув серебряные крылья // Через весь широкий небосвод».
В журавлях для Заболоцкого воплощена «частица дивного величия», объединяющего в себе «гордый дух, высокое стремление, //
Волю непреклонную к борьбе» и ту первозданную красоту, перед которой можно замереть в восторге, но которую объяснить и понять нельзя.
Первым знаком надвигающейся на «немногочисленный народ»
беды в стихотворении Заболоцкого являются союз «но», противопоставляющий третью и четвертую строфы первым двум. Плавно, мягко звучащие глаголы и глагольные формы первых двух четверостиший ( «вылетев», «летели», «утопая», «вытянув», ) сталкиваясь
с экспрессивной жёсткостью глаголов четвертой строфы: «ударил», «вспыхнул», «погас», «обрушилась». Антитезой «озеру, прозрачному насквозь», «серебряным крыльям» журавлей выступает «черное зияющее дуло». Таким образом, в словах возникает общее значение: это столкновение света и тьмы, добра и зла, жизни и смерти. «Луч огня»,
«быстрый пламень» - эти слова - образы позволяют наглядно представить себе происшедшее и передать внезапность трагедии.
Интересно отметить также то, что стрелявший из ружья не виден, не показан, обезличен, а потому его действия остаются безнаказанными.
Благодаря пронзительной метафоре «частица дивного величия» мы понимаем: погибла непросто птица, каких много, а уникальная частица дивной природы - и это заставляет почувствовать горечь и невосполнимость утраты.
С высоты обрушилась на нас…
Очень важно это «на нас», Поскольку лирический герой в стихотворении Заболоцкого отсутствует, то «на нас» значит только одно - на людей. На всех нас, людей обрушилась «частица дивного величия», полная высокого стремленья «сердце птичье», разорванное лучом огня, бессмысленно и бездарно отнятая жизнь… «Быстрый пламень вспыхнул и погас…» - это ведь и метафора скоротечности жизни, в том числе и творческой. По Заболоцкому, «человек и природа» - это единство, и говорить о каком то покорении природы может только круглый дуралей.
«В нашем быту, - категорично заявляет поэт, - выражение «покорение природы» существует лишь как рабочий термин, унаследованный из языка «дикарей».
Суровым реквием по погибшему вожаку звучит пятая строфа стихотворения Заболоцкого. Траурно звучит аллитерация, усиленная сравнением:
Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну.
Боль потери и отчаяние скорбящих по собрату журавлей переданы, с одной стороны, с помощью ассонанса и «мощным рычанием» сонорного:
И, рыданью горестному вторя,
С другой стороны, изменение Заболоцким в последних строфах ритма при сохранении размера помогает подчеркнуть антитезу (смерть вожака - жизнь журавлиной стаи) и таким образом, во- первых, передать мысль: гибель журавля - катастрофа для всего мира, ведь погибла красота: очень выразительна в 8 строфе метафора «в рубашке из металла», будто на вожака недели металлическую рубашку, так сковали его смерть. Слова «погружался медленно» тоже открыто эмоционально. Здесь очевидна роль аллитерации: вожак - в рубашке - погружался; Металла - медленно - на дно - эти повороты делают речь затрудненной , замедленной.
Высокая тоска природы,
молчаливо оплакивающей погибшего
сына, звучит в аллитерации
финальных строк:
И заря над ним образовала
Во - вторых, изменение ритма, структуры предложений (предложения начинаются с главных членов) позволило Заболоцкому помочь читателю обратить внимание на главное - несмотря на горе, жизнь продолжается, об этом же говорит энергичное и эмоциональное слово «рванулись», противопоставленное словам с отрицательной эмоцией.
Поэт утверждает: жизнь сильнее смерти, и есть вечные ценности, не подвластные ей (смерти).
Уходящие передают новым поколениям бессмертные чувства: «Гордый дух, высокое стремленье, // Волю непреклонную к борьбе»
А теперь обратимся к стихотворению «Журавли» Н.Рубцова и попытаемся провести его анализ в сопоставлении со стихотворением Заболоцкого.
2.1."Образ мирозданья " в творчестве Н. Заболоцкого.
Уже с самого начала
" Школа " Заболоцкого преследовала и высшие цели - привить человеку этическое отношение к мирозданию. Его поэзия распахивает перед нами забытые тайны нашего родства с миром. Заболоцкий писал, что природа полна загадок и человек может их разгадать.
Поэт относился к природе с благоговением, верил в её великую мощь, был убеждён: человек – часть природы, сын её, а не хозяин. Он считал, что не только человек обучает природу, но и она его. Это и отличает Заболоцкого от других поэтов – певцов природы.
В его лице поэзия нашла подлинного художника, способного " постичь и выразить душу русской природы ". По словам критика И.И. Ростовцева, " этика Заболоцкого состояла в том, чтобы создать не пейзаж, не фон, на котором раскрываются человеческие взаимоотношения, а образ мироздания ".¹
Вот почему и стихотворения Н. Заболоцкого
" Журавли " – это своеобразное художественно
– философское осмысление противоречий
человеческого существования, раздумья
о человеке и природе в их взаимодействии
и единстве.
2.2. "Тихая лирика" и поэзия Н. Рубцова.
В отличии от поэзии Заболоцкого, для которой больше характерна социально – нравственная проблематика, когда природа становится соучастником человеческих дел и стремлений, стихи Рубцова, написанные в основном в жанре элегии, можно по праву отнести к " тихой лирике ", возникшей в период " оттепели " во второй половине 60-х годов прошлого века.
По словам критика В. Гусева, " Рубцов, вслед за Есениным, идёт от ощущения, что в мире господствует гармония … Она во всём, что связано с природой: в деревне и в её ценностях, в цельном чувстве, в напевно- ритмическом начале мира, как начале именно естественной гармонии ".¹
Вот почему образам прогресса, научно – технической революции Н. Рубцов как " тихий лирик " противопоставил традиционные фольклорные образы: от " неприятия городской культуры ". К изображению крестьянской избы как модели мира, образ звезды как символ судьбы, счастья и духовной чистоты, образ храма как символ святости и другие образы – символы.
Н. Рубцов, опираясь на традиции Есенина, Фета, Блока, обращается к русской напевной интонации, поэтому его стихи отличаются необычайной музыкальностью. Философичность рубцовского стиха неявна, она как бы растворена в лирике.
В то же время стихи Рубцова во многом созвучны стихам Заболоцкого. Тема человек и природа в них неразрывно связана с темой родины, с темой дома. Общий идейный смысл стихотворений заключается в том, что человек должен стремиться к неразрывной связи с тем миром, с той землёй, где он родился. Любить, ценить, беречь её красоту, уважать людей, чтить память об ушедших поколениях, чтобы потом и тебя вспоминали добрым словом.
И, действительно, читая стихи
Заболоцкого и Рубцова,
[
Обращаясь к
вышесказанному, приходим к такому выводу.
Жизненный и творческий путь Н. А.Заболоцкого
и Н. М. Рубцова по – своему отразил
трагические судьбы русской литературы
и русских писателей хх века. Органически
впитав огромные пласты отечественной
и мировой культуры, и Н. Заболоцкий и Н.
Рубцов унаследовали и развили достижения
русской поэзии, в частности и в особенности
философской и так называемой " тихой",
"почвенной" лирики – от классицизма
и реализма до модернизма. Они соединили
в своём творчестве лучшие традиции
литературы и искусства прошлого с самым
смелым новаторством, характерным для
хх столетия, по праву заняв место в ряду
великих русских поэтов – классиков.
]
¹ Гусев В. И. Неочевидное : Есенин и советская поэзия. М., 1986г.
В отличие от Заболоцкого поэт Николай Рубцов чаще обращается в стихах и песнях к образу журавлей. Так, в 1955 году в стихотворении, посвящённом другу юности Н. Белякову, Рубцов впервые упоминает журавлей:
И дубы вековые над нами
Оживлённо листвою трясли
И со струн под твоими руками
Улетали на юг журавли …
В другом раннем стихотворении " Любовь " (1957 – 1958г.г.) Н. Рубцов пишет:
Я брожу по дороге пустынной.
Вечер звёздный, красивый такой.
Я один. А в лугу журавлином
Мой товарищ гуляет с тобой.
В стихотворении " У сгнившей лесной избушки " (1964 г.) Рубцов снова упоминает журавлей:
Летят журавли высоко
Под куполом светлых небес,
И лодка, шурша осокой,
Плывёт по каналу в лес.
В удивительной по силе воздействия на слушателей песне "В минуты музыки" (1966 г.) Николай Рубцов вновь использует образ журавлей:
В минуты музыки печальной
Я представляю жёлтый плёс,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берёз,
И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей.
Стихотворение " Купавы" (1967 г.) – и опять о журавлях!
Информация о работе «Журавли» Н. Заболоцкого и «Журавли» Н. Рубцова.