«Журавли» Н. Заболоцкого и «Журавли» Н. Рубцова.

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:20, реферат

Краткое описание

Н.А.Заболоцкий и Н.М.Рубцов принадлежат к разным поколениям русских писателей. Николай Заболоцкий к поэтам старшего поколения. Если активные творческие поиски он вёл в 50-е годы прошлого века, то стихи Николая Рубцова относятся к так называемой «тихой лирике», которая возникла в противовес «громкой» поэзии «шестидесятников».

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

               Какой  прекрасной  и  величественной  предстает летящая журавлиная  стая  благодаря эмоционально  окрашенным  эпитетам: «утопая в небе»,  «длинным  треугольником»,  «серебряные крылья»,  «широкий  небосвод».  Возникает чувство свободы,  простора,  красоты.  И вместе  с  тем   эта  красота  хрупкая:  об  этом  говорит  эпитет  «многочисленный».

Журавлям  приданы   человеческие  черты -  стая  названа  «народом»,  и  у 

них  есть   «отеческая  земля»  -  это   олицетворение,  подтверждающее 

единство   всего  живого  на  земле.

            Тихое  восхищение  поэта   птицами    передает  и   гипербола  «вытянув  серебряные  крылья  //  Через  весь  широкий   небосвод».

            В  журавлях   для  Заболоцкого   воплощена  «частица  дивного   величия»,  объединяющего  в   себе  «гордый  дух,  высокое  стремление,  // 

  Волю  непреклонную  к  борьбе»  и  ту  первозданную  красоту,  перед  которой   можно  замереть  в  восторге,  но  которую  объяснить  и   понять  нельзя.

           Первым  знаком  надвигающейся   на  «немногочисленный  народ»

 беды  в   стихотворении  Заболоцкого    являются  союз  «но», противопоставляющий   третью  и  четвертую   строфы  первым  двум.   Плавно,  мягко   звучащие  глаголы  и  глагольные  формы   первых  двух   четверостиший  ( «вылетев»,   «летели»,  «утопая»,  «вытянув»,  ) сталкиваясь

с  экспрессивной   жёсткостью   глаголов   четвертой  строфы: «ударил», «вспыхнул», «погас»,  «обрушилась».  Антитезой  «озеру,  прозрачному  насквозь»,  «серебряным  крыльям»  журавлей   выступает  «черное  зияющее   дуло».  Таким  образом,  в  словах   возникает   общее  значение:  это  столкновение   света  и  тьмы,  добра   и  зла,  жизни  и  смерти.  «Луч  огня»,

«быстрый  пламень»  -  эти  слова  -  образы   позволяют  наглядно   представить   себе  происшедшее    и  передать   внезапность  трагедии.

           Интересно  отметить  также   то,  что  стрелявший   из  ружья   не  виден,  не  показан,   обезличен,  а  потому   его   действия   остаются  безнаказанными.

            Благодаря  пронзительной   метафоре   «частица   дивного  величия»  мы  понимаем:  погибла   непросто   птица,   каких  много,  а  уникальная  частица  дивной  природы  -  и  это  заставляет  почувствовать  горечь  и  невосполнимость  утраты.

С  высоты  обрушилась  на  нас…

             Очень  важно это  «на  нас»,  Поскольку  лирический  герой  в  стихотворении  Заболоцкого  отсутствует,  то  «на  нас»  значит  только   одно    -  на  людей.  На  всех  нас,  людей  обрушилась  «частица   дивного  величия»,  полная  высокого  стремленья  «сердце птичье»,  разорванное лучом огня,  бессмысленно  и бездарно  отнятая жизнь… «Быстрый  пламень вспыхнул  и погас…»   -  это   ведь  и метафора   скоротечности жизни,  в том числе и творческой.  По  Заболоцкому,  «человек  и природа»  -  это единство,  и говорить  о каком то  покорении природы может только   круглый дуралей.  

                «В  нашем  быту,    -  категорично  заявляет  поэт, -  выражение  «покорение  природы»   существует  лишь  как  рабочий   термин,  унаследованный    из  языка   «дикарей».

                Суровым  реквием  по  погибшему   вожаку  звучит  пятая  строфа  стихотворения  Заболоцкого.  Траурно  звучит   аллитерация,  усиленная    сравнением:  

Два  крыла,  как  два  огромных  горя,

                                   Обняли  холодную  волну.

               Боль  потери   и  отчаяние   скорбящих  по    собрату    журавлей  переданы,   с  одной   стороны,  с  помощью  ассонанса   и     «мощным  рычанием»     сонорного:

И,    рыданью  горестному   вторя,

                                     Журавли  рванули  в  вышину.

              С  другой  стороны,  изменение   Заболоцким  в  последних   строфах  ритма   при  сохранении  размера  помогает   подчеркнуть   антитезу  (смерть  вожака  -  жизнь  журавлиной  стаи)    и  таким  образом,  во-  первых,     передать  мысль: гибель  журавля -  катастрофа   для  всего  мира,  ведь  погибла   красота:   очень  выразительна  в  8 строфе   метафора  «в   рубашке  из  металла»,   будто  на  вожака  недели  металлическую  рубашку,  так сковали его смерть.  Слова «погружался медленно»   тоже  открыто эмоционально.   Здесь очевидна   роль  аллитерации:  вожак -  в рубашке -  погружался;  Металла -  медленно -   на  дно -  эти повороты  делают  речь  затрудненной ,  замедленной.

              Высокая  тоска  природы,  молчаливо   оплакивающей  погибшего   сына,  звучит  в  аллитерации   финальных  строк: 

И  заря  над  ним  образовала

                                          Золотого  зарева  пятно.

             Во -  вторых,  изменение   ритма,  структуры предложений (предложения начинаются  с главных   членов)   позволило Заболоцкому помочь  читателю  обратить  внимание  на  главное -  несмотря  на  горе,  жизнь продолжается,  об  этом  же    говорит энергичное   и  эмоциональное   слово  «рванулись»,  противопоставленное  словам  с  отрицательной  эмоцией.

                Поэт  утверждает:   жизнь   сильнее  смерти,  и  есть  вечные  ценности,  не  подвластные     ей  (смерти).

               Уходящие   передают  новым  поколениям   бессмертные  чувства:  «Гордый  дух,  высокое  стремленье,  // Волю  непреклонную   к  борьбе»

             А  теперь  обратимся  к   стихотворению  «Журавли»    Н.Рубцова  и  попытаемся   провести  его  анализ  в   сопоставлении  со стихотворением  Заболоцкого.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1."Образ мирозданья " в творчестве Н. Заболоцкого.

     Уже с самого начала творческого  пути  Н. Заболоцкий обращал  пристальное внимание к теме  природы. Интерес к ней формировался, как сказано выше, под влиянием идей К. Э. Циолковского. Между поэтом и великим учёным велась переписка, в которой Заболоцким  была высказана мысль о творческом, личностном преображении мироздания через слово, искусство.

     

          " Школа " Заболоцкого преследовала и высшие цели - привить человеку этическое отношение к мирозданию. Его поэзия распахивает перед нами  забытые тайны  нашего родства с миром. Заболоцкий писал, что природа полна загадок и человек может их разгадать.

          Поэт относился к природе с  благоговением, верил в её  великую мощь, был убеждён: человек – часть природы, сын её, а не хозяин. Он считал, что не только человек обучает природу, но и она его. Это и отличает Заболоцкого от других поэтов – певцов природы.

         В его лице поэзия нашла  подлинного художника, способного " постичь и выразить душу русской природы ". По словам критика И.И. Ростовцева, " этика Заболоцкого состояла в том, чтобы создать не пейзаж, не фон, на котором раскрываются человеческие взаимоотношения, а образ мироздания ".¹ 

         Вот почему и стихотворения Н. Заболоцкого " Журавли " – это своеобразное художественно – философское осмысление противоречий человеческого существования, раздумья о человеке и природе в их взаимодействии и единстве. 
 
 

2.2. "Тихая лирика" и поэзия Н. Рубцова.

      В отличии от поэзии Заболоцкого, для которой больше характерна социально – нравственная проблематика, когда природа становится соучастником человеческих дел и стремлений, стихи Рубцова, написанные в основном в жанре элегии, можно по праву отнести к " тихой лирике ", возникшей в период " оттепели "  во второй половине 60-х годов прошлого века.

      По словам критика В. Гусева, " Рубцов, вслед за Есениным, идёт  от ощущения, что в мире господствует  гармония … Она во всём, что  связано с природой: в деревне и в её ценностях, в цельном чувстве, в  напевно- ритмическом  начале мира, как начале именно естественной гармонии ".¹

       Вот почему образам прогресса, научно – технической революции Н. Рубцов как " тихий лирик " противопоставил традиционные фольклорные образы: от " неприятия городской культуры ". К изображению крестьянской избы как  модели мира, образ звезды как символ судьбы, счастья и духовной чистоты, образ храма как символ святости и другие образы – символы.

       Н. Рубцов, опираясь на традиции Есенина, Фета, Блока, обращается к русской  напевной интонации, поэтому его стихи отличаются необычайной музыкальностью. Философичность  рубцовского стиха неявна, она как бы растворена в лирике.

         В то же время стихи  Рубцова  во многом созвучны стихам Заболоцкого.    Тема человек и природа в них неразрывно связана с темой родины, с темой дома. Общий идейный смысл стихотворений заключается в том, что человек должен стремиться к неразрывной связи с тем миром, с той землёй, где он родился. Любить, ценить, беречь её красоту, уважать людей, чтить память об  ушедших поколениях, чтобы потом и тебя вспоминали добрым словом.

        И, действительно, читая стихи  Заболоцкого и Рубцова, невольно  думаешь о скоротечности жизни,  о вечном и начинаешь смотреть на мир другими глазами, ценя всё то, на что раньше не обращая внимания, проходил мимо.   

[ Обращаясь к  вышесказанному, приходим к такому выводу. Жизненный и творческий путь Н. А.Заболоцкого и  Н. М. Рубцова по – своему отразил трагические судьбы  русской литературы и русских писателей хх века. Органически впитав огромные пласты отечественной и мировой культуры, и Н. Заболоцкий и Н. Рубцов унаследовали и развили достижения русской поэзии, в частности и в особенности философской и так называемой " тихой", "почвенной" лирики – от классицизма и реализма до модернизма. Они соединили  в своём творчестве  лучшие традиции литературы и искусства прошлого с самым смелым новаторством, характерным для хх столетия, по праву заняв место в ряду великих  русских поэтов – классиков.  ]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

¹ Гусев В. И. Неочевидное : Есенин и советская поэзия. М., 1986г.

В отличие  от Заболоцкого поэт Николай Рубцов чаще обращается в стихах и песнях к образу журавлей. Так, в 1955 году в  стихотворении, посвящённом другу юности Н. Белякову, Рубцов впервые упоминает журавлей:

                         И дубы вековые над нами 

                         Оживлённо листвою трясли

                         И со струн под твоими руками

                          Улетали на юг журавли …

В другом раннем стихотворении   " Любовь " (1957 – 1958г.г.) Н. Рубцов пишет:

                         Я брожу по дороге пустынной.

                         Вечер звёздный, красивый такой.

                         Я один. А в лугу  журавлином

                         Мой товарищ гуляет с тобой.

В стихотворении  " У сгнившей лесной избушки " (1964 г.) Рубцов снова упоминает журавлей:

                         Летят журавли высоко

                         Под куполом светлых небес,

                         И лодка, шурша осокой,

                         Плывёт по каналу в лес.

В удивительной по силе воздействия на слушателей песне "В минуты музыки" (1966 г.) Николай Рубцов вновь использует образ журавлей:

                         В минуты музыки печальной

                         Я представляю жёлтый плёс,

                          И голос женщины прощальный,

                          И шум порывистых берёз,

                          И первый снег под небом серым

                          Среди погаснувших полей,

                          И путь без солнца, путь без веры

                          Гонимых снегом журавлей.

Стихотворение " Купавы" (1967 г.) – и опять о журавлях!

Информация о работе «Журавли» Н. Заболоцкого и «Журавли» Н. Рубцова.