Жизнь и творчество Василия Андреевича Жуковского

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:01, реферат

Краткое описание

Удивительным был жизненный путь Василия Андреевича Жуковского. Незаконнорожденный сын русского барина и пленной турчанки, достигший вершин литературной славы, через всю жизнь пронесший трагическую любовь к женщине, с которой не мог соединиться, выдающийся переводчик, принятый императорской семьёй и не искавший себе милости, стойко перенесший поразившую в конце жизни слепоту и продолжавший трудиться, - это само по себе является свидетельством незаурядности личности и судьбы Жуковского, человека и поэта.

Оглавление

Введение - 3


Биохроника поэта - 4


Песни и романсы - 6


Об элегиях Жуковского - 14


Баллады в творчестве поэта -


Заключение -


Список литературы -

Файлы: 1 файл

Реферат по русской.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

Завершается песенный жанр в творчестве Жуковского стихотворением»   посвященным   кончине   Маши   Протасовой «19 марта 1823», где двустопный ямб передаёт в совершенстве горестное чувство-рыдание.

Песня («Минувших дней очарованье...»), 1818.

Вряд ли это дивное стихотворение нуждается в подробном текстуальном анализе. Достаточно прочитать его про себя и послушать романс П.П.Булахова на слова Жуковского. Есть ещё музыкальные      интерпретации      этого      же      стихотворения Н.Н.Норова и Ю.А.Капри.

Стихотворение это было написано в 1818 году и посвящено Е.Ф.Вадковской, племяннице А.И.Плещеевой, родственнице и другу Жуковского, которая вместе со всей семьёй Плещеевых   поддерживала   поэта   в   его   стремлении   к   браку   с М.А.Протасовой.

Стихотворение проникнуто чувством глубокой неискоренимой печали. В 1817 году Маша вышла замуж, и надежда на счастье быть вместе потеряна навсегда. Поэту остались одни воспоминания. В том же 1817 году умерла и Анна Ивановна Плещеева, так что две печали слились в одну, непреодолимую и всепоглощающую.

Отсюда образы настоящего - это «пустынный край», «замолчавшие мечты», наоборот, всё, что  связано со «святым прежде» окрашено в тона нежности и теплоты: это и «дней очарованье», и «милый гость», «милая старина», «дни прекрасны».

Глубочайшей   печалью   окрашены   строки   последней строфы:

«Зачем душа в тот край стремится,

Где были дни, каких уж нет?

Пустынный край не населится,

Не узрит  он минувших лет».

Эмоциональную напряжённость стихотворению придают вопросы, их семь, обращенные не к конкретному адресату, а к тому состоянию душевного счастья, которое ушло навсегда. Это излюбленный приём Жуковского - риторический вопрос, на который нельзя ответить, т.к. он задан самой жизни, которая ответа никому не даёт.

Лирика Жуковского романтическая по содержанию и стилистике. Автор пытается перевести на понятный всем язык те высокие и неопределённые движения души, неясные стремления, поиски, которые его тревожат, будоражат ум, но сказать о которых не всем удаётся.

В песнях Жуковского традиции классицизма и сентиментализма уживались с новыми, романтическими принципами. Поэт отошёл от жанра стилизованных под простонародность песен, хотя умеренно использовал и фольклорные приёмы. Его песни становятся всё более музыкальными, изящными, вызывающими возвышенные чувства и размышления.

Опыт Жуковского-песенника  восприняли А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, поэты-символисты, творчески преображая ритмику, музыку его стихов, приёмы стихосложения, поэтику намёков, романтическую насыщенность, а, главное, «звёздную» устремлённость (В.Н.Касаткина. С.63).

В песнях и  романсах с наибольшей полнотой выразилось владение поэтом образным строем русской народной песни и творческим использованием достижений любовной лирики сентименталистов Дмитриева и Нелединского-Милецкого. В совершенствовании жанра песни Жуковскому помогло знание немецких поэтов-романтиков, особенно Шиллера, которые давно освоили богатейшую сокровищницу народной лирической песни. К фольклорной поэтике генетически восходит целый ряд художественных приёмов, широко используемых поэтами.  Например, Жуковский мастерски включает вопросительную интонацию, которая придаёт стихотворению эмоциональный, интимный, доверительный характер, определяет мелодический рисунок и придаёт стиху напевность.

Зачем так  рано изменила?

С мечтами, радостью, тоской

Куда полёт  свой устремила?

Неумолимая, постой!

Для придания стиху мелодичности и плавности Жуковский использует звуковые и лексические повторы, вводит разнообразные  строфические  формы:  куплеты,  стансы,  октавы. Любимая его форма - куплетная,  изобилующая рефренами, кольцевыми обрамлениями. Жуковский разработал несколько образов-символов, которые он щедро вводит в текст:  образ странника, воплощающий идею нравственных исканий личности («Путешественник», «Пловец»), образ «листка, отлучённого от ветки» как символ одиночества («Листок»), образ узника как символ порабощения человека («Узник к мотыльку»). Все эти образы получат дальнейшее развитие в творчестве поэтов XIX века, прежде всего в лирике Пушкина и Лермонтова.

Поэтическое слово в  системе Жуковского многозначно, вызывает неожиданные широкие и тонкие ассоциации, придавая лирическим образам объёмность и многомерность. Поэт обновляет первоначальный стершийся смысл слова, любит одушевлять и, наоборот, овеществлять отвлечённые понятия - «святое прежде», «весёлое вместе», «надежда ясная влетела» и т.д.

Вся совокупность образно-стилистических средств поэзии становится у Жуковского сложным и тонким инструментом для передачи всей полноты духовного бытия личности, позволяя поэту коснуться таких сторон и таких глубин её психологии, которые были совершенно недоступны прежним литературно-эстетическим системам.

 

 

 

Об  элегиях Жуковского.

 

Конец XVIII века и первая четверть XIX века в истории мировой литературы - перелом крушения рационалистических основ в искусстве и утверждения примата чувства над разумом. Предметом художественного исследования становится внутренний мир человека. Поколение Жуковского было обмануто в своих надеждах, связанных с царствованием Александра I, который не только не освободил крестьян, не дал никаких гражданских свобод, на которые мыслящее общество после войны 1812 года рассчитывало, но, наоборот, одобрил и поддержал аракчеевщину.

Поэты-романтики и  Жуковский прежде всего создали поэтический стиль самовыражения романтической личности, способ обозначения тончайших эмоциональных оттенков и состояний её внутреннего мира, до того не имевших в русском поэтическом языке средств выражения.

Герой лирики Жуковского - это герой романтический, человек, не приемлющий социальную действительность и бессильный или не желающий бороться со злом, но духовно от неё" независимый, неизменно тоскующий по идеалу добра и красоты, непримиримый к царствующему в обществе злу.

Не удивительно, что слава Жуковского началась с  элегий, песен и романсов. Именно эти жанры позволили поэту выразить то внутреннее томление русской души, которое нуждалось в словесном выражении, Жуковский входил в литературу как философ-моралист, которому удалось в совершенной художественной форме сформулировать те этические нормы, тот нравственный духовный идеал, которые постепенно складывались в стихах русских классицистов и сентименталистов и получили блестящее завершение в лирике Жуковского. Добро, Милосердие, Любовь, Надежда, Жизнь, Смерть, Дружба, Совесть -вот те понятия, которые определяли образную систему его стихов, песен, романсов, элегий.

Этим ценностям  противостоят аморальность, тщеславие, жестокость, раболепие, месть, гордыня, преступления, совершённые ради славы, богатства, наслаждений. Жуковский изначально был моралистом, педагогом, выразителем идеалов, которые   давно   сформировались   в   среде   «простых   селян», близких к природе, труду, естественным нравам и обычаям, которые определили основы духовной культуры русского народа. Этическая программа Жуковского полностью проявилась в переводе элегии Грея «Сельское кладбише», затем одухотворила его лирические песни и романсы. Идея социальной ущем-лённости крестьянина, вошедшая в «Сельское кладбище», не получила развития в последующем творчестве поэта. Поэт считал, что состояние мира зависит от каждого и каждый ответственен за то, каким он будет:

«Прекрасен  мир, но он прекрасен нами! Лишь добрый в нём с отверстыми очами, А злобный сам очей себя лишил!»

Этому тезису сам поэт был верен всю жизнь, о чём свидетельствуют его современники. Теория воплотилась в практику активной душевной жизни поэта. Поэт свято верил в «благое Провидение» и внушал эту мысль своему читателю: страдания, слёзы, горести на земле будут искуплены «там», в ином мире, куда уйдёт каждый. Вот почему смерть не страшит лирического героя Жуковского: он убеждён, что «там» он встретится с возлюбленной, друзьями и будет вознаграждён за всё печальное, что пережил на земле. Но надо, чтобы кто-то из оставшихся в жизни постоянно помнил об умершем. Воспоминания в системе воззрений Жуковского имеют глубокий философско-этический смысл, о чём свидетельствует четырёхстрочное стихотворение

«Воспоминание»:

«О милых  спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием  для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет:

Но с благодарностию: были».

Воспоминание - «двойник нашей совести», - говорил Жуковский. Помнить о близких, о друге, о любимой, о добром деле - это быть верным, благодарным, поддерживать

традицию  добра.

Жанр элегии более всего отвечал новым  потребностям

русского  образованного общества. «Несмотря  но то, что слово «элегия» взято  из античной поэтики, в те годы этот род поэзии был новым во всех отношениях. Именно элегия являлась средством выражения чувствований нового человека», - писал Б.В.Томашевский о литературе начала XIX века (Б.В.Томашевский. Пушкин. М.,- Л., 1956.-Т.1.-С.П9).

Форма элегии - лирическая медитация, погружение в свой внутренний мир, окрашенный настроениями грусти и меланхолии, — особенно соответствовала строю чувств человека эпохи конца XVIII - начала XIX века. Поэтические размышления служили способом выражения внутреннего мира личности. Вот почему элегия становится популярным жанром в читательской среде и самым распространённым жанром среди поэтов: почти все поэты-современники Жуковского писали или переводили элегии. Литературная известность пришла к поэту тоже через обращение его к этому популярному жанру.

Элегия  «Сельское, кладбище»_  была  написана  в  мае-сентябре    1802    года    и    опубликована    в    том    же    году Н.М.Карамзиным в журнале «Вестник Европы» с посвящением Андрею Ивановичу Тургеневу, своему лучшему другу, оказавшему на Жуковского огромное влияние. Элегия Жуковского -это вольный перевод элегии английского поэта Томаса Грея (1716-1771),   положившего   начало   сентиментальной   поэзии. Точное название её «Элегия, написанная на сельском кладбище». Знаменитое стихотворение Грея переводилось на все европейские языки, в том числе и на русский. Перевод Жуковского считается лучшим. Именно эта элегия принесла Жуковскому известность.

В 1839 году он делает второй перевод, который был  напечатан в «Современнике». В примечаниях самим Жуковским было сказано, что второй перевод он сделал, посетив в 1839 году кладбище в Виндзоре, подавшее мысль Грею написать элегию: «Там я перечитал прекрасную грееву поэму и вздумал снова перевести её, как можно ближе к подлиннику. Этот второй перевод, почти сорок лет после первого, посвящаю Александру Ивановичу Тургеневу в знак нашей с тех пор продолжающейся дружбы и в воспоминании о его брате». Второй перевод «Сельского кладбища» текстуально точнее, хотя и здесь вместо греевского ямба используется гекзаметр, размер, особенно любимый поэтом.

Хорошо зная элегии европейских поэтов Грея, Парни, Мильвуа, Жуковский идёт своим путём и создаёт элегию нового типа. Такой элегией является «Вечер» (1806). Вместо условного пейзажа, принятого жанром, в элегии Жуковского все современники узнавали конкретный  пейзаж  села Мишенское, где протекало детство поэта, узнаваемыми были «поля, холмы родные», ручей, «в зеркале воды колеблющийся град» - это уездный городок Белев, куда каждое утро Жуковский отправлялся давать уроки своим племянницам Маше и Саше Протасовым.

Конкретность  пейзажа, а также узнаваемость лирического героя, его биографичностъ были явлением новым. В лирическом герое легко узнавался сам Жуковский со своим душевным опытом, его реальными переживаниями и горестями, вызванными настоящими утратами. Круг друзей - это «Дружеское литературное общество», объединившее молодых товарищей по пансиону, умерший друг - это Андрей Иванович Тургенев, ранняя смерть которого потрясла Жуковского, в восклицании «О небо правосудно!» современники услышали горе по поводу сошедшего с ума Семёна Емельяновича Родзянко, соученика по пансиону и участника Дружеского общества. Устремление лирического героя «быть другом мирных сёл, любить красы природы» были близки нравственным идеалам окружения Жуковского. Лирический герой оказался образом обобщённым, близким по своему чувствованию, восприятию мира современникам

молодого  поэта.

Правда, лексика  этого замечательного стихотворения  и его стилистика еще сентименталисте кие; здесь много вопросов, восклицаний, слов-образов, типичных для поэтики этого направления. Но овеянное искренним чувством лирического героя и его единым мировосприятием, оно свидетельствовало о новом этапе в развитии художественной системы Жуковского - романтической.

«Вечери явился первым образцом элегии нового типа,

романтической и по способам отражения реальной действительности, и по способам психологического анализа - предроманти-ческая элегия не знает подобной целостности и единства в раскрытии внутреннего мира личности, такой психологической глубины и достоверности в передаче чувств, такой сосредото-

ченной углублённости  и, вместе с тем, способности откликаться  на внешние впечатления.

«Вечер» можно считать  классическим образцом жанра элегии. В ней есть все атрибуты жанра: печальная интонация, определённая любимым размером поэта - ямбом, в данном случае шестистопным; здесь пасторальные картины сельского бытия, нарисованные мастерской рукой художника; воспоминания о друзьях; размышления о вечных проблемах духовной жизни человека и стремлении его души к недосягаемым высотам; осознание своего долга как поэта.

Информация о работе Жизнь и творчество Василия Андреевича Жуковского