Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:01, реферат
Удивительным был жизненный путь Василия Андреевича Жуковского. Незаконнорожденный сын русского барина и пленной турчанки, достигший вершин литературной славы, через всю жизнь пронесший трагическую любовь к женщине, с которой не мог соединиться, выдающийся переводчик, принятый императорской семьёй и не искавший себе милости, стойко перенесший поразившую в конце жизни слепоту и продолжавший трудиться, - это само по себе является свидетельством незаурядности личности и судьбы Жуковского, человека и поэта.
Введение - 3
Биохроника поэта - 4
Песни и романсы - 6
Об элегиях Жуковского - 14
Баллады в творчестве поэта -
Заключение -
Список литературы -
Жизнь и творчество
Василия Андреевича Жуковского
Содержание.
Введение
Биохроника поэта
Песни и романсы
Об элегиях Жуковского
Баллады в творчестве поэта
Заключение
Список литературы
Введение.
Удивительным был жизненный путь Василия Андреевича Жуковского. Незаконнорожденный сын русского барина и пленной турчанки, достигший вершин литературной славы, через всю жизнь пронесший трагическую любовь к женщине, с которой не мог соединиться, выдающийся переводчик, принятый императорской семьёй и не искавший себе милости, стойко перенесший поразившую в конце жизни слепоту и продолжавший трудиться, - это само по себе является свидетельством незаурядности личности и судьбы Жуковского, человека и поэта.
Биохроника поэта.
1783, 29 января – рождение поэта в семье помещика Афанасия Ивановича Бунина в селе Мишенское Тульской губернии. Мать – пленная турчанка Сальха, в православии Елизавета Дементьевна Турчанинова.
1790-1794 – учение в пансионе Роде и главном народном училище Тулы.
1797-1800 – учение в Московском университетском благородном пансионе. Дружба с братьями Тургеневыми.
1801-1802 – служба в Соляной конторе. Работа над переводами произведений Коцебу, Флориана. Перевод элегии Грея «Сельское кладбище».
1804-1807 – работа над переводом романа «Дон Кихот». Элегия «Вечер». Начало литературной известности Жуковского.
1808-1810 – дружба с Н.М.Карамзиным. Редактирование журнала «Вестник Европы».
1810-1812 – жизнь в Белёве, Мишенском, Муратове. Занятие самообразованием. Увлечение Машей Протасовой.
1812 – участие в Отечественной войне. Создание «Певца во стане русских воинов». Популярность Жуковского.
1813-1814 – жизнь в Муратове и Долбино; творческий взлёт «Долбинской осени».
1815 – переезд в Петербург. Знакомство с А.С.Пушкиным, участие в литературном обществе «Арзамас». Выход двух томов «Стихотворений».
1815-1841 – служба при дворе сначала учителем русского языка невесты великого князя Николая, затем – наставником великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II.
1820-1822 – путешествие по Европе: Берлин, Дрезден, Швейцария, Северная Италия. Встречи в Веймаре с Гёте. Перевод «Шильонского узника» Байрона.
1823 – смерть М.А.Протасовой-Мойер.
1824-1828 – продолжение службы при дворе. Литературные субботы Жуковского. Общение с Пушкиным, Гоголем, Козловым, Крыловым, Кольцовым, Одоевским и др.
1829 – смерть А.А.Протасовой-Воейковой, заботы о её дочери Саше.
1830 – письмо императору Николаю I в защиту декабристов. Создание цикла баллад.
1832-1833 - письмо Николаю I в защиту И.В.Киреевского. Второе путешествие по Европе. Работа над переводом произведений «Ундина», «Наль и Дамаянти».
1834-1836 – жизнь в Петербурге, сотрудничество с журналом А.С.Пушкина «Современник».
1837 – участие в похоронах А.С.Пушкина, письмо его отцу о последних днях поэта. Письмо Бенкендорфу с обвинением его в гибели поэта.
1837 – путешествие с наследником по России, встреча со ссыльными декабристами, попытки облегчить их участь.
1838 – путешествие с наследником по Европе, вызволение Тараса Шевченко из крепостной неволи. Второй вариант «Сельского кладбища» Грея.
1840-1841 – встреча в Германии с Рейтернами, возвращение в Россию, отставка и женитьба на Елизавете Евгрвфовне Рейтерн (1821-1856). Переселение в Германию, в Дюссельдорф.
1842-1845 – рождение дочери Александры (в будущем баронесса Вёрман, умерла в 1899г.) и сына Павла (в будущем известный художник, друг композитора Р.Вагнера, умер в 1912г.).
1848-1849 – неприятие европейской революции. Завершение перевода «Одиссеи», начало работы над «Илиадой».
1850-1852 – полуослепший поэт работает над поэмой «Вечный Жид», пишет последнее стихотворение «Царскосельский лебедь», собирается вернуться в Россию, о чём сообщает своим родственникам, но не успевает.
1852, 12 апреля – умирает в Баден-Бадене. 29 августа прах его перевезён в Петербург и захоронен в Александро-Невской лавре. Семья поэта навсегда переезжает в Россию.
Песни и романсы.
В первых десятилетиях XIX века в России получило развитие новое литературное направление – романтизм. Несколько ранее, чем в России, он зародился на Западе и в каждой стране имел свои особенности. Романтизм отразил внутренний мир человека, неудовлетворённого социальной действительностью, в Европе – буржуазной, в России – самодержавно-крепостнической. Отсюда стремление героя в произведениях писателей-романтиков к возвышенному и прекрасному, к гармонии с миром. Герой романтических произведений – человек незаурядный, но, как правило, трагичный, т.к. он одиночка и с миром зла, естественно справиться не может. Человек как бы замкнут в себе, отгорожен от всех и поэтому изначально несчастен. Но душа его стремиться вырваться на волю, заявить о себе, быть понятой и получить отклик. С наибольшей полнотой эта неразрешимая трагическая тема выразилась в сюжетной основе элегии В.А.Жуковского «Море».
Романтизм выработал
свой метод изображения
Нельзя не сказать о том, что в конце XVII – начале XIX века песенный жанр сделался любимым и у самих поэтов, и в дворянских домах – речь идёт о песнях литературного происхождения.
Самым знаменитым создателем
песен влюблённого сердца оказался
Василий Андреевич. Тому содействовал
природный романтический
Чувства, переживаемые поэтом, нашли выход в письмах, дневниках и прежде всего в стихах, жанр которых он сам обозначил как «песня» и «романс» Из переписки пришли в его поэзию задушевность, возвышенность и трепетность переживаний, особая чистота литературного языка, лишённого грубых слов, просторечий. Образ возлюбленной, как правило, зашифрован, и лишь в стихах, посвященных Нине, поэт позволил себе обозначить конкретные дорогие ему черты Маши. («О Нина, о мой друг! Ужель без сожаленья...», «К Нине»).
Критик В.Н.Касаткина, которая после А.Н.Веселовского (имеется в виду его работа «В.А.Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения». М.,1999) анализировала любовную лирику Жуковского, выделила четыре цикла, каждый из которых внутренне связан единым психологическим состоянием автора, определённым перепетиями отношений с Машей Протасовой и её матерью. В 1805 году зародилась любовь Жуковского к Маше. В 1807-1808 годы созревали решения, касающиеся будущего семейного счастья. В 1812 году он посватался и получил отказ, в 1814 году он повторил просьбу - и вновь был отвергнут. Ещё в 1815 году Жуковский надеялся на счастье, но в 1817 году её выдают замуж за хорошего любящего человека И.Мойера - надежды Жуковского рухнули окончательно. А в 1823 году Маша умерла. В зависимости от событий и душевного состояния поэта стихи его, обращенные к Нине, то исполнены надежды, ликования, это скорее гимны во имя любви и возлюбленной. То строки, полные тревоги и отчаяния.
Романсы «К Нине» (О Нина, о мой друг! Ужель без сожаленья...», «Песня» (Мой друг, хранитель - ангел мой...), «К Нине» (О Нина, о Нина, сей пламень любви...), «Песня» (Счастлив тот, кому забавы...), «Путешественник» согреты надеждами на любовь и счастье. Цикл 1811 года - это песни признаний, это гимн любимой. Особенно показательно стихотворение «К ней». Песенные мотивы 1811 года завершаются оригинальным стихотворением «Певец», в котором смешаны жанровые признаки песни и элегии. Душа поэта ликует, надеется и ждёт. Это состояние придаёт всем стихам этого периода счастливую тональность. Достаточно обратиться к «Песне» («Птичкой певицею...») или «Розы расцветают...».
Недолго длилось счастливое состояние души поэта. Стихи 1816 года, когда Жуковский получил категорический отказ и очнулся от золотых снов и любовных надежд, - это песни утрат и печали. Главным мотивом становится мотив покинутости («Куда мне голову склонить? / Покинут я и сир...»), - отказа от счастливых надежд. Теперь упование только на то, что будет «там». В 1817 году Жуковский переводит четыре стихотворения Гёте: «Утешение в слезах», «Жалобы пастуха», «Мина. Романс», «К месяцу», которые объединены мотивом утраченного счастья. По форме эти переводы становятся всё более лёгкими, изящными, утончёнными, во многом превосходящими оригиналы.
Из песен последующих лет выделяются «Песня» («Минувших дней очарованье,..») и «Песня» («Отымет наши радости...»).
«Милый образ» песен Жуковского в последующие годы после крушения надежд на соединение с Машей Протасовой теряет свои реальные черты, становится призрачнее, недостижимее, беспредметнее. Образ становится как бы символом той женской сущности, которая обозначилась в формуле «Гений чистой красоты». Эстетическое и этическое содержание её раскрыто Жуковским в стихах, связанных с его любовью к Маше Протасовой. Возвышенно-идеальная и одновременно страстная взаимная любовь натолкнулась на непреодолимое препятствие со стороны матери Маши Екатерины Афанасьевны. Несчастливое замужество Маши и её ранняя смерть углубили трагизм мироощущения поэта. Печать пережитых разочарований лежит на всей любовной лирике Жуковского, в которой полно и глубоко отразилась пережитая им сердечная драма. Все стихи, посвященные М.А.Протасовой, от восторженного «гимна» «К ней» (1811) до исполненного трагической безнадёжности «реквиема» «19 марта 1823 года» - это год смерти М.А.Протасовой-Мойер, - представляют собой лирический дневник поэта, который можно сравнить с «денисьевским» циклом Ф.И.Тютчева или циклом стихов А.К.Толстого, посвященных С.А.Миллер.
Мотив жизненного разочарованья у Жуковского часто связан с предчувствием смерти. Это обнаруживается уже в стихах первого цикла, когда поэт любил и был исполнен надежды на обоюдное счастье. Литературоведы не могут осмыслить этот Недолго длилось счастливое состояние души поэта. Стихи \%\6 года, когда Жуковский получил категорический отказ и очнулся от золотых снов и любовных надежд, - это песни утрат и печали. Главным мотивом становится мотив покинутости («Куда мне голову склонить? / Покинут я и сир...»), - отказа от счастливых надежд. Теперь упование только на то, что будет «там». В 1817 году Жуковский переводит четыре стихотворения Гёте: «Утешение в слезах», «Жалобы пастуха», «Мина. Романс», «К месяцу», которые объединены мотивом утраченного счастья. По форме эти переводы становятся всё более лёгкими, изящными, утончёнными, во многом превосходящими оригиналы.
Мотив жизненного разочарованья у Жуковского часто связан с предчувствием смерти. Это обнаруживается уже в стихах первого цикла, когда поэт любил и был исполнен надежды на обоюдное счастье. Литературоведы не могут осмыслить этот факт (См: В.Н.Касаткина. «Поэзия В.А.Жуковского». М., 2002. С.59-60).
Песни Жуковского - столь же характерный для поэта жанр, как элегии и баллады. Более того, песенное начало как бы вышло из жанровых берегов и окрасило его поэзию в целом. Всё творчество Жуковского музыкально. Если обратиться к комментариям, то окажется, что почти каждое стихотворение положено на музыку не одним, а несколькими композиторами. Жуковский как будто ощущал музыкальное начало бытия, ту совершенную гармонию мира, которая лежит в его первооснове. Как поэт-романтик своим обострённым чутьем он ощущал музыку как важнейшую компоненту вселенной, касается это природы, земли, неба и человека как части этого мира: «Сердца, слиянны в песнь, летите к небесам...», «И дух воспламенён восторгом песнопенья...».
Песни знаменитых предшественников Жуковского А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина, Ю.А.Нелединского-Милецкого, А.Ф.Мерзлякова имеют, как правило, фольклорную основу: они рассказывают о том, что обычно чувствует простой человек, — радость, счастье или горе. И образный строй их песен близок к народным песням и привычным фольклорным образам: это чернокудрые молодцы и чернобровые девицы-лебёдушки, горе их - горе-горькое.
Жуковского интересует не броская живописность персонажей, их внешняя жизнь, а то, что скрыто за внешним покровом. Его увлекает «внутренний человек», невидимое и неслышимое в нём сразу. Вот почему его стих так музыкален. Он сразу проникает в сердце читателя и трогает струны, которые не всегда и не для всех звучат. Эти художественные задачи, может быть, не поставленные сознательно, определили поэтику его стихов. Его стихи - это нежная, тихая музыка. Они приспособлены для тихого чтения, а не громкого произношения. Если в элегиях он предпочитает длинную стихотворную строку - шестистопный ямб, то в песнях чаще всего - это четырёхстопные ямбы или хореи, которые легко «поются». Особенно музыкальны стихи-песни 1816-1817 годов, грустные по содержанию.
Информация о работе Жизнь и творчество Василия Андреевича Жуковского