Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:33, реферат
Споры о его творчестве продолжаются до сих пор. О нем написано множество литературоведческих трудов, но не смотря на это его творчество нельзя считать исследованным в полной мерею. Когда я писала эту работу, то меня поразило то многообразие литературы, которое написано о его творчестве. По-моему о Чехове написано больше, чем написал он сам. Что это? Наверное творчество Чехова настолько сложно и многогранно, что до сих пор будоражит умы человечества. Наверное до сих пор есть над чем задуматься и поразмышлять.
Введение...........................................................................................................................3
I. Жизнь и творчество А. П. Чехова…………………………………………………...3
I.I. Чехов-драматург.........................................................................................................4
I.II. На пути к театру........................................................................................................5
II. Новаторство драматургии А. П. Чехова....................................................................7
III. Черты новаторства в пьесе Чехова «Чайка». …………………………………….12
Заключение......................................................................................................................15
Список литературы.........................................................................................................16
Сюжет здесь - не одноколейная тропа, но скорее лабиринт увлечений, из него нет выхода. «Чайка» - одна из трагичнейших комедий в русской комедиографии.
С принципом разомкнутого треугольника связана еще одна особенность построения пьесы. Сюжет здесь развивается как бы независимо от чувств и желаний героев. Сюжет мучительно прокладывает себе дорогу. Все время завязывается новыми узлами, которым нет развязки.
Маша любит Треплева, живет только любовью, как сказано в ремарке, «все время не отрывает от него глаз». Но это не имеет отношения, к тому как развиваются события. Если можно так сказать, то любовь Маши к Треплеву несюжетноспособна. С одной стороны, она действительно любит его, с другой - выходит за учителя Медведенко, рожает ребенка - не переставая любить Треплева.
Обычно в пьесах герои испытывают друг к другу определенные чувства и в соответствии с этими чувствами развиваются события - романы, измены, разрывы, браки. Здесь же совсем не так. Мать Маши, Полина Андреевна, любит доктора Дорна, умоляет его: «Евгений дорогой, ненаглядный, возьмите меня к себе… время наше уходит, мы уже не молоды, и хоть бы в конце жизни нам не прятаться, не лгать». Но он отвечает: «Мне пятьдесят пять лет, уже поздно менять свою жизнь». Иначе говоря, он отказывается с ней «строить сюжет».
Среди этих грустных, недовольных собою и жизнью людей, кажется одна Аркадина ни на что не жалуется, ни о чем не горюет - она в восторге от жизни и особенно от себя. Терпят поражение в любви Медведенко, Маша и ее мать, Треплев, Нина… Аркадина - единственная, кто потерпев поражение, продолжает борьбу и отвоевывает своего избранника.
В художественном мире «Чайки» важна романтическая символика. Присутствие образов-символов - яркая черта драматургическогостиля Чехова. Озеро и чайка - два главных образа-символа песы, они создают особую атмосферу действия. Когда начинается домашний спектакль по пьесе Треплева, открываются вид на озеро, луна над горизонтом, отражение ее в воде. Колдовское озеро влияет на общее настроение пьесы. В последнем действии озеро приходит в волнение, на нем волны, разыгрывается гроза. Этот образ имеет живописное начало, Чехов опирается на средства живописи, на поэтику импрессионистов.
Закат в «Чайке» - неуловимый, ускользающий, меняющийся. Вместе с озером появляется образ чайки, который ассоциируется с судьбами разных героев, прежде всего Треплева и Нины. Треплев предсказывает, что сам убьет себя, когда убил чайку. Нина: «Меня тянет к озеру как чайку». В финале она приходит к озеру и сравнивает себя с чайкой.
Образ чайки преломляется и в сознании Тригорина. Увидев убитую птицу, он заносит в записную книжку «сюжет для небольшого рассказа»: «девушка любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек и от нечего делать погубил, как вот эту чайку». Из убитой чайки Шамраев изготовил по просьбе Тригорина чучело, по мнению З. Паперного этот образ является символом чего-то бессмысленно загубленного и бездушно забытого. Он приобретает в контексте глубокий смысл, и соотноситься не столько с судьбами Треплева, Нины, Тригорина, но и со всей человеческой жизнью, развернувшейся в пьесе.
Полное открытие пьесы, как и всей чеховской драматуркии, произошло с рождением нового театра, с реформаторской деятельностью К. Станиславского, с созданием его «системы». 17 декабря 1898 года на сцене Московского Художественного театра произошло настоящее рождение «Чайки». С этих пор чеховская чеховская чайка изображена на занавесе театра, стала его эмблемой. Спектакли МХТ открыли Чехова как создателя новой русской драмы.
Исследовав тему "Новаторство драматургии Чехова" я пришла к выводу, что Чехов действительно был новатором не только в русской, но и мировой драматургии. Именно в этом, на мой взгляд, секрет его популярности не только в России, но и на Западе.
Чехов приходит в своих пьесах к новому раскрытию человеческого характера. В классической драме герой выявлял себя в поступках и действиях, направленных к достижению поставленной цели. Поэтому классическая драма вынуждена была, по словам Белинского, всегда спешить, в затягивание действия влекло за собой неясность, непрорисованность характеров, превращалось в факт антихудожественный.
Чехов открыл в драме новые возможности изображения характера. Он раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия. Пафос действия сменяется пафосом раздумья.
Я думаю, что пьесы Чехова будут ставиться еще многие века. И всегда зрителю будут интересны чеховские образы, чеховские характеры.
Список литературы.
2. Паперный, З. «Чайка» А. П. Чехова. - М., 1980
3. Полицкая, Э. А.П. Чехов. Движение художественной мысли. - М., 1979
4. Скрипачева, Л.И. История русской литературы XIX века. Учебное пособие. - К., 2009
1. Бердников Г. П. Избранные работы. М., 1986г., том 2.
2. Бердников Г. П. Чехов-
3. Бялый Г. А. Чехов и русский реализм. Л., 1981г.
4. Ермилов Е. И. Драматургия Чехова. М., 1984г.