Женские образы романа Достоевского «преступление и наказание»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:29, доклад

Краткое описание

Наверное, ей жалко его, он не напьется, будет страдать. Самое время вспомнить фразу: "Любить всех, значит не любить никого". Сонечка видит только свои добрые поступки, но она не видит, не хочет видеть то, как они проявляются на тех, кому она помогает. Она, как и Лизавета, делает все, о чем ее просят, не разбирая, зачем это, что из этого получится. Как робот, Соня выполняет то, что предписано Библией.

Файлы: 1 файл

женские образы романа.docx

— 18.11 Кб (Скачать)

Женские образы романа Достоевского

«преступление и наказание»

Наверное, ей жалко его, он не напьется, будет страдать. Самое  время вспомнить фразу: "Любить всех, значит не любить никого". Сонечка видит только свои добрые поступки, но она не видит, не хочет видеть то, как они проявляются на тех, кому она помогает. Она, как и Лизавета, делает все, о чем ее просят, не разбирая, зачем это, что из этого получится. Как робот, Соня выполняет то, что предписано Библией. Так светит электрическая лампочка: потому что кнопку нажали и ток идет.

Федор Михайлович Достоевский как великий мастер-психолог описывал людей, их мысли и переживания в "вихревом" потоке; его герои постоянно находятся в динамичном развитии. Он выбирал моменты наиболее трагичные, наиболее значимые. Отсюда и общечеловеческая, вселенская проблема любви, которую пытаются разрешить его герои.

Вначале Раскольников ненавидит  Соню, так как он видит, что и  его, Властелина и "бога", любит  это маленькое забитое существо, несмотря ни на что, любит и жалеет (вещи взаимосвязанные), - этот факт наносит  сильнейший удар по его выдуманной теории. Более того, любовь его матери к нему, сыну, также, несмотря ни на что, "мучает его", Пульхерия Александровна постоянно идет на жертвы ради "любимого Роденьки".

Мучительна для него жертва Дуни, ее любовь к брату - еще одна ступень к опровержению, к краху  его теории.

Автор полагает, что любовь - самопожертвование, воплотившееся в образе Сони, Дуни, матери - ведь для автора важно показать не только любовь женщины и мужчины, но и любовь матери к сыну, брата к сестре (сестры к брату).

Дуня соглашается на брак с Лужиным ради брата, и мать отлично понимает, что жертвует дочерью ради своего первенца. Дуня долго колебалась, прежде чем принять решение, но, в конце концов, все-таки решилась: "... пред тем как решиться, Дуня не спала всю ночь, и, полагая, что я уже сплю, встала с постели и всю ночь ходила взад и вперед по комнате, наконец стала на колени и долго и горячо молилась перед образом, а наутро объявила мне, что она решилась". Дуня Раскольникова собирается выйти замуж за совершенно чуждого ей человека только потому, что не хочет позволить матери и брату опуститься до нищенского существования, чтобы улучшить материальное состояние своей семьи. Она тоже продает себя, но, в отличие от Сони, она еще имеет возможность выбирать "покупателя".

Автор романа "Преступление и наказание" знакомит нас со многими человеческими судьбами, столкнувшимися с тяжелейшими условиями существования. В результате некоторые из них оказались на самом дне общества, не выдержав того, что выпало на их долю.

Соня Мармеладова - главный женский  образ романа - является носителем христианских идей, которые сталкиваются с бесчеловечной теорией Раскольникова. Именно благодаря ей главный герой постепенно понимает, как сильно он заблуждался, какое чудовищное деяние совершил, убив, казалось бы, бессмысленно доживающую свои дни старуху; именно Соня помогает Раскольникову вернуться к людям, к Богу. Любовь девушки воскрешает его измученную сомнениями душу.

Образ Сони - один из важнейших  в романе, в нем воплотил Достоевский  свою идею "Божьего человека". Соня живет по христианским заповедям. Поставленная в такие же трудные  условия существования, что и  Раскольников, она сохранила живую  душу и ту необходимую связь с  миром, которую порвал главный герой, совершивший самый страшный грех - убийство. Сонечка отказывается судить кого-либо, приемлет мир таким, каков  он есть. Ее кредо: "И кто меня тут  судьей поставил: кому жить, кому не жить? "

Образ Сони имеет две трактовки: традиционную и новую, данную В.Я. Кирпотиным. Согласно первой, в героине воплощены христианские идеи, по второй она носительница народной нравственности.

В Соне воплощен народный характер в его неразвитой детской стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме в сторону юродивой недаром она столь часто сопоставляется с Лизаветой. Достоевский от лица Сонечки проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.

Все женские образы романа вызывают сочувствие у читателя, заставляют сопереживать их судьбам и восхищаться  талантом писателя, создавшего их.

 

  Соня Мармеладова – центральный  женский образ в романе

Из рассказа Мармеладова  мы узнаем о несчастной судьбе дочери, ее жертве ради отца, мачехи и ее детей. Она пошла на грех, отважилась на то, чтобы продать себя. Но при  этом она не требует и не ожидает  никакой благодарности. Она ни в  чем не винит Катерину Ивановну, она просто смиряется со своей  судьбой. "... А взяла только наш  большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают... "7 Соня закрывает лицо, так как ей стыдно, стыдно перед собой и Богом. Поэтому она редко и домой приходит, только лишь за тем, чтобы отдать деньги, она смущается при встрече с сестрой и матерью Раскольникова, неловко чувствует себя даже на поминках родного отца, где ее так бессовестно оскорбили. Соня теряется под напором Лужина, ее кротость и тихий нрав мешают постоять за себя.

Соня незаметно возникает  в романе Достоевского "Преступление и наказание" из арабесок петербургского уличного фона как мысль, как рассказ  Мармеладова о семье, о дочери с "желтым билетом". Ее облик впервые  дается через восприятие самого автора в тот миг, когда она предстает  у постели умирающего отца. 

Алкоголизм родителей, материальная нужда, ранее осиротение, второй брак отца, скудное образование, безработность и наряду с этим жадная погоня за молодым телом в больших капиталистических центрах с их своднями и притонами – вот главные причины развития проституции. Художественная зоркость Достоевского безошибочно учла эти социальные факторы и определила ими биографию Сони Мармеладовой.

Соня - дитя душой - уже познала страх  перед жизнью, перед завтрашним днем.

Профессия Сони Мармеладовой – неизбежный результат условий, в которых она живет. Соня –  клеточка мира, столь сурово обрисованного  Достоевским, она "процент", следствие. Однако если б она была только следствием, она покатилась бы туда, куда катятся  безвольные, слабые люди, или, выражаясь  словами Раскольникова, она "обанкрутилась" бы бесповоротно. Вслед за ее "банкротством", по той же дороге, с тем же концом, пошли бы и Полечка с сестрицей и братцем, которых она поддерживала кое-как своим "золотым" промыслом. Ибо чем же она была вооружена для борьбы с миром? Ни средств, ни положения, ни образования у нее не было.

Профессия проститутки ввергает Соню в позор и низость, но цели, которые она преследовала этим выбором, свободным, поставлены ею самой.

Ее тихая стойкость  позволяет не только сохранить себя, но и стать опорой другому.

"Глаза – зеркало души", которые характеризуют душевное состояние героини в определенный момент действия.

 

В первом портрете глаза выражают ужас Сони, который она испытывает при виде умирающего отца, единственного  родного человека в этом мире. Она  понимает, что после смерти отца ей будет одиноко. И это еще  более усугубляет ее положение в обществе.

Во втором же портрете глаза  отражают испуг, робость, неуверенность, что свойственно ребенку, только что окунувшемуся в жизнь.

Портретная характеристика у Достоевского играет большую роль не только в описании внутреннего  мира человека, его души, но и подчеркивает принадлежность героини к тому или  иному социальному уровню жизни.

В облике Сони, падчерицы  Катерины Ивановны и дочери Мармеладова, несмотря на то, что она намного  старше всех детей и зарабатывает деньги таким путём, мы тоже видим  много детского: "безответная  она, и голосок у ней такой  кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое,…угловатое, …нежная, болезная, …маленькая, кроткие голубые глаза".

 Трагическая судьба Катерины  Ивановны

Катерина Ивановна - бунтарка, страстно вмешивающиеся в несправедливую и враждебную ей обстановку. Она - безмерная гордячка, в порыве оскорбленного чувства идет против здравого смысла, кладет на алтарь страсти не только собственную жизнь, но, что еще страшнее, - благополучие своих детей.

Мармеладов дает жене точную характеристику: "…Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная, и оборвет... "15. Но человеческая гордость ее, как и Мармеладова, попирается на каждом шагу, о достоинстве и  самолюбии заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих, Катерине Ивановне "некуда идти".


Информация о работе Женские образы романа Достоевского «преступление и наказание»