Жанрово-стилевые особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Методы исследования: в качестве основного метода исследования использовался метод семантико-стилистического анализа, предполагающий наблюдение и аналитическое описание языковых явлений с целью установления закономерных связей элементов формы литературного произведения и его идейно-художественного содержания

Цель курсовой работы: исследование художественных произведений, которые принадлежат различным жанрам, и определение разновидности жанра, который доминировал в XX веке в Америке.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...4
1Стиль и жанр: соотношение и взаимосвязь понятий …….……………...7
1.1Понятие “художественный стиль”…………………………………...12
1.2Понятие “художественное произведение”………………………….15
2Жанрово-стилевые анализ американских произведений XX века……..19
2.1 Стилевой анализ американских произведений XX века …………19
2.3 Жанровые особенности американских произведений XX века….35
Заключение…………………………………………………………………42
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 342.00 Кб (Скачать)


Министерство образования Республики Беларусь

 

Учреждение образования

"Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины"


Факультет иностранных языков
Кафедра теории и практики английского языка
 




 


ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АМЕРИКАНСКИХ АВТОРОВ XX ВЕКА

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 



 

 

 

Исполнитель:
студент группы А-43                                                               Мухиянова Е.Г

Научный руководитель:                                                         Поборцева

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Реферат

 

 

Курсовая работа 45 страниц, 23 источника.

 

Ключевые слова: стиль, жанр, художественный стиль, художественное произведение.

 

Объект исследования: художественные произведения американских авторов XX века.

 

Предмет исследования: жанрово-стилевые особенности произведений американских авторов XX века.

 

Методы исследования: в качестве основного метода исследования использовался метод семантико-стилистического анализа, предполагающий наблюдение и аналитическое описание языковых явлений с целью установления закономерных связей элементов формы литературного произведения и его идейно-художественного содержания

 

Цель курсовой работы: исследование художественных произведений, которые принадлежат различным жанрам, и определение разновидности жанра, который доминировал в XX веке в Америке.

 

Задачами курсовой работы являются: определение понятий “жанр”, “стиль”, “художественное произведение”; “художественный стиль”; выявление лексико-семантических особенностей языка произведений; анализ жанрово-стилистических особенностей произведений американских авторов.

 

Выводы: в XX веке были популярны произведения различных жанров. Однако доминировал жанр роман, потому что именно этот жанр отображал насущные проблемы общества.

 

Предложения: так как между жанром и стилем не существует прямолинейной и однозначной зависимости, большая по сравнению с жанром подвижность стиля ведет к тому, что исследователи чаще занимаются изучением стилевых особенностей отдельных произведений, реже — индивидуальным стилем авторов и еще реже стилевыми признаками жанров или жанровых разновидностей. Следовательно, нужно подойти к более серьёзному исследованию стилевым признакам жанров.

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………...4

1Стиль и жанр: соотношение и взаимосвязь понятий …….……………...7

1.1Понятие “художественный стиль”…………………………………...12

1.2Понятие “художественное произведение”………………………….15

2Жанрово-стилевые анализ американских произведений XX века……..19

2.1 Стилевой анализ американских произведений XX века …………19

2.3 Жанровые особенности американских произведений XX века….35

Заключение…………………………………………………………………42

Список использованных источников………………………………………44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Настоящая работа посвящена изучению жанрово-стилевых особенностей американских произведений XX века. Такой выбор обусловлен тем, что в Америке - это период для которого характерно расширение и видоизменение сложившихся форм, выход за ставшие традиционными жанровые границы. Литературные жанры изменились до такой степени, что само понятие оказалось под угрозой. Понятие жанра претерпело в XX веке такие изменения, что можно выделить различные варианты романа: исторический, политический, церковный, экономический, юридический и так далее.

Цель курсовой работы состоит в исследовании художественных произведений, которые принадлежат различным жанрам, и определение разновидности жанра, который доминировал в XX веке в Америке.

Задачами курсовой работы является:

-                     определение понятий “жанр”, “стиль”, “художественное произведение”;

-                     выявление лексико-семантических особенностей языка произведений;

-                     анализ жанрово-стилистических особенностей произведений американских авторов.

Объектом исследования являются художественные произведения американских авторов XX века.

Предметом исследования являются жанрово-стилевые особенности произведений американских авторов XX века.

При изучении типологии литературных жанров очень важно найти надежные критерии для определения жанровой принадлежности того или иного произведения. Самыми общими показателями жанра обычно считают характер конфликта и тип героя. В то же время большинство исследователей при выделении жанрообразующих признаков прозаического произведения в той или иной мере учитывают его стилистические особенности.

Соотношение жанра и стиля — одна из наименее разработанных проблем филологической науки. Это объясняется в первую очередь сложностью самого явления, многообразным и многоступенчатым характером взаимоотношений между содержанием и формой в литературе. Изучением соотношения жанра и стиля занимается жанровая стилистика. Жанровая стилистика ведёт своё начало с античных времён, но продолжает оставаться в “стадии становления” в силу исторической смены ракурсов изучения. Но сама проблематика жанровых исследований настолько сложна и разнообразна, что не может быть решена в рамках стилистики жанров, поскольку требует значительного расширения методов исследования.

Выдающиеся советские филологи Ф. П. Филин, Р. А. Будагова, О. С. Ахманова и другие имели мнение о том, что деление науки о языке художественного произведения на стилистику литературоведческую и чистую лингвостилистику нельзя считать нормальным явлением. Они также считали, что стилистика — это та область, которая принадлежит и науке о литературе, и науке о языке, поэтому филологи полагают, что стилистическое исследование литературного произведения возможно лишь в сочетании с изучением его прагматической направленности, а также всей совокупности факторов, под воздействием которых оно создавалось [1, c. 5]. Из этого следует, что при освещении вопроса о соотношении жанра и стиля можно обращаться к явлениям экстралингвистического плана, таким, как возникновение и развитие отдельных жанровых разновидностей, их содержательный аспект и идейная направленность, прагматическая установка и так далее .

В качестве основного метода исследования использовался метод семантико-стилистического анализа, предполагающий наблюдение и  аналитическое описание языковых явлений с целью установления закономерных связей элементов формы литературного произведения и его идейно-художественного содержания

При исследовании лексики нужно исходить из того факта, что за каждым литературным жанром традиционно закрепляется определенная инвариантная лексико-понятийная модель, которая воплощается в бесконечном множестве конкретных вариантов, изменяющихся с развитием идей, взглядов и жизни человеческого общества и, следовательно, с эволюцией самого жанра.

Зная жанр произведения, можно говорить о типичных жанровых ожиданиях читателя. То есть жанр является как бы единицей классификации произведения и указывает его традиционные черты. Так же с помощью жанрово-стилистических особенностей произведения можно погрузиться в реальную действительность того времени, которое отражает произведение. А так как жанр и стилистические приёмы всё время видоизменяются, то, таким образом, всегда будет возможность заниматься исследованиями в этой области. В этом и заключается актуальность данной темы, на мой взгляд.

Проблемой жанрово-стилевых особенностей произведений занимались российские литературоведы еще в 20-е годы XX века  (В. Б. Шкловский, Ю. Н. Тынянов, В. М. Жирмунский). В. Б. Шкловский считал, что каждый жанр имеет свой стиль, явно преувеличивая значение последнего. Ю. Н. Тынянов был ближе к истине, утверждая, что “жанр рождается тогда, когда найдено нужное слияние диалектически вырисовавшегося направления поэтического слова с темой, нужное ее развертыванье”, подразумевая под “направлением поэтического слова” стиль произведения. В. М. Жирмунский понимал, жанр как “особый, исторически обусловленный тип объединения композиционных и тематических элементов поэтического произведения”, полагая, что любой жанр “сопровождается определенными признаками словесного стиля”[1, c. 9]. 

Значительный вклад в освещение вопроса о взаимоотношении жанра и стиля внес В. В. Виноградов, считавший основным стимулом движения в литературе развивающийся по своим имманентным законам языковой материал. По его мнению, потребность стилистической реформы “разрушает старые жанры, старую сюжетологию, приспосабливает к новым требованиям характеры и наполняется идейным содержанием, завершая формирование нового жанра”[1, c. 10].

Есть ряд исследователей, которые считают, что стиль является одним из жанрообразующих компонентов литературного произведения. Особенно убедительной в этом плане представляется жанровая концепция, М. М. Бахтина, выдвинувшего в качестве исходного предмета анализа текст художественного произведения. Первой среди трех основных особенностей, принципиально отличающих роман от всех остальных жанров, он называет “стилистическую трехмерность романа, связанную с многоязычным сознанием, реализующимся в нем”[1, c. 13].

Между жанром и стилем не существует прямолинейной и однозначной зависимости. Большая по сравнению с жанром подвижность стиля ведет к тому, что исследователи чаще занимаются изучением стилевых особенностей отдельных произведений, реже — индивидуальным стилем авторов и еще реже стилевыми признаками жанров или жанровых разновидностей. В то же время языковая форма прозаических произведений в значительной мере определяется их жанровой принадлежностью и, наоборот, эволюция жанров, формирование их новых разновидностей, в свою очередь, основывается на формальных стилевых признаках, характерных для творчества отдельных писателей. 

Соотношение между жанром и стилем удачно определил Н. Л. Лейдерман. Он пишет: “Как ни своеобразна жанровая форма отдельного произведения, при  сопоставлении множества произведений обнаружится тяготение их индивидуальных жанровых систем к определенным устойчивым типам “мирообразующих” структур[1, c. 14]. Эти типы структур представляют собой определенный уровень абстракции по отношению к отдельному произведению, они есть некий теоретический инвариант, никогда не существующий в чистом виде. Вот эти теоретические инварианты построения произведений искусства как образов мира и есть жанры”. И дальше: “Жанр относится к индивидуальному художественному миру произведения как общее к частному, как закон к явлению”. Но поскольку между общим и частным, между сущностью и явлением имеется диалектическая взаимосвязь, изучение отдельных явлений ведет к познанию сущности. Диалектика явления и сущности такова, что сущность лишь приблизительно охватывает отдельные многообразные явления, а последние, следовательно, неполно входят в сущность. Сущность беднее явлений, так как она не включает в себя бесконечного многообразия их сторон и оттенков. Вместе с тем при всем богатстве этих сторон и оттенков явлений сущность выступает как их общая основа.

Следовательно, при изучении разнообразных и стилистически многогранных произведений разных писателей, относящихся к одной жанровой разновидности, можно выделить такие инвариантные особенности, которые будут характерны для всех этих произведений. Эти особенности можно считать стилевыми признаками жанра. Именно жанр определяет систему композиционно-речевых форм эпического прозаического произведения, способы его членения и сцепления частей, природу художественного времени,   особенности лексической структуры.  

    

1 Стиль и жанр: соотношение и взаимосвязь понятий

 

 

В результате анализа большого количества одножанровых текстов, проведенного В. П Григорьевым, приметы “стиля” дают основания говорить о существовании особой “стилистики жанра”, под которой понимают “всю совокупность дифференциальных стилистических признаков, создающих относительно самостоятельную стилистическую систему жанра” [2, c. 133]. Круг вопросов, связанных с определением таких стилистических жанровых систем настолько широк, что он начинает выделяться в отдельное направление жанровых исследований - стилистику жанров (или: жанровую стилистику, стилистику жанра). Стилистика жанров изначально мыслится как многовариантная дисциплина, прежде всего, в силу слияния стиля и жанра, а также в силу крайней разнородности самой стилистики как таковой. Сложившееся положение, с одной стороны, открывает широкие перспективы для научного поиска, а с другой стороны, размывает границы стилистики жанров, не позволяет считать её самостоятельным научным направлением. С этой точки зрения стилистика жанров “наследует” извечные проблемы стилистики: “вездесущность” стиля позволяет стилистике по меткому замечанию Б. Вуйу “всюду чувствовать себя как дома”: “le style est la ou campe la stylistique et … celle-ci, … est, comme le Roi, partout chez elle” [3, c. 5], но при этом создает серьезные проблемы методологического характера. Ведь “размытость” понятия “стиль” значительно затрудняет определение предмета стилистики как отдельной научной отрасли.

Информация о работе Жанрово-стилевые особенности