Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:46, курсовая работа
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
- изучить фрагменты биографии М.Шолохова;
- показать те средства, с помощью которых М. А. Шолохов написал свой великий роман – эпопею «Тихий Дон»;
- исследовать проблему войны, ее влияние на судьбы людей.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Биография и творческие пути М. А. Шолохова
1.1 Биография М. А. Шолохова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 2. Тема войны в литературе
2.1 Изображение войны в литературе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.2 Первая мировая война в «Тихом Доне» М.А. Шолохова . . . . . . . 13
2.3 Гражданская война в «Тихом Доне» М. А. Шолохова . . . . . . . . . 17
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Солидарность, стойкость, классовое чувство, взаимная поддержка превращают красные отряды в несокрушимую силу, их воля и превосходство вызывают раздумья даже у казаков, они с любопытством и завистью смотрят, как простые люди из народа бьют опытных генералов. Все громче гремит слава о Буденном крупном полководце из простых казаков[ 3. c. 219]
Отсутствие
у белогвардейцев той высокой
идеи, которая соответствовала бы
запросам времени и получила поддержку
в народе и стала причиной провала
их планов. Сколько бы ни говорили они
о своей преданности России, о
кровной связи с народом, его
историческими традициями, как бы
не клялись в том, что именно они
призваны спасти Родину и предотвратить
междоусобную войну, все их замыслы
на проверку оказались глубоко
Народ не
мог примириться и с
Белогвардейское движение не могло преодолеть внутренней распри и в собственной среде, где господствовали разложения падения дисциплины деморализация дезертирство беспросыпная пьянка. Все это воспринималось народом как призрак скорого праха: Они допьются…. Они до своего допьются!.
Финал событий еще раз наглядно доказал чьи интересы отстаивали белогвардейцы: В Новороссийске шла эвакуация. Пароходы увозили в Турцию российских толстосумов, помещиков, семьи генералов и влиятельных политических деятелей. На пристанях день и ночь шла погрузка. Юнкера работали в артелях, грузчиков заваливая трюмы пароходов военным имуществом чемоданами и ящиками сиятельных беженцев.
Заключение
Концепция
войны у Шолохова точна и определенна.
Причины войны — социальные. Война
преступна от начала до конца, она
растаптывает принципы гуманизма. Он смотрит
на военные события глазами
В отличие от других писателей, героем которых чаще всего был интеллигент — честный, страдающий, растерявший всего себя в боях, то у Шолохова миллионное население страны, которое обладает силой, способной решить свою судьбу, это сыны «всевыносящего русского племени» из станиц и хуторов.
Следуя традициям русской литературы через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, лирические отступления, Шолохов идет к осмыслению чуждости неестественности, бесчеловечности войны.
Первая мировая война. В ее изображении проявился аналитический талант художника, хорошо чувствующего запрос времени. Роман создавался между двумя войнами. Не успели подернуться пеплом костры Первой - империалисты начали подготовку новой, повторилось то самое, что было накануне 1914 г. — милитаристский угар, националистическая истерия, надежды на самые весомые «аргументы» - бомбы и снаряды. Разрабатывалась программа нового передела мира. Вот почему тема прошлой войны становилась важнейшей и для тех, кто на ее памятном материале разоблачал кровавые последствия милитаризма, и—с другой целью — для факельщиков теперь уже тотальной истребительной схватки — фашистских головорезов, извлекавших свои уроки из недавнего поражения Германия [4. c.261].
Войну изучали историки и военные стратеги, политики и экономисты, дипломаты и разведчики, деятели -науки и искусства, медики и психологи. События прослеживались, день за днем, решающие операции — по часам и минутам.
О той войне написано немало волнующих произведений. Сказали свое слово многие писатели мира: русские, немцы, болгары, французы, итальянцы, англичане, поляки, австрийцы, венгры, югославы, американцы. Гневом наполнены воспоминания тех, кто побывал в сырых окопах под огнем, уцелел десятым ила двадцатым из состава воинской части.
Если героем военного романа был чаще всего интеллигент — честный, страдающий, растерянный, то у Шолохова на первом плане — сыны глубинной трудовой России, оторванные от неотложных дел на земле,
Шолоховская правда о войне? Вот она: русские воины трупами повисают на проволочных колючих заграждениях, немецкая артиллерия выкашивает целые полки, раненые ползают по жнивью, глухо охает земля, «распятая множеством копыт», когда обезумевшие всадники устремляются в кавалерийские атаки и плашмя падают вместе с конями. Не помогает казаку ни молитва от ружья, ни молитва при набеге. «Крепили их к гайтанам, к материнским благословениям, к узелкам со щепотью родимой земли, а смерть пятнала и тех, кто возил с собою молитвы».
Первые удары шашкой по человеку, первые убийства — это остается в памяти на всю жизнь. Неизбывна боль и за землю: «вызревшие хлеба топтала конница», «там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды; ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали».
Всего лишь месяц войны, а как она искалечила людей. Стареют на глазах. Похабничают. Звереют. Сходят с ума.
Полуфеодальный режим, существовавший в стране, за время войны еще больше ожесточился. В армии стали нормой унижения, оскорбления, зуботычины, слежка, голодные рационы. Бездарность и безответственность командования. Разложение в царском дворе, бессилие министров и генералов поправить дело.
Разваливался тыл. «Вместе со второй очередью ушла и третья. Станиц, хутора обезлюдели, будто на покое на ограду вышла вся Донщина».
Надо было очень близко к сердцу принять боль земли русской, чтоб вот так скорбно сказать об этом:
«Многих недосчитывались казаков, — растеряли их на полях Галиции, Буковины, Восточной Пруссии, Прикарпатья, Румынии, трупами легли они и истлели под орудийную панихиду, и теперь позаросли бурьяном высокие холмы братских могил, придавило их дождями, позамело зыбучим снегом».
Разоблачая
жадных до власти карьеристов
и авантюристов, привыкших распоряжаться
чужими судьбами, всех, кто гонит
свой народ на другие народы,
прямо на минные поля и под
пулеметный веер пуль, решительно
протестуя против любого
В романе действуют, буржуазные демократы, сторонники военной диктатуры, сепаратисты, большевики. У всех свои взгляды, планы, программы. Материал романа как бы включается в современные размышления о судьбе Родины: что могло быть, если бы продолжалась власть монарха, если бы держался и дальше Керенский, если бы завершился победой корниловский путч, если бы осуществились планы сепаратистов вроде Ефима Изварина, если бы не произошли события 25 октября? Или вопросы иного порядка: если бы не покончили с собой генералы Марков, Каледин, не был убит в 1918 году Корнилов и не умер тогда же Алексеев?
По Шолохову реальна только та программа, которая не расходиться с интерасами большинства народа. Обстановка сложилась так:
Близкий дымился фронт. Армии дышали смертной лихорадкой, не хватало боевых припасов, продовольствия; армии многоруко тянулись к призрачному слову «мир»; армии по – разному встречали временного правителя республики Керенского и. понукаемые его истерическими криками, спотыкались в июньских наступлениях; в армиях вызревший гнев плавился и вскипал, как вода и роднике, выметываемая глубинными ключами…
Это настроение фронтовиков и большей части трудового народа в тылу, тянувшихся к миру, определило отношение к программам и лозунгам. Братание на фронтах свидетельствовало о том, что воины разных стран становились интернационалистами, искали «один язык», что им ненавистна война как пережиток варварства, что они за такой строй, который сохранит жизнь и даст свободу. Поэтому требования выхода из войны оказывалось народу ближе, чем призывы к ее продолжению до победного конца, да еще с угрозой применения смертной казни.
Сам Шолохов на стороне тех, кто боролся против милитаризма. Роман служит обличительным документом, картины кровопролития — а их очень много — даны во всех деталях и с такой убеждающей наглядностью, от которой содрогаешься. Но мировая война для России — первый круг ада. Она пережила еще более неестественное - междоусобицу. Огромная территория находилась в огне. Свои убивали своих, придумывая для этого изощренные способы. Грабежи и насилия. Бандитские нашествия. Запои, расшатанная психика людей. Эпидемия тифа. Смерть вдали от родных очагов. Осиротевшие семьи. «Тихий Дон» - повествование о той трагедии.
Литература
Книги, монографии:
1. Бирюков Ф. Художественные открытия Михаила Шолохова / Бирюков Ф. М.: «Современник». 1976. – 368 с.
2. Андриасов М. Слово о Шолохове / Андриасов М. М.: «Правда». 1973. – 542 с.
3. Кудинов С. Этого не забудешь/ Кудинов С. Ростов н/Д. 1967. – 236 с.
4. Кузнецов Ф. «Тихий Дон»: судьба и правда великого романа / РАН; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Науч. ред. А. Л. Гришунин. — М.: ИМЛИ РАН. 2005.- 864 с.
5. Лукин Ю. Два портрета (Макаренко А., Шолохов М.) Критико-биографические очерки / Лукин Ю. М.: «Московский рабочий». 1975.- 416 с.
Статьи из газет, журналов, сборников по материалом конференций:
6. Якименко Л. Поэтический мир М. А. Шолохова / Л. Якименко // Творчество М. Шолохова. М. 1964. – 208 с.
Информация о работе Войны и революции в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова