Войны и революции в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

В ходе работы были поставлены следующие задачи:
- изучить фрагменты биографии М.Шолохова;
- показать те средства, с помощью которых М. А. Шолохов написал свой великий роман – эпопею «Тихий Дон»;
- исследовать проблему войны, ее влияние на судьбы людей.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Биография и творческие пути М. А. Шолохова
1.1 Биография М. А. Шолохова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Глава 2. Тема войны в литературе
2.1 Изображение войны в литературе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.2 Первая мировая война в «Тихом Доне» М.А. Шолохова . . . . . . . 13
2.3 Гражданская война в «Тихом Доне» М. А. Шолохова . . . . . . . . . 17

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 50.06 Кб (Скачать)

Солидарность, стойкость, классовое чувство, взаимная поддержка превращают красные отряды в несокрушимую силу, их воля и превосходство  вызывают раздумья даже у казаков, они  с любопытством и завистью смотрят, как простые люди из народа бьют опытных генералов. Все громче гремит слава о Буденном крупном полководце из простых казаков[ 3. c. 219]

Отсутствие  у белогвардейцев той высокой  идеи, которая соответствовала бы запросам времени и получила поддержку  в народе и стала причиной провала  их планов. Сколько бы ни говорили они  о своей преданности России, о  кровной связи с народом, его  историческими традициями, как бы не клялись в том, что именно они  призваны спасти Родину и предотвратить  междоусобную войну, все их замыслы  на проверку оказались глубоко антинародными.

Народ не мог примириться и с предательской  политикой белогвардейцев, когда  те вступали в союз то с немцами, то с англичанами договариваясь  о военной помощи, приглашали интервентов  на нашу землю.

Белогвардейское движение не могло преодолеть внутренней распри и в собственной среде, где господствовали разложения падения  дисциплины деморализация дезертирство беспросыпная пьянка. Все это воспринималось народом как призрак скорого праха: Они допьются…. Они до своего допьются!.

Финал событий  еще раз наглядно доказал чьи  интересы отстаивали белогвардейцы: В Новороссийске шла эвакуация. Пароходы увозили в Турцию российских толстосумов, помещиков, семьи генералов и влиятельных политических деятелей. На пристанях день и ночь шла погрузка. Юнкера работали в артелях, грузчиков заваливая трюмы пароходов военным имуществом чемоданами и ящиками сиятельных беженцев.

 

Заключение

Концепция войны у Шолохова точна и определенна. Причины войны — социальные. Война  преступна от начала до конца, она  растаптывает принципы гуманизма. Он смотрит  на военные события глазами трудового  народа, к нелегкой судьбе которого прибавились новые страдания.

В отличие  от других писателей, героем которых  чаще всего был интеллигент —  честный, страдающий, растерявший всего  себя в боях, то у Шолохова миллионное население страны, которое обладает силой, способной решить свою судьбу, это сыны «всевыносящего русского племени» из станиц и хуторов.

Следуя  традициям русской литературы через  батальные сцены, через острые переживания  героев, через пейзажные зарисовки, лирические отступления, Шолохов идет к осмыслению чуждости неестественности, бесчеловечности войны.

Первая  мировая война. В ее изображении  проявился аналитический талант художника, хорошо чувствующего запрос времени. Роман создавался между  двумя войнами. Не успели подернуться  пеплом костры Первой - империалисты начали подготовку новой, повторилось то самое, что было накануне 1914 г. — милитаристский угар, националистическая истерия, надежды на самые весомые «аргументы» - бомбы и снаряды. Разрабатывалась программа нового передела мира. Вот почему тема прошлой войны становилась важнейшей и для тех, кто на ее памятном материале разоблачал кровавые последствия милитаризма, и—с другой целью — для факельщиков теперь уже тотальной истребительной схватки — фашистских головорезов, извлекавших свои уроки из недавнего поражения Германия [4. c.261].

Войну изучали  историки и военные стратеги, политики и экономисты, дипломаты и разведчики, деятели -науки и искусства, медики и психологи. События прослеживались, день за днем, решающие операции — по часам и минутам.

О той  войне написано немало волнующих  произведений. Сказали свое слово многие писатели мира: русские, немцы, болгары, французы, итальянцы, англичане, поляки, австрийцы, венгры, югославы, американцы. Гневом наполнены воспоминания тех, кто побывал в сырых окопах под огнем, уцелел десятым ила двадцатым из состава воинской части.

Если  героем военного романа был чаще всего  интеллигент — честный, страдающий, растерянный, то у Шолохова на первом плане — сыны глубинной трудовой России, оторванные от неотложных дел  на земле,

Шолоховская правда о войне?  Вот она: русские воины трупами повисают на проволочных колючих заграждениях, немецкая артиллерия выкашивает целые полки, раненые ползают по жнивью, глухо охает земля, «распятая множеством копыт», когда обезумевшие всадники устремляются в кавалерийские атаки и плашмя падают вместе с конями. Не помогает казаку ни молитва от ружья, ни молитва при набеге. «Крепили их к гайтанам, к материнским благословениям, к узелкам со щепотью родимой земли, а смерть пятнала и тех, кто возил с собою молитвы».

Первые  удары шашкой по человеку, первые убийства — это остается в памяти на всю  жизнь. Неизбывна боль и за землю: «вызревшие хлеба топтала конница», «там, где шли бои, хмурое лицо земли  оспой взрыли снаряды; ржавели в  ней, тоскуя по человеческой крови, осколки  чугуна и стали».

Всего лишь месяц войны, а как она искалечила людей. Стареют на глазах. Похабничают. Звереют. Сходят с ума.

Полуфеодальный  режим, существовавший в стране, за время войны еще больше ожесточился. В армии стали нормой унижения, оскорбления, зуботычины, слежка, голодные рационы. Бездарность и безответственность командования. Разложение в царском дворе, бессилие министров и генералов поправить дело.

Разваливался  тыл. «Вместе со второй очередью ушла и третья. Станиц, хутора обезлюдели, будто на покое на ограду вышла  вся Донщина».

Надо  было очень близко к сердцу принять  боль земли русской, чтоб вот так  скорбно сказать об этом:

«Многих недосчитывались казаков, — растеряли их на полях Галиции, Буковины, Восточной Пруссии, Прикарпатья, Румынии, трупами легли они и истлели под орудийную панихиду, и теперь позаросли бурьяном высокие холмы братских могил, придавило их дождями, позамело зыбучим снегом».

 Разоблачая  жадных до власти карьеристов  и авантюристов, привыкших распоряжаться  чужими судьбами, всех, кто гонит  свой народ на другие народы, прямо на минные поля и под  пулеметный веер пуль, решительно  протестуя против любого посягательства  на право человека жить па  земле, Шолохов противопоставил  ужасам войны красоту человеческих  чувств, счастье земного бытия.  Страницы, посвященные дружбе, доверию,  родственным чувствам, любви –  всему истинно высокому, укрепляют  веру в победу доброго начала.

В романе действуют, буржуазные демократы, сторонники военной диктатуры, сепаратисты, большевики. У всех свои взгляды, планы, программы. Материал романа как бы включается в современные размышления о судьбе Родины: что могло быть, если бы продолжалась власть монарха, если бы держался и дальше Керенский, если бы завершился победой корниловский путч, если бы осуществились планы сепаратистов вроде Ефима Изварина, если бы не произошли события 25 октября? Или вопросы иного порядка: если бы не покончили с собой генералы Марков, Каледин, не был убит в 1918 году Корнилов и не умер тогда же Алексеев?

По Шолохову реальна только та программа, которая  не расходиться с интерасами большинства  народа. Обстановка сложилась так:

Близкий дымился фронт. Армии дышали смертной лихорадкой, не хватало боевых припасов, продовольствия; армии многоруко  тянулись к призрачному слову  «мир»; армии по – разному встречали  временного правителя республики Керенского и. понукаемые его истерическими  криками, спотыкались в июньских наступлениях; в армиях вызревший  гнев плавился и вскипал, как вода и роднике, выметываемая глубинными ключами…

Это настроение фронтовиков и большей части трудового народа в тылу, тянувшихся к миру, определило отношение к программам и лозунгам. Братание на фронтах свидетельствовало о том, что воины разных стран становились интернационалистами, искали «один язык», что им ненавистна война как пережиток варварства, что они за такой строй, который сохранит жизнь и даст свободу. Поэтому требования выхода из войны оказывалось народу ближе, чем призывы к ее продолжению до победного конца, да еще с угрозой применения смертной казни.

Сам Шолохов  на стороне тех, кто боролся против милитаризма. Роман служит обличительным  документом, картины кровопролития  — а их очень много — даны во всех деталях и с такой убеждающей наглядностью, от которой содрогаешься. Но мировая война для России — первый круг ада. Она пережила еще более неестественное - междоусобицу. Огромная территория находилась в огне. Свои убивали своих, придумывая для этого изощренные способы. Грабежи и насилия. Бандитские нашествия. Запои, расшатанная психика людей. Эпидемия тифа. Смерть вдали от родных очагов. Осиротевшие семьи. «Тихий Дон»  - повествование о той трагедии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Книги, монографии:

1. Бирюков  Ф. Художественные открытия Михаила Шолохова / Бирюков Ф.  М.: «Современник». 1976. – 368 с.

2. Андриасов М. Слово о Шолохове / Андриасов М. М.: «Правда». 1973. – 542 с.

3. Кудинов С.  Этого не забудешь/ Кудинов С. Ростов н/Д. 1967. – 236 с.

4. Кузнецов Ф. «Тихий Дон»: судьба и правда великого романа / РАН; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Науч. ред. А. Л. Гришунин. — М.: ИМЛИ РАН. 2005.- 864 с.

5. Лукин Ю. Два портрета (Макаренко А., Шолохов М.) Критико-биографические очерки / Лукин Ю. М.: «Московский рабочий». 1975.- 416 с.

 

Статьи из газет, журналов, сборников по материалом конференций:

6. Якименко Л. Поэтический мир М. А. Шолохова / Л. Якименко // Творчество М. Шолохова. М. 1964. – 208 с.

 




Информация о работе Войны и революции в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова