Личность Наполеона в романе "Война и мир"
Наполеон Бонапарт - один из величайших героев мировой истории. Человек, совершивший головокружительную карьеру от поручика до императора, не француз по происхождению на престоле Франции, человек, которого боялись все без исключения правители европейских государств, безусловно, заслуживает то, чтобы называться героем. Образ Наполеона занимает, в романе большое место, и не по объему уделенного ему текста, а по своему значению в идейно-художественном содержании романа.
На Толстого исторически выпала задача окончательно разрушить культ личности Наполеона, питавшийся нелепыми представлениями о его победах, которыми французская армия якобы обязана единственно только его гениальности. Поклонникам его не приходило в голову, что нельзя исторические деяния объяснять одними только способностями и качествами выдающихся деятелей, которые их совершают. От них ускользал закон общественно-исторической необходимости и обусловленности любого большого дела.
Как правильно заметила Т. Мотылева, “именно Толстой впервые в мировой литературе развеял “наполеоновскую легенду”, разрушил авторитет императора-завоевателя, поддерживавшийся на протяжении десятилетий многими большими художниками слова”.
Толстой более непримирим и беспощаден в развенчании Наполеона. Для него французский полководец перестает быть великим человеком. По его мнению, в этот ранг он возведен незаслуженно. На Бородинском поле Наполеон показан иллюстрацией этой идеи, как предмет философских, с разоблачительными намерениями, суждений автора. Когда же автор “Войны и мира” оставляет философскую полемику и нарочитую парадоксальность своего мышления, его Наполеон начинает казаться умным и деятельным военачальником с присущим ему талантом ведения войны.
- В продолжение всей Аустерлицкой компании Наполеон показан в своих воинских успехах полководцем, прекрасно разбирающимся в боевой обстановке. Он быстро понял хитрость Кутузова, предложившего перемирие под Голлабруном, и досадную ошибку Мюрата, согласившегося начать переговоры о мире. При описании переправы французов через Неман Толстой считает нужным упомянуть, что овации надоедали Наполеону, когда он предавался военным заботам. Толстой принимает во внимание многолетний опыт полководца и при описании Бородинской битвы дважды говорит об этом. Опыт помог Наполеону понять трудность и результаты Бородинской битвы. “Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что значило в продолжение 8-ми часов, после всех употребленных усилий, не выигранное атакующим сражение”.
'Толстой считал Наполеона человеком способным по своим природным дарованиям. В черновикax pомана он дает такое определение его личности: “Яркие умственные способности, затемненные безумием самообожания”. В окончательный текст романа эти слова не вошли неслучайно. Из них развилась определенная концепция образа, поглотившая их. В окончательном тексте романа в жизни и деятельности Наполеона различается прошлое и настоящее: раньше герой бы л не таким, каким стал позже. Первооснова понятий Толстого о Наполеоне выразилась в интереснейшем отзыве Пьера Безухова:
“Наполеон Бонапарт был презираем всеми до тех пор, пока он был велик, и с тех пор как он стал жалким комедиантом - император Франц добивается предложить ему свою дочь в незаконные супруги”.
Можно говорить о правдивости общего впечатления, остающегося от Наполеона после прочтения романа “Воина мир”. В его образе до момента Бородинской битвы преобладает изображение человека, привыкшего к победам и почестям. Он всюду видел вокруг себя ликование, энтузиазм его солдат. Ему сопутствовал блеск славы. Все это делало из него самодовольного человека, верившего если не в правоту, то по крайней мере в успех своего дела, в свою звезду. Все вокруг только и говорили о его счастье. “И что за счастье этому человеку!” - восклицает Андрей Болконский во время беседы с Билибиным в Брюнне. Об этом же говорится в стихах, преподнесенных Багратиону на бале в Москве:
Да счастливый Наполеон,
Познав чрез опыты, каков Багратион,
Не смеет утруждать Алкидов русских боле.
Спасибо за внимание