Роман М. А. Шолохова "Тихий Дон"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:47, реферат

Краткое описание

Роман М. А. Шолохова "Тихий Дон" посвящен теме гражданской войны, развернувшейся на донской земле. Здесь нашли глубокое и всестороннее отображение и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции, культура, быт, язык, и неповторимая донская природа. Роман населен множеством героев, насыщен событиями общественно-политической жизни, картинами мирного труда.

Файлы: 1 файл

Реф по лит-ре тихий дон.doc

— 50.50 Кб (Скачать)


 

 

 

  Роман М. А. Шолохова "Тихий Дон" посвящен теме гражданской войны, развернувшейся на донской земле. Здесь нашли глубокое и всестороннее отображение и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции, культура, быт, язык, и неповторимая донская природа. Роман населен множеством героев, насыщен событиями общественно-политической жизни, картинами мирного труда.

Социальные и нравственные проблемы романа включает в себя наиболее общая тема сочинения: "Донское казачество в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон".

В эпопее изображена история казачества в течение бурного десятилетия с 1912 по 1922 год. Начало романа рисует быт и нравы казачьей станицы в канун первой мировой войны, вводя читателей в мир интимных, личных проблем героев.

Два эпиграфа, предпосланные роману, выявляют идейно-художественный замысел автора.

Слова старинной казачьей песни предваряют повесть о кровавых боях, о классовом

размежевании жителей хутора Татарский, о напряженных поисках героями своего места в бурной революционной действительности, об их неистребимом тяготении к простому человеческому

счастью, к мирному крестьянскому труду на кормилице-земле.

 

Жизнь донского казачества в период гражданской войны в центре внимания писателя.

Шолохов поставил перед собой трудную задачу: показать своеобразие классовой борьбы на Дону.

В. И. Ленин говорил о районах бывшей области Войска Донского, как о «местностях самых патриархальных, со слоем земледельцев самых зажиточных, наиболее сословно замкнутых».

Многие годы царское правительство, делая казачество оплотом реакции, внушало ему

идею сословного единства, возбуждая в нем ненависть к русскому крестьянству, к так называемым «иногородним». На этой почве и возникали у казаков та сословная спесь и сословная ограниченность, которые белогвардейцы пытались использовать для своей контрреволюционной агитации во время гражданской войны.

С большим художественным мастерством показывает Шолохов, как Октябрьская революция

всколыхнула и взволновала Тихий Дон, окончательно разбила все иллюзии о мнимом единстве казачества. Классовое начало неумолимо вторгается в жизнь.

 

 

 

 

 

 

Казаки-кулаки Коршуновы

действуют заодно с помещиком Листницким и его сыном белым офицером,

с русским богачом-торговцем Моховым. А, с другой стороны, казацкая беднота,

батраки Мишка Кошевой, Давыдка Валет, казак-рабочий Котляров объединены с «иногородней»

беднотой, с коммунистом Штокманом. Строгий реалист, чуждый каких бы то ни было натяжек

в искусстве, Шолохов не упрощает сложный и порой мучительный процесс

окончательного перехода казачьих народных масс на сторону социализма.

Он показывает метания, колебания, происходившие в среде казачества, которое в конце концов решительно и бесповоротно связало свою судьбу с судьбой социалистической родины.

Привлекая очень своеобразный материал казачьей жизни, Шолохов, однако, в своей эпопее решает проблему более широкого, обобщающего значения — о путях народных масс к социализму.

Живую реальность, правдивость изображаемым событиям большого эпического плана придают очень конкретные, сочные, полнокровные зарисовки жизни и быта казачества различных исторических периодов. Шолохов воссоздает нерушимый, косный уклад, замкнутый быт «осанистых куреней» дореволюционных лет. «В каждом дворе, обнесенном плетнями, под каждой крышей каждого куреня коловертью кружилась своя, обособленная от остальных, полнокровная, горько-сладкая жизнь».

 

Однако роман в целом глубоко оптимистичен. Отобразив в своем произведении непримиримую борьбу старого и нового в жизни народа, писатель ярко вскрыл победную силу нового, торжество дела революции, гибель всего, что сопротивляется движению народа вперед.

Шолохов показал, что лучшая часть казачества пошла за Советской властью. Трагедия Григория развивается на фоне постепенного перехода трудового казачества к новой жизни.

 

Со всеми мельчайшими бытовыми подробностями рассказывает писатель об этой жизни обитателей куреней с ее горестями и радостями, тревогами и заботами.

Красочными мазками живописует он картины покосов, народных гулянок, игр молодежи, их вольные казачьи песни про славный синий Дон.

Но Шолохов-реалист показывает и другую сторону дореволюционного казачьего быта.

 

 

 

 

 

 

 

И тогда обнажается дикость, косность, звериная жестокость этого собственнического,

замкнутого мирка. За копну сена, истоптанного быками, почти до полусмерти «запорол жену»

казак, полновластный хозяин куреня. За измену «обдуманно и страшно» избивает

Степан Астахов свою молодую красавицу-жену Аксинью на глазах равнодушных соседей,

наблюдающих это «зрелище»: «очень даже понятно, за что жалует Степан свою законную».

 

Дополняют представление о старом бытовом укладе казачества многочисленные описания сытой до одури еды, сцены сватовства Григория и Натальи — своеобразного торга барышников, пьяной оргии на свадьбе Мелехова, кровавого побоища на мельнице, возникшего без всякого повода между казаками и «иногородними».

Этот бытовой фон отчетливее проясняет те события на Дону, которые разыгрались в революционные годы, когда гражданская война расслоила казаков, бросила их в разные лагери. В тесном переплетении бытового и исторического плана — сила реалистической живописи Шолохова.

 

 

Посмотрим, как война и революция отразилась на судьбе одной семьи, семьи Мелеховых. Сначала, до войны, это была дружная, крепкая семья. Все в ней почитали отца, хозяина дома. Но вот, во время революции, убивают Петро, умирает Дарья и Наталья, погибает Прокофий Пантелеич. До мирного времени дожили только Григорий, его маленький сын и сестра героя – Дуняшка. Большая семья погибла, все разрушила война. И это только один пример, а таких семей было сотни и тысячи. Ни одну из них не помиловала война.

 

Противоречия смутного времени сказываются и на судьбах отдельных героев, таких, как Григорий Мелехов. Он не знает, к кому прислониться, кого послушаться. Даже в финале романа Мелехов остается на перепутье, совершенно один, никому не нужный. Таким образом, Шолохов показывает нам проблему личности и общества, проблему связи отдельного человека и исторических событий в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Тихий Дон» поднимает также и проблему материнского чувства. Ильинична прощает Михаила Кошевого за убийство своего сына и принимает его как зятя. Так велика ее материнская любовь, что она распространяется даже на убийцу сына.

 

 

В произведении раскрывается проблема женской любви, женской верности и страсти. Она рассматривается на примере отношений Григория и Аксиньи, Григория и Натальи, Дуняшки и Мишки Кошевого. Это примеры верности и преданности казачек. Но есть в романе и другое. Дарья, жена старшего брата Григория, обманывала мужа и при его жизни, и не чтит его память после смерти Петро. За свое поведение эта героиня наказывается – она кончает с собой, узнав, что заболела «дурной болезнью». Предполагая, как будут относиться к ней окружающие, героиня топится в Волге.

 

Кроме того, это произведение и об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на человеческую долю. А этих испытаний и страданий всегда немало. Но особенно их много во времена великих потрясений, великих исторических событий. Мы все стремимся к счастью, часто ищем его не там, где нужно. А иногда не замечаем счастье под своим собственным носом.

 

 

 

ГРИГОРИЙ

 

 

 

Вот, например, Григорий Мелехов. Он мог сбежать с Аксиньей, когда она предложила ему это в первый раз. Эти герои могли бы быть счастливы вдвоем. Но Григорий не захотел бросать хутор, не захотел строить счастливую жизнь на чужой стороне. Уже женившись на Наталье, герой продолжал гулять с Аксиньей, не давая покоя ни ей, не Наталье. Можно сказать, что он сам счастливо не жил и другим не давал. Вскоре Григорий бросает жену и уходит к Аксинье. На протяжении всего романа Мелехов будет метаться от одной женщины к другой, так и не сделав выбор, не найдя своего счастья.

Подобная история была у него с "красными" и "белыми". Почему же Григорий Мелехов ни в чем не может сделать окончательный выбор, к которому упорно толкают его жизненные обстоятельства? Из-за несознательности? Отсутствия воли? Нет, Григорий — храбрый, отважный воин, человек чести и долга.

 

 

 

 

 

Он искренен, благороден, великодушен, способен к сильным и глубоким чувствам. Его природная наблюдательность, цепкий крестьянский ум, ясность мысли помогают увидеть то несправедливое, злое, жестокое, чего было в избытке по обе стороны баррикад, и с чем он не мог примириться. Ему отвратительно зверское убийство председателем Донревкома Федором Подтелковым офицеров под Глубокой. Он не находит себе места от гнева и возмущения, когда казаки в армии жестоко унижают женщину. Его гордость оскорбляют презрительные слова белогвардейского полковника Георгидзе о народе как о хаме. С омерзением относится Григорий к грабежам, к расправам над пленными. Прекрасно понимает он, что лозунги большевиков об уравниловке — это сплошная демагогия, ибо взводный шагает в хромовых сапогах, а "Ванек" в обмоточках. "Комиссара видал, весь в кожу залез, и штаны, и тужурка, а другому и на ботинки кожи не хватает. Да ить это год ихней власти прошел, а укоренятся они — куда равенство денется?" Значит, то, что видит вокруг Григорий Мелехов, не соответствует тем идеалам, за которые стоит воевать до конца, жертвуя всем. Он упорно пытается разобраться в происходящих событиях, понять те силы, которые стали управлять жизнью, не удовлетворяясь чеканными фразами лозунгов. В результате изнурительных метаний между белыми и красными Григорий приходит к выводу, что "неправильный у жизни ход". И белые генералы, видящие смысл своей борьбы в восстановлении монархии, и фанатики-большевики, одержимые идеей установления казарменного коммунизма, для достижения своих целей используют одно и то же средство — насилие, истребление несогласных, не видя никакой возможности для мирного, бескровного урегулирования всех спорных вопросов. Такая политика рождает новые и новые волны зверств, жестокость, опустошает души людей, отрывая их от всего того, что составляет смысл и ценность бытия. Это прекрасно ощущает Григорий, который вынужден всю жизнь проводить в чужой "далекой стране" ненависти и смерти, с отвращением обнаруживая, что становится убийцей, что весь его талант уходит на мастерство истребления людей. Его властно тянет к себе земля. Мирный труд в поле, на пашне противостоит стихии жестокости, олицетворяя животворное созидательное начало.

Противоречива и запутана жизнь Григория. Шолохов, проведя своего героя дорогой непрестанных метаний, разъедающих сомнений, внутренней борьбы, показал полную обреченность человека, оторвавшегося от революции, вступившего в конфликт с народом, со своей родиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В конце первой книги романа Мелехов — казак-фронтовик, разочаровавшийся в идеалах старого казачества, подавленный ужасом и бессмысленностью ненужной народу войны, затеянной царским правительством ради чьих-то непонятных Григорию выгод и интересов. В его душу западают правдивые слова большевика Гаранжи, с которым он встречается в госпитале. У Григория Мелехова открываются глаза на происходящие события: «Теперь я зрячий... и злой!» — говорит про себя Григорий.

Во всех поступках этого героя проявляется здоровое нравственное начало, которое не позволяет ему впадать в крайности.

 

 

 

 

АКСИНЬЯ

 

 

 

Один из замечательных образов романа, обладающий особой пленительностью и обаянием, образ казачки Аксиньи. Поэтическая законченность, скульптурная выразительность характерна именно для этого образа. В ее цельной, страстной, бескомпромиссной любви к Григорию выражен решительный протест против горькой женской доли, против загубленной, смятой молодости, против истязаний и деспотизма старого отца и нелюбимого мужа («За всю жизнь за горькую отлюблю!..»). Аксинья не стыдится своей запретной любви. Эта любовь для нее выход из безнадежного прошлого, это своеобразная борьба за свое право на счастье. Она готова во имя своего чувства пожертвовать и сытой, внешне спокойной жизнью, и своим накопленным добром, и налаженным хозяйством. С радостной покорностью идет она за Григорием на фронт, делит с ним трудную походную жизнь. «Призвал... Пришла пеши.., все бросила...»

С необычайным проникновением Шолохов изобразил внутренний мир крестьянки, ее тончайшие душевные переживания, моральную силу, цельность и красоту чувств.

 

 

Через всю жизнь пронесла Аксинья любовь к Григорию, сила и глубина ее чувства выразилась в самоотверженности, в готовности следовать за любимым на самые тяжкие испытания. Во имя этого чувства она бросает мужа, хозяйство и уходит с Григорием батрачить к Листницким. Во время Гражданской войны она идет за Григорием на фронт, разделяя с ним все невзгоды походной жизни. И в последний раз по его зову она покидает хутор с надеждой найти вместе с ним свою «долю» на Кубани. Вся сипа характера Аксиньи выразилась в одном всеохватывающем чувстве — любви к Григорию.

 

 

 

Одним из постоянных определений человеческой сущности Аксиньи, ее борьбы за счастье становится в романе эпитет «гордая». У Аксиньи «гордое» лицо, презирая хуторские сплетни, она «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову». После ссоры с Мелеховыми она не здоровается с ними, «с сатанинской гордостью, раздувая ноздри, проходила мимо». Неоднократно повторенное определение «гордая» служит для выделения одной из самых существенных черт характера Аксиньи. Аксинья гордится не только своей яркой, волнующей красотой. Гордость ее выражает постоянную готовность отстаивать свое человеческое достоинство, показывает жизненную стойкость, силу и благородство характера.

 

Тяжкие жизненные испытания не сломали Аксинью, а наоборот, раскрыли в ней все самое лучшее. Если в начале романа она могла под влиянием минутного настроения изменить Григорию с Листницким, оскорбить Наталью, накричать на Пантелея Проко-фьевича, то в последнем томе она изменяется, проявляет любовь и понимание по отношению к другим людям. Новое чувство возникает у Аксиньи по отношению к нелюбимому мужу Степану — она начинает понимать его и жалеть по-своему. Меняется и отношение к Наталье: в последнем разговоре, когда Наталья приходит узнать, действительно ли Аксинья снова «завладала» Григорием, Аксинья уже не глумится над Натальей, как раньше, а здраво, почти как Ильинична, рассуждает: «Знаешь что? Давай об нем больше не гутарить. Жив будет... вернется — сам выберет». Аксинья любит детей Григория со всей полнотой материнских чувств («Они сами, Гриша, стали звать меня матерью, не подумай, что я их учила»). Не случайно Ильинична, так непримиримо раньше относившаяся к отношениям Григория с Аксиньей, как говорит Дуняшка, «прилюбила Аксинью в последнее время».

 

 

 

 

 

НАТАЛЬЯ

 

 

 

Художественно отточен в романе и другой женский образ — Натальи. Покорная и любящая жена, безропотно несущая вначале свой крест, она неожиданно поднимается до бурного протеста. Не прощая Григорию своей искалеченной жизни, она проклинает мужа и вместе с ним тяжкую, обидную судьбу, горькую долю женщины, воспитанной в домостроевском казачьем быту.

 

 

 

 

 

Жизнь Натальи, так же как Аксиньи, трагична и изуродована. Наталья - женщина большой нравственной чистоты и глубокого, скрытого чувства. Она нежно полюбила Григория, еще невестой разглядывала его «влюбленными глазами», с нетерпением высчитывала дни, оставшиеся до свадьбы. Провожая жениха, Наталья «смотрела ему в след со слезами взволнованной радости», ощущая  «стремительное биение сердца». Обычно застенчивая, робкая, она настаивала на своем, когда родители поначалу противились ее замужеству. Но жизнь с Григорием не оправдала ее радостных ожиданий. Она все больше убеждалась в равнодушии к ней Григория, в большой любви его к Аксинье. И когда Григорий честно признается: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся…», она молчаливо и одиноко переживает свое горе, заметно исхудала, «в глазах появилось что-то новое, жалкое».

Писатель подчеркивает целомудренную сдержанность и беззаветность ее чувства к Григорию, покоряющую скорбь и печаль во всем ее «сияющем какой-то чистой внутренней красотой» облике, обращая особое внимание на ее «скорбные глаза», «печальные глаза». При виде Григория «глаза ее вспыхнулИ ярким брызжущим светом радости», «лучились… сияющей трепетной теплотой». Скромная и сдержанная Наталья стыдится проявления своих чувств на людях, застенчиво скрывает их от чужих глаз.

Информация о работе Роман М. А. Шолохова "Тихий Дон"