Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:33, сочинение
Роман-эпопея Михаила Шолохова «Тихий Дон» стал открытием в мировой литературе, а его автор оказался в ряду гениальных художников XX века, чьи книги навсегда встали на «золотой полке» литературы. Шолохов сумел показать трагедию человека и трагедию народа в период великой ломки социальной системы. Судьбы героев даны как часть единого целого, но при этом каждый человек у писателя сохраняет неповторимость личности и жизненного пути.
Главные герои романа «Тихий дон»
Роман-эпопея Михаила
Шолохова «Тихий Дон» стал открытием
в мировой литературе, а его
автор оказался в ряду гениальных
художников XX века, чьи книги навсегда
встали на «золотой полке» литературы.
Шолохов сумел показать трагедию
человека и трагедию народа в период
великой ломки социальной системы.
Судьбы героев даны как часть единого
целого, но при этом каждый человек
у писателя сохраняет неповторимость
личности и жизненного пути. Прошлое,
настоящее и будущее народа, история
и судьба интереснейшей части
его — донского казачества —
вот тема романа, центр раздумий
писателя. На примере одной семьи
разворачивается повествование
о том, как сплавляется и
Настоящие казаки, гордость и сила казачества — таковы Мелеховы. Здоровый, красивый, полный жизни глава семьи Пантелей Прокофьевич — складный старичок, темпераментный, вспыльчивый, горячий, но добрый и отходчивый — не столько умом, сколько душой понимает ценность дома, очага, старого теплого быта. Он изо всех сил старается удержать то, что соединяет семью, сохранить опору в круговерти страшных событий. Но трагедия происходит. Дом умирает, рушится, как рушились дома с привычным укладом у миллионов людей. Место, где живут самые близкие люди, создающее чувство защищенности, стало чем-то нереальным, невозможным. Линия обороны, линия разлома прошла через страну, расколов друзей, родных, разбросав их по разные стороны фронта.
Сыновья Пантелея Прокофьевича так же привязаны к родному дому. И тем трагичнее их судьба, заставившая пережить крушение идеала семьи, где все стоят друг за друга. Во времена, когда история перекраивается, «летят головы и миры», по выражению Марины Цветаевой, невозможно строить жизнь по традиции. Приходится искать новые точки опоры, пересматривать взгляды, думать над тем, где же истина. Поиск правды — удел немногих, такие люди не могут плыть по течению. Они должны самостоятельно сделать выбор. Их жизнь тяжелее, а судьба безысходнее, чем у остальных. И это Шолохов показал на примере центрального героя романа — Григория Мелехова. Мелехов — правдоискатель. В начале романа мы видим счастливого, самодостаточного человека, яркого, блестящего представителя настоящего казачества. Григорий Мелехов счастлив, он с упоением отдается любому занятию. Он прирожденный наездник, воин, сельский труженик, рыбак, охотник. Донская жизнь отдает ему лучшее, он идеально вписывается в нее. Война 1914 года поначалу кажется ему только временем высшей реализации, тяга к воинской славе в крови у казачества. Но реальность войны такова, что человек думающий и чувствующий не может смириться с бессмысленной жестокостью, нелепостью, ненужными и страшными человеческими жертвами, насилием. Григорий Мелехов ожесточается. То, что казалось бесспорным, теперь вызывает сомнение: верность «царю и отечеству», воинский долг. В госпитале Мелехов задумывается над будущим.
События 1917 года поначалу дают многим надежду на новую точку отсчета, новую истину. Меняющиеся ценности, политические и нравственные, не дают надежного ориентира. Шолохов показывает, как поначалу Григорий увлекается внешней стороной
революции, ее лозунгами. Он идет воевать на стороне красных. Но опять сталкивается с бессмысленной жестокостью и теряет веру. Когда красные приходят на Дон и начинается массовое уничтожение казачества, Григорий Мелехов сражается с ними. Он видит жестокость и белых, и большевиков, он приходит к выводу, что «все они одинаковы! Все они ярмо на шее казачества». Мелехов не принимает исторической правды, потому что людям, с которыми он связан общей судьбой, такая правда несет только смерть. Ни белые офицеры, ни большевики не кажутся ему достойными стоять у власти. Отчаявшись найти правду, Мелехов заглушает душевную боль пьянством, беспорядочными женскими ласками, бессмысленной жестокостью. Но Шолохов не дает нам, читателям, высокомерно осудить героя. Писатель возвращается к мысли, что важнейшее в человеке — его корни. В самое черное время Григорий Мелехов живет любовью к родной земле, к отчему дому, семье, и судьба вознаграждает его. Он получает то единственное, что ему осталось в жизни: возможность постоять на пороге родного дома, подержать на руках сына.
Судьба народная
в «Тихом Доне» страшна и величественна.
Шолохов сумел рассказать о людях
с непростыми характерами, тяжелой
жизнью так, что мы не просто сопереживаем
им, мы верим необходимости
Действие в романе развивается в двух планах — историческом и бытовом, личном. Но оба эти плана даны в неразрывном единстве. Патриархальная идиллия мелеховской юности разрушается в плане личном — его любовью к Аксинье, в плане социальном — столкновением Григория с жестокими противоречиями исторической действительности. Органична и развязка романа. В плане личном — это смерть Аксиньи. В плане социально-историческом — это разгром белоказачьего движения и окончательное торжество советской власти на Дону.
В центре романа трагедийный характер — Григорий Мелехов. Он олицетворяет трагедию народа: это и трагедия тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее, и тех, кто поддался обману, трагедия многих казаков, втянутых в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело.
Григорий Мелехов — одаренный сын народа. Прежде всего он честный человек — даже в своих заблуждениях. Он никогда не искал собственную выгоду, не поддавался соблазну наживы и карьеры. Заблуждаясь, Григорий Мелехов немало пролил крови. Вина его несомненна. Он сам осознает ее.
Но к Григорию
Мелехову нельзя подходить однозначно.
Нельзя не заметить, что он впитал в
себя целый ряд народных традиций:
тут и кодекс воинской чести, и
напряженный крестьянский труд, и
удальство в народных игрищах
и гуляньях, и приобщение к богатому
казачьему фольклору. Из поколения
в поколение воспитываемые
Воплощением народной
нравственности и нерушимых жизненных
устоев являются в романе Ильинична
и Наталья. Ильинична — хранительница
семейного уклада. Она утешает
своих Детей, когда им плохо, но она
же сурово судит их, когда они
совершают неправедные