Тема «маленького человека» в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 20:18, реферат

Краткое описание

Цель работы: Выявить особенности развития темы «маленького человека» в русской литературе первой трети XIX века, а именно в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.
Задачи:
1. Прочитать и проанализировать необходимые художественные произведения.
2. Познакомиться с биографией А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя.
3. Познакомиться с критической литературой по данному вопросу.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......31. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕМЫ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………......4
1.1. Историческая ситуация XIX века в Европе и России………………...4
1.2. Литература первой трети XIX века: от романтизма к реализму……..6
1.3. Появление темы «маленького человека» в русской литературе…....10
1.4. Повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина……………………………..10
2. РАЗВИТИЕ ТЕМЫ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………………………………………………………………13
2.1. Основные черты «маленького человека»………………………….....13
2.2. Тема «маленького человека» в творчестве А.С.Пушкина…………..14
2.3. Тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя……………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….....29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Tema_malenkogo_cheloveka.doc

— 757.00 Кб (Скачать)

Работа над данной темой реферата (тема «маленького человека» в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя) меня заинтересовала. На следующий год я продолжу работу над рефератом.

 

Задачи:

  1. Прочитать  и проанализировать повесть А.С.Пушкина «Гробовщик», повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего».

2. Познакомиться с критической литературой по данным произведениям.

3. Систематизировать данные и  включить их в реферат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гоголь Н.В. Шинель. – М, «Детская литература», 1978.
  2. Гоголь Н.В. Мёртвые души. – М., «Художественная литература», 1985.
  3. Калганова Т.А. Русская литература XIX века. – М., «Дрофа», 2009.
  4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. – М., «Айрис пресс Рольф», 2011.
  5. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений 4. – М., «Правда», 1954.
  6. Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. Том второй. – М., «Художественная литература», 1986.
  7. Соколов П.В. Гоголь. Энциклопедия. – М., «Эксмо алгоритм око», 2007.
  8. Яковлева Е.А. Гоголь Н.В. Мёртвые души. – М., «Айрис пресс», 2005.
  9. www.litra.ru
  10. www.nikolaygogol.org.ru
  11. www.ote4estvo.ru
  12. www.vsekratko.ru
  13. www.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Николай Михайлович Карамзин

Николай Михайлович Карамзин (1766 - 1826) – русский историк, поэт и писатель. Родился в Симбирске, сейчас Оренбургская область. В биографии Н.М. Карамзина вначале было получено домашнее образование. Затем он учился в частном пансионе Москвы. С 1782 по 1785 год в жизни Карамзина проходила служба в Преображенском полку.

Первое напечатанное произведение Карамзина появилось в 1783 году («Деревянная нога»). Затем в биографии Николая Карамзина проявилось увлечение масонскими идеями, чуть позже – французской литературой. Творчество Карамзина тех времен содержит множество переводов, ведь писатель был знаком как с древними, так и с новыми языками.

В 1790 году отправляется в путешествие по Европе. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» приносит автору известность. Сочинения Карамзина тех времен были первыми для России произведениями в духе сентиментализма.

В биографии Николая Михайловича Карамзина должное место занимает изучение истории. Им было написано 11 томов «Истории государства Российского».

Стихотворения Карамзина пронизывают различные чувства: от фатализма, безысходности до нежности. Стихи Карамзина часто описывают простую жизнь. Для большей реалистичности Карамзин нашел великолепное средство. Он использует простые рифмы, исключает красивые метафоры для придания языку обыденности. Карамзин во многом повлиял на развитие русского литературного языка, впервые стал использовать неологизмы, варваризмы, отошел от церковной лексики.

 

Н.М.Карамзин.

 

Иллюстрация к повести «Бедная Лиза».

 

 

 

Приложение 2.

Александр Сергеевич Пушкин

Пушкин Александр Сергеевич (Москва, 1799-Санкт-Петербург, 1837). Гениальный русский поэт и прозаик, создатель современного русского литературного языка. Родился в знатной, но обедневшей семье С.Л. Пушкина, женатого на внучке абиссинца А.П. Ганнибала, военного деятеля петровской эпохи, крестника Петра Великого. Мать Надежда Осиповна сыном занималась мало, с раннего детства мальчик был отдан на попечение няни Арины Родионовны и дядьки Никиты Козлова. Получил обычное для того времени воспитание, превосходно знал французский язык и даже писал стихи на нем. Биография Пушкина повествует, что его поэтические опыты не сохранились, но известно, что его талант уже тогда был заметен дяде - поэту В.Л. Пушкину - и гостившем в доме поэтам той поры. С 1811 учился в Царскосельском лицее, часть преподавателей которого отличалась просветительским свободомыслием. Здесь Пушкин познакомился и подружился с И.И. Пущиным, В.К. Кюхельбекером, А.А.Дельвигом. Лицеистом он продолжает писать стихи, становится членом общества «Арзамас» (прозвище «Сверчок»). Его стихи («Воспоминания в Царском Селе», 1814; «Роза», 1815; «Лициния», 1815 и др.) обращают внимание Н.М. Карамзина, Г.Р. Державина, В.А.Жуковского. Далее краткая биография Пушкина рассказывает, что в 1817 он окончил лицей и получил назначение в Коллегию иностранных дел, но служил неважно, сосредоточившись на поэзии и общественной жизни (член «Зеленой лампы», связанной с декабристским «Союзом благоденствия»). В это время написал ряд стихотворений, в которых черты поэзии XVIII в. сочетаются с новыми романтическими веяниями, просветительная публицистичность - с лиризмом. Далее биография Пушкина отмечает, что поэт отходит от жесткой жанрово-стилевой регламентации в пользу свободы поэтического выражения.

Вершиной творчества Пушкина в этот период становится поэма «Руслан и Людмила» (опубл. 1820). Политическая лирика поэта («Вольность», «К Чаадаеву» и др.), множество эпиграмм расходятся в списках, вызывая недовольство властей. Под видом служебного перевода его ссылают на юг. Побывав на Кавказе, в Крыму, в Одессе, Кишинёве, Пушкин встречался с декабристами В.Ф. Раевским, П.И. Пестелем, М.Ф.Орловым. Биография Пушкина называет это период расцвета пушкинского романтизма, когда одна за другой появляются поэмы «Кавказский пленник» (1820-1821), «Братья разбойники» (1821-1822), «Бахчисарайский фонтан» (1823), «Цыганы» (1824). С мая 1823 начинается работа над романом в стихах «Евгений Онегин». В одном из писем 1824 г. признается в атеизме. Письмо было вскрыто и ему грозили большие неприятности. Далее краткая биография Пушкина повествует, что последовало исключение его из службы и высылка в родовое село Михайловское Псковской губернии под надзор отца, с которым поэт отчаянно конфликтовал. Здесь Пушкин написал ряд шедевров, в т.ч. 3-6 главы «Евгения Онегина», ряд стихотворений («К***», «Я помню чудное мгновенье…», «Пророк» и др.) и драму «Борис Годунов» (1825). В начале сентября 1826, когда дело декабристов было окончено, Пушкина с фельдъегерем доставили в Петербург, где на аудиенции у Николая I поэт получил прощение и нового цензора в лице самого императора. Биография Пушкина отмечает, что идея поэтическим словом влиять на власть («Стансы», 1826) владела поэтом недолго, и уже в статье «О народном воспитании» (1826) он высказал ряд смелых критических мыслей, а в начале 1827 тайно отправил стихотворения декабристам в Сибирь. В конце 20-х гг. его увлекает история России и роль личности в ней («Арап Петра Великого», 1827, неоконч. - первый прозаический опыт; поэма «Полтава», 1828).

С наступлением духовной зрелости, биография Пушкина говорит, что у поэта возникает тяга к семейному очагу, размеренной жизни. Он уже давно профессионально пишет, сотрудничает с книгоиздателями, имея стойкий доход от своих произведений. В 1829 познакомился с Н.Н.Гончаровой и дважды сватался с ней, добившись согласия. В 1830 имущественные дела семьи привели его в нижегородское имение Болдино, где пришлось задержаться из-за холерных карантинов. Эта «болдинская осень» (3 сентября - 30 ноября) дала русской поэзии и прозе около 50 шедевров, в т.ч. цикл «Повести Белкина» («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»), цикл «Маленькие трагедии» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»), около 30 стихотворений (в т.ч. «Элегия», «Для берегов отчизны дальной» и др.). В целом был завершен «Евгений Онегин». 18 февраля 1831 в Москве Пушкин обвенчался с Н.Гончаровой, а 15 мая молодожены переехали в Петербург. Эта биография Пушкина подчеркивает, что поэт намеревался издавать журнал, заниматься историческими исследованиями. Вновь поступил в службу (мирился с унизительным для его возраста и положения камер-юнкерским чином), добился доступа к архивам. В эти годы пересмотрел свое отношение к личности Петра Великого, что нашло отражение в поэме «Медный всадник» (1833). Работал над «Историей Пугачева», писал исторический роман «Капитанская дочка», для чего посетил «пугачевские» места - Урал, Оренбург, Поволжье. В 1833 биография Пушкина повествует что, на обратном пути с Урала, вновь заехал в Болдино. Полтора месяца второй «болдинской осени» завершились созданием «Истории Пугачева», серии сказок, поэмы «Медный всадник», повести «Пиковая дама» и др. С начала 30-х гг. Пушкин журналист испытывал серьезные проблемы. Цензура усиливалась, «Современник» не приносил дохода, а расходы, в связи с рождением детей и необходимостью содержать семью, росли. Также биография Пушкина утверждает, что эти годы поэт познакомился с молодым писателем Н.В. Гоголем и, возможно, рассказал ему анекдот из жизни, ставший основой комедии «Ревизор»; работал над «Историей Петра»; изучал «Слово о полку Игореве» и пришел к выводу, что это подлинный памятник литературы XII века. В последние годы жизни писал стихотворения, полные философских раздумий о жизни, смерти, о Боге и вере и глубокой грусти. Умер от раны, полученной на дуэли, ставшей следствием светской интриги. Похоронен в родовой усыпальнице Святогорского монастыря (ныне пос. Пушкинские Горы Псковской обл.). И это была лишь краткая биография Пушкина - великого русского поэта.

А.С.Пушкин

Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»

Приложение 3.

Николай Васильевич Гоголь

Гоголь Николай Васильевич (с. Большие Сорочинцы, совр. Украина, 1809 - Москва, 1852). Русский писатель украинского происхождения. Сын мелкого помещика. В 19 лет переехал в Санкт-Петербург, где поступил на службу в департамент уделов. В 1831 он начал преподавать историю в университете, где познакомился с Пушкиным. Литературную известность принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), насыщенный национальным колоритом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Этот сборник имел огромный успех, и в 1835 Гоголь решает оставить преподавательскую деятельность и окончательно посвятить себя литературе. В этом же году были опубликованы «Миргород» и «Арабески», обозначившие переход Гоголя к критическому реализму. «Миргород» представляет собой продолжение «Вечеров» и состоит из 4 рассказов (среди них эпическая поэма «Тарас Бульба»). В 1836 Гоголь опубликовал комедию «Ревизор», представляющую собой сатиру на коррупционность в чиновничье-бюрократическом мире, и вынужден был покинуть страну. В Риме в 1842 он создал большую часть своего самого знаменитого произведения - поэму-роман «Мертвые души» (1-й том), где осмеяние помещичьей России соединялось с пафосом духовного преображения человека. В этом же году вышла повесть Гоголя «Шинель», наиболее значимая из цикла «Петербургские повести», оказавшая большое влияние на русскую литературу. После короткого пребывания в Москве он вернулся в Рим и начал писать 2-й том «Мертвых душ». В 1848 у него начался глубокий душевный и духовный кризис, и он поехал в Иерусалим. Последний период творчества писателя отмечен обращением к христианским ценностям, глубоким изучением святоотеческой литературы (в особенности духовного наследия св. Иоанна Лествичника). Это нашло отражение в т.н. «духовной прозе» Гоголя, в т.ч. в «Выбранных местах из переписки с друзьями», которые вызвали резкую критику теоретика русского реализма В.Г. Белинского. В момент обострения душевного кризиса, незадолго до своей смерти, Гоголь сжег рукопись второго тома «Мертвых душ». Произведения Гоголя обозначили начало становления русского реализма.

 

Н.В.Гоголь

Иллюстрация к «Повести о капитане Копейкине».

 

 


Информация о работе Тема «маленького человека» в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя