Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 20:18, реферат
Цель работы: Выявить особенности развития темы «маленького человека» в русской литературе первой трети XIX века, а именно в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.
Задачи:
1. Прочитать и проанализировать необходимые художественные произведения.
2. Познакомиться с биографией А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя.
3. Познакомиться с критической литературой по данному вопросу.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......31. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕМЫ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………......4
1.1. Историческая ситуация XIX века в Европе и России………………...4
1.2. Литература первой трети XIX века: от романтизма к реализму……..6
1.3. Появление темы «маленького человека» в русской литературе…....10
1.4. Повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина……………………………..10
2. РАЗВИТИЕ ТЕМЫ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………………………………………………………………13
2.1. Основные черты «маленького человека»………………………….....13
2.2. Тема «маленького человека» в творчестве А.С.Пушкина…………..14
2.3. Тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя……………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….....29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….32
Тема «маленького человека» в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………
1.1. Историческая ситуация XIX века в Европе и России………………...4
1.2. Литература первой трети XIX века: от романтизма к реализму……..6
1.3. Появление темы «маленького человека» в русской литературе…....10
1.4. Повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина……………………………..10
2. РАЗВИТИЕ ТЕМЫ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………………………………
2.1. Основные черты «маленького человека»………………………….....13
2.2. Тема «маленького человека» в творчестве А.С.Пушкина…………..14
2.3. Тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя……………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
На уроках литературы мы неоднократно обращались к теме «маленького человека». Эта тема прослеживается в творчестве Александра Сергеевича Пушкина и Николая Васильевича Гоголя. Тема мне показалась интересной и актуальной для нашего времени. Сейчас многие пытаются разделить людей на «маленьких» и «больших», на страницах «жёлтой» прессы журналисты определяют статус человека в обществе, опираясь только на его материальные и иногда интеллектуальные достижения, и совершенно забывают о нравственных качествах. Я считаю, что такое деление несправедливо, поэтому решила выявить причины этого подхода, более глубоко исследовать тему «маленького человека», проследить, как она зародилась и развивалась в творчестве этих писателей.
Цель работы: Выявить особенности развития темы «маленького человека» в русской литературе первой трети XIX века, а именно в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.
Задачи:
1. Прочитать и проанализировать необходимые художественные произведения.
2. Познакомиться с биографией А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя.
3. Познакомиться с критической литературой по данному вопросу.
4. Систематизировать полученные данные и написать реферат.
5. Подготовить защитное слово, презентацию.
Гипотеза: Я предполагаю, что тема «маленького человека», поднятая Карамзиным Николаем Михайловичем в конце XVIII века, эволюционировала в литературе XIX века в творчестве А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя и каждый из писателей по-своему интерпретирует эту тему.
1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕМЫ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Историческая ситуация XIX века в Европе и России
XIX век в историческом процессе является периодом выдающихся открытий и радикальных перемен во всех областях общественной жизни. Это век утверждения нового, индустриального типа цивилизации и достижения его зрелости. Это век формирования ядра государств, находящихся в настоящее время на передовых позициях мира и во многом определяющих судьбы всей планеты. Этот тип цивилизации явился следствием трех величайших событий: войны за независимость североамериканских колоний, промышленного переворота, начавшегося в Англии в XVIII в., и Великой французской революции 1789—1794 гг. По словам философа Ортеги-и-Гассета (1883—1955), демократия, экспериментальная наука и индустриализация создали новое поле деятельности человека, новую ситуацию в мире. [11.С.21]
Важнейшими признаками новой цивилизации явились: в области экспериментальной науки и техники — внедрение науки в промышленное производство и сельское хозяйство, использование паровой машины, создание ряда двигателей (водяной и паровой турбин, двигателя внутреннего сгорания), развитие сети железнодорожных путей, развитие океанского пароходства, изобретение радио, телеграфа, телефона, создание автомобиля и самолета, развитие электроэнергетики; в военной сфере — рост военной техники (огнестрельного оружия, бездымного пороха, дальнобойной артиллерии), создание бронированных кораблей (паровых и дизельных); в социальной — свершение буржуазных революций в ряде стран Европы, Америки и Японии, формирование новых, основных классов капиталистического общества (буржуазии и пролетариата), их противостояние, возникновение интеллигенции; в духовной — резкое ослабление влияния традиционных религий, возрастание нетрадиционных идеологий, формирование политических партий; в формах правления — образование республик и конституционных монархий; в международных отношениях — полный колониальный раздел мира, борьба за передел колоний, вооруженное соперничество государств, сопровождавшееся огромными разрушениями и людскими потерями.
Россия XIX
XIX век в истории России был ознаменован такими событиями, как Отечественная война 1812 г., декабристы и их восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади, Крымская война (1853-1856 гг.), отмена крепостного права в 1861 г. XIX век-это время правления Александра I, его брата Николая I, Алекcандра II и Александра III. Переворот в геометрии произвели исследования Николая Ивановича Лобачевского, а в медицине - хирурга Николая Ивановича Пирогова. Русские мореплаватели Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский совершили первое путешествие вокруг света (1803-1806гг.). В XIX веке творили такие писатели, как Николай Михайлович Карамзин, Александр Сергеевич Пушкин, Александр Сергеевич Грибоедов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Николай Васильевич Гоголь, Лев Николаевич Толстой, Федор Михайлович Достоевский.
Вместе с Англией и Францией Россия была одной из крупнейших европейских держав, но, тем не менее, значительно отставала от Европы по уровню экономического развития.
Внешняя политика России характеризовалась противоречиями, возникшими у России с Францией и ее императором Наполеоном Бонапартом. Двенадцатого июня 1812 г. 600 тыс. солдат Наполеона вторглись в Россию. Как известно, Отечественная война продолжалась год и закончилась поражением Франции.
Финансы государства находились в тяжелом состоянии, дефицит бюджета был огромным. Внешняя политика того времени получила название «контрреволюционной», а Россию до 50-х гг. XIX в. называли «жандармом Европы».
В 1850-х гг. Россия втягивается в серию военных конфликтов, из которых наиболее значительным был конфликт с Турцией, т.к. закончился Крымской войной, которая продолжалась 2 года и Россия потерпела поражение в ней.
Итогом политики XIX века было то, что в 90-е гг.
начинается бурный экономический рост
и Россия становится индустриальной державой,
хотя русская промышленность лишь на 1/3
была русской, а на 2/3 иностранной.
Итак, несмотря на войны, нестабильную
внутреннюю политику, Россия переживает
бурный рост промышленного производства,
и для того чтобы достичь его, стране понадобился
целый век.
1.2. Литература первой трети XIX века: от романтизма к реализму
Пафос революционной борьбы вызвал к жизни реалистическое искусство, правдиво и вдохновенно воплощающее важнейшие события общественной жизни, известных и безымянных героев, людей труда. Перед живыми образами действительности художники забывали о канонах и правилах соперничающих между собой художественных направлений классицизма и романтизма. Они стремились к созданию героических и конкретно-исторических образов современников, к выявлению национальных особенностей родной природы. В суровых условиях обостряющихся противоречий установившегося буржуазного строя, вопреки преследованиям со стороны правящих классов лучшие французские художники утверждали принципы гуманизма, общественную значимость искусства. Их поиски средств наибольшей выразительности образного решения, красочного многообразия, передачи богатства форм и движений привели к пересмотру всей живописной системы.
В литературе XIX века два главных направления — романтизм и реализм.
Романтическая эпоха начинается в девяностые годы восемнадцатого столетия и охватывает всю первую половину века. Однако основные элементы романтической культуры полностью определились и раскрыли возможности потенциального развития к 1830 году. Романтизм — это искусство, рожденное кратким историческим мигом неопределенности, кризиса, сопровождавшего переход от феодальной системы к системе капиталистической; когда к 1830 году очертания капиталистического общества определились, на смену романтизму приходит искусство реализма. Литература реализма на первых порах была литературой одиночек, да и сам термин «реализм» возник лишь в пятидесятых годах XIX века. В литературе после 1830 года романтизм и реализм сложно взаимодействуют, в разных национальных литературах порождая бесконечное разнообразие явлений, не поддающихся однозначной классификации.
Русский романтизм, в отличие от европейского с его ярко выраженным антибуржуазным характером, сохранял большую связь с идеями Просвещения и воспринял часть из них — осуждение крепостного права, пропаганду и защиту просвещения, отстаивание народных интересов. Огромное воздействие на развитие русского романтизма оказали военные события 1812 года. Отечественная война вызвала не только рост гражданского и национального самосознания передовых слоев русского общества, но и признание особой роли народа в жизни национального государства. Тема народа стала очень значительной для русских литераторов-романтиков. Им казалось, что, постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Стремлением к народности отмечено творчество всех русских романтиков.
Период конца 20-х — начала 40-х годов XIX века в истории русской литературы отмечен укреплением и последующим развитием реалистического направления — одного из самых значительных и плодотворных в художественной жизни страны. Время выдвигало все более сложные проблемы перед мыслящими людьми России. Становилось нужным не только осуждение отрицательных сторон действительности, но и ее глубокое постижение.
Эта тенденция общественной мысли была воспринята и прогрессивными литераторами, целью которых становится реальное изображение жизни, не «живописание», а анализ ее.
«Живой душой» прогрессивной русской литературы, ее основной идеей утвердилась идея гуманизма, внимания к человеческой личности и защиты ее, если это личность человека страдающего, угнетенного. Отсюда произошел серьезный интерес к народной теме и антикрепостническая направленность русской реалистической литературы 30–50-х годов XIX века. (Цит. По кн. [3.С.23])
Утверждение реализма в литературном творчестве повлекло и существенные изменения в методах художественного изображения. В противовес «высокому герою» романтической поэзии и прозы теперь достойной описания была признана «низкая действительность».
Реализм – от позднелатинского слова «realis» – вещественный, действительный. Утвердился в русской литературе в начале XIX века, продолжает оставаться влиятельным литературным направлением. Исследует жизнь, вникая в её противоречия. Основные принципы: объективное отображение существенных сторон жизни; воспроизведение типичных характеров, конфликтов в типичных обстоятельствах; социальная и историческая обусловленность образов; преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно – к вечному противостоянию социальных закономерностей и нравственных идеалов); формирование характеров героев под влиянием среды.
Александр Сергеевич Пушкин, отдав дань романтизму и создав прекрасные романтические произведения, перешёл на новый творческий метод – и здесь тоже достиг значительных высот.
В художественной концепции мира у Пушкина-реалиста господствует представление о Законе, о закономерностях, обуславливающих состояние цивилизации, общественных укладов, место и значение человека, его самостоятельность и связь с целым, возможности авторских приговоров. Пушкин ищет законы в просветительских теориях, в нравственных общечеловеческих ценностях, в исторической роли русского дворянства, в русском народном бунте, наконец, в христианстве и «Евангелии». Отсюда - всеприемлемость, гармоничность Пушкина при всем трагизме личной судьбы.
У Гоголя - мир, далекий от всяких представлений о законе, пошлая повседневность, в которой изуродованы все понятия о чести и морали, совести, - словом, российская действительность, достойная гротескового осмеяния.
Около 1845 года в произведениях молодых писателей реализм побеждает окончательно, становится массовым творчеством.
1.3. Появление темы «маленького человека» в русской литературе
Пушкин первым ввел в русскую литературу новый тип – «маленького человека». Его подхватили и развили другие писатели XIX века: Н.В.Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.П.Чехов. Более того, «маленький человек» представляет собой национальную особенность русской литературы – в других литературах такого типа нет. Сам Пушкин показал «маленького человека» в «Станционном смотрителе»(1830г.), в «Гробовщике»(1841г.), в поэме «Медный всадник»(1833г.), где трагический конфликт между героем и обстоятельствами его жизни звучит особенно остро.
Образ «маленького человека» продолжает Гоголь в повести «Шинель»(1841г.) и « Повести о капитане Копейкине», вошедшей в поэму «Мёртвые души»(1842 г.).
Но предвестником появления темы «маленького человека» служит сентиментальная повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
1.4. Повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина
Повесть «Бедная Лиза» произвела полный
переворот в общественном сознании XVIII
века. Карамзин впервые в истории русской
прозы обратился к героине, наделенной
подчеркнуто обыденными чертами. Его слова
«и крестьянки любить умеют» (Цит. По кн.
[3.С.16]) стали крылатыми. Неудивительно,
что повесть была очень популярна. Пруд,
находившийся под стенами Симонова монастыря
(монастырь XIV века, сохранился на территории
завода «Динамо» на улице Ленинская слобода,
26), назывался Лисиным прудом, но благодаря
повести Карамзина был в народе переименован
в Лизин и стал местом постоянного паломничества.
Центральной чертой характера Лизы является
чувствительность – так определяли главное
достоинство повестей Карамзина, подразумевая
под этим умение сострадать, обнаруживать
в «изгибах сердца» «нежнейшие чувствия»,
а также способность наслаждаться созерцанием
собственных эмоций. Лиза доверяет движениям
своего сердца, живет «нежными страстями».
(Цит. По кн. [3.С.22]) В конечном счете, именно
пылкость и горячность и приводят ее к
гибели, но нравственно она оправдана.
Информация о работе Тема «маленького человека» в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя