Тема «маленького человека» в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 20:18, реферат

Краткое описание

Цель работы: Выявить особенности развития темы «маленького человека» в русской литературе первой трети XIX века, а именно в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.
Задачи:
1. Прочитать и проанализировать необходимые художественные произведения.
2. Познакомиться с биографией А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя.
3. Познакомиться с критической литературой по данному вопросу.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......31. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕМЫ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………......4
1.1. Историческая ситуация XIX века в Европе и России………………...4
1.2. Литература первой трети XIX века: от романтизма к реализму……..6
1.3. Появление темы «маленького человека» в русской литературе…....10
1.4. Повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина……………………………..10
2. РАЗВИТИЕ ТЕМЫ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………………………………………………………………13
2.1. Основные черты «маленького человека»………………………….....13
2.2. Тема «маленького человека» в творчестве А.С.Пушкина…………..14
2.3. Тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя……………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….....29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Tema_malenkogo_cheloveka.doc

— 757.00 Кб (Скачать)

  В романе подчеркивается, что Эраст – молодой человек «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». (Цит. По кн. [4.С.24]) Именно Эраст, который с точки зрения Лизиного социального слоя является «баловнем судьбы», постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою». (Цит. По кн. [3.С.28]) Эраст представлен эгоистом, которому кажется, что он готов измениться ради новой жизни, но как только ему становится скучно, он, не оглядываясь, меняет жизнь вновь, не задумываясь о судьбе тех, кого бросил. Иными словами, он думает только о собственном удовольствии, и его стремление жить, не обременённому правилами цивилизации, на лоне природы, вызвано лишь чтением идиллических романов и перенасыщенностью светской жизнью. В этом свете, влюбленность в Лизу выступает лишь необходимым дополнением к создаваемой идиллической картине – недаром Эраст называет ее своей пастушкой. Начитавшись романов, в которых «все люди беспечно гуляли по лучам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами», он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало». Поэтому же он мечтает, что будет «жить с Лизою, как брат с сестрою, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!», (Цит. По кн. [3.С.29]) и когда Лиза отдается ему, молодой человек начинает охладевать в своих чувствах. При этом Эраст, будучи, как подчеркивает автор, «добрым от природы», не может просто так уйти: он пытается найти компромисс со своей совестью, и его решение сводится к откупу. Первый раз он дает денег Лизиной маме, когда уходит в поход с полком; второй раз – когда Лиза находит его в городе и он сообщает ей о своей предстоящей женитьбе.  
 Итак, повестью «Бедная Лиза» в русской литературе открывается тема «маленького человека», хотя социальный аспект в отношении Лизы и Эраста несколько приглушен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РАЗВИТИЕ ТЕМЫ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

2.1. Основные черты «маленького человека»

В различных словарях и энциклопедиях существует много определений термина «маленького человека». Вот некоторые из них.

«Маленький человек»— это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

«Маленький человек» - представитель всего народа, обычно занимающий довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин.

«Маленький человек» - это человек униженный, беззащитный, одинокий,  бесправный, забытый (всеми и, если можно так сказать, судьбой), жалкий.

 «Маленький человек» в литературе – обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест  в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью).

«Маленький человек» – это человек, имеющий низкий социальный статус и происхождение, он не отличается твёрдостью характера, добрый, никому не желает зла.

Теперь понятно, что представляет собой «маленький человек». А как эта тема развивалась в русской литературе?

2.2. Тема «маленького человека» в творчестве А.С.Пушкина

Если Н.М.Карамзин впервые поднимает тему маленького человека в сентиментальной повести «Бедная Лиза», то А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель» продолжает развивать эту тему, опираясь на достижения русской литературы.

«Станционный смотритель»

Повесть «Станционный смотритель была написана в 1829 году, а в 1830 она была включена в сборник «Повести Белкина». Повести из этого сборника были первыми реалистическими произведениями в русской литературе, смысл их  не был полностью понят читателями того времени. Многие писатели-современники не оценили этот сборник, а некоторые даже считали, что Пушкин исписался. Первым читателем повестей был Е.А.Баратынский, о его реакции Пушкин сообщает в одном из своих писем Плетневу: «Написал я прозою пять повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся». Плетнев считал, что фонвизинский эпиграф к циклу— «уморительно-смешной». Кюхельбекер, читая повести, плоды «игривого воображения» Пушкина, «от доброго сердца смеялся». Даже близкий друг поэта – князь Вяземский смеялся над «Повестями Белкина», а зря. Ведь А.С.Пушкин не исписался, а наоборот, открыл этим сборником новое течение русской литературы – реализм.

Вот история, описанная в повести. Рассказчик повествует о жизни его знакомого станционного смотрителя. Он, попав в дом Вырина, рассматривает висящие на стене картинки. Они рассказывают об истории блудного сына. Картинки созвучны с представлениями о правильной и праведной жизни Самсона Вырина. Духовный мир у необразованного, воспитанного на религиозных догмах, человека не развит. Он равен этим лубочным картинкам. Вырин – мелкий чиновник, бедный и бесправный человек. Защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.

 Однако в начале повести  Вырин – «человек свежий и  бодрый», у него вид «довольного самолюбия» (Цит. По кн. [6.С.18]): у него растет красавица дочка Дуня, которой он гордится. Она нравилась всем, кто останавливался на станции, была всегда весела и приветлива. Однажды один проезжий гусар ночевал на станции. Наутро он сказался больным и остался еще на несколько дней. Самсона обманул доктор, который приходил лечить якобы заболевшего гусара. Доктор подтвердил болезнь, побоялся рассказать Вырину правду. А сам он поверил ему, не догадываясь, что доктор сговорился с Минским. Все это время Дуня ухаживала за гусаром, подавала питье. Когда гусар выздоровел и собрался уезжать, Дуня решила посетить церковь. Гусар предложил ее подвезти. Самсон сам разрешил дочке ехать с молодым человеком. Дуня уехала и больше не вернулась. Самсон понял, что гусар увез ее с собой, да и болезнь его была ложная, он притворялся, лишь бы подольше остаться на станции. Бедный старик слег от горя, а как только оправился, поехал в Петербург икать дочь. В этом городе он выглядит униженным, растоптанным, оскорблённым. Он нашёл гусара Минского, проследил за ним и ворвался в комнату к Дуне. Казалось, наступила решительная минута в жизни человека, когда все накопленные прошлые обиды поднимут его на бунт во имя святой справедливости. Но «…слезы навернулись на глаза, и он дрожащим голосом произнес только: «Ваше высокоблагородие!…Сделайте такую божескую милость!» (Цит. По кн. [6.С.29]) Вместо протеста вылилась мольба, жалкая просьба. Несчастный отец униженно просит его вернуть ему дочь. Он готов простить Минского за поруганную честь дочери, лишь бы вернуть прежнее положение вещей. Желая вернуть дочь, Вырин думает больше не о ней, а о себе, тем самым, демонстрируя свою привязанность к определенному образу жизни, боязнь перемен и нежелание что-либо менять даже ради счастья своей дочери. Старик просит Минского отпустить с ним Дуню, но тот выгнал его, приказав больше никогда не появляться, и как подачку дал денег. Подавленный отец выходит на улицу и в гневе бросает деньги на землю. Но через некоторое время он возвращается – денег уже не было. Зачем Пушкину понадобилась эта сцена? Автор хотел подчеркнуть нам мелкость души «маленького человека», его беспомощность. Он ещё не созрел до осознанного бунта. Самсон, боящийся этого властного высшего по чину человека, не мог сопротивляться обстоятельствам. Он просто сдался. В этом и проявляется проблема «маленьких людей» – беззащитность, страх перед властью. Вернувшись на станцию, Самсон только и думал о том, что гусар погубит его дочь, натешится и выгонит ее на улицу, а там она совсем пропадет. Воспоминания о Дуне вызывали в нем боль и горечь, он корил себя, что сам разрешил ей поехать с гусаром в церковь.

Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своем жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он, как мог, оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой … Кем она стала Минскому?

 Пушкин сочувствует своему  герою и относится к нему  с уважением: честь для Самсона  превыше всего, превыше богатства  и денег. Не один раз судьба  била этого человека, но ничто  не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как  поступок горячо любимой дочери. И Самсон Вырин смирился. Второй приезд рассказчика – он видит, что «горе превратило доброго мужика в хилого старика» (Цит. По кн. [6.С.42]). И не ускользнувший от внимания рассказчика вид комнаты (ветхость и небрежность), и изменившийся облик Вырина (седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина) – все это свидетельствует о том, что старый смотритель сдался и не будет бороться за своё счастье. Запив с горя, он пришел к плачевному концу. Дуня приехала навестить отца богатой дамой в парче и драгоценностях и нашла его на кладбище. (Цит. По кн. [3.С.36])

Так автор, сочувствуя переживаниям старика, дает понять читателям, что осуждает ограниченность мыслей «маленького человека», не способного верить и надеяться на лучшее. Но при этом Пушкин не презирает Вырина, а пытается понять природу этих самых мыслей.  
 Трагедия Самсона Вырина – это трагедия не одного человека, а «маленьких людей» вообще, которых каждый, кто выше по чину, может безнаказанно обидеть, унизить. И великая русская литература восстаёт против такого отношения к человеку, утверждая, что деление людей на «маленьких» и «больших» не просто надуманно – безнравственно. Об этом отечественные писатели не устанут напоминать своим читателям. Ведь идут годы, и порядки не меняются.

Но на этом А.С.Пушкин не оставляет тему «маленького человека». Он продолжает развивать её в своём творчестве, а конкретно в поэме «Медный всадник».

«Медный всадник»

Поэма «Медный всадник» была написан Пушкиным в 1833 году. Император Николай I запретил издание поэмы и, таким образом, при жизни поэта было опубликовано только вступление. Только после смерти поэта в 1848 году был напечатан пушкинский текст поэмы.

Действие происходит в Петербурге и связано с наводнением 1824 года. Предисловие, написанное в прозе, подчёркивает реальность события, происходившего в недавнем прошлом. Автор обращается к богатой традициями теме Петербурга и его основателя, самодержца и преобразователя России.

В поэме рассказывается о трагической истории Евгения, влюблённого в девушку Парашу. Евгений – обедневший дворянин, живёт в пригороде Петербурга – Коломне, где обитали далеко не богатые люди. Трудом вынужден зарабатывать он «независимость и честь», бедность не сломила в нём человеческое достоинство. У него нет высоких идеалов, желания  самоотверженно служить отечеству. Он живёт в своём маленьком мире. Труд, семейное счастье, дети, естественное завершение жизненного пути – таковы скромные мечты Евгения, человека с чистой душой, принимающего смиренно свою долю и общественный порядок. Но его мечты не сбываются. Разбушевавшаяся Нева, преграждённая при строительстве Петербурга, вопреки воле самодержца вышла из берегов.

Наводнение вызывает у Евгения страх не за себя, а за любимую Парашу. Смелость и отвагу проявляет он, переправляясь на лодке через возмущённую реку на остров. Но река разрушила ветхий домик на острове. Девушка погибла.

Наводнение, обернувшееся трагедией для Евгения, делает из него невзрачного человека. Он сходит с ума, бродит по улицам враждебного ему города, но «мятежный шум Невы и ветров раздавался в его ушах». (Цит. По кн. [6.С.43]) Именно шум природной стихии в сочетании с «шумом» в душе Евгения пробуждает в безумце то, что для Пушкина было главным признаком человека, – память; и именно память о пережитом наводнении приводит его на Сенатскую площадь, где он во второй раз встречается с «кумиром на бронзовом коне». (Цит. По кн. [6.С.44]) Через великолепное описание Пушкина мы видим, что это была трагически прекрасная минута в жизни бедного, смиренного чиновника.

 Когда юноша вдруг видит памятник Петру I, он осознаёт, что всадник на вздыбленном коне является виновником трагедии. Сам Пётр – горделивый медный кумир. Великолепный император в лавровом венке на коне стоит на диком, необработанном камне, символизирующем собой Россию.

Евгений бросает вызов самодержцу: «Ужо тебе!» Эта угроза – момент возвышения человека, в полной мере осознающего свою беззащитность перед «властелином судьбы». (Цит. По кн. [6.С.46]) Духовная эволюция Евгения и порождает естественность и неизбежность протеста. Художественно убедительно показано преображение Евгения. Протест поднимает его к новой, высокой, трагической жизни, таившей в себе близкую и неминуемую гибель. Евгений отваживается грозить Петру будущим возмездием. И эта угроза страшна самодержцу, потому что он понимает, какая грозная сила сокрыта в протестующем, поднявшем мятеж человеке. Но всё-таки Евгений был не способен продержать этот бунт в себе. Всадник преследует его, охраняет власть и порядок самодержавного государства. Фантастика выявляет идейный смысл поэмы. (Цит. По кн. [4.С.36])

В образе Евгения поэт показал ещё один тип «маленького человека», раскрыл его внутренний мир. За незначительностью, скромностью жизненных притязаний героя скрывается подлинная человечность, одухотворённость, чувство собственного достоинства. В доведённом до крайности потомке славного рода, поверженного петровскими преобразованиями, пробуждается мятежный дух. И происходит это в момент, когда «прояснились в нем страшно мысли». (Цит. По кн. [6.С.50]) Маленький человек стал равен «державцу полумира», он грозит ему как человек из народа, значит, выступает от имени народа.

Поэма завершается смирением Евгения, он разыскал домик Параши, заброшенный наводнением на «остров малый», и там умер. Всё-таки Евгений – «маленький человек», и он не в силах пойти против обстоятельств, сделать что-то решительное, значимое.

Таким образом, тема маленького человека в творчестве Пушкина изменяется. Если Самсон Вырин был просто слабым, не способным на сопротивление человеком, то Евгений уже обладает собственным достоинством, понятием о чести, способен на внутренний бунт.

2.3. Тема « маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя

Тему «маленького человека» развивает в своих произведениях и Николай Васильевич Гоголь. Он является основоположником одного из направлений реализма - «натуральной школы».

«Натуральная школа» - литературное направление, сыгравшее определяющую роль в развитии русского реализма. Писатели-натуралисты в своих произведениях использовали антиромантические настроения, снятие всех тематических запретов, социальное обобщение, аналитические тенденции, стремясь вызвать у читателей чувство гуманизма и демократизма. Писатели «натуральной школы» - Д.В.Григорович, В.И.Даль, А.Я.Кульчицкий, А.И.Герцен и другие. 

  Представители «натуральной школы» придавали большое значение описанию быта «низов общества» и часто детали быта, вещь выносились в произведениях на первый план. Таким образом, тема «маленького человека» зазвучала в их произведениях с особой интонацией. Рассмотрим повесть Н.В.Гоголя «Шинель».

«Шинель»

Идея повести возникла у Гоголя в 1834 г. под впечатлением канцелярского анекдота о бедном чиновнике, ценой невероятных усилий осуществившем свою давнюю мечту о покупке охотничьего ружья и потерявшем его на первой же охоте. Но у Гоголя эта история вызвала не смех, а совершенно иную реакцию.

«Шинель» - это повесть о «маленьком человеке». Сюжет повести о несчастном, забитом нуждой чиновнике был воплощен автором в произведение искусства, которое Герцен назвал «колоссальным». Беспросветная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит трагизма своего положения, так как занят делом. Башмачкин не тяготится своей нищетой, потому что не знает другой жизни. А когда у него появляется мечта  новая шинель, он готов терпеть любые лишения, только бы приблизить осуществление задуманного. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита - Башмачкин совершенно был счастлив. Но надолго ли? Маленькому человеку не суждено быть счастливым в этом несправедливом мире. (Цит. По кн. [7.С.39])

Информация о работе Тема «маленького человека» в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя