Способы сатирического изображения мистического в авторской художественной манере Опоста Вилье де Лиль - Адана

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:45, дипломная работа

Краткое описание

Предметом исследования является изучение способов сатирического изображения мистического в авторской манере Огюста Вилье де Лиль-Адана.
Цель исследования состоит в определении особенностей художественного метода Огюста Вилье де Лиль-Адана.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
изучить характеристики такого литературного течения как романтизм в художественной литературе Франции на рубеже XVIII-XIX веков;
определить особенности художественного метода Огюста Вилье де Лиль-Адана;
проанализировать новеллы данного сборника и определить роль новеллы как малой повествовательной формы в изображении мистического;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5

1 ТВОРЧЕСТВО О.ВИЛЬЕ ДЕ ЛИЛЬ-АДАНА В КОНТЕКСТЕ ХУДО
ЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ФРАНЦИИ НА «ИЗЛОМЕ» ВЕКОВ 7
1.1 Характеристика романтизма как одного из художественных
течений переходного периода во французской литературе 7
1.2 Специфика выражения идей конца века «fin de siècle»
и их художественного воплощения в «неистовой литературе» 11
1.3 «Жестокие рассказы» О. Вилье де Лиль-Адана в литературном
контексте второй половины XIX века 15
1.4 Выводы по главе 1 19

2 СПОСОБЫ САТИРИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ МИСТИЧЕСКОГО В АВТОРС-
КОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МАНЕРЕ О. ВИЛЬЕ ДЕ ЛИЛЬ-АДАНА 20
2.1 Реалистически-гротескная фантастика О. Вилье де Лиль-Адана 20
2.2 Понятие фантастики и фантастического в творчестве
О. Вилье де Лиль-Адана 24
2.3 Психологические новеллы О. Вилье де Лиль-Адана
как разновидность фантастического 32
2.4 Символические образы О. Вилье де Лиль-Адана как
разновидность фантастического 36
2.5 Научная фантастика в сборнике новелл «Жестокие рассказы»
О. Вилье де Лиль-Адана 41
2.6 Выводы по главе 2 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 339.50 Кб (Скачать)

 

  1. Девять более поздних рассказов, напечатанных в периодике после 1877 года или впервые опубликованных в издании, т.е. после того, как сборник в 1877 году сложился как целое.
  1. XIII. Тайна старинной музыки (1878 г.).
  1. XX. Королева Изабо (21 октября 1880 г.).
  2. III. Vox populi (14 декабря 1880 г.).
  3. XVII. Цветы небытия (25 декабря 1880 г.).
  4. XIX. Разбойники (3 декабря 1882 г.).
  5. IV. Две возможности (1883 г.).
  6. XXIV. Мариэль (1883 г.).
  7. VIII. Герцог Портландский (1883 г.).

 

На данную хронологию сборника повлияло усложнение литературной обстановки во Франции  к концу XIX века. Основное ядро сборника «Жестокие рассказы» составляют новеллы второй группы. В числе пятнадцати произведений чаще всего встречаются новеллы особой сатирической интенсивности, как раз те, в которых Огюст Вилье де Лиль-Адана вводит новые формы выразительности французской литературы XX века. Данная хронология разъясняет суть и смысл заголовков новелл.

В новеллах сборника можно проследить становление Огюста Вилье де Лиль-Адана как писателя, в творчестве которого перекликаются литературные направления данной эпохи. Через призму стилевых традиций писатель отразил дух переходного периода во французской литературе. Но все же основным стилем сборника является романтизм, в котором писатель утверждает и развертывает прекрасный идеал как реальность, который осуществляется лишь в мечтах.

По общим признакам  сборник «Жестокие рассказы»  можно отнести к жанру новеллы  с оккультным сюжетом. Но мистицизм  Огюста Вилье де Лиль-Адана специфичен, т.к. сохраняя логичную, холодную форму, насыщенную элементами «чистого» романтизма, автор шифрует «тайный» символический смысл сюжета. Его новеллы полифоничны, в них выводы делает читатель, они неожиданны и противоречат содержанию.

Как романтик Огюст  Вилье де Лиль-Адан отвергает современную  ему действительность как вместилище всех пороков, бежит от нее, совершая путешествия во времени и пространстве.

Включая в себя три блока новелл, структура сборника повторяет три основные формы бегства за реальные пространственные пределы общества.

«Первое направление  бегства – конструирование воображения, что является камертоном бурных душевных переживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты.

Второе направление  бегства –  уход от действительности в иное время. Не находя опоры в настоящем, романтизм разрывает естественную связь времен: идеализирует прошлое, особенно средневековое: его нравы, образ жизни, ремесленный уклад, патриархальный быт крестьян и многие другие; конструируют предполагаемое будущее, свободно манипулируя с временным потоком.

Наконец, третье направление  бегства от мерзкой действительности – уход в собственный внутренний мир. Жизнь сердца — вот в чем  видят романтики противоположность  бессердечности внешнего мира» [11, с.321].

В новеллах сборника данные три направления пересекаются, приобретая при этом острую сатирическую направленность. Огюст Вилье де Лиль-Адан развивает  сатиру новелл и их выразительность  в сторону большего обобщения, определяя  тем самым прием притворного  сочувствия и притворного научного изложения нелепой действительности. Сочетая сарказм с веселой насмешкой над моралью и мышлением общества, писатель изображает трагическое настоящее и ожидаемое трагическое будущее.

 

 

 

 

 

 

1.4 Выводы по главе 1

 

 

В ходе обзора особенностей творчества Огюста Вилье де Лиль-Адана в контексте художественной литературы Франции в XVIII-XIX веках, а также его стиля в контексте литературных течений данного периода, удалось установить следующие факты:

  • творчество Огюста Вилье де Лиль-Адана относится к эпохе  переходного периода. С одной стороны, в нем виден писатель, обращенный в прошлое, с другой, смотрящий далеко вперед;
  • произведения Огюста Вилье де Лиль-Адана дают основание называть его, как последователем романтиков, так и предтечей символистов;
  • новеллистика Огюста Вилье де Лиль-Адана отразила дух эпохи, отмеченной чертами переходности, – тенденцию к синтезу различных стилевых традиций. Утверждая новое художественное мировидение, писатель стремится ставить вопросы, значимые для его времени;
  • творчество  Огюста Вилье де Лиль-Адана направлено на внимание к внутреннему миру человека; в нем используется принцип двоемирия, по которому несовершенство реального мира противопоставляется миру фантазии;
  • описание «жестокости», «мрачных тем» в творчестве Огюста Вилье де Лиль-Адана обусловлено идеями «конца века» и появлением такого жанра, как «неистовая» литература;
  • одной из главных тем новелл Огюста Вилье де Лиль-Адана становятся трагические последствия столкновения человеческого сознания с жестокостью жизни;
  • в сборнике «Жестокие рассказы» Огюста Вилье де Лиль-Адана сарказм и сатира являются основными приемами стилизации, с помощью которых изобличается жестокость и аморальность современного автору общества.

 

2 СПОСОБЫ САТИРИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ МИСТИЧЕСКОГО В АВТОРСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МАНЕРЕ О. ВИЛЬЕ ДЕ ЛИЛЬ-АДАНА

 

 

 

2.1 Реалистически-гротескная  фантастика О. Вилье де Лиль-Адана

 

 

В 60-70-х гг. XIX века странные рассказы Огюста Вилье де Лиль-Адана принимались издателями к печати не слишком охотно: беспощадная сатира казалась чрезмерной. Но следует учесть, что Огюст Вилье де Лиль-Адан в первую очередь – сатирик. Хорошее чувство юмора только помогает писателю тоньше понять человеческую природу и эмоции.

Огюст Вилье де Лиль-Адан – блистательный сатирик, но своеобразный и жестокий. Его юмор утончён и циничен, так шутить может только романтик, чья жизнь не была слишком удачной. Смех писателя, вызываемый гротескными образами, двуедин: весёлый, ликующий и — одновременно — насмешливый, высмеивающий.

Эпоха романтизма была самой значительной в становлении гротеска. Деятели литературы и искусства той поры в своем большинстве отстаивали эстетическую ценность гротеска и преодолевали отношение к нему и как к грубо комической форме, и как к форме, лишенной содержания. Романтики видели в гротеске широкий сущностный смысл. 

В сатирических рассказах  Огюста Вилье де Лиль-Адана юмор переплетается со страхом, обнажая  жестокость мира потребления, где всё  продаётся и покупается, где выставляются на продажу самые святые идеалы. Писатель соблюдает основную черту гротескного реализма, т.е. автор следует снижению и трансформации всего высокого, духовного, идеального и отвлеченного.

Так в новелле «Девицы Бьенфилатр» с точки зрения здравого смысла любовь представляется маргинальной, она не имеет оправдания перед здравым смыслом потому, что она не выполняет ясной практической функции, в данном случае, не приносит доход: «…Олимпия пошла по дурной дорожке. Безупречная до сих пор, она вняла искушению, коему была подвержена больше других…, благодаря среде, где ее заставляло жить ее ремесло. … она совершила грех: она полюбила. … Порядок её жизни был нарушен, все пошло вкривь и вкось». Огюст Вилье де Лиль-Адан намеренно разрушает привычные ассоциаций и сцепления слов и фактов, он превращает нелогичность в творческий прием, а серьезный тон изложения нарушается алогизмом вывода.

Огюст Вилье де Лиль-Адан строит сатиру, основанную на противопоставлении положительного и отрицательного, добродетели  и порока. На первый план автор выдвигает  отрицательные типы и характеры, давая положительное лишь как фон для них либо не давая вовсе. Огюст Вилье де Лиль-Адан воплощает отдельные отрицательные стороны общества в отдельных характерах. Отрицательные типы построены большей частью на какой-нибудь одной резко выдающейся черте. Эта сатирически заостренная черта характера создает порой вместо индивидуализированного образа социальную маску.

В литературе данного  периода прослеживаются такие черты  гротескной образности, как гипербола, сатира и комическое, а также исключение таких форм, где объективируется  хаос. По мнению немецкого литературоведа и философа В. Кайзера, «причина такой  категоричности в том, что названные формы, прочно связанные в обыденном сознании с понятием гротеска, придают гротеску (и как приему и как форме отражения мира) известную устойчивость, что противоречит самой сути гротескного искусства» [12, с.228].

Данная концепция В. Кайзера вызывала нарекания со стороны русских литературоведов. Например, Ю. Манн был не согласен с немецким ученым в отрицании реалистического гротеска.  Ю. Манн пишет, что «реалистический гротеск – как сама жизнь: чем больше мы в него всматриваемся, тем больший смысл нам открывается» [13, с.33].

 М.Бахтин упрекал  книгу Кайзера в ограниченности, так как «она дает только  теорию (и краткую историю) романтического и модернистского гротеска. «К средневековому и ренессансному гротеску теория Кайзера абсолютно не приложима» [14, с. 55].

 По мнению М.  Бахтина, романтический гротеск являлся вырождением смеховой культуры прошлого.  Бахтин обращает внимание на то, что В. Кайзер улавливает в гротеске лишь «общий мрачный и страшный, пугающий тон гротескного мира» [14, с. 56].

 В свою очередь,  В. Кайзер видит в гротескном мире «нечто враждебное, чуждое и нечеловеческое» [15, с. 129].

Учитывая авторитетное мнение русских литературоведов, мы, тем не менее, назовем книгу В. Кайзера приоритетной для нашего исследования. И работа М. Бахтина о Рабле, и книга Ю. Манна «О гротеске» затронули романтическую концепцию гротеска косвенно, охарактеризовав ее в общих чертах. То, что в книге В. Кайзера не затронут литературный гротеск античности и средних веков (на что указывает М. Бахтин), объяснимо: немецкий литературовед прослеживал путь гротеска с XVII века, когда слово «гротеск» начинает употребляться применительно к литературе. Для нас важно то, что Кайзер определяет гротеск не как комический прием, а как форму искусства, в которой более чем где-либо господствует свободная фантазия художника.

В. Кайзер считает, что  гротеск – прежде всего «отчужденный мир», наш мир, который становится чужим и угрожающим, причем неожиданность  и удивление являются существенными  элементами гротеска. В отчужденном мире мы теряем ориентацию, прежде всего физическую, появляется страх перед жизнью, а не перед смертью. Огюст Вилье де Лиль-Адан четко показывает это в новелле «Нетрудно ошибиться», где материальный мир с помощью символа рисуется как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее. Сквозь вещественный мир новелл просвечивают тайные смыслы. Автор сопоставляет такие понятия, как биржа и морг: «За столами сидели какие-то люди солидного вида, … глаза у них были пустые, лица землистые. Возле каждого лежали раскрытые портфели и папки с бумагами. И я понял тогда, что хозяйка этого дома, где я ожидал встретить радушный прием, – Смерть»4 [4, с. 71].  Здесь писатель в качестве атрибутов Смерти выступает не коса, а костюм, бумаги, интересы того общества, а именно, финансовые операции, зависимость от своего материального положения.

Гротеск в новеллах Огюста Вилье де Лиль-Адана выполняет  важную эстетическую функцию: он помогает воспроизведению универсальной  картины мира, создавая для этого  высокую степень образного обобщения. Формы и характер фантастической образности писателя были обусловлены целым рядом внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов. Гротеск, форма которого заимствована из народного творчества, представляет собой неотъемлемую черту образного мышления.

Огюст Вилье де Лиль-Адан соблюдает одну гротескно-комическую линию на протяжении всего сборника, что служит целям «заманивания» читателя, позволяет его заинтересовать и облегчить ему восприятие сложных и глубоких мыслей.

Для гротескного стиля Огюста Вилье де Лиль-Адана характерен принцип чередования фантастического и бытового.

Фантастика — это  особая форма отображения действительности, логически несовместимая с реальным представлением об окружающем мире. Она распространена в мифологии, фольклоре, искусстве и в особых, гротескных и «сверхъестественных», образах выражает миросозерцание человека. Это вскрывает отрицательные, вредные или позорные явления, но в том, что фантастика всегда осуществляет это средствами особого комического закона, где негодование составляет единство с комическим изобличением, изобличаемое показывается как нормальное, чтобы затем обнаружить через смешное, что это норма — только видимость, заслоняющая зло.

В литературе фантастика развивалась на базе романтизма, основным принципом которого было изображение исключительного героя, действующего в исключительных обстоятельствах. Это освобождало писателя от каких-либо ограничивающих правил, давало ему свободу в реализации творческих возможностей и способностей.

Из данных исследований можно сделать вывод, что фантастика Огюста Вилье де Лиль-Адана тесно  переплетается с реальностью  и служит средством комического  или сатирического изображения  героев. Творчество писателей направлено на внимание к внутреннему миру человека; в нем используется принцип двоемирия, по которому несовершенство реального мира и противопоставляется миру фантазии. Писатель активно использовал фантастические элементы не только в романтических, но и в реалистических произведениях. Сочетание романтического и реалистического становится важнейшей особенностью новелл данного сборника, где они предстают то в гротескном стиле, то в трагически ужасном, не разрушая при этом романтической условности.  

 

 

2.2 Понятие фантастики  и фантастического в творчестве О. Вилье де Лиль-Адана

Информация о работе Способы сатирического изображения мистического в авторской художественной манере Опоста Вилье де Лиль - Адана