Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:45, дипломная работа
Предметом исследования является изучение способов сатирического изображения мистического в авторской манере Огюста Вилье де Лиль-Адана.
Цель исследования состоит в определении особенностей художественного метода Огюста Вилье де Лиль-Адана.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
изучить характеристики такого литературного течения как романтизм в художественной литературе Франции на рубеже XVIII-XIX веков;
определить особенности художественного метода Огюста Вилье де Лиль-Адана;
проанализировать новеллы данного сборника и определить роль новеллы как малой повествовательной формы в изображении мистического;
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТВОРЧЕСТВО О.ВИЛЬЕ ДЕ ЛИЛЬ-АДАНА В КОНТЕКСТЕ ХУДО
ЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ФРАНЦИИ НА «ИЗЛОМЕ» ВЕКОВ 7
1.1 Характеристика романтизма как одного из художественных
течений переходного периода во французской литературе 7
1.2 Специфика выражения идей конца века «fin de siècle»
и их художественного воплощения в «неистовой литературе» 11
1.3 «Жестокие рассказы» О. Вилье де Лиль-Адана в литературном
контексте второй половины XIX века 15
1.4 Выводы по главе 1 19
2 СПОСОБЫ САТИРИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ МИСТИЧЕСКОГО В АВТОРС-
КОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МАНЕРЕ О. ВИЛЬЕ ДЕ ЛИЛЬ-АДАНА 20
2.1 Реалистически-гротескная фантастика О. Вилье де Лиль-Адана 20
2.2 Понятие фантастики и фантастического в творчестве
О. Вилье де Лиль-Адана 24
2.3 Психологические новеллы О. Вилье де Лиль-Адана
как разновидность фантастического 32
2.4 Символические образы О. Вилье де Лиль-Адана как
разновидность фантастического 36
2.5 Научная фантастика в сборнике новелл «Жестокие рассказы»
О. Вилье де Лиль-Адана 41
2.6 Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Эти натуры, предпочитающие
одиночество толпе и тщательно
оберегающие независимость
Цели главных героев Огюста Вилье де Лиль-Адана всегда величественны и прекрасны, но, увы, недостижимы. В его новеллах звучит мысль о невозможности осуществления Мечты. Этим принципом двоемирия, сочетанием мира действительности и мира идеала, свойственного романтизму, пропитана канва новеллы «Вера». Главный герой – граф д’Атоль – жил двойственной жизнью, как ясновидец. Он мечтал, а, главное верил, что его покойная жена, его Душка жива. Настоящая любовь способна воодушевить человека, пробудить в нем скрытые способности. Любое его действие, направленное на осуществление этой фантазии (в этой новелле фантастика утверждается не только в действиях и объектах, но и в самой структуре произведения), было мистическим, оккультным, но в конце оказалось губительным. Для романтизма действительность конкретна и ограничена, она носит некий преходящий характер, лишь идеальное вечно. И романтический герой – граф д’Атоль – трагически ощущает, что всё проходит, что все его мечты несбыточны: «Вдруг граф д’Атоль вздрогнул, словно пораженный неким роковым воспоминанием. – Что со мною? Ведь ты же умерла? В тот же миг мистическая лампада перед образом погасла. …– Всё кончено, – прошептал он. – Я утратил её!»1 [4, с.17].
Но какими бы ни были последствия, для Огюста Вилье де Лиль-Адана-идеалиста мечта всегда остается предпочтительнее реальности: «По какому же пути мне следовать, чтобы обрести тебя? Укажи мне дорогу, которая приведет меня к тебе! Вдруг, словно в ответ ему, на брачное ложе…упал какой-то блестящий металлический предмет: …то был ключ из склепа»2 [4, с. 17]. Однако романтическое мировосприятие Огюста Вилье де Лиль-Адана претерпевает существенные изменения. Стихия природы, столь важная для романтиков, оказывается совершенно чуждой писателю, который не признавал «беспредельного единения в природе».
Таким образом, трагический финал новелл предвещает убежденность Огюста Вилье де Лиль-Адана в том, что удел избранной личности – гибель, не только физическая, но и духовная. Люди могут быть живыми, как в новелле «Цветы небытия», они «…расхаживают… по бульварам, перед роскошными кафе и в многочисленных увеселительных местах… а при отблеске газа их лица, белые от притираний, кажутся мертвенно бледными»3 [4, с.100].
1.2 Специфика выражения идей конца века «fin de siècle» и их художественного воплощения в «неистовой литературе» Франции
Выражение «fin de siècle» впервые появилось в 1886 году во французской газете «Le Décadent». Уже в начале 1890-х годов именование «конец века» стало использоваться критиками, писателями, деятелями искусства для обозначения не столько временного отрезка, сколько особого умонастроения.
Выражение «fin de siècle» («конец века») стало
синонимом утонченности переживаний
и нервной обостренности
К явлениям конца века относили индивидуализм, отказ от общественной жизни и общепринятых моральных норм, разнообразные проявления «упадка». Размышления об особенностях эпохи и их причинах составили основное или значительное содержание произведений таких мыслителей, как Фридрих Ницше, Макс Нордау, Бенедетто Кроче, Ханс Дельбрюк и др.
Творчество Огюста Вилье де Лиль-Адана приходится на 60-80-е годы XIX века – время, когда трудно говорить о стилевом единстве во французской литературе. В это время в литературе, как и во всех сферах частной и публичной жизни можно было увидеть конец целого периода в истории и начало нового. Все традиции были подорваны, исчезло связующее звено между вчерашним и завтрашним днём.
Особое положение в этот период занимает романтизм, не исчерпавший своих возможностей к середине века. Элементы мировоззрения и художественные приёмы романтизма становятся традицией, обогащая художественный метод писателей второй половины века. Взаимодействуя с реализмом, романтизм вносит свой вклад и в формирование символизма. Художники, прежде всего, наследуют тот опыт, который соответствует эстетическим запросам современности. Заимствуя опыт своих предшественников, и одновременно преодолевая его, Огюст Вилье де Лиль-Адан вырабатывает собственную художественную манеру.
Угадав в середине века тенденции «fin de siècle», Огюст Вилье де Лиль-Адан оказывается провидцем, этим связующим звеном между поздним романтизмом и декадентскими направлениями конца века.
В 1892 году психиатр М. Нордау писал о господствующих настроениях своего времени: «Общий характер многочисленных явлений нашего времени, равно как и выражающееся в них основное настроение, принято теперь называть настроением “конца века” (fin de siècle). ... Это настроение чрезвычайно смутное; в нем есть лихорадочная неутомимость и тупое уныние, безотчетный страх и юмор, приговоренного к смерти. Преобладающая его черта – чувство гибели, вымирания» [6, с. 23-24].
«Fin de siècle» – это
исповедь и в то же время жалоба.
В скандинавской мифологии
В книге «Вырождение» М. Нордау с позитивистских позиций оценивает декадентские проявления в литературе и искусстве конца XIX – начала XX в. Вырождение – это диагноз, который психиатр ставит обществу, культуре и ее наиболее ярким представителям: писателям, поэтам, философам, композиторам рубежа веков. Все цивилизованное человечество, по его мнению, по крайней мере, высшие слои больших городов, представляет собой больницу. «Симптомы болезни века – психопатию, истерию, манию величия, эгоизм, эротоманию, себялюбие, наследственные заболевания, эстетизм, мистицизм – М. Нордау находит в произведениях великих писателей эпохи «fin de siècle» [6, с.24].
Однако в то время как позитивисты давали негативную оценку проявлениям декаданса, сами художники считали, что именно они, существа более высокой духовной организации, чувствительные к культуре, способны дать импульс эволюции и прогрессу. Вместе с Полем Верленом и Стефаном Малларме, Огюст Вилье де Лиль-Адан принадлежал к той ветви Парнаса, которая примкнула впоследствии к символизму, противопоставив рациональному началу парнасской поэзии интуитивное постижение мира, изображению – угадывание.
Огюст Вилье де Лиль-Адан не раз будет близок к парнасцам в своих зрелищных описаниях; останется он верен мастерству и отточенности стиля. Но совершенно чуждо будет Огюсту Вилье де Лиль-Адану принципиальное требование парнасцев приглушить личностную исповедальность, их отрицание лирического самовыражения.
Художественное мастерство любого писателя неразрывно связано с традициями отечественной и мировой литературы, однако это обращение к наследию прошлого должно соответствовать внутренней потребности писателя. Именно потребность выразить идеалистические воззрения в эпоху, когда был провозглашен рациональный, аналитический подход в литературе, заставляет Огюста Вилье де Лиль-Адана искать иные формы выражения.
Специфика идей «fin de siècle» неразрывно связана с «неистовой» литературной действительностью. В 20-е годы «неистовая» литература означала лишь странные сюжеты, не допускавшиеся к постановке на классической сцене. Этот термин приобретает особый окрас в 30-е годы. Минорные настроения, овладевшие рядом писателей, придали новое звучание самому термину.
Жанр «неистовой» литературы открыл критик и писатель Жюль Жанен, а первым произведением этого жанра был «Мертвый осел и гильотинированная женщина». Предисловие к роману отражало все основные положения новой школы. Сам же роман являлся рядом сцен, выхваченных из преступного мира, куда увлекают девушек нездоровые склонности.
Общественные картины, которые описывали французские «неистовые» писатели, в том числе и Огюст Вилье де Лиль-Адан, являлись поистине сатанинскими. Предпочтение отдавалось зрелищам убийства, кощунства, разврата, болезни, страдания и смерти. Все это являлось неотъемлемым звеном идей «конца века».
«В «неистовом» романе случай опровергает смысл истории и возможность разумного вмешательства в нее отдельного лица и целых коллективов. Он торжествует и в романе из современной жизни, и в драме, и в комедии, объясняя действительность как неуправляемый хаос, как абсурд» [9, с.27].
Прибегнув к данной схеме «неистового» мира Огюст Вилье де Лиль-Адан пытался вскрыть своеобразную тематику, где образ автора понимался как маска «апостола отчаяния», а идеология ужасов характеризовалась как глубокое презрение к жизни данного периода, к духовно болеющему обществу.
Герои Огюста Вилье де Лиль-Адана в этом мире и их страсти и эмоции являются фантастическими, с помощью этого писатель выражает настроение современного человека, которому его жизнь не кажется ужасной и мистической.
Таким образом, мрачные темы Огюста Вилье де Лиль-Адана нужно объяснять не биографическими причинами, но общественными увлечениями радикально настроенной молодежи 30-х годов и развивающимся на этой почве «неистовым» романтизмом. В «неистовых» романах разрабатывались и средневековые сюжеты, но характерной особенностью огромного большинства «неистовых» произведений была современная тема. Именно о современности хотел сказать свое слово Огюст Вилье де Лиль-Адан, так как универсальный пессимизм, даже если он проникал в естественные науки, имел своим источником современное состояние общества.
1.3 «Жестокие рассказы» О. Вилье де Лиль-Адана в литературном контексте второй половины XIX века
«Жестокие рассказы» Огюста Вилье де Лиль-Адана – это одно из лучших проявлений французской новеллы XIX века. Во многом навеянные прозой Эдгара По, они пронизаны иронией и протестом против бессмысленного страдания, рассказывает ли автор о свидании пятнадцатилетних подростков («Виржини и Поль»), твердящих: «получить деньги», «накопить деньги», или о странном немецком бароне, путешествующем из страны в страну, чтобы присутствовать на казнях и пытках. Заложенная в текстах Огюста Вилье де Лиль-Адана социальная сатира и в XXI веке удивительным образом не утратила взрывной силы. Данный сборник новелл прославил писателя.
Вилье де Лиль-Адан – мастер изысканной речи. Как новеллист, писатель отдавал предпочтение исключительным, странным и редким историям, как правило, с нетривиальным или даже парадоксальным концом.
«Произведения, построенные на психологии, с элементами криминала, воспринимались как не совсем «съедобное» чтиво. Однако настойчивое игнорирование автором счастливой развязки новелл данного сборника, их «жестокость», фатальное завершение уравновешены мастерским стилем повествования Огюста Вилье де Лиль-Адана» [10, с. 57].
«Хронологически двадцать восемь новелл сборника разделяются на три основные группы. К первой группе относятся ранние рассказы, основное ядро сборника составляет вторая группа, к третьей группе относятся поздние рассказы. В следующих ниже таблицах дана хронология сборника Огюста Вилье де Лиль-Адана «Жестокие рассказы». Перед каждым рассказом арабской цифрой обозначено его место в хронологической последовательности, римской цифрой – его порядковый номер в книге. В скобках даны даты первой публикации» [4, с.194].