Специальные виды туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:26, диссертация

Краткое описание

Международный туризм играет все более заметную роль в мировой экономике. Начало нового тысячелетия было отмечено не только подъемом международного туристского движения, но и появлением новых тенденций в развитии данной отрасли. Статистика свидетельствует об устойчивых темпах развития туризма. В 1950 г. общее число туристов составляло 25 млн, а поступления от туризма - 2,1 млрд долларов США; в 1987 г., по данным ВТО, эти показатели составили соответственно 363 млн и 150 млрд. В 2000 г. число путешествующих достигло 698 млн, поступления от туризма - более 476 млрд долларов США. В 2002 г. число туристов составило 702 млн, валютные поступления от международного туризма достигли 474 млрд долларов США.

Оглавление

Введение
Глава 1. Эволюция туризма. Классификация туризма
Глава 2. Религиозный туризм
2.1. Определение и разновидности религиозного туризма
2.2. Паломнический туризм
2.3. Виды и особенности паломничества
2.4. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности
2.5. Индустрия религиозного туризма
2.6. Структура религии
2.7. Типология современных религий
Глава 3. Религиозный туризм в христианстве
3.1. Основы вероучения христианства
3.2. Православная церковь
3.3. Православное паломничество. Религиозные центры в России и странах СНГ
3.4. Наиболее известные монастыри Русской православной церкви в России и на Украине
3.5. Зарубежные православные центры, монастыри и храмы РПЦ
3.6. Христианские святыни и Святая земля
Глава 4. Религиозный туризм в исламе
4.1. История возникновения и основы вероучения ислама
4.2. Догматы ислама
4.3. Территория распространения ислама
4.4. Хадж в Мекку
Глава 5. Религиозный туризм в буддизме
5.1. Возникновение и основы вероучения буддизма
5.2. Буддийские праздники и церемонии
5.3. Буддизм в России
5.4. Особенности и история паломничества в буддизме
5.5. Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале
5.6. Паломнические центры буддизма в Индии и Непале
5.7. Паломнические центры буддизма в Тибете
5.8. Другие паломнические центры буддизма
Глава 6. Деловой туризм
6.1. География бизнес поездок
6.2. Конгрессно выставочный туризм
6.3. Инсентив туризм
Глава 7. Лечебно оздоровительный туризм
7.1. Наука курортология
7.2. Зарождение и развитие курортов
7.3. История развития санаторно курортного дела в России
7.4. Курорты и их типология
7.5. Всемирно известные лечебные курорты
7.6. Основные методы лечения и оздоровления, применяемые на современных европейских курортах (на примере Италии)
7.7. Общие принципы организации лечения и оздоровления на курортах
7.8. Примеры оздоровительных программ, предлагаемых на курортах
Глава 8. Экологический туризм
8.1. Предпосылки зарождения экологического туризма
8.2. Воздействие туризма на природные комплексы
8.3. Определение экологического туризма
8.4. Признаки экологического туризма
8.5. Виды экологического туризма
8.6. Национальные парки, заповедники и резервации
8.7. Средства размещения и экологический туризм
Глава 9. Событийный туризм
Глава 10. Горнолыжный туризм
10.1. История развития горнолыжного туризма
10.2. Популярные мировые горнолыжные курорты
10.3. Особенности климата, которые необходимо учитывать при выборе горнолыжного курорта
Глава 11. Экстремальный туризм
11.1. Понятие об экстремальном туризме
11.2. Водные виды экстремального туризма
11.3. Наземные виды экстремального туризма
11.4. Горные виды экстремального туризма
11.5. Воздушные виды экстремального туризма
11.6. Экзотические виды экстремального туризма
Глава 12. Круизный туризм
12.1. Морские круизы
12.2. Речные круизы
Приложения
Приложение 1. Принципы Глобального этического кодекса туризма (Приняты Генеральной ассамблеей ВТО (Сантьяго) 1 октября 1999 г.)
Приложение 2. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Приложение 3. Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно оздоровительных местностях и курортах"
Приложение 4. Сообщение МИД России от 01.07.2000 г. О новых правилах совершения малого (умры) и большого хаджа в Королевство Саудовская Аравия (КСА)
Приложение 5. Основные положения проекта Федерального закона "О социальном туризме"
Литература

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

• осуществляет государственную экспертизу генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов), разведанных запасов природных лечебных ресурсов, имеющих федеральное значение;

• устанавливает налоговые, визовые, таможенные, инвестиционные льготы, стимулирующие сохранение и развитие курортов;

• осуществляет международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов).

Статья 5.Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  по регулированию отношений в  области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:

• признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения;

• установление границ и режима округов санитарной (горносанитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное значение;

• определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

• регулирование в области использования и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов за исключением переданных в ведение Российской Федерации;

• международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов).

Статья 6.Полномочия органов местного самоуправления К полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:

• представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;

• участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного значения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов);

• контроль за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель в пределах своей компетенции;

• участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов.

Статья 7.Координация деятельности в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах

Государственную политику и координацию  деятельности в сфере курортного дела и отдыха реализует специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган, который осуществляет:

• ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации;

• разработку и координацию федеральных программ развития курортов;

• организацию научных исследований в целях расширения курортного фонда Российской Федерации и повышения эффективности его использования;

• подготовку кадров в сфере курортного лечения;

• контроль за исполнением законодательства Российской Федерации об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Статья 8.Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской ФедерацииРазграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов определяется настоящим Федеральным законом, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Глава III. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ

 

Статья 9.Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы

1. Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью.

Они могут принадлежать на праве  собственности Российской Федерации (федеральная собственность) либо принадлежать на праве собственности субъектам  Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют указанные в настоящем Федеральном законе органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

4. Содержание права государственной собственности на природные лечебные ресурсы определяется федеральным законом на основании Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 10.Предоставление природных лечебных ресурсов

1. Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива.

2. Предоставление природных лечебных ресурсов для целей, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, как правило, не допускается. Правительство Российской Федерации в исключительных случаях при наличии положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы разрешает использование природных лечебных ресурсов для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, если это не повлечет ущерба для курортно-рекреационного потенциала соответствующих территорий.

3. Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Статья 11.Разработка месторождений минеральных вод и лечебных грязей и использование других природных лечебных ресурсов

1. Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разрабатываются в соответствии с лицензией. На курортах, в курортных регионах (районах) разработка природных лечебных ресурсов осуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.

2. Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.

3. Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.

4. Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.

Статья 12.Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами

1. В случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов право пользования природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено.

2. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами не освобождает виновных лиц от иных видов ответственности, предусмотренных законодательством.

Глава IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  В СФЕРЕ КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И  ОТДЫХА

 

Статья 13.Финансовое обеспечение курортов Российской Федерации

1. Финансирование курортов федерального значения, включая развитие транспорта, систем канализации, водоснабжения, теле-, радиовещания и связи, энергообеспечение, природоохранные мероприятия, осуществляется в соответствии с федеральными программами за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Координацию и обеспечение выполнения федеральных программ развития курортов осуществляет специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган.

3. Санаторно-курортные организации, специализирующиеся на лечении граждан, имеющих льготы, установленные Правительством Российской Федерации, по санаторно-курортному обслуживанию, с учетом объемов оказанных услуг приравниваются по оплате коммунальных услуг к лечебным учреждениям, подведомственным органам местного самоуправления.

Статья 14.Имущество санаторно-курортных организаций и порядок его использования

1. Санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы.

2. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых природных территориях.

3. Санаторно-курортные организации используют здания, строения и иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, если иное не следует из федерального закона.

Статья 15.Статус санаторно-курортных организаций

1. Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании государственной лицензии, предоставленной в установленном порядке.

2. Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.

Глава V. САНИТАРНАЯ (ГОРНО-САНИТАРНАЯ) ОХРАНА ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ

 

Статья 16.Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов1. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

2. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон:

• на территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий;

• на территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению;

• на территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

4. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

5. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

6. Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Глава VI. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ  ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ

 

Статья 17.Разрешение споров

1. Споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в судебном порядке.

2. Экономические споры и споры в сфере управления разрешаются арбитражным судом в соответствии с арбитражно-процес-суальным законодательством.

Информация о работе Специальные виды туризма