Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:26, диссертация
Международный туризм играет все более заметную роль в мировой экономике. Начало нового тысячелетия было отмечено не только подъемом международного туристского движения, но и появлением новых тенденций в развитии данной отрасли. Статистика свидетельствует об устойчивых темпах развития туризма. В 1950 г. общее число туристов составляло 25 млн, а поступления от туризма - 2,1 млрд долларов США; в 1987 г., по данным ВТО, эти показатели составили соответственно 363 млн и 150 млрд. В 2000 г. число путешествующих достигло 698 млн, поступления от туризма - более 476 млрд долларов США. В 2002 г. число туристов составило 702 млн, валютные поступления от международного туризма достигли 474 млрд долларов США.
Введение
Глава 1. Эволюция туризма. Классификация туризма
Глава 2. Религиозный туризм
2.1. Определение и разновидности религиозного туризма
2.2. Паломнический туризм
2.3. Виды и особенности паломничества
2.4. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности
2.5. Индустрия религиозного туризма
2.6. Структура религии
2.7. Типология современных религий
Глава 3. Религиозный туризм в христианстве
3.1. Основы вероучения христианства
3.2. Православная церковь
3.3. Православное паломничество. Религиозные центры в России и странах СНГ
3.4. Наиболее известные монастыри Русской православной церкви в России и на Украине
3.5. Зарубежные православные центры, монастыри и храмы РПЦ
3.6. Христианские святыни и Святая земля
Глава 4. Религиозный туризм в исламе
4.1. История возникновения и основы вероучения ислама
4.2. Догматы ислама
4.3. Территория распространения ислама
4.4. Хадж в Мекку
Глава 5. Религиозный туризм в буддизме
5.1. Возникновение и основы вероучения буддизма
5.2. Буддийские праздники и церемонии
5.3. Буддизм в России
5.4. Особенности и история паломничества в буддизме
5.5. Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале
5.6. Паломнические центры буддизма в Индии и Непале
5.7. Паломнические центры буддизма в Тибете
5.8. Другие паломнические центры буддизма
Глава 6. Деловой туризм
6.1. География бизнес поездок
6.2. Конгрессно выставочный туризм
6.3. Инсентив туризм
Глава 7. Лечебно оздоровительный туризм
7.1. Наука курортология
7.2. Зарождение и развитие курортов
7.3. История развития санаторно курортного дела в России
7.4. Курорты и их типология
7.5. Всемирно известные лечебные курорты
7.6. Основные методы лечения и оздоровления, применяемые на современных европейских курортах (на примере Италии)
7.7. Общие принципы организации лечения и оздоровления на курортах
7.8. Примеры оздоровительных программ, предлагаемых на курортах
Глава 8. Экологический туризм
8.1. Предпосылки зарождения экологического туризма
8.2. Воздействие туризма на природные комплексы
8.3. Определение экологического туризма
8.4. Признаки экологического туризма
8.5. Виды экологического туризма
8.6. Национальные парки, заповедники и резервации
8.7. Средства размещения и экологический туризм
Глава 9. Событийный туризм
Глава 10. Горнолыжный туризм
10.1. История развития горнолыжного туризма
10.2. Популярные мировые горнолыжные курорты
10.3. Особенности климата, которые необходимо учитывать при выборе горнолыжного курорта
Глава 11. Экстремальный туризм
11.1. Понятие об экстремальном туризме
11.2. Водные виды экстремального туризма
11.3. Наземные виды экстремального туризма
11.4. Горные виды экстремального туризма
11.5. Воздушные виды экстремального туризма
11.6. Экзотические виды экстремального туризма
Глава 12. Круизный туризм
12.1. Морские круизы
12.2. Речные круизы
Приложения
Приложение 1. Принципы Глобального этического кодекса туризма (Приняты Генеральной ассамблеей ВТО (Сантьяго) 1 октября 1999 г.)
Приложение 2. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Приложение 3. Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно оздоровительных местностях и курортах"
Приложение 4. Сообщение МИД России от 01.07.2000 г. О новых правилах совершения малого (умры) и большого хаджа в Королевство Саудовская Аравия (КСА)
Приложение 5. Основные положения проекта Федерального закона "О социальном туризме"
Литература
Морские круизные суда по качеству обслуживания и уровню комфорта классифицируются следующим образом:
- стандарт (2*-4*);
- премиум (5*-5*+);
- люкс (6*).
Для морских круизных судов также
принята классификация по тоннажу
(объем внутреннего
- большие (свыше 60 тыс. гросс-тонн);
- средние (до 60 тыс. гросс-тонн);
- малые (до 25 тыс. гросс-тонн).
В последнее время наметилась тенденция
к строительству больших
По продолжительности круизные маршруты классифицируются:
- на краткосрочные (от нескольких часов до нескольких суток);
- среднесрочные (от 5 до 13 суток);
- долгосрочные (до 2 месяцев).
Каюты на морских круизных судах отличаются большим разнообразием по площади, интерьеру, набору удобств, что, естественно, отражается на цене.
Наиболее общая классификация кают:
- экономичные (каюты с искусственным освещением);
- стандартные (с окнами);
- премиум (с балконами).
В круизной компании Royal Caribbean принята своя классификация кают:
1) каюты класса люкс с видом на океан:
- R - королевские апартаменты: отдельная спальня с двуспальной кроватью, индивидуальная веранда, душ, обычные удобства, гостиная с диваном, рояль, холодильник, мини-бар, столовая;
- A - «оунерс суит»: кровать большого размера, индивидуальная веранда, отдельная гостиная с диваном, холодильник, мини-бар;
- АА - «роял фэмили суит»: две спальни с кроватями, гостиная с диваном, индивидуальная веранда, холодильник, две ванные комнаты;
- В - «гранд суит»: две кровати, индивидуальная веранда, кресла, диван, холодильник.
- С - «супериор суит»: две кровати, индивидуальная веранда, кресла, диван, холодильник;
- D - каюта «делюкс»: две кровати, индивидуальная веранда, кресла, диван, холодильник;
2) семейные каюты с видом на океан:
- FF - каюты большого размера, расчитанные на размещение 6 человек;
3) каюты с видом на океан:
- F, H, I - комфортабельные каюты, оборудованные двумя кроватями, с обычными удобствами, туалетом, телевизором, телефоном;
4) внутренние каюты:
- K, L, M, N, O, P, Q - комфортабельные каюты, оборудованные двумя кроватями, с обычными удобствами, туалетом, телевизором, телефоном.
Важной особенностью круизных туров является организация развлечений на борту. На круизных кораблях работают различные клубы, приглашаются актеры для выступлений, проводятся шоу, действуют игорные клубы и казино. Как правило, круизный тур организован по системе «все включено», это распространяется на питание, пользование спортивными залами и инвентарем, развлекательную программу. Одним из преимуществ круизных туров является их безвизовость. Пассажиры могут находиться в портах и совершать экскурсии в течение 48- 72 часов без визы. Самый большой недостаток круизов - их довольно высокая цена. Но в последнее время появились бюджетные круизные компании.
Принята следующая ценовая
- экономичные (75-150 долл. на человека в сутки);
- классические (100- 200 долл. на человека в сутки);
- премиум (150- 400 долл. на человека в сутки);
- люкс (700-1000 долл. на человека в сутки);
- эксклюзивные (более 1000 долл. на человека в сутки).
Основные районы морских круизов - Карибский бассейн и Средиземное море. Главным преимуществом Карибского бассейна является то, что круизы можно проводить круглый год. Длительность круизных маршрутов колеблется от 3 дней до 2 недель, маршруты классифицируются по следующим направлениям: Западные Карибы, Восточные Карибы, Южные Карибы. Классические морские круизы - это Средиземное море. Круизные маршруты охватывают сразу несколько европейских стран - Испания, Франция, Италия, Греция - и стран Северной Африки - Марокко, Тунис, Египет. Большой популярностью пользуются круизы вдоль берегов Британии, Скандинавии и России. Некоторые круизные компании организуют кругосветные путешествия продолжительностью более 120- 140 дней.
В последние несколько лет стали популярны круизные маршруты к берегам Антарктиды и к Северному полюсу. «Ледовые» круизы осуществляются круглый год: летом маршруты пролегают в Арктику, зимой основное направление - Антарктида. Американская компания Quark Expedition организует круизы на российском ледоколе «Капитан Хлебников» по маршруту Шпицберген - Гренландия - Канада - Чукотка - Шпицберген. Стоимость «ледовых» круизов достаточно высокая - от 10 тыс. долл. до 18 тыс. долл., однако ежегодный спрос стабильно растет на 2 %, причем за счет российских туристов.
В последнее время большую популярность приобрели круизы на паромах как разновидность морских круизов. В основном из-за их краткосрочности и экономичности. Современные паромы, используемые в круизных целях, представляют собой многопалубные корабли. На российском рынке большим спросом пользуются путешествия на комфортабельных паромах компаний Viking Line, Silja Line, DFDS Seaways, Fjord Line, Smyril Line, Color Line, Superfast series. Несомненными лидерами спроса являются комфортабельные паромные круизы, осуществляемые на Балтийском море компаниями Silja Line и Viking Line. Причин тому несколько. Во-первых, географическое удобство порта отправления - Хельсинки. Сюда легко добраться из Москвы и Санкт-Петербурга. Во-вторых, «компактность» круиза - в наиболее коротком варианте он занимает две ночи на корабле и один день в Стокгольме. Существует возможность выезда в этот круиз даже на week-end. В то же время круиз может быть расширен за счет более длительного пребывания в Стокгольме и Хельсинки. В-третьих, на пароме можно проводить корпоративные мероприятия. В-четвертых, на борту паромов туристам предлагается широкий спектр развлечений: магазины беспошлинной торговли, дискотеки, рестораны по системе «все включено», бассейны и сауны. В-пятых, за короткий период туристы имеют возможность посетить столицы двух европейских государств. Продолжительность таких круизных маршрутов от 2 до 4 дней, включая посещение двух стран - Финляндии и Швеции. При размещении на паромах туристам предоставляются комфортабельные каюты различных категорий, рассчитанные на людей с разным доходом. Помимо Viking Line и Silja Line большим спросом пользуются круизы молодой компании «Суперфаст». В отличие от гигантских паромов Viking Line, Silja Line, вмещающих несколько тысяч туристов, суда компании «Суперфаст» берут на борт не более 600 пассажиров. При этом на любом из паромов работают магазины, несколько ресторанов, сауны, джакузи. Главное преимущество круизов «Суперфаст» - скорость. Паромы доставляют туристов из Финляндии в Германию за 21 час. Паромы компании «Суперфаст» идеально подходят для инсентив-туров: здесь есть все необходимое не только для отдыха, но и для проведения семинаров.
Перевозка туристов морским транспортом
регулируется правовыми актами международного
и национального
В последнее время стали
По статистике ВТО, ежегодный стабильный прирост туристов, использующих те или иные формы морских круизов, составляет 8 %.
Круизы по внутренним водным артериям (рекам, озерам, каналам) принято называть речными круизами. Путешествия по рекам и озерам наиболее развиты в государствах, богатых судоходными реками. Речные круизы могут проводиться в одном направлении или иметь кольцевой маршрут. Речные круизные маршруты в зависимости от условий перевозок, их продолжительности и протяженности, качества предоставляемых услуг подразделяются на транспортные, туристские, экскурсионно-прогулочные. Транспортные маршруты обеспечивают транспортное сообщение между отдельными населенными пунктами и работают, как правило, по заранее опубликованному расписанию. Речные суда, эксплуатируемые на транспортных маршрутах, осуществляют транзитные (протяженностью более 400 км), местные (протяженностью менее 400 км), пригородные и внутригородские перевозки туристов. К транспортным маршрутам относятся также переправные и паромные линии. Туристские перевозки организуются по традиционным и специальным маршрутам продолжительностью более 24 часов. Экскурсионно-прогулочные маршруты представляют собой перевозки экскурсантов продолжительностью менее 24 часов, как правило, это внутригородские и пригородные речные маршруты.
Речной круизный туризм в наибольшей степени развит в европейских странах (Франция, Германия, Румыния, Венгрия, Италия). Популярны круизные маршруты по Луаре, Рейну, Роне, Сене, Эльбе. Суда, применяемые на речных маршрутах в Европе, относятся к премиум-классу. Голландская круизная компания Sea Cloud эксплуатирует два речных круизных судна класса «люкс». В России, как правило, эксплуатируются речные суда, построенные в 1980-е гг. Среди наиболее комфортабельных лайнеров следует выделить круизные суда, осуществляющие дальние перевозки, проектов 301 и 302. Теплоходы этих проектов, как правило, трех- или четырехпалубные и оборудованы комфортабельными каютами, предназначенными для одноместного, двухместного, трехместного и четырехместного размещения. Принята классификация кают по категориям в зависимости от уровня комфорта. Уровень комфорта - это критерий из нескольких составляющих: количество и расположение мест в каюте, месторасположение каюты по длине и высоте судна, площадь и форма каюты, наличие удобств и санитарно-технических помещений, вид освещения. На борту теплоходов к услугам туристов рестораны, кафе, бары, кинозал, магазины.
На речных круизных маршрутах в России также используются теплоходы проектов Q-040 («Илья Репин», «Максим Горький»), Q-065 («Сергей Есенин»), 92-016 («Федор Шаляпин»), 305 («Салават Юлаев»), 588 («Михаил Кутузов»). Организаторами речных круизов выступают судовладельцы, пароходства, круизные туроператоры. Волжское речное пароходство осуществляет круизы по следующим маршрутам: Москва - Нижний Новгород - Москва (10 дней, с посещением городов Углич, Мышкин, Кострома, Плес, Муром), Москва - Плес - Москва (6 дней, с посещением городов Углич, Мышкин, Ярославль, Кострома). Московское речное пароходство осуществляет круизные маршруты Москва - Астрахань - Москва (20 дней), Москва - Санкт-Петербург - Москва (13 дней), Москва - Ярославль - Москва (5 дней), Москва - Углич - Москва (3 дня). Большую популярность приобрели долгосрочные круизы по рекам Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амур. Продолжительность этих круизов в среднем 18 дней. Как правило, такие круизы комбинируются с наземными маршрутами. Например, круиз по Енисею комбинируется с перелетом к Северному полюсу. Во время круиза по Лене туристы знакомятся с жизнью якутских деревень и имеют возможность поохотиться.
Большой популярностью на российском рынке пользуются круизы по Нилу (Каир - Луксор, 3- 5 дней). Эти круизные маршруты комбинируются с рекреационным туром (отдых в Хургаде или Шарм-эль-Шейхе). Круизные суда, эксплуатируемые на маршрутах по Нилу, как правило категории «5*» или «люкс». Обслуживание на круизных судах осуществляется по системе «все включено», это распространяется на размещение, питание, экскурсионную программу.
Перевозки туристов на речных круизах в России регулируются Водным кодексом РФ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ. Положения этих правовых актов распространяются на все внутренние водные маршруты, порты и регулируют всю деятельность по организации речных круизов.
1. Расскажите об основных этапах развития круизного туризма.
2. Что такое круизный туризм, и почему его относят к специальным видам туризма?
3. Каковы критерии классификации морских круизных судов?
4. Дайте характеристику основных регионов морских круизов.
5. Назовите основные круизные маршруты в Карибском бассейне.
6. В чем заключаются особенности речного круизного туризма?
7. Дайте характеристику основным регионам речного круизного туризма.
8. Каковы критерии классификации кают речных круизных судов?
9. Дайте характеристику основных речных круизных маршрутов в России.
1. Александрова А.Ю.Экономика и территориальная организация международного туризма. - М., 1996.
2. Биржаков М.Б.Введение в туризм. - СПб., 2001.
3. Биржаков М.Б., Никифоров В.И.Индустрия туризма: Перевозки. - СПб., 2001.
4. Волков Ю.Ф.Введение в гостиничный и туристический бизнес. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
5. Осипова О.Я.Транспортное обслуживание туристов. - М.: Академия, 2006.
6. Сенин В.С.Организация международного туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003.
7. Соколова М.В.История туризма. - М.: Академия, 2004.
8. Чудновский А.Д., Жукова М.А.Менеджмент туризма. - М., 2002.
9. Экономика и организация туризма: международный туризм / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - М.: КНОРУС, 2005.
Статья 1.Вклад туризма во взаимопонимание и уважение между народами и обществами
1. Понимание и распространение общечеловеческих этических ценностей в духе терпимости и уважения разнообразия религиозных, философских и нравственных убеждений являются одновременно основой и следствием ответственного туризма; участники туристского процесса и сами туристы должны принимать во внимание социально-культурные традиции и обычаи всех народов, включая национальные меньшинства и коренные народы, и признавать их достоинство.
2. Туристскую деятельность необходимо осуществлять в гармонии со специфическими особенностями и традициями принимающих регионов и стран, соблюдая при этом их законы, обычаи и традиции.
3. Принимающие сообщества, с одной стороны, и местные участники туристского процесса, с другой стороны, должны знакомиться и проявлять уважение к туристам, которые их посещают, получая представление об их образе жизни, вкусах и ожиданиях; образование и профессиональная подготовка работников сектора способствуют гостеприимному приему.
4. Государственные власти должны обеспечивать защиту туристов и посетителей и их имущества; они должны уделять особое внимание безопасности иностранных туристов, учитывая их особую потенциальную уязвимость; они содействуют принятию конкретных мер по информации, профилактике, защите, страхованию и помощи, отвечающих их потребностям; необходимо строго осуждать и подавлять в соответствии со своим соответствующим национальным законодательством покушения, нападения, ограбления и угрозы, касающиеся туристов и работников туристской индустрии, а также преднамеренное нанесение ущерба туристским объектам и объектам культурного и природного наследия.
5. Во время путешествий туристы и посетители не должны допускать никаких преступных деяний или действий, которые могут рассматриваться как преступные по законам посещаемой страны, а также поведения, которое может представляться вызывающим или даже оскорбительным для местного населения и которое может нанести ущерб местной среде; туристы и посетители не должны участвовать в обороте наркотиков, оружия, древностей, охраняемых видов фауны и флоры, а также предметов и веществ, которые опасны или запрещены национальным законодательством.