Специальные виды туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:26, диссертация

Краткое описание

Международный туризм играет все более заметную роль в мировой экономике. Начало нового тысячелетия было отмечено не только подъемом международного туристского движения, но и появлением новых тенденций в развитии данной отрасли. Статистика свидетельствует об устойчивых темпах развития туризма. В 1950 г. общее число туристов составляло 25 млн, а поступления от туризма - 2,1 млрд долларов США; в 1987 г., по данным ВТО, эти показатели составили соответственно 363 млн и 150 млрд. В 2000 г. число путешествующих достигло 698 млн, поступления от туризма - более 476 млрд долларов США. В 2002 г. число туристов составило 702 млн, валютные поступления от международного туризма достигли 474 млрд долларов США.

Оглавление

Введение
Глава 1. Эволюция туризма. Классификация туризма
Глава 2. Религиозный туризм
2.1. Определение и разновидности религиозного туризма
2.2. Паломнический туризм
2.3. Виды и особенности паломничества
2.4. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности
2.5. Индустрия религиозного туризма
2.6. Структура религии
2.7. Типология современных религий
Глава 3. Религиозный туризм в христианстве
3.1. Основы вероучения христианства
3.2. Православная церковь
3.3. Православное паломничество. Религиозные центры в России и странах СНГ
3.4. Наиболее известные монастыри Русской православной церкви в России и на Украине
3.5. Зарубежные православные центры, монастыри и храмы РПЦ
3.6. Христианские святыни и Святая земля
Глава 4. Религиозный туризм в исламе
4.1. История возникновения и основы вероучения ислама
4.2. Догматы ислама
4.3. Территория распространения ислама
4.4. Хадж в Мекку
Глава 5. Религиозный туризм в буддизме
5.1. Возникновение и основы вероучения буддизма
5.2. Буддийские праздники и церемонии
5.3. Буддизм в России
5.4. Особенности и история паломничества в буддизме
5.5. Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале
5.6. Паломнические центры буддизма в Индии и Непале
5.7. Паломнические центры буддизма в Тибете
5.8. Другие паломнические центры буддизма
Глава 6. Деловой туризм
6.1. География бизнес поездок
6.2. Конгрессно выставочный туризм
6.3. Инсентив туризм
Глава 7. Лечебно оздоровительный туризм
7.1. Наука курортология
7.2. Зарождение и развитие курортов
7.3. История развития санаторно курортного дела в России
7.4. Курорты и их типология
7.5. Всемирно известные лечебные курорты
7.6. Основные методы лечения и оздоровления, применяемые на современных европейских курортах (на примере Италии)
7.7. Общие принципы организации лечения и оздоровления на курортах
7.8. Примеры оздоровительных программ, предлагаемых на курортах
Глава 8. Экологический туризм
8.1. Предпосылки зарождения экологического туризма
8.2. Воздействие туризма на природные комплексы
8.3. Определение экологического туризма
8.4. Признаки экологического туризма
8.5. Виды экологического туризма
8.6. Национальные парки, заповедники и резервации
8.7. Средства размещения и экологический туризм
Глава 9. Событийный туризм
Глава 10. Горнолыжный туризм
10.1. История развития горнолыжного туризма
10.2. Популярные мировые горнолыжные курорты
10.3. Особенности климата, которые необходимо учитывать при выборе горнолыжного курорта
Глава 11. Экстремальный туризм
11.1. Понятие об экстремальном туризме
11.2. Водные виды экстремального туризма
11.3. Наземные виды экстремального туризма
11.4. Горные виды экстремального туризма
11.5. Воздушные виды экстремального туризма
11.6. Экзотические виды экстремального туризма
Глава 12. Круизный туризм
12.1. Морские круизы
12.2. Речные круизы
Приложения
Приложение 1. Принципы Глобального этического кодекса туризма (Приняты Генеральной ассамблеей ВТО (Сантьяго) 1 октября 1999 г.)
Приложение 2. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Приложение 3. Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно оздоровительных местностях и курортах"
Приложение 4. Сообщение МИД России от 01.07.2000 г. О новых правилах совершения малого (умры) и большого хаджа в Королевство Саудовская Аравия (КСА)
Приложение 5. Основные положения проекта Федерального закона "О социальном туризме"
Литература

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

Некоторые отели принимают политику в отношении отходов, основанную на 6 положениях (методах) регулирования  количества отходов.

Эти принципы, все вместе или по отдельности являясь частью системы экологического менеджмента(СЭМ), присутствуют в деятельности многих отелей, и каждый можно проиллюстрировать реальными действиями и достигнутыми результатами:

• reduce(снижение использования). В сети Grecotel в рамках данного принципа в отеле отказываются от индивидуальной упаковки продуктов (джем, сливки и пр.). Так, за последние 10 лет количество продуктов в такой упаковке сократилось на 86 %. Помимо экологических эффектов это приносит еще и прямую финансовую выгоду - чем меньше упаковочных материалов, которые в результате оказываются на свалке, тем меньше стоимость продукции.

• refill(перезаправка). Этот принцип касается в первую очередь офисного оборудования - факсов, копиров, принтеров. Перезаправленные картриджи для лазерных принтеров стоят в два и более раз дешевле новых. К примеру, новый картридж для принтера HP LJ 1100 стоит в среднем 55 долл., а перезаправленный - 20- 25 долл.

• replace(замена). В рамках этого принципа встает вопрос о снижении и последовательном отказе от использования моющих средств, содержащих хлор, а также замене систем кондиционирования, основанных на фреонах.

• reuse(повторное использование). Использование возвратной тары для моющих средств в отелях Grecotel позволило за 1998- 2001 гг. предотвратить образование более 10 тонн отходов пластика.

• recycle(переработка). Переработка отходов является одним из основных методов предотвращения их накопления в окружающей среде. Переработке подвержено подавляющее большинство видов отходов, но основная проблема, возникающая на пути их переработки, - сортировка отходов, которая существенно затрудняет весь процесс. Поэтому многие отели сразу сортируют отходы. Например, в отеле Sanga-Saby отходы разделяются на 23 фракции, что позволило повысить уровень переработки отходов к 1998 г. до 80 %.

Кроме того, отсортированные отходы могут продаваться перерабатывающим компаниям как вторсырье и  приносить дополнительную прибыль.

• repair(ремонт, поддержание в рабочем состоянии). Своевременный ремонт оборудования и поддержание его в надлежащем состоянии продлевает срок его службы и экономит финансовые средства отеля.

В системе экологического менеджмента  все экологические аспекты взаимосвязаны, что можно продемонстрировать на примере влияния одного из принципов  обращения с отходами (repair) на ресурсосбережение. В данном аспекте, помимо технического ухода за оборудованием, опять возникает необходимость привлечения клиентов к экологической деятельности. Например, клиентов Grecotel в случае если они заметят протечку, проблему с электрооборудованием и т. д., просят незамедлительно сообщить об этом сотрудникам отеля. Во многих отелях по всему миру, в частности в отелях группы Accor Hotels, периодичность смены полотенец и постельного белья определяет сам клиент, это позволяет сократить расход стиральных порошков, воды, электроэнергии и соответственно сократить связанные с этим финансовые расходы. Экономия ресурсов и, как следствие, финансовая экономия возможны также за счет установки менее энергоемкого оборудования или за счет оптимизации работы уже существующего. В отеле Grand Stanford Inter-Continental была снижена температура стирки с 90 °C до 60 °C без ущерба для качества стирки, что позволило ежегодно экономить значительные средства без каких-либо финансовых затрат. Учитывая «человеческий фактор» в вопросе перерасхода электроэнергии - невыключенный свет или иные энергопотребители, во многих отелях используются специальные устройства, отключающие электроэнергию в пустующем номере. Спектр таких устройств достаточно широк: инфракрасные датчики, электромагнитные ключи, брелоки, которые необходимо вставить в специальный разъем около входной двери, чтобы в номер начало подаваться электричество. Опыт Hotel Nikko, где используются такие электромагнитные ключи, показывает, что эти ключи в день экономят электричества на 3 % больше своей стоимости, соответственно срок окупаемости этих ключей чуть более двух месяцев.

Одним из главных элементов эффективно функционирующей системы экологического менеджмента является анализ проводимой и планирование будущей деятельности. Для получения наилучших результатов необходимо оценивать эффективность реализованных мероприятий. Среди всей массы отелей на этом поле выделяются отели группы Accor Hotels, в которых специалистами разработана методика оценки эффективности энерго- и водопотребления, основанная на сравнении теоретически необходимого и реально потребляемого количества электроэнергии и воды. Результаты осуществляемой в рамках системы экологического менеджмента деятельности отелей по энерго- и ресурсосбережению показывают их несомненную экономическую эффективность. Данные, предоставленные сотрудниками Hotel Nikko, наглядно это демонстрируют. Не сложно заметить, что ежегодная экономия средств составляет от 12 тыс. до 50 тыс. долл. Такие результаты стали возможны в том числе благодаря тесному сотрудничеству отеля с факультетом инженерного обслуживания зданий (Department of Building Services Engineering) Политехнического университета Гонконга (Hong Kong Polytechnic University). С одной стороны, это сотрудничество помогает отелю решить свои экологические проблемы, а с другой - выполняется один из важнейших принципов, на которых построена система экологического менеджмента - сотрудничества с внешними заинтересованными сторонами.

Кроме того, привлечение студентов  для выполнения отдельных видов работ имеет множество преимуществ:

-  подготовка специалистов, которые возможно будут в дальнейшем работать в отеле;

-  разработка новых, более эффективных технологий;

-  более низкая по сравнению с дипломированными специалистами оплата труда.

Это сотрудничество является пилотным проектом Ассоциации отелей Гонконга (Hong Kong Hotel Association) по внедрению системы  экологического менеджмента в гостиничную  индустрию.

Данный проект имеет следующие  цели:

-  снизить воздействие на окружающую среду;

-  сделать гостиничную индустрию Гонконга более конкурентоспособной и прибыльной;

-  разработать методические материалы для упрощения внедрения системы экологического менеджмента в остальных отелях Гонконга.

Этот проект был одобрен и  поддержан такими международными организациями, как ООН (в рамках программы по охране окружающей среды) и Международная ассоциация отелей и ресторанов (International Hotel and Restaurant Association, IHRA). С целью поощрения экологической деятельности IHRA учредила ежегодную премию за активную деятельность в области охраны окружающей среды для членов руководства отелей. Лауреатами этой премии в разные годы становились менеджеры отелей Sanga-Saby, Hotel Nikko, Grand Stanford Inter-Continental.

Контрольные вопросы к главе 8

 

1. Какова история формирования понятия «экологический туризм»?

2. Назовите основные составляющие экологического туризма.

3. Каковы виды экологического туризма?

4. Какие требования предъявляются к организации национальных парков, заповедников и заказников?

5. Дайте характеристику основных национальных парков мира.

6. Перечислите документы, регламентирующие безопасность туристов.

Литература к главе 8

 

1. Александрова А.Ю.Экономика и территориальная организация международного туризма. - М., 1996.

2. Александрова А.Ю.Международный туризм. - М., 2001.

3. Биржаков М.Б.Введение в туризм. - СПб., 2001.

4. Волков Ю.Ф.Введение в гостиничный и туристический бизнес. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

5. Зорин И.В., Квартальнов В.А.Энциклопедия туризма. - М.: Финансы и статистика, 2000.

6. Николаенко Д.В.Рекреационная география. - М., 2001.

7. Сенин В.С.Организация международного туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003.

8. Соколова М.В.История туризма. - М.: Академия, 2004.

9. Храбовченко В.В.Экологический туризм. - М.: Финансы и статистика, 2004.

10. Экономика и организация туризма: международный туризм / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - М.: КНОРУС, 2005.

 

Глава 9

Событийный туризм

 

Событийный туризм - направление сравнительно молодое и чрезвычайно интересное. Основная цель поездки приурочена к какому-либо событию. Уникальные туры, сочетающие в себе традиционный отдых и участие в самых зрелищных мероприятиях планеты, постепенно завоевывают все большую популярность. Событийный туризм - это непреходящая атмосфера праздника, индивидуальные условия отдыха и незабываемые впечатления. Главная особенность событийного туризма - множество ярких неповторимых моментов. Это перспективный и динамично развивающийся вид туризма.

Целевая аудитория событийного туризма - это обеспеченные туристы с доходом выше среднего, а также компании, состоящие из нескольких пар.

Событийный туризм можно классифицировать по масштабу события (национального  или международного уровня) и по тематике события.

На наш взгляд, в событийном туризме можно выделить несколько тематических видов:

1) национальные фестивали и праздники:

-  фестиваль Св. Патрика в Лондоне (Великобритания);

-  фестиваль Св. Патрика в Дублине (Ирландия);

-  фестиваль культур в Берлине (Германия);

-  парад сексуальных меньшинств Pride London в Лондоне (Великобритания);

-  парад любви (Love Parade) в Берлине (Германия);

-  парад сексуальных меньшинств Pride Amsterdam в Амстердаме (Нидерланды);

-  парад военных татуировок в Эдинбурге (Шотландия);

-  празднование дня рождения Наполеона Бонапарта, Аяччо (Корсика);

2) театрализованные шоу:

-  праздник на льду, шоу Romanza (Германия);

-  шоу Lord of the Dance (Великобритания);

-  праздник на льду, шоу Mystery (Германия);

-  фестиваль «Цирк будущего», Париж (Франция);

-  праздник на льду, шоу Romanza, Вена (Австрия);

3) фестивали кино и театра:

-  фестиваль короткометражных фильмов в Оберхаузене (Германия);

-  Каннский фестиваль, Канны (Франция);

-  театрализованный фестиваль Spierlart, Мюнхен (Германия);

-  фестиваль «Вишневый лес», Москва (Россия);

-  фестиваль оперного искусства, Верона (Италия);

4) гастрономические фестивали:

-  международный фестиваль пива, Берлин (Германия);

-  большой британский фестиваль, Лондон (Великобритания);

-  Октоберфест, Мюнхен (Германия);

-  фестиваль морепродуктов, о-в Гров (Испания);

-  праздник молодого вина Божоле Нуво (Франция);

-  парижский салон шоколада, Париж (Франция);

5) фестивали и выставки цветов:

-  выставка цветов в Челси, Лондон (Великобритания); - выставка цветов во дворце Хэмптон Корт, Лондон (Великобритания);

-  фестиваль хризантем (Япония);

-  выставка тюльпанов (Нидерланды);

-  фестиваль бонсай, Нара (Япония);

6) модные показы:

-  Ready to Wear, Париж (Франция);

-  Men s Fashion, Париж (Франция);

-  Milano Moda Bouna, Милан (Италия);

7) аукционы:

-  аукционы Сотби;

-  аукционы Кристи;

-  аукционы Дрюо, Париж (Франция);

8) фестивали музыки и музыкальные конкурсы:

-  фестиваль Capricies, Кранс-Монтана (Швейцария);

-  фестиваль Ars Musica, Брюссель (Бельгия);

-  фестиваль «Снег и Симфония», Санкт-Мориц (Швейцария);

-  фестиваль TDK TIME WARP, Маннхайм (Германия);

-  фестиваль поп-музыки Pink Pop, Ландграаф (Нидерланды);

-  фестиваль джаза в Монтре (Швейцария);

-  фестиваль музыки и искусств в Хенли (Великобритания);

-  фестиваль джаза в Стокгольме (Швеция);

-  музыкальный конкурс им. П.И. Чайковского, Москва (Россия);

-  музыкальный конкурс «Евровидение»;

9) спортивные события:

-  Олимпиады и международные состязания;

-  автогонки Формула-1;

-  автогонки NASCAR, США;

-  ралли;

-  мотогонки; 10) международные технические салоны:

-  авиасалон в Ле Бурже, Париж (Франция);

-  авиакосмический салон в Жуковском (Россия);

-  авиасалон в Чжухае (КНР);

-  авиасалон на острове Лангкави (Малайзия);

-  автосалон в Женеве (Швейцария);

-  автосалон в Москве (Россия);

-  «Салон часов», Женева, Цюрих (Швейцария).

Участники событийных туров предъявляют  повышенные требования к средствам  размещения, особенно к их классическому  типу - гостиницам, транспорту (удобство доставки к месту события), предприятиям общественного питания и к услугам гидов-переводчиков. Особенность событийного туризма в том, что ежегодно он пополняется новыми событийными турами, которые из случайных переходят в разряд регулярных. Прочное место в событийном туризме заняла Олимпиада - летние и зимние Олимпийские игры. В настоящее время крупным и стабильным сегментом событийного туризма являются «карнавальные» туры.

При организации «карнавальных» туров  следует учитывать целый ряд  требований туристов:

-  месторасположение отеля - рядом с местом, где проходят карнавальные мероприятия;

-  наличие ресторанов и качественного питания;

-  архитектура отеля - старинный стиль;

-  интерьер номеров и цветовая гамма;

-  количество обслуживающего персонала;

-  наличие магазинов или пунктов проката карнавальных костюмов.

Репутацией одной из «праздничных»  стран пользуется Италия. Самым популярным является карнавал в Венеции, который  ежегодно проходит в феврале. В течение 10 дней в городе воссоздается праздничная  атмосфера XVIII в. - кавалькады, традиционные церемонии, всевозможные парады и маскарады без устали сменяют друг друга на шумных и пестрых улицах. Ежегодно на карнавал в Венеции приезжают более 500 тыс. туристов из разных стран мира. Карнавал открывается праздником Festa delle Marie, который посвящен освобождению венецианских девушек, похищенных пиратами из Истрии. Праздничное шествие начинается от дворца Св. Петра и заканчивается на площади Св. Марка, где сжигается символическое чучело. Праздник продолжается танцами и салютом из конфетти. В феврале также проходит карнавал в Виареджо. Он начинается на Пьяцца Мацини, где проходят праздничные шествия, маскарад, выступают оркестры и музыкальные группы. Этот карнавал знаменит участием огромных кукол-двойников, пародирующих знаменитых людей и известных политических деятелей. Несколько дней продолжается парад, состоящий из множества повозок с куклами. Парад заканчивается фейерверком. Город Ченто (область Эмилия-Романья) - побратим Рио-де-Жанейро, поэтому здесь на праздничных гуляньях танцуют бразильские балерины. В городе Иврея карнавал заканчивается апельсиновым боем. Эта традиция берет начало в 1195 г., когда жительница города Виолетта выступила против «дворянского права первой брачной ночи» и отрубила голову своему господину и бросила ее с балкона. Народ ее поддержал и забросал дворян фасолью. С течением времен фасоль заменили на апельсины.

В Германии 11 ноября в 11 часов 11 минут  начинаются карнавалы в Кельне, Бонне, Дюссельдорфе и Майнце. Наиболее известный  и популярный карнавал проходит, в Кельне. Весь ноябрь проходят заседания карнавальных комитетов, на которых выбирается принц карнавала. Обер-бургомистр вручает ему ключи от ратуши. Спустя 3 месяца, в последний четверг февраля («Бабий четверг»), женщины, одетые в карнавальные костюмы, захватывают ратушу и объявляют начало карнавала. В этот день женщинам дозволено все. Одна из самых известных традиций - срезание галстука. Своей кульминации праздник достигает в «Розовый понедельник». В этот день около 1,5 млн человек участвуют в праздничном шествии и везут огромных кукол из папье-маше. В «Фиалковый вторник» сжигают большое соломенное чучело. Заканчивается карнавал в «Пепельную среду», когда все рисуют на лбу пепельные кресты и едят рыбные блюда.

Информация о работе Специальные виды туризма