Солярис-зона кризиса нравственного сознания человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:21, доклад

Краткое описание

Как, вероятно, многое происходит в нашей жизни по воле случая, именно так - случайно, с полгода назад мне попал в руки томик произведений Станислава Лема, в котором была повесть «Солярис» . Что привлекло меня в этом названии – может необычно мягкое созвучие согласных, а может аналог всем знакомого нам солярия, где принимают солнечные ванны. Но ни имя автора , ни само название произведения не пробуждало тогда во мне особого интереса. Ведь это же всем известно: осматривая обложку книги, всегда ждем волшебства от ее магических листков, способных оживлять слова, картины яркой, сказочной жизни.

Файлы: 1 файл

лем.docx

— 22.73 Кб (Скачать)

Солярис-зона кризиса нравственного сознания человека 

«Истинное произведение должно быть сделано на грани провокации и мистификации по отношению к обыденному сознанию»  А. Галяшкин, писатель.                                                                                                                          

Как, вероятно,  многое происходит в  нашей жизни по воле случая,  именно так - случайно, с полгода  назад мне попал в руки томик  произведений Станислава Лема, в котором была повесть «Солярис» . Что привлекло меня в этом названии – может необычно мягкое созвучие согласных, а может аналог всем знакомого нам солярия, где принимают солнечные ванны. Но ни имя автора , ни само название произведения не пробуждало тогда во мне особого интереса. Ведь это же всем известно: осматривая обложку книги, всегда ждем волшебства от ее магических листков, способных оживлять слова, картины яркой, сказочной жизни. А тут…. « В девятнадцать ноль-ноль бортового времени я спустился по металлическим ступенькам внутрь контейнера. В нем было ровно столько места, что бы поднять локти. 

- Готов, Кельвин?- раздалось  в наушниках.

- Готов, Моддард.- ответил я.

- не беспокойся ни о  чем, станция тебя примет. Счастливого пути».

А я, намерившийся читать эту книжку,  немного забеспокоился: интересна ли она? Вон ведь какой здесь мир железа и механизмов. Мир делового общения – без… . Но прочитал какие-то  пособия по введению в фантастику, и по-другому, наверное, быть не могло: ведь до этого я прочитал еще одно или два научно –фантастических произведения, не оставивших во мне ни малейшего следа. А здесь, после прочтения что – то осталось. Хотя , сознаюсь, некоторые места повести я пропускал, например научно-философские мудрствования автора , по поводу природы разумного океана. Действительно, мы  же привыкли к сюжетам , как к фокусам, мелькающим в наших любимых книжках,что только через них и строили свои оценки прочитанного. Так что же осталось?Что оказалось интересным?

Сюжет:он показался мне основаным на реальных событиях, хотя безумно мне было бы утверждать ,что изображенные события и действия- реальны.То , что было изображено в «Солярисе»  напоминал яркий сон , из области того , что само по себе не возможно и ни когда произойти не может.А здесь, в повести, происходило и в это верилось, без особого труда .Так убедительно и весело автор выстраивал логическую цепь явлений, некоего ,почти потустороннего мира, где являются фантомы, да такие, что нервы у исследователей- соляристов не выдерживают, и они прибывают в состоянии парализующего их страха. А один из них(),начальник станции, не выдерживает обрушившихся на него переживаний, в связи с фантомами, и кончает жизнь самоубийством. А, это запоминается , как зловещие сцены встречи Криса Кельвина, с о своей женой Хари, умершей четыре года назад. И если в это верилось, то прежде всего потому, что слишком уж по-деловому, соляристы     Кельвин, Снаут, Сарториус принялись    распознавать и распознали природу фантомов - продукт деятельности Океана.      Конечно же, меня охватило чувство благодарности им за то,  что они, земляне, проявили героизм, отстаивая интересы нашей планеты, найдя способ избавиться от фантома, типа Хари, уничтожить их. Герои повести, были совершенно нравственны и ни какого кризиса их нравственного сознания не предвещалось: и сами эти слова и понятия иногда даже не приходили мне в голову: им просто не было там места. А потом началось переоценка ценностей. Но уже не по воле случая, а совершенно намеренно и осознанно: взгляды на Лема и его Солярис перестали совпадать с теми , что были раньше и тем в большей степени, чем больше я вчитывался в Солярис , и читал о Станиславе Леме –человеке и писателе.

К сожалению, в современной литературе, просто не существует оценок Лема- писателя, создателя романов и повестей «Непобедимый» , «Глас Господа», «Эдем», «возвращение со звезд», «Астронавты»; философско-социологической эссеистики: «Сумма технологии», «Больница преображения».

Основной  источник информации о Леме писателе и человеке – польское литературоведение , публикации в периодической печати Польши, монографии польских ученых. Он всегда был неудобным для властей человеком- прямым и бескомпромиссным. В его произведениях всегда острые проблемы моральной ответственности человека за последствие своих деянии.

 Это открывалось  мне постепенно и очень трудно. Такие общие характеристики писателя  складываются из обширного материала разного рода и , конечно специалистов-литературоведов, посветивших себя изучению творчества  таких незаурядных мыслителей и философов, каким был Ст. Лем.

А мне же открылась что любая интерпретация  творчества писателя не может заменить нам наших личных впечатлении от произведении и отнестись к ним в соответствии с имеющимися у нас ценностями и свободой воли.

Вот и мне  пришлось   по многу раз перечитывать «Солярис» с намерением «дойти до сути». Но сказать, что наконец-то мне удалось постичь Лема во всей его глубине я бы не решился. И все же… Мне удалось по-новому прочесть текст «Соляриса», принимая во внимание  детали из созданных в нем образов.

Один из самых  значительных – образ Океана. Он- в центре внимания автора. В главе Соляристы документально воссоздана история изучения планеты Солярис. Насчитывая по времени более ста земных лет, эта история полна драматизма, потерь и отчаянных усилии постичь тайны Соляриса. Так что для человечества  этот век стал …………………………………………………..восхождение в новую цивилизацию. Многократно считываемые характеристики океана Соляриса позволяют читателю представить , понять все мощь Вселенского разума и заново увидеть события, происходящие на станции Соляриса. А ведь когда я впервые держал в руках Лемовскую повесть, даже не приблизился к мысли понять и принять фантом океана. Я увидел в нем лишь  плод авторской фантазии, всего лишь двигатель сюжета и потому недостойный особого интереса и моего внимания. Океан, Океан, Океан - он неспроста облачен в гипотезы светил ученого мира Земли.

  И это  приводит к удивительному эффекту: читатель вдруг чувствует себя сотворцом автора чудодейственной ,загадочной мощи Океана, способном создать мыслимые и немыслимые  явления я и ситуации. Превратить явь в сон , а фантастику в реальность. Ещё бы! «Океан- настойчиво внушает автор,-омывает весь Солярис, является гигантским мозгом, перегнавший в своем развитии нашу цивилизацию на много лет; это какой то «космический йог», мудрец, олицетворяющий все знания, который уже давно понял бесполезность всякой деятельности и поэтому сохраняет (по отношению к нам) категорическое молчание.

  Вот почему  «силовой» структурой повести  является «Океан», способный распорядиться  судьбами его исследователей, учесть  их возможности в общении с  теми и предстать перед теми  в своем подлинном величии  законодателем и творцом. Понять это и осмыслить , как влияют силовые линии Океана на события происходящие на станции Солярис, я едва ли мог.И едва ли постиг авторскую идеологию, придающие содержанию повести такое напряжение.

  Поучителен пример,говоря словами Лема, неудачная экранизация Соляриса, Андреем Тарковским, статья Лема не оставляет по этому поводу места сомнениям:два гениальных человека- Лем и Тарковский-абсолютно по разному и взаимоисключающе непримиримо объемлют образный мир повести «Солярис».У Тарковского весь фильм пропитан любовью к земле,ее обитателям, а Океан- преграда-ужаса перед непосильным сверхъестественным, противоречащим нашим земным идеалам, и даже физическим законам.А сюжет фильма сведен к межличностному конфликту на сроке в экстремальных обстоятельствах.

 Лем же в восторге от величия Космоса,и его фудожественные исследования далеко от изображения традиционных коллизий классической литературы, где конфликт строиться на межличностных отношений героев.Здесь иные ракурсы.Видения проблем и так же осмыслений. А значит и проблемы другие. «Феномен очередных появленийХари это – эпицентр повести!»,-говорит Лем,-использовался ……………………………для реализации определенных концепций.Существует ведь непозноваемое


Информация о работе Солярис-зона кризиса нравственного сознания человека