Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:38, курсовая работа
В 1892 году он впервые выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». В названии лекции, опубликованной в 1893 году, уже содержалась недвусмысленная оценка состояния литературы, надежду на возрождение которой автор возлагал на «новые течения». Новому писательскому поколению, считал он, предстоит «огромная переходная и подготовительная работа». Основными элементами этой работы Мережковский назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности» [21, 3 – 4]. Центральное место в этой триаде было отведено символу.
Введение
Понятие символа, образа дома…..………………………3 – 6 стр.
Анализ литературы о творчестве М. А. Булгакова и его романе «Мастер и Маргарита»…………………………………...6 – 9 стр.
Цели и задачи курсовой работы…………………….......10 стр.
Глава 1. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
История создания романа, композиция, время и пространство……………………………………………………11 – 15 стр.
Жанр романа, споры о жанре. Сюжет………………….16 – 19 стр.
Глава 2. Символика домов и квартир в романе
2.1. Дом Грибоедова – квартира Мастера…………………..20 – 27 стр.
2.2. «Нехорошая квартира» – Великий бал у сатаны………27 – 36 стр.
2.3. Вечный дом и покой Мастера…………………………..36 – 40 стр.
Заключение……………………………………………………..41 – 45 стр.
Методическая часть…………………………………………....44 – 47 стр.
Библиографический список…………………………………...48 – 50 стр.
Второй пласт романа связан с Ершалаимом. С ним связано также много характерных, присущих именно ему и в то же время объединяющих с Москвой деталей. Это палящее солнце, узкие запутанные улочки, рельефность местности. Особенно удивляет сходство некоторых возвышений: Дом Пашкова в Москве и дворец Пилата, находящийся над крышами городских домов; Лысая гора и Воробьевы горы. Можно обратить внимание еще и на то, что если в Ершалаиме окружается холм с распятым Иешуа, то в Москве с покидающим ее Воландом. Всего три дня описывается из жизни города. Борьба добра со злом не прекращается и не может прекратиться. Главный герой древнего мира Иешуа очень похож на Иисуса. Он тоже простой смертный, который остался непонятым. Ершалаим, придуманный Мастером, – фантастика. Но именно он выглядит в романе самым реальным.
Третий мир – мистический, фантастический – связан с Воландом и его свитой. Мистика в романе играет вполне реалистическую роль и может служить примером противоречий действительности. Возглавляет потусторонний мир Воланд. Он является дьяволом, сатаной, «князем тьмы», «духом зла и повелителем теней». Тут и черт Коровьев, и кот Бегемот, очень похожий на человека и временами сам обращающийся в человека, очень похожего на кота. Тут и хулиган Азазелло с безобразным клыком.
Воланд олицетворяет вечность. Он – то вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра. В романе изменен традиционный образ сатаны: это уже не безнравственный, злой, вероломный бес-разрушитель. Нечистая сила появляется в Москве с ревизией. Ее интересует, изменились ли горожане внутренне. Наблюдая за публикой в Варьете, «профессор черной магии» склоняется к мысли, что по сути ничего не изменилось. Нечистая сила предстает перед нами как злая человеческая воля, являясь орудием наказания, верша козни с подачи людей. Мне Воланд показался справедливым, объективным, и справедливость его проявилась не только в наказании некоторых героев. Благодаря ему воссоединяются Мастер и Маргарита.
Все герои романа
тесно связаны между собой, без
существования одних было бы невозможным
существование других, как не может
быть света без тьмы. Роман «Мастер
и Маргарита» рассказывает об ответственности
человека за свои поступки. Действия объединены
одной идеей – поисками истины
и борьбой за нее. Вражда, недоверие,
зависть царят в мире во все
времена. Этот роман принадлежит
к тем произведениям, которые
обязательно нужно
«Мастер и Маргарита» – сложное произведение. О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Каждый читатель понимает его по-своему и открывает новые ценности, томящиеся в его глубинах…
Методическая часть
В школьном курсе литературы роман «Мастер и Маргарита» изучается в 11-м классе средней школы. Изучением этого произведения завершается система уроков, посвященных творчеству М. Булгакова.
Как правило, роман вызывает живой интерес у учащихся. Однако часто внимание детей концентрируется, прежде всего, а внешней событийной стороне. Поэтому задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть глубину философской сущности романа, показать его многоплановость, особенности эстетической системы, символичность, как деталей, так и романа в общем, показать влияние вышеперечисленного на поэтику произведения.
Изучение романа «Мастер и Маргарита» вызывает широкий интерес у школьных методистов.
Л. Н. Савина, кандидат педагогических наук, отводит в своем планировании на изучение данного произведения 4 часа, среди которых уделено место философско-этическим проблемам романа.
В. П. Крючков разработал урок-комментарий к роману «Он не заслужил света, он заслужил покой…», где вместе со школьниками пытается решить проблему трактовки «покоя» для Мастера в этом романе.
Методист Н. П. Ягупова представила урок на тему: «Какой дом обрел Иван Бездомный?», где рассматриваются элементы философской концепции Булгакова, есть выход на эстетическую линию. Этот урок очень сложен, поскольку основным элементом его проведения является дискуссия, которая предполагает хорошее знание текста школьниками.
Учитель А. К. Киселев разработал систему уроков по изучению романа «Мастер и Маргарита» в 11-м классе. В этом планировании автор делает акцент на поэтику, на мастерство Булгакова-сатирика, совсем не захватывая эстетику повествования, философские воззрения.
Очень удачно разрабатывает систему уроков методист И. И. Аркин. На изучение отводится 6 часов, и расписаны они так, что в процессе изучения учащимися затрагиваются проблемы и поэтики, и художественности, и истории создания, и этики, и философии, и эстетики.
Особое внимание системе уроков уделил Маранцман, в журналах «Литература в школе» он подробно расписал темы уроков, проблемные ситуации и вопросы для обсуждения.
Между тем, тема
символики остается малоизученной
и редко затрагивается
Цель учителя: представить роман как плод долгого и кропотливого труда, как произведение, к которому писатель шел всю жизнь.
Вопросы для обсуждения:
Вопросы для обсуждения:
Вопросы для обсуждения:
Вопросы для обсуждения:
Вопросы для обсуждения:
Вопросы для обсуждения:
Библиографический список
Информация о работе Символика домов и квартир в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»