Символика домов и квартир в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

В 1892 году он впервые выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». В названии лекции, опубликованной в 1893 году, уже содержалась недвусмысленная оценка состояния литературы, надежду на возрождение которой автор возлагал на «новые течения». Новому писательскому поколению, считал он, предстоит «огромная переходная и подготовительная работа». Основными элементами этой работы Мережковский назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности» [21, 3 – 4]. Центральное место в этой триаде было отведено символу.

Оглавление

Введение
Понятие символа, образа дома…..………………………3 – 6 стр.
Анализ литературы о творчестве М. А. Булгакова и его романе «Мастер и Маргарита»…………………………………...6 – 9 стр.
Цели и задачи курсовой работы…………………….......10 стр.
Глава 1. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
История создания романа, композиция, время и пространство……………………………………………………11 – 15 стр.
Жанр романа, споры о жанре. Сюжет………………….16 – 19 стр.
Глава 2. Символика домов и квартир в романе
2.1. Дом Грибоедова – квартира Мастера…………………..20 – 27 стр.
2.2. «Нехорошая квартира» – Великий бал у сатаны………27 – 36 стр.
2.3. Вечный дом и покой Мастера…………………………..36 – 40 стр.
Заключение……………………………………………………..41 – 45 стр.
Методическая часть…………………………………………....44 – 47 стр.
Библиографический список…………………………………...48 – 50 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по литературе. Символика домов и квартир в романе Булгакова Мастер и Маргарита.docx

— 101.56 Кб (Скачать)

Второй пласт  романа связан с Ершалаимом. С ним связано также много характерных, присущих именно ему и в то же время объединяющих с Москвой деталей. Это палящее солнце, узкие запутанные улочки, рельефность местности. Особенно удивляет сходство некоторых возвышений: Дом Пашкова в Москве и дворец Пилата, находящийся над крышами городских домов; Лысая гора и Воробьевы горы. Можно обратить внимание еще и на то, что если в Ершалаиме окружается холм с распятым Иешуа, то в Москве с покидающим ее Воландом. Всего три дня описывается из жизни города. Борьба добра со злом не прекращается и не может прекратиться. Главный герой древнего мира Иешуа очень похож на Иисуса. Он тоже простой смертный, который остался непонятым. Ершалаим, придуманный Мастером, – фантастика. Но именно он выглядит в романе самым реальным.

Третий мир  – мистический, фантастический – связан с Воландом и его свитой. Мистика в романе играет вполне реалистическую роль и может служить примером противоречий действительности. Возглавляет потусторонний мир Воланд. Он является дьяволом, сатаной, «князем тьмы», «духом зла и повелителем теней». Тут и черт Коровьев, и кот Бегемот, очень похожий на человека и временами сам обращающийся в человека, очень похожего на кота. Тут и хулиган Азазелло с безобразным клыком.

Воланд олицетворяет вечность. Он – то вечно существующее зло, которое необходимо для существования  добра. В романе изменен традиционный образ сатаны: это уже не безнравственный, злой, вероломный бес-разрушитель. Нечистая сила появляется в Москве с ревизией. Ее интересует, изменились ли горожане внутренне. Наблюдая за публикой в Варьете, «профессор черной магии» склоняется к мысли, что по сути ничего не изменилось. Нечистая сила предстает перед нами как злая человеческая воля, являясь  орудием наказания, верша козни  с подачи людей. Мне Воланд показался  справедливым, объективным, и справедливость его проявилась не только в наказании  некоторых героев. Благодаря ему воссоединяются Мастер и Маргарита. 

Все герои романа тесно связаны между собой, без  существования одних было бы невозможным  существование других, как не может  быть света без тьмы. Роман «Мастер  и Маргарита» рассказывает об ответственности  человека за свои поступки. Действия объединены одной идеей – поисками истины и борьбой за нее. Вражда, недоверие, зависть царят в мире во все  времена. Этот роман принадлежит  к тем произведениям, которые  обязательно нужно перечитывать, чтобы глубже понять подтекст, увидеть  новые детали, на которые с первого  раза мог и не обратить внимания.

«Мастер и Маргарита» – сложное произведение. О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Каждый читатель понимает его по-своему и открывает новые ценности, томящиеся в его глубинах…

 

 

 

Методическая часть

В школьном курсе  литературы роман «Мастер и Маргарита» изучается в 11-м классе средней  школы. Изучением этого произведения завершается система уроков, посвященных  творчеству М. Булгакова.

Как правило, роман  вызывает живой интерес у учащихся. Однако часто внимание детей концентрируется, прежде всего, а внешней событийной стороне. Поэтому задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть глубину философской сущности романа, показать его многоплановость, особенности эстетической системы, символичность, как деталей, так и романа в общем, показать влияние вышеперечисленного на поэтику произведения.

Изучение романа «Мастер и Маргарита» вызывает широкий интерес у школьных методистов.

Л. Н. Савина, кандидат педагогических наук, отводит в своем планировании на изучение данного произведения 4 часа, среди которых уделено место философско-этическим проблемам романа.

В. П. Крючков разработал урок-комментарий к роману «Он не заслужил света, он заслужил покой…», где вместе со школьниками пытается решить проблему трактовки «покоя» для Мастера в этом романе.

Методист Н. П. Ягупова представила урок на тему: «Какой дом обрел Иван Бездомный?», где рассматриваются элементы философской концепции Булгакова, есть выход на эстетическую линию. Этот урок очень сложен, поскольку основным элементом его проведения является дискуссия, которая предполагает хорошее знание текста школьниками.

Учитель  А. К. Киселев разработал систему уроков по изучению романа «Мастер и Маргарита» в 11-м классе. В этом планировании автор делает акцент на поэтику, на мастерство Булгакова-сатирика, совсем не захватывая эстетику повествования, философские воззрения.

Очень удачно разрабатывает  систему уроков методист И. И. Аркин. На изучение отводится 6 часов, и расписаны они так, что в процессе изучения учащимися затрагиваются проблемы и поэтики, и художественности, и истории создания, и этики, и философии, и эстетики.

Особое внимание системе уроков уделил Маранцман, в журналах «Литература в школе» он подробно расписал темы уроков, проблемные ситуации и вопросы для обсуждения.

Между тем, тема символики остается малоизученной  и редко затрагивается методистами. Часто её рассматривают в контексте  философской основы, эстетических взглядов писателя, поэтики романа. Поэтому я думаю, что целесообразно организовать факультатив или специальное занятие по изучению данного произведения и распределить время следующим образом:

  1. История публикации романа. Оценка критиков. Жанры. Споры о жанре. Композиция. Три мира в романе.

Цель учителя: представить роман как плод долгого и кропотливого труда, как произведение, к которому писатель шел всю жизнь.

    • Какие временные пласты выделяются в романе? Как они связаны между собой?

 

  1. Евангельские главы в  романе. Образ Пилата и Иешуа.

Вопросы для обсуждения:

    • Сравнение евангельской истории Христа и биографии Иешуа Га-Ноцри, описанной в романе Мастера.
    • Описание Москвы и Ершалаима: параллели и соответствия (ночной и дневной пейзаж, образ разбитого светила, время московских и ершалаимских событий — страстная неделя).

 

  1. Сатирико-бытовой пласт  романа. Дом Грибоедова – символ антитворчества – светлая, чистая квартира Мастера.

Вопросы для обсуждения:

    • Мотив дома в романе. Что такое дом? Кто ищет дом? Какие в романе есть дома?
  1. Вечный покой Мастера. Самоотверженность, верность, преданность Маргариты в любви.

Вопросы для обсуждения:

    • Свобода и несвобода в романе. Кто свободен и кто несвободен? Кого из героев волнует эта тема?
    • Полеты в романе. Общекультурная символика, мифологические корни полетов. Связь с темой свободы. Мотив падения в романе как противоположность мотиву полета.
    • Свобода и несвобода в романе. Кто свободен и кто несвободен? Кого из героев волнует эта тема?
    • Почему Мастер заслужил «покой», а не «свет»?
    • Счастье, боль и цена любви. (Маргарита на страницах романа).

 

  1. История духовного взросления Ивана Бездомного. Бездомный –  ученик Мастера.

Вопросы для обсуждения:

    • «Писатель» и «мастер», – каковы значение этих слов в романе?
    • Литературный мир на страницах романа. Глобальная роль творчества в романе. Почему роман Мастера должен быть написан?
    • Зачем Воланд спасает рукопись Мастера? («Рукописи не горят!»)

 

  1. Образ Дома как один из важнейших  символов романа.

Вопросы для обсуждения:

    • Что такое «Дом» по Булгакову? Как представлены дома в разных пластах романа?
  1. Семинар. «Мастер и Маргарита» - «закатный» роман М. А. Булгакова.

Вопросы для  обсуждения:

 

    • Сосуществование добра и  зла в романе, их Взаимодополняемость. Образ Воланда. Он несет добро или зло?
    • Пожары и апокалипсическая символика в романе.
    • Философские проблемы в романе (бытие Бога, свободная воля человека, границы человеческого разума).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Анненский И. Ф. Книги отражений. М., 1979.
  2. Барков А.Н. О Булгакове, Маргарите и мастерах социалистической литературы. Киев, 1990.
  3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Собр. соч.: в 7 т. - М., 2002. Т.6. Работы 1960-1970-х гг.
  4. Бирюков С. Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. М., 1991.
  5. Боборыкин В. Г. М. Булгаков. Книга для учащихся ст. классов. М., 1991.
  6. Булатов М.О. Вечность зла и бессмертие добра в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1999.
  7. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита: Роман. – М., 1984.
  8. Виноградов И. И. Завещание Мастера // Вопросы литературы. -1968. №6
  9. Воспоминания о Михаиле Булгакове: Сб. // Сост.: Е.С. Булгакова и С.А. Ляндрес. - М., 1988.
  10. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. М.,1994.
  11. Дневник Елены Булгаковой / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина; Сост., В. Лосева и Л. Яновская. М., 1990.
  12. Ермолинский С.А. О Михаиле Булгакове // Театр, 1966. - № 9.
  13. Жирмунский В. М., Преодолевшие символизм // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
  14. Земская Е.А. Из семейного архива. Материалы из собрания Н.А. Булгаковой-Земской// Воспоминания о Михаиле Булгакове. М., 1988.
  15. Зеркалов А. Евангелие Михаила Булгакова. М., 2006.
  16. Зеркалов А. Иисус из Назарета и Иешуа Га-Ноцри»: к анализу библейской линии романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита. М., 1986.
  17. Зеркалов А. Этика Михаила Булгакова. М., 2004.
  18. Колесникова Ж. Р. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» и русская религиозная философия начала XX века. Томск, 2001.
  19. Кораблев А. Тайнодействия в «Мастере и Маргарите». Донецк, 1991.
  20. Кораблев А.А. Художественное время в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»// Вопросы русской литературы. 1987. - №2.
  21. Крейд В. Воспоминания о серебряном веке. М., 1993.
  22. Крепе М. Булгаков и Пастернак как романисты: Анализ романов «Мастер и Маргарита» и «Доктор Живаго». М., 1984.
  23. Кураев А. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? М, 2005.
  24. Лакшин В.Я. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый мир. 1968. - № 6.
  25. Ломтев С. В. Проза русских символистов: Пособие для учителей. М., 1994.
  26. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 2000.
  27. Одовцева И. На берегах Невы. М., 1988.
  28. Паршин Л. К. Чертовщина в американском посольстве в Москве, или 13 загадок М. Булгакова. М., 1991.
  29. Пайман А. История русского символизма. М., 2000.
  30. Паустовский К., Творчество Михаила Булгакова: Сб. статей // Под ред. Ю.В. Бабичевой и Н.Н. Киселева. - Томск, 1991.
  31. Петелин В. В. М. А. Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. М., ЗАО, 1989.
  32. Петровский М. Мифологическое городоведение// Театр. 1991. -№5.
  33. Соколов А. Г. Поэтические течения в русской литературе конца 19 – начала 20 века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия. М., 1988.
  34. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. - М., 1998.
  35. Соколов Б.В. Три жизни Михаила Булгакова. М., 1997.
  36. Солоухина О. Образ художника и время: Традиции русской литературы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Москва. -1987.-№3.
  37. Флоренский Павел и символисты. Опыты литературные. Статьи. Переписка / / сост., Е. В. Ивановой. М., 2004.
  38. Химич В.В. «Странный реализм» М. Булгакова. – Екатеринбург, 1995.
  39. Химич В.В. Творчество Михаила Булгакова. Пособие для учителей и учащихся. Екатеринбург, 1996.
  40. Чудакова М.О. Творческая история романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вопросы литературы. -1976. № 1.
  41. Энциклопедический словарь Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. М., 1890 – 1907.
  42. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы // Авт.-сост.: В. Андреева и др. М., 2004.
  43. Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. - М., 2001.
  44. Яновская Л.М. Творческий путь М. Булгакова. М., 1983.
  45. Яновская Л.М. Треугольник Воланда // Октябрь. 1991. - №5.
  46. Яновская Л. М. Последний роман Булгакова // Октябрь. 1983. - №4.

 

 

 

 

 


Информация о работе Символика домов и квартир в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»