Салтыков-Щедрин о реформах и реформаторах

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - определить позицию Салтыкова-Щедрина к происходящим реформам и деятельности реформаторов.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. отразить сущность и результаты реформ;
2. передать отношение Салтыкова-Щедрина к реформам и реформаторам;
3. сделать выводы по результатам исследования.

Оглавление

Введение
Глава 1. Период реформ в России.
Глава 2. Общественно-политическая позиция Салтыкова-Щедрина в период реформ.
Глава 3. Критика реформ и деятельности реформаторов 60-ых гг. в публицистике Салтыкова- Щедрина
Глава 4. Краткий анализ публицистического цикла М. Е. Салтыкова-Щедрина «Итоги».
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по истории жур-ки,Салтыков-Щедрин. (1).doc

— 150.50 Кб (Скачать)
="text-align:justify">Не смотря на критичность всего отношения к реформам, Салтыков признает высокое значение самого освобождения личности крестьянина от крепостной неволи. При более глубоком рассмотрении тенденций пореформенного развития России Щедрин констатирует тот факт, что с точки зрения подлинного социального прогресса, привнесшие реформой новые условия жизни, по существу, мало что изменили. Автор статьи в своих рассуждениях указывает на бюрократичность реформ 60-ых гг. ссылаясь на мизерность их изменений, которые не ушли дальше усовершенствования «кантиков» и «погончиков» чиновничьих мундиров. С позиций «отрицания мундирного принципа вообще» Салтыков исследует далее многообразные стороны русской действительности после десяти лет реформ.

Явления не сопоставимые с «духом всеобщего обновления», такие как беззакония властей Пермской губернии в 1871 году и сам привычный «способ их устранения» — с помощью сенаторской ревизии, — были принципиальным свидетельством сохранения дореформенной системы административно-полицейского произвола и практической бесконтрольности, полной необеспеченности интересов и прав личности управляемых.

Анализ пореформенной действительности в «Итогах» направлен на рассмотрение результатов реформ не только в хозяйственной, социальной сфере, в деятельности государственного аппарата, но и в идейной жизни общества.

Конкретность, четкость политических и социальных намерений, по мнению Салтыкова - существенная примета зрелости общества. В России конкретность и четкость намерений общества он находит лишь в период дореформенного общественного подъема. После реформы постепенно вновь возобладали мелочное копание либеральных «прогрессистов» в «подробностях», «бесформенное», «призрачное» празднословие славянофилов и почвенников. Писатель делает по этому поводу вывод о том, что реформы не вывели широкие круги русского общества из состояния «доисторического» политического индифферентизма — наследия крепостной эпохи.

Хотя крепостное право юридически было отменено, пережитки феодализма оказались настолько живучими, что Салтыков имел полное право признать: крепостное право живет во всем — «в нашем темпераменте, в нашем образе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни обратили наши взоры, все из него выходит и на него опирается». (11,324с.)

Салтыков обосновывает в «Итогах» свое понимание социалистического идеала. Оно опирается на общие посылки теории Фурье, Кабе и Леру о движении человечества через смены исторических форм цивилизации к строю всеобщего социального равенства и подкрепляется положениями антропологической философии о соответствии «такой общественной комбинации» подлинной «человеческой природе». Вместе с тем Салтыков обращается и к новейшему историческому опыту, к показаниям самой жизни об «изменяемости общественных форм, для всех видимой и несомненной», и наибольший акцент делает на бесконечности движения, совершенствования форм социальной жизни. Мысль Леру о «золотом веке» он развивает как мысль о конкретной цели исторического прогресса на каждом данном этапе, за достижением которой будут следовать все новые задачи и новые усилия человеческого творчества. Понятие об «абсолютном золотом веке» как о состоянии «равновесия», освобожденного от трудов и исканий, отвергается Салтыковым на основании общего убеждения просветителя и материалиста в бесконечном развитии мира и соответственно — возможностей его познания и преобразования. По мнению Салтыкова, прогресс вечен, он будет лишь изменять свой характер, «как он изменяет его теперь, постепенно переходя из области политической в область общественную». Но общее направление прогресса — к социалистическим идеалам «общества без обделенных». Речь идет, пишет Салтыков, «об отыскании таких законов общежития, которые могли бы умиротворить человечество». (16,XVIIт.443с.)

Основная мысль цикла о принципиальной недостаточности реформ дополняется едкой сатирической критикой «либеральных консерваторов» — проповедников немедленного «успокоения», стремящихся убедить русское общество, будто оно всего уже  достигло, тех либеральных идеологов, которые (подобно, например, В. Безобразову) после реформы перешли, по существу, к политике солидарности и примирения с властью, сохранив при этом «прогрессистскую» фразеологию, совмещаемую с непреодолимой страстью к «куску».

Критика либерализма в «Итогах»  выходит за национальные рамки. Реакционную роль «либеральных консерваторов» Салтыков показывает также и на материале западноевропейских событий всемирно-исторического значения.

Обосновывая свое понимание исторического прогресса как законной смены старых «мехов» (государственных и политических форм) новыми по мере осознания массами расширяющегося «уровня потребностей жизни», писатель утверждает: «Те, которые говорят прямо, что ветхое — ветхо, негодное — негодно, те вовсе не суть проповедники анархии, но суть ревнители и устроители человеческих судеб».

Судьбы прогресса в России и Европе для Салтыкова неразрывны с судьбой революционной Франции. В главе III «Итогов» он с горечью констатирует, что жизнь не дает ответа, «в чем именно заключается полнота» идеалов русского общества и «выяснится ли она когда-нибудь настолько, насколько, например, выяснились идеалы французского общества». Здесь Франция  служит для Салтыкова мерилом исторической активности, четкости и широты идеалов. Эту высшую меру прилагает он и к русской действительности. Поэтому так неразрывно сплетаются затем две кардинальные его темы: итоги реформ в России и Парижская коммуна во Франции, поэтому столь органично для завершающей главы «Итогов» слияние этих тем.

Вопросам литературы в «Итогах» так же уделено не мало внимания. Существенный интерес представляют высказывания Салтыкова о воспитательном ее значении, которое заключается «в подготовлении почвы будущего». Салтыков формулирует здесь задачи, которые стоят перед литературой — «выразительницей общественной совести» — в борьбе за социальный прогресс, за социалистический идеал: «исследуя нравственную природу человека» в наличных «общественных комбинациях», литература вместе с тем «провидит законы будущего, воспроизводит образ будущего человека».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Творчество Салтыкова-Щедрина навсегда вошло в сокровищницу русской и мировой культуры.

Публицистика Салтыкова-Щерина – это подлинная революционно-демократическая летопись всей реформенной и пореформенной России. Резкость и критичность публицистики являются отражением убежденности в том, что необходимо решительно покончить с пережитками эпохи крепостничества и вступить на новый путь социального и экономического прогресса.

В публицистических статьях Салтыкова-Щедрина с исторической точностью представлены события всего пореформенного периода, именно поэтому они представляют огромную ценность для всех тех кто хочет знать подлинную историю Российского государства. Невозможно понять историю России во второй половине XIX века без помощи Щедрина.

Все животрепещущие проблемы, которые были предметом острейшей политической борьбы этого времени, находили отражение в публицистике Салтыкова-Щедрина.

Крепостнический характер самых, казалось бы, либеральных преобразований в области суда, земских учреждений и т. д., продажность официальной науки и публицистики — все эти явления изображены Щедриным с присущей ему философской глубиной и общественно-политической остротой, с тем социологическим реализмом, который далек от узко интеллигентного самомнения и всевозможного социального прожектерства.

Не смотря на критичность всего отношения к реформам, Салтыков признает высокое значение самого освобождения личности крестьянина от крепостной неволи.

Щедрин использует и все средства и способы обличения, чтобы вызвать чувство отвращения к тем деятелям, которые под вуалью всеобщих благодетелей стремятся к личной наживе и выгоде. Разоблаченные им уродливые явления и отталкивающие образы русской действительности даны в таком ярком типическом обобщении, что они далеко перешагнули национальные границы и рамки времени.

На протяжении всего своего творческого пути Салтыков пытается отыскать те незыблемые идеалы, к которым должно стремиться все общество в целом, на пути к достижению всеобщего социального равенства.

Статьи Щедрина отражают могучий рост политического и идеологического сознания великого публициста и рост его мастерства на этом поприще. В эпоху преобразований взгляды, оценки относительно реформ 60-гг. изменялись от положительных в сторону негативных и наоборот, но критерии по которым он их рассматривал оставались неизменными. Освобождение угнетенной народной массы от всех видов рабства было заветной целью всей деятельности Салтыкова-Щедрина, это стремление и лежит в основе его оценочных суждений о реформах и  реформаторской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Бушмин, А.С. История русской литературы. В 4-х томах. Том 3 / А.С. Бушмин. – Л.: Наука, 1980. – гл. 21.

2. Виртуальный кабинет М. Салтыкова-Щедрина. – Режим доступа: http://www.saltykov.net.ru, 28.08.2009

3. Графский, В. Г. Общественно-политические взгляды М. Е. Салтыкова-

Щедрина / В. Г. Графский. – М. : Правоведение. 1976. - С. 64 – 72

4. Гольдинер, В. Д. М. Е. Салтыков-Щедрин и царская юстиция / В. Д. Гольдинер. – М. : Правоведение. 1963. - С. 129 – 138

5. Есин, Б.И. история русской журналистики / Б.И. Есин. – М.: Высшая школа, 1989 г. стр.169

6. Жизнь замечательных людей XVIII-XIX вв. – Режим доступа: http://www.google.com, 28.08.2009

7. Иванов-Разумник, Р.И. М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество / Р.И. Иванов-Разумник. - М.: ч.1, 1930 г.

8. Кирпотин, В.Я. Философские и этические взгляды М.Е. Салтыкова- Щедрина / В.Я. Кирпотин.- М.:  1957 г.

9. Кулешов, В. И. Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы / В.И. Кулешов. - М.: Детская литература, 1983.

10. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений / В.И. Ленин. - М.: 1958-1965 г.

11. Лакшин, В.Я. Литературно-критические статьи / В.я Лакшин. – М.: Гелеос, 2004 г., 324 с.

12. Макашин, С.А. Салтыков-Щедрин. Биография в 2-х т. / С.А. Макашин.- М.: Наука, 1951 г.

13. Николаев, Д.П. Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина и реалистический гротеск / Д.П. Николаев.-М.: 1977.

14. Покусаев, Е.И. Салтыков-Щедрин в шестидесятые годы / Е.И. Покусаев. - С.: 1957 г. стр. – 162

15. Салтыков-Щедрин, М.Е. Собр. соч. в 10-ти т. Том 9 / М.Е Салтыков-Щедрин.- М.: 1988 г.

16. Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч., в 20-ти т / М.Е Салтыков-Щедрин.-   М.: 1965—1975 гг.

17. Соколова, К.И. М. Е. Салтыков-Щедрин / К.И. Соколова. - М.: 1993 г.

18. Тюнькин К. И. Салтыков-Щедрин/ К.И. Тюгнькин. - М.: Молодая гвардия, 1989. - 621 с.

30

 



Информация о работе Салтыков-Щедрин о реформах и реформаторах