Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:03, курсовая работа
Цель курсовой работы - определить позицию Салтыкова-Щедрина к происходящим реформам и деятельности реформаторов.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. отразить сущность и результаты реформ;
2. передать отношение Салтыкова-Щедрина к реформам и реформаторам;
3. сделать выводы по результатам исследования.
Введение
Глава 1. Период реформ в России.
Глава 2. Общественно-политическая позиция Салтыкова-Щедрина в период реформ.
Глава 3. Критика реформ и деятельности реформаторов 60-ых гг. в публицистике Салтыкова- Щедрина
Глава 4. Краткий анализ публицистического цикла М. Е. Салтыкова-Щедрина «Итоги».
Заключение
Список литературы
Уральский государственный университет физической культуры
Кафедра связей с общественностью
«Салтыков-Щедрин о реформах и реформаторах».
Курсовая работа по
истории отечественной журналистики
Кленина Наталья Владимировна
г. Челябинск 2010 г.
Оглавление
Введение
Глава 1. Период реформ в России.
Глава 2. Общественно-политическая позиция Салтыкова-Щедрина в период реформ.
Глава 3. Критика реформ и деятельности реформаторов 60-ых гг. в публицистике Салтыкова- Щедрина
Глава 4. Краткий анализ публицистического цикла М. Е. Салтыкова-Щедрина «Итоги».
Заключение
Список литературы
Двадцать подряд все крупные явления русской общественной жизни встречали отголосок в творчестве Салтыкова-Щедрина, иногда предугадывавшей их ещё в зародыше.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин глубоко переживал за общественно-политические преобразования, вызванные проведением правительственных реформ периода правления Александра II. В 60-ые годы Салтыков-Щедрин уделял в своих статья много внимания оценке крестьянской и последующих вслед за ней реформ.
В поле зрения публициста - социально-экономические процессы, происходящие в пореформенное России, положение народа, политические события в стране и за рубежом, духовная жизнь интеллигенции в новых исторических условиях, вопросы тактики живых сил нации в борьбе за прогресс.
Салтыков-Щедрин, повторяя историю, показывает, что его публицистические и художественные произведения в момент своего появления, в последующие времена зазвучат в высшей степени актуально. Они раскроют окно в мир не только прошлого, но и настоящего и будущего России.
Актуальность исследования определяется факторами:
1.Высокой степенью влияния реформ 60-ых годов на дальнейшее общественно-политическое развитие России.
2.Тем обстоятельством, что освещая в своих статьях процессы, происходящие в пореформенный период, Салтыков делал это с исторической точностью, не искажая фактов.
Цель курсовой работы - определить позицию Салтыкова-Щедрина к происходящим реформам и деятельности реформаторов.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. отразить сущность и результаты реформ;
2. передать отношение Салтыкова-Щедрина к реформам и реформаторам;
3. сделать выводы по результатам исследования.
Объектом исследование является общественно-политический взгляд Салтыкова-Щедрина на реформы и реформаторов 60-ых гг.
Предметом исследования являются реформы и реформаторы 60-ых годов.
Информационную базу исследования составляют: исследования отечественных специалистов в области истории отечественной журналистики, а так же работы самого Салтыкова-Щедрина.
При написании данной работы были использованы труды специалистов по вопросам, рассматриваемых в исследовании: Покусаева Е.И., Макашина С.А.
Практическая значимость курсовой работы состоит в выявлении особенностей проведения и результатов реформ 60-ых гг. на основе изучения исследований отечественных специалистов в области истории отечественной журналистики, а так же работ самого Салтыкова-Щедрина.
Гипотеза исследования:
1. Главным критерием оценивания реформ 60-ых гг. для Салтыкова-Щедрина является полезность реформ для простого народа-крестьянства.
2. Критика Салтыкова-Щедрина реформ 60-ых гг. имеет огромное значение с точки зрения исторического отображения процессов пореформенного периода.
При решении поставленных в исследовании задач были применены методы:
описание;
сравнительный метод.
Работа состоит из четырех глав: первая глава рассматривает теоретические аспекты выбранной темы, вторая посвящена рассмотрению общественно-политической позиции Салтыкова-Щедрина, третья глава содержит критику реформ и деятельности реформаторов 60-ых гг., в четвертой главе представлен анализ публицистического цикла 1871 г. «Итоги».
Русское правительство, отменив в 1861 году Крепостное право. Перешло к другим реформам: земской, судебной, военной.
Крестьянская реформа и Положение 19 февраля 1861 года явились водоразделом между первой, либеральной, и второй, реакционной половиной шестидесятых годов. Положение было опубликовано в марте 1861 года, а уже в апреле министром внутренних дел был назначен Валуев, программой которого было: всячески идти навстречу интересам и желаниям помещиков и жестоко подавлять малейшие признаки крестьянского недовольства. Но, так или иначе, освобождение крестьян стало совершившимся фактом, и повернуть назад колесо истории было уже не под силу никаким министрам, никакому правительству. Эту отмену крепостного права Салтыков считал единственным великим результатам всей либеральной шумихи шестидесятых годов, великих потому, что действующим лицом здесь явился сам народ. Мысль эту он неоднократно высказывал в своих статьях.
Правительственные реформы не были, однако, закончены освобождением крестьян; несмотря на реакцию второй половины шестидесятых годов, реформы государственного строя диктовались насущной финансовой необходимостью, как это уже достаточно подробно выяснено историческим изучением той эпохи. Большие и малые реформы постепенно вводились еще в течении целого ряда лет. Так, например, законоположением от 4 июля 1861 года были уничтожены откупы, а 1 января 1862 года был введен акциз на водку. Началось спаивание крестьян правительством, давшее казне не одну сотню миллионов рублей ежегодно. 25 декабря 1862 года была произведена анекдотическая полицейская реформа;
Военная реформа, неразрывно связанная с именем Милютина, вся проникнута духом освобождения и гуманности. Она дополнила собой другие великие реформы и совместно с ними создала из царствования Александра II новую эпоху в русской истории. То же можно сказать и об отмене телесных наказаний. Указ 17 апреля 1863 года имел громадное воспитательное значение, так как старая плеть и шпицрутены приучали людей к жестокости, делали их безучастными к чужому страданию; кулачная расправа и наказание розгами, зачастую произвольное, принижало личность человека, одних озлобляло, а других, наоборот, лишало чувства собственного достоинства.
Более серьезное значение по сравнению с анекдотической полицейской реформой имела реформа университетская, университетский устав, введенный 18 июля 1863 года. Несмотря на всю свою реакционность, устав этот оказался слишком либеральным двадцатилетием позднее, в эпоху реакции восьмидесятых годов.
Наибольшее значение либералы придавали земской реформе, дававшей крайне урезанное самоуправление губерниям Европейской России; положение о земских учреждениях введенное 1 января 1864 года, казалось либералам единственным путем дальнейшего общественного развития. И эта реформа впоследствии была сильно урезана, но и в первоначальном своем виде она не давала земству никаких широких возможностей. К тому же году относится и судебная реформа, вводившая суд присяжных и гласное судопроизводство, с изъятием, однако из него целого ряда самых существенных для общества дел.
Необходимость преобразования старого суда, притом преобразования коренного, была осознана в первые же годы царствования Александра II. Громадное влияние на весь ход реформы и освободительный ее характер оказало освобождение крестьян. После того как акт 19 февраля возвратил многомиллионному населению, «вчерашним рабам», их гражданские права, прежний помещичий (вотчинный) суд утратил свой смысл, и его надлежало заменить судом государственным, справедливым, общим и одинаковым для всех. Пока крепостное право тяготело хоть над одним человеком, не могло быть речи о праве русского гражданина. Только с 1861 года установлены были первые элементы правового порядка, и потому вслед за этим стал на ближайшую очередь вопрос о разумной, рациональной организации независимого суда — первой опоры и охраны правового порядка. Гений свободы и гуманности витал в то время над Россией.
Весь этот ряд реформ был завершен, наконец, реформой печати, введением временных правил от 4 апреля 1865 года. По своему содержанию реформа печати была либеральной - отменялась предварительная цензура для столичных журналов и газет, книг объемом более 10 печатных листов. Это новшество не распространялось на сатирические издания с карикатурами и всю провинциальную печать. Общее наблюдение за периодической печатью передавалось из Министерства просвещения в Министерство внутренних дел. За МВД оставалось право давать разрешение на новые издания, утверждать редакторов, делать предостережения изданиям, при третьем предостережении журнал или газету могли закрыть на срок до шести месяцев. Устанавливалась ответственность печати перед судом. Однако судебные преследования печати не получили распространения: административные меры были удобнее для правительства. Тем не менее, реформа способствовала дальнейшему росту печати, особенно либерально-буржуазного толка.
Указанные выше реформы: крестьянская, земская, судебная, городская и военная, вместе с отменой телесных наказаний, составляют неотъемлемую славу и гордость царствования императора Александра II. Если благо Родины еще не стало одинаково близким и дорогим для всех без различия, все же с этой поры открылась возможность такого представления в будущем. «Крестьянская реформа, несмотря на все ее несовершенства, была колоссальным шагом вперед; она являлась и крупнейшей заслугой самого Александра, в годы ее разработки выдержавшего с честью натиск крепостнических и реакционных стремлений и обнаружившего при этом такую твердость, на которую лица, его окружавшие, по-видимому, не рассчитывали» (Корнилов). С мудрой решительностью, следуя указаниям времени, император Александр покинул традиционный путь обсуждения реформы в секретных комитетах и призвал само общество к разработке намеченного преобразования, а затем, зорко следя за ходом реформационных работ, с чрезвычайным тактом выбирал время и внешние формы для заявления своих личных взглядов на ту или другую сторону крестьянского дела. Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности данной эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты мудрого беспристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, то нельзя не признать, что император Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные годы своего царствования.
Императору Александру II по справедливости присвоено «звание» Царя-Освободителя: он освободил не только крестьян, но вообще личность русского человека, поставил ее в условия самостоятельного существования и развития. Раньше личность была подавлена и поглощена: в наиболее отдаленные времена — родовым бытом, позже — государством, которому должна была служить, для которого должна была существовать. Теперь государство перестает быть целью, оно само превращается в служебный орган, в средство для свободного развития личности и удовлетворения его материальных и духовных запросов.
Напомнить эти исторические факты, было необходимо, потому что без учета их невозможно понимание процесса созревания общественно-политических взглядов Салтыкова-Щедрина как публициста. В публицистике Салтыкова уделялось большое внимание всем этим реформам и их результатам.
Информация о работе Салтыков-Щедрин о реформах и реформаторах