С. А.Есенин и его творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:16, реферат

Краткое описание

Сергей Есенин – самый популярный, самый читаемый в России поэт.

Творчество С. Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и мировой поэзии, в которую он вошел как тонкий, проникновенный лирик.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………3
Биография поэта……………………………………………………………………….4
Хронологическая таблица……………………………………………………………..8
Творчество С. А. Есенина.……………………………………………………………10
Родина и природа в лирике С. А. Есенина…………………………………………..12
Стихи и комментарии…………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………….22
Библиографический список…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Литература.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

"Спит  ковыль.

Равнина дорогая

И свинцовой  свежести полынь!

Никакая Родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучаясь,

Хорошо  живется на Руси.

Свет  луны, таинственный и длинный,

Плачут  вербы, шепчут тополя,

Но никто  под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно  остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу  я, как сильного врага,

Как чужая  юность брызжет новью

На мои  поляны и луга.

Но и все же новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть".

      Стихотворение это датировано 1925 годом, относится  к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке "радуясь, свирепствуя и мучаясь" - трудный исторический опыт, который выпал на долю Есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный "свет луны", противостоит "новый свет", скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя Есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет "золотой": "Все равно останусь я поэтом Золотой бревенчатой избы". Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой - то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: "роща золотая", "золотою лягушкой луна". В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба - это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

Я человек  не новый, что скрывать, Остался в  прошлом я одной ногою, Стремясь догнать "стальную рать", Скольжу  и падаю другою. Есенин "Вся  моя автобиография - в стихах", - писал Есенин. Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем самобытнее талант, тем труднее современникам полностью оценить его вклад в духовную жизнь нации. В более поздних стихах Есенин, как бы подводя итоги своей творческой деятельности, писал: "Мое село лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита". Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. Богата талантами русская земля. Родился Есенин в Константинове, где прошли его детские годы, а затем и годы юности, здесь он написал свои первые стихи. К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Мир народно - поэтических образов окружал его с детских лет. Вся красота родного края с годами изобразилась в стихах, полных любви к русской земле:

О Русь - малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою  озерную тоску.

      Боли  и невзгоды крестьянской Руси, ее радости  и надежды - все это отобразилось на поэзии Сергея Есенина. "Моя лирика, - не без гордости говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве". Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных, Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных, -  писал поэт. Такие строки, на мой взгляд, могут родиться только в душе истинного художника, для которого Родина - это жизнь. Дед Есенина, "яркая личность, широкая натура", по словам поэта, имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен и частушек. Сам Есенин знал в совершенстве русский фольклор, который изучал не по книгам. Мать Есенина знала множество песен, которые Есенин вспоминал не раз. Есенин знал песни, как редко кто их знал, он любил их - грустные и веселые, старинные и современные. Песни, сказания, поговорки - на этом воспитывался Сергей Есенин. В его тетрадях было записано около четырех тысяч миниатюрных шедевров. С течением времени талант Есенина набирал силу. Войти в литературный мир Есенину помог Блок, перед которым он преклонялся. Он (Блок) написал своему другу Городецкому письмо с просьбой помочь молодому таланту. В своем дневнике Блок писал: "Стихи свежие, чистые, голосистые. Давно не испытывал такого наслаждения". Позже стихи Сергея Есенина начали печатать столичные журналы: Мечтатель сельский - я в столице Стал первокласснейший поэт.

      Один  из рецензентов сказал о ранних стихах поэта: "Усталый, пресыщенный горожанин, читая стихи Есенина, приобщается к забытому аромату полей, чем-то радостным веет от его поэзии". Началась первая мировая война. Всем сердцем, всей душой поэт предан Родине и своему народу в эти долгие годы горя и печали:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь  к тебе я любовь берегу.

      Стихотворение "Русь" - это замечательное и  широко знаменитое произведение, это  художественное кредо поэта. По настроению "Русь" чем-то перекликается с  Блоковскими скорбными раздумьями о Родине:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои  мне песни ветровые,

Как слезы  первые любви!

      Время творчества Есенина - время крутых поворотов  в истории России. Он писал в  автобиографии: "Революцию я принял, но с крестьянским уклоном". Иначе и не могло быть. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и слабости - все это грани огромного таланта, но, изучая его творческий путь, можно смело сказать, что Есенин всегда был верен себе в главном - в стремлении постичь сложную судьбу своего народа. Полтора года, проведенные поэтом за границей, были исключительным периодом в его жизни: он не писал стихов, ничто не вдохновляло поэта вдали от родного края. Именно там возник замысел трагедийной поэмы "Черный человек". Это последнее поэтическое произведение Есенина. Только за границей он понял, какие грандиозные перемены происходят на Родине. Он отмечает в дневнике, что, возможно, русская революция спасет мир от безнадежного мещанства. После возвращения из-за границы Есенин посещает родные края. Ему грустно, ему кажется, что народ не помнит о нем, что в деревне произошли огромные перемены, но в какую сторону, он определить не мог. Поэт пишет: Вот так страна! Какого ж я рожна, Орал, что я с народом дружен. Моя поэзия здесь больше не нужна, И сам я здесь ни капельки не нужен. С горы идет кpecmьянcкuй комсомол, Наяривая под гармошку рьяно, Поют агитки Бедного Демьяна, Веселым криком оглашая дол. Долгие годы в школе изучали поэзию Демьяна Бедного, Лебедева- Кумача, но молодежь не знала Ходасевича, талантливого от бога, в школьные учебники не включали лирику Есенина, ложно обвиняя его в безыдейности, .лучших поэтов вычеркивали из литературы. Но они живы, их стихи читают, любят, им верят. Есенин "кровью чувств" писал свои стихи. Раздавая себя, он рано сгорел сам, его поэзия - это его судьба. Еще раньше в стихотворении "Устал я жить в родном краю" он предрекает свое будущее:

Устал я жить в родном краю

В тоске  по гречневым просторам,

Покину  хижину мою, уйду бродягою и вором...

А месяц  будет плыть и плыть, роняя  весла по озерам,

И Русь все так же будет жить,

плясать и плакать у забора.

      В поэзии последующих лет все чаще звучит мотив грусти, сожаления о растраченных силах, от его поэзии веет какой-то безысходностью. В "Черном человеке" он пишет трагические строки:

"Друг  мой, я очень и очень болен, 

сам не знаю, откуда взялась эта боль,

то ли ветер шумит в чистом поле,

то ль, как рощу в сентябрь,

сжигает мозги алкоголь".

      Это не минутная слабость поэта, это ясное  понимание, что жизнь его подходит к концу. Недавно в нашей прессе промелькнуло сообщение о том, что  Есенин не покончил жизнь самоубийством, что его убили, потому что он оказывал большое влияние на умы русского народа. Вопрос спорный, но строки ("в этой жизни умереть не ново, но и жизнь, конечно, не новей") говорят о том, что он устал бороться с окружающей действительностью. Мне бы хотелось закончить свой реферат строками из его стихотворения "Мы теперь уходим понемногу". Его слова- это дань Родине, потомкам: Много дум в тишине я продумал, Много песен про себя сложил, И па этой по земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил. 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  СТИХИ.

                                      * * *                                     

Выткался  на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет  где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только  мне не плачется - на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,

Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,

Хмельному от радости пересуду нет.

Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,

Унесу я пьяную до утра в кусты.

И пускай со звонами плачут глухари,

Есть  тоска веселая в алостях зари.

1910 год.

      Есть  основание полагать, что стихотворение  написано не в 1910 году, как

помечено  Есениным, а позже в 1914 году. Именно об этом времени вспоминал Н. Сардановский – друг юности поэта: «Однажды взволнованный  Есенин сообщил мне, что профессор особенно одобрил его стихотворение «Выткался на озере алый свет зари.». Он прочитал мне это стихотворение, и я впервые почувствовал, что в стихах Есенина появляется подлинная талантливость».

О более  поздней датировке стихотворения в определенной степени говорит и его первая публикация – журнал «Млечный путь». Москва 1915 год № 3 март. «Некоторые хронологические даты создания отдельных стихотворений, представленные Есениным, - говорилось в заметке «От издательства» в первом томе его «Собрания стихотворений» Госиздат 1926 год, - так же сохранены в неприкосновенности, хотя нет твердой уверенности в их подлинности, потому как в этом сомневался и сам поэт. Это, в частности, можно отнести к стихотворениям помеченным 1910, 1911, 1912 годами.

ПЕСНЬ О СОБАКЕ

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

Причесывая  языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры

Обсиживают  шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,

Поспевая  за ним бежать...

И так  долго, долго дрожала

Воды  не замерзшей гладь.

А когда  чуть плелась обратно,

Информация о работе С. А.Есенин и его творчество