С. А.Есенин и его творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:16, реферат

Краткое описание

Сергей Есенин – самый популярный, самый читаемый в России поэт.

Творчество С. Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и мировой поэзии, в которую он вошел как тонкий, проникновенный лирик.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………3
Биография поэта……………………………………………………………………….4
Хронологическая таблица……………………………………………………………..8
Творчество С. А. Есенина.……………………………………………………………10
Родина и природа в лирике С. А. Есенина…………………………………………..12
Стихи и комментарии…………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………….22
Библиографический список…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Литература.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

  Что же касается остальных автобиографических сведений Сергея Есенина, - они в его стихах. 

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА.

21 сентября (4 октября) 1895г. - родился Сергей Есенин.

1904г. - Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем церковно-учительскую школу в городе Спас-Клепики.

1912г. - Есенин переехал в Москву.

Осень 1913г. - знакомство с Анной Романовной Изрядновой.

21 декабря 1914г. - рождение первого сына Сергея Есенина Юрия.

1914г. - первая публикация стихотворений в газете "Новь" и журналах "Парус", "Заря".

Весной 1915г. - Есенин переезжает в Петроград, где знакомится с Н.А. Клюевым, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковским, А.А. Блоком.

1916г. - первый сборник стихов "Радуница"

1916г. - Есенин призывается в армию.

Весной 1917г. - знакомство с Зинаидой Райх.

1918г. - в Петрограде выходит вторая книга стихов Есенина "Голубень", затем "Преображение".

1919г. - Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы - имажинистов.

1920г. - знакомство с Надеждой Вольпин.

1920г. - поэмы "Русь уходящая", "Песнь о великом походе", "Русь советская", "Анна Снегина", "Черный человек"; драматические поэмы "Пугачев" и "Страна негодяев".

1920г. - выходит сборник стихов "Москва кабацкая".

19 сентября 1920г. - встреча с Галиной Бениславской.

3 октября 1921г. - знакомство с Айседорой Дункан.

1922г. - Есенин и Дункан сочетались браком.

1922-1923гг. - Есенин и Айседора совершают длительную поездку по Западной Европе и США.

1923г. - они разошлись.

1924 - 1925гг. - Есенин путешествует по Закавказью. В то же время выходит сборник "Персидские мотивы", стихотворения "Русь уходящая", "Письмо к женщине", "Письмо матери", "Стансы".

1925г. - знакомство с Софьей Толстой.

27 февраля 1925г. - Есенин пишет свое последнее стихотворение "До свиданья друг мой, до свиданья… ".

28 февраля 1925г. - в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убили спецслужбы, инсценировав самоубийство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТВОРЧЕСТВО.

      Творчество  Сергея Александровича Есенина,  неповторимо  яркое  и глубокое, ныне прочно вошло  в нашу литературу и пользуется огромным  успехом многочисленного советского и зарубежного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности,  страстной любви к беспредельным просторам родных  полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать. В нашу  литературу  Сергей  Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет  душу Есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего  полноту земной  прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в "узком промежутке" старых чувств и воззрений. И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина - "половодье" самых сокровенных,   самых   интимных  человеческих чувств, они до  краёв наполнены свежестью картин родной  природы, то в  других его произведениях отчаяние, тлен, безысходная грусть. Сергей Есенин прежде всего - певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы  ощущаем биение беспокойного нежного  сердца. В них "русский дух", в них "Русью пахнет". Они впитали в себя великие  традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока. Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. Автор "Персидских мотивов" убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия: "Как бы ни был красив Шираз, он не  лучше рязанских раздолий". С радостью  и горячим сочувствием встретил  Есенин  Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал на её сторону. Произведения, написанные Есениным в то время("Преображение", "Инония", "Небесный барабанщик"), проникнуты бунтарскими настроениями. Поэт захвачен бурей революции,  её величием и рвётся к новому, к  будущему. В одном из произведений Есенин восклицал: "Мать моя родина, я - большевик!"  Но Есенин,  как он сам писал, воспринял революцию по-своему, "с крестьянским уклоном", "больше стихийно, чем сознательно". Это наложило особый отпечаток на творчество  поэта и во многом предопределило  его дальнейший путь. Характерны  были  представления поэта о цели революции, о будущем, о социализме. В поэме "Инония" он рисует будущее как некое идиллическое царство  крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным "мужицким раем". Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени:

Вижу  вас, злачные нивы,

С стадом буланых коней.

С дудкой пастушеской в ивах

Бродит  апостол Андрей.

      Но  фантастическим видениям мужицкой Инонии, естественно, не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат, деревню вёл за собой город. "Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал" ,-заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать "железного гостя", несущего гибель патриархальному  деревенскому укладу,  и оплакивать старую, уходящую "деревянную Русь". Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина,  прошедшего сложный  путь от певца патриархальной, нищей, обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской. После поездки Есенина за границу и на  Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит  перелом и обозначается новый период. Она заставляет его крепче и сильнее  полюбить  своё социалистическое отечество и по-иному  оценить всё, что в нём происходит."... Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство", -писал Есенин по возвращении на родину в очерке "Железный Миргород". Уже в цикле "Любовь хулигана", написанном сразу же по приезде из-за границы, настроения потерянности и безысходности  сменяются  надеждой  на счастье, верой в любовь и будущее. Прекрасное стихотворение" Заметался пожар голубой...", полное  самоосуждения, чистой и нежной любви, даёт ясное представление о новых мотивах в лирике Есенина:

Заметался пожар голубой,

Позабылись  родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я  весь - как запущенный сад,

Был на женщин и зелье падкий.

Разонравилось петь и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

      Творчество  Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории советской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к  родимому краю, ко всему близкому и  разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта, для которого самым дорогим  на всей планете была Русь. 
 
 

ТЕМА  РОДИНЫ И ПРИРОДЫ  В ЛИРИКЕ С.А.ЕСЕНИНА.

      Тема  родины - одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С. Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений - "Гой ты, Русь моя родная..." С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина - это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, "деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна: "Грустная песня, ты - русская боль". Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года - начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя.  Для поэта родная деревня в России - это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие "малой родины". С присущей С. Есенину - лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: "Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу". Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия:

"А  месяц будет плыть и плыть, 

Роняя весла по озерам...

И Русь все также будет жить, 

Плясать и плакать у забора".

      С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже

трагическими событиями. На памяти его поколения - война, революция, снова война - теперь уже гражданская. Переломный для России год - 1917 – поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты круга С. Есенина того времени - это Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков. Надежды эти выражены в словах Н. Клюева - близкого друга и поэтического наставника С. Есенина:

"Мужицкая  ныне земля, 

И церковь  не наймит казенный".

      В Есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: "Уж смыла, стерла деготь Воспрянувшая Русь". Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию – звучит в стихотворении С. Есенина "Сорокоуст". В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В Есенинском "Сорокоусте" вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.

      В послереволюционной поэзии С. Есенина  тема родины насыщена нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти  общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а "пузатый "Капитал" - Библию. Особенно горько поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: "Поют агитки Бедного Демьяна". Это тем более грустно, что С. Есенин справедливо замечает: "Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам". Поэтому так горестно звучат его строки: "Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен". Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С. Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: "Отдам всю душу октябрю и маю, но только лиры милой не отдам". И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание:

"Я  буду воспевать

Всем  существом в поэте

Шестую  часть земли

С названьем  кратким "Русь".

      Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда самоназвание - Русь - было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в "Ресефесере". С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции "последнего певца деревни", хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение "Спит ковыль":

Информация о работе С. А.Есенин и его творчество