Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:16, реферат
Сергей Есенин – самый популярный, самый читаемый в России поэт.
Творчество С. Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и мировой поэзии, в которую он вошел как тонкий, проникновенный лирик.
Введение ………………………………………………………………………………3
Биография поэта……………………………………………………………………….4
Хронологическая таблица……………………………………………………………..8
Творчество С. А. Есенина.……………………………………………………………10
Родина и природа в лирике С. А. Есенина…………………………………………..12
Стихи и комментарии…………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………….22
Библиографический список…………………………………………………………..
Что
же касается остальных автобиографических
сведений Сергея Есенина, - они в его стихах.
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА.
21 сентября (4 октября) 1895г. - родился Сергей Есенин.
1904г. - Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем церковно-учительскую школу в городе Спас-Клепики.
1912г. - Есенин переехал в Москву.
Осень 1913г. - знакомство с Анной Романовной Изрядновой.
21 декабря 1914г. - рождение первого сына Сергея Есенина Юрия.
1914г. - первая публикация стихотворений в газете "Новь" и журналах "Парус", "Заря".
Весной 1915г. - Есенин переезжает в Петроград, где знакомится с Н.А. Клюевым, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковским, А.А. Блоком.
1916г. - первый сборник стихов "Радуница"
1916г. - Есенин призывается в армию.
Весной 1917г. - знакомство с Зинаидой Райх.
1918г. - в Петрограде выходит вторая книга стихов Есенина "Голубень", затем "Преображение".
1919г. - Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы - имажинистов.
1920г. - знакомство с Надеждой Вольпин.
1920г. - поэмы "Русь уходящая", "Песнь о великом походе", "Русь советская", "Анна Снегина", "Черный человек"; драматические поэмы "Пугачев" и "Страна негодяев".
1920г. - выходит сборник стихов "Москва кабацкая".
19 сентября 1920г. - встреча с Галиной Бениславской.
3 октября 1921г. - знакомство с Айседорой Дункан.
1922г. - Есенин и Дункан сочетались браком.
1922-1923гг. - Есенин и Айседора совершают длительную поездку по Западной Европе и США.
1923г. - они разошлись.
1924 - 1925гг. - Есенин путешествует по Закавказью. В то же время выходит сборник "Персидские мотивы", стихотворения "Русь уходящая", "Письмо к женщине", "Письмо матери", "Стансы".
1925г. - знакомство с Софьей Толстой.
27 февраля 1925г. - Есенин пишет свое последнее стихотворение "До свиданья друг мой, до свиданья… ".
28
февраля 1925г. - в гостинице "Англетер"
Сергея Есенина убили спецслужбы, инсценировав
самоубийство.
ТВОРЧЕСТВО.
Творчество
Сергея Александровича Есенина, неповторимо
яркое и глубокое, ныне прочно вошло
в нашу литературу и пользуется огромным
успехом многочисленного
Вижу вас, злачные нивы,
С стадом буланых коней.
С дудкой пастушеской в ивах
Бродит апостол Андрей.
Но фантастическим видениям мужицкой Инонии, естественно, не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат, деревню вёл за собой город. "Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал" ,-заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать "железного гостя", несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую "деревянную Русь". Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего сложный путь от певца патриархальной, нищей, обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской. После поездки Есенина за границу и на Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период. Она заставляет его крепче и сильнее полюбить своё социалистическое отечество и по-иному оценить всё, что в нём происходит."... Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство", -писал Есенин по возвращении на родину в очерке "Железный Миргород". Уже в цикле "Любовь хулигана", написанном сразу же по приезде из-за границы, настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье, верой в любовь и будущее. Прекрасное стихотворение" Заметался пожар голубой...", полное самоосуждения, чистой и нежной любви, даёт ясное представление о новых мотивах в лирике Есенина:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелье падкий.
Разонравилось петь и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Творчество
Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих
страниц истории советской литературы.
Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его
поэзия продолжает жить, пробуждая чувство
любви к родимому краю, ко всему близкому
и разному. Нас волнует искренность
и одухотворённость поэта, для которого
самым дорогим на всей планете была
Русь.
ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ С.А.ЕСЕНИНА.
Тема родины - одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С. Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений - "Гой ты, Русь моя родная..." С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина - это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, "деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна: "Грустная песня, ты - русская боль". Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года - начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России - это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие "малой родины". С присущей С. Есенину - лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: "Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу". Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия:
"А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам...
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора".
С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже
трагическими событиями. На памяти его поколения - война, революция, снова война - теперь уже гражданская. Переломный для России год - 1917 – поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты круга С. Есенина того времени - это Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков. Надежды эти выражены в словах Н. Клюева - близкого друга и поэтического наставника С. Есенина:
"Мужицкая ныне земля,
И церковь не наймит казенный".
В Есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: "Уж смыла, стерла деготь Воспрянувшая Русь". Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию – звучит в стихотворении С. Есенина "Сорокоуст". В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В Есенинском "Сорокоусте" вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.
В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины насыщена нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а "пузатый "Капитал" - Библию. Особенно горько поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: "Поют агитки Бедного Демьяна". Это тем более грустно, что С. Есенин справедливо замечает: "Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам". Поэтому так горестно звучат его строки: "Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен". Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С. Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: "Отдам всю душу октябрю и маю, но только лиры милой не отдам". И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание:
"Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".
Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда самоназвание - Русь - было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в "Ресефесере". С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции "последнего певца деревни", хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение "Спит ковыль":