Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:16, реферат
Сергей Есенин – самый популярный, самый читаемый в России поэт.
Творчество С. Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и мировой поэзии, в которую он вошел как тонкий, проникновенный лирик.
Введение ………………………………………………………………………………3
Биография поэта……………………………………………………………………….4
Хронологическая таблица……………………………………………………………..8
Творчество С. А. Есенина.……………………………………………………………10
Родина и природа в лирике С. А. Есенина…………………………………………..12
Стихи и комментарии…………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………….22
Библиографический список…………………………………………………………..
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
1915
Вспоминая свою Берлинскую встречу с поэтом в 1022 году, Максим Горький писал в очерке «Сергей Есенин»: «Я попросил его прочитать о собаке, у которой отняли и бросили в реку семерых щенят. Я сказал ему, что, он на мой взгляд, первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных. - Да, я очень люблю всякое зверье, - молвил Есенин задумчиво и тихо. И когда произнес последние строки:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег. –
На его глазах навернулись слезы.
После этих слов подумалось, что Есенин больше чем поэт, не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
1925
Последние
стихотворение Есенина. 24 декабря 1925
года поэт из Москвы приезжает в Ленинград
(ныне Санкт-Петербург) и останавливается
в гостинице «Англетер», по соседству
со своими московскими друзьями Устиновыми.
В последующие дни в гостях бывали знакомые
литераторы, того времени. Е.А. Устинова
в последствии вспоминала, что 27 декабря
Сергей Александрович «стал жаловаться,
что в этой паршивой гостинице даже чернил
нет, и ему пришлось писать сегодня кровью».
Скоро пришел поэт Эрлих. Сергей Александрович
подошел к столу, вырвал из блокнота написанное
утром кровью стихотворение и сунул Эрлиху
во внутренний карман пиджака.» Стихотворение
было извлечено из кармана пиджака и прочитано
только на следующий день.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах и сколько писателей посвятили тебе свои произведения! С болью в душе и сердце поэт восклицает: Россия, нищая Россия, ответственности за нее заставляют Есенина бороться до конца. Есенин ушел из жизни в 1925 году, не успев увидеть, как его любимую родину добровольно коллективизировали. Недаром Горький писал: "Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности, он выражал стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ России".
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
Как слезы первые любви.
Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. В это время его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты. .Свои переживания были впервые выражены Блоком в стихотворении "Осенняя воля", где, обращаясь к Родине матери, поэт писал:
"Приюти ты в далях необъятных.
Как жить и плакать без тебя?"
Правда, впоследствии он, как бы сомневаясь,
спрашивает себя о том, является
ли революция для России благом,
а может быть, это просто разрушительная сила?
Блок понимает, что "в России плохо".
Как предчувствие кровавых событий и страданий любимой родины звучит в словах Христа:
Родной простор печален.
Изнемогаю па кресте.
И челн твой будет ли причален
К моей распятой высоте?
Но даже в эти тяжелые годы Блок своим редким чутьем угадывает движение жизни и не теряет веры в будущее России. Предчувствие надвигающихся серьезных перемен в судьбе родины очень ярко выражено в чудесном поэтическом цикле стихов о России. Главной, ведущей мыслью этого цикла являются слова:
"И вечный бой! Покой нам только снится!
Сквозь кровь и пыль... Летит, летит
степная кобылица и мнет ковыль".
Посвятив теме родины всю свою жизнь, Блок создал величественную, многоликую и многоцветную, полную жизни и движения картину родной земли. Блок создает неповторимый образ России - образ прекрасной девушки, невесты, возлюбленной. Блок писал:
О, Нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем ты горько плачешь?
Мотив пути постоянно присутствует в стихотворениях Блока о России, это помогает ему изобразить Родину в постоянном движении, показать устремленность России в будущее. В отличие от Блока, Сергей Есенин к вершинам поэзии поднялся из глубин народной жизни. Свое село Константиново он воспринимал как образ родины.
Отдавая отчет своему яркому, самобытному таланту, Сергей Есенин писал: Мое село лишь тем и будет знаменито, Что здесь когда-то баба родила Российского, скандального пиита.
Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей русской культуры, поэтому основная тема стихотворений поэта - это мир русского крестьянства, воспринимаемый как жизненная философия поэта, которая определила многие особенности его стихов о Родине. Чувство безграничной любви к России звучит в почти каждом стихотворении поэта. Есенин пишет: "Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла". Есенин – поэт сложной судьбы. В стихотворении "Русь уходящая" он с горечью пишет:
Я человек не новый. Что скрывать? Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнатъ стальную рать, Скольжу и падаю другою.
В лирике поэта, посвященной теме Родины, отразились и его раздумья о судьбе родины после революции. Вернувшись в двадцатых годах на родину, Есенин замечает в деревне, которая является для него символом родины, приметы больших изменений. Есенину на минуту кажется, что его родина в нем не нуждается и у нее теперь есть другие певцы:
Вот так страна!
Какого ж я рожна,
Орал, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
И сам я здесь ни капельки не нужен.
Но
его чувство сопричастности судьбе
России, его чувство любви и ответственности
за нее заставляют Есенина бороться до
конца. Есенин ушел из жизни в 1925 году,
не успев увидеть, как его любимую родину
добровольно коллективизировали. Недаром
Горький писал: "Сергея Есенина не спрячешь,
не вычеркнешь из нашей действительности,
он выражал стон и вопль многих сотен тысяч,
он яркий и драматический символ России".
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.