Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:25, доклад
В современном обществе в России русский язык играет офомную роль, являясь языком национальным, официальным и языком межнационального общения. Не менее важная роль русского языка и в мире: он является интернациональным языком (один из шести официальных и рабочих языков ООН).
В современном обществе русскому языку уделяют огромное внимание. Забота общества о языке выражается в его кодификации, т.е. в упорядочении языковых явлений в единый свод правил.
В упомянутой статье автор приводит сведения о том, что на территории России зарегистрировано 63 этноса, численность каждого из которых не превышает 50 тыс. человек (ботлихцы, таты, вепсы, водь, ненцы и т.д.) со своими диалектами и говорами. Этот список можно продолжить и привести дополнительные сведения. Так, на алеутском языке (о. беринга) говорит всего 100 человек, на негидальском (низовье р. Амура) - 224 чел.; на керекском (Беринговский р-н Чукотского автономного округа) - 1000 человек (по переписи 1979 г.).
Приходится признать,
что в области языкового
Языковое строительство было вызвано насущной необходимостью руководства в такой жизненно важной области как функционирование и развитие языков в многонациональном Советском государстве. С самого начала языкового строительства отнюдь не предполагалось, что русский язык в этот период будет играть какую-то доминирующую роль. Рост хозяйственно-производственных связей, идейно-политическое и моральное единство нашей страны определили русскому языку статус языка межнационального общения в многонациональной стране. Необходимость в изучении русского языка была обусловлена жизненными потребностями всех народов нашей страны. Превращение русского языка в язык межнационального общения и его успешное функционирование в этой роли определялось тем, что был родным для большинства населения нашей страны, был распространен среди других народов и народностей СССР, являлся основным средством приобщения народов СССР к величайшим достижением мировой культуры и был основным средством приобщения народов СССР к величайшим достижениям мировой культуры и является одним из наиболее развитых языков мира, свидетельством чего является его признание в качестве одного из пяти рабочих языков ООН.
Особенность русского
языка как языка
За время существования
Советского государства русский
язык неизменно выступал в роли языка
межнационального общения, что было
предопределено объективно-историческими
условиями жизни народов СССР.
Русский язык в таком качестве
никогда не навязывался сверху в
приказном порядке, а выступал в
качестве языка межнационального общения
в силу объективной потребности
совместного сосуществования
К сожалению, за эти же годы было немало сделано и такого, что оставило свой негативный след в дальнейшем развитиии национально-языковых отношений. И причина этого - не ленинская национальная политика, а ложно понятый "интернационализм", под флагом которого шло наступление на национальное самосознание и психологию. И особенно преуспели в этом "интернационализме" холопствующие и холуйствующие "обрусевшие инородцы", которые всегда перебарщивали по части истинно русского настроения. Это привело к тому, что во всей Белорусии к 1987 г. осталось всего несколько школ с белорусским языком обучения. Аналогичное положение с преподаванием родного языка сложилось в то время практически во всех союзных республиках. Естественно, все эти факты вызывали большую озабоченность общественности, особенно среди писателей, ученых и интеллигенции. Понятная и обоснованная любовь к родному языку в ряде республик, особенно прибалтийских, перерастает в языковой шовинизм, чему способствуют и принимаемые в ряде республик законы о языке, в которых язык национальности, давшей имя республике, утверждается в качестве государственного. Так, в основу принятого в 1989 г. закона о языке в Эстонской республике легли следующие положения: 1) общество стремится к одноязычию; 2) двуязычие вредно; 3) соблюдение языковых прав коренной (титульной) нации, а не языковых прав личности. А ведь в ряде республик (Казахстан и др.) титульная нация составляет меньшинство. Более 70% татар, 50% чувашей, 40% башкир расселены за пределами своих республик в других республиках и областях РФ. В лингвистической литературе отмечалось, что "идеология приоритета прав языка коренной нации, заложенная во многих законах, оказалась палкой о двух концах" (Туманян 1994: 213). Исследовательница отмечает, что процесс формирования общественного мнения в отношении функционирования национальных языков, провозглашенных законом государственными, во многих регионах протекал, к сожалению, на волне взрыва национализма.
В некоторых республиках
наблюдался разгул "национального
самоутверждения", особенно когда "национальная
идея" была помножена на религиозные
чувства. В республиках стали
планомерно вытеснять русский язык
из всех сфер функционирования. В той
же Армении ликвидированы все
русские школы, кроме одной на
всю республику, закрыты факультеты
русского языка в вузах, сокращено
книгопечатание на русском языке. Это
становится одной из главных причин
вынужденной эмиграции
Русские социолингвисты справедливо отмечают, что межэтнические языковые конфликты редко существуют сами по себе. Обычно они возникают и развиваются в контексте общей межнациональной напряженности. Но иногда, как это случилось, например, в Эстонии или Молдове, языковой конфликт может явиться одним из стимулов общего межнационального конфликта. Зачастую "языковую карту разыгрывает не господствующая группировка, а группа, стремящаяся пробиться в языковую элиту. Люди, не имеющие в политической борьбе никаких особых преимуществ, пытаясь их добиться, стремятся создать в обществе такую атмосферу, при которой знание языка титульной нации считалось бы чуть не основным критерием при отборе руководящих кадров. Такой способ действия характерен в настоящее время для некоторых национальных движений, представленный в республиках Российской Федерации" (Крючкова 1994: 127-128).
Отсутствие языковых прав часто мешает этнической группе достичь образовательного, экономического и политического равенства с другими этническими группами, что зачастую может привести к гражданской войне. Так, в Таджикистане в январе 1989 г. таджики составляли 58,8%, узбеки - 22,9%, русские - 10,4%, т.е. представители трех национальностей составляли более 93% населения. Некоторые области в Таджикистане из полиязычных становятся многоязычными и в зависимости от экономических, политических, социальных клановых отношений между говорящими на разных языках возникают конфликты, переходящие в гражданскую войну.
Русский язык был и продолжает оставаться одним из ведущих мировых языков. Согласно оценочным данным, русский язык по числу владеющих им (500 млн. человек) занимает в мире третье место после китайского (свыше 1 млрд.) и английского (750 млн.). Он является официальным и рабочим языком в большинстве авторитетных международных организаций (ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ и др.).
Большую роль играет
русский язык как язык межнационального
общения. Русский алфавит лег
в основу письменности многих младописьменных
языков, а русский язык стал вторым
родным языком нерусского населения
Российской Федерации. Происходящий в
жизни процесс добровольного
изучения, наряду с родным языком, русского
языка имеет положительное
Русский язык занимает
особое место на «языковой карте»
мира и относится к обширной языковой
«семье» родственных
Информация о работе Русский язык в кругу других славянских языков