Романтические черты в поэзии Эйхендорфа

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:47, дипломная работа

Краткое описание

Целью определяется круг задач, решаемых в ходе исследования:
- рассмотреть три периода творчества Эйхендорфа;
- на основе анализа поэзии Эйхендорфа, доказать романтическую природу поэзии Эйхендорфа;
- определить место Эйхендорфа в литературном процессе Германии;

Файлы: 1 файл

Романтические черты в поэзии Эйхендорфа.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

          Сверчки играют на танцах.

          Радость, прекрасное легковерное дитя,

          Качается  на вечерних ветрах:

          Где серебро по ветвям и кустарникам  бежит,

          Ты  найдешь для себя самую прекрасную.

     Использование поэтом тонов и полутонов вместо разноцветья говорит о его  высоком мастерстве. Для того, чтобы  усилить впечатление блеска, поэт прибегает к символике драгоценных камней. Но и тут он сдержан и строг в выборе: алмаз, хрусталь и жемчуг. Алмаз означает твердость, бесстрашие и радость, хрусталь — верность, жемчуг — долговечность:  

          Mein Herz ist recht von Diamant,

          Ein Blum von Edelstein,

          Die funkelt lustig ubers Land

          In tausend schonen Scheinen. 

          Мое сердце из настоящего алмаза,

          Цветок  из драгоценных камней,

          Который сверкает весело над землей

          Тысячами  прекрасных бликов. 

     Это строфа стихотворения “Музыкант” из цикла “Песни странника”. Повсюду  свет, праздничность, радость. Росинки, дрожащие поутру на лепестках цветов, Эйхендорф сравнивает с жемчужинами:  

          Das Gras ringsum, die Blumen gar

          Stehn mit Juwel und Perl im Haar… 

     Трава вокруг, цветы

     Стоят с драгоценностями и жемчугами  в волосах…

     Или: 

          In festlichen Gewanden

          Wie eine Kinderschar

          Tauperlen in dem Haar

          Die Blumen alle standen. 

          В нарядных одеждах,

          Как толпа ребятишек,

          В росистых жемчугах

          Стоят все цветы. 

     Сравнения похожи, но только потому, что для  Эйхендорфа цветы имеют лица, но не имеют человеческого голоса. Поэт украшает цветы жемчугами настоящими, небесными, тогда как земные девушки предпочитают жемчуга земные. Хрусталь по своему виду напоминает алмаз: так же прозрачен и светел; поэтому Эйхендорф любит сравнение с хрусталем, но… Как правило, с хрусталем он сравнивал земные предметы, алмаз же — берег для небесных.

     Светотень — это чуть ли не самое ценное в поэзии Эйхендорфа. Воздушная среда, озаренная огнями и играющая отблесками, обладает не только пространственной глубиной, но и как бы таит в себе и глубины времени. С помощью света Эйхендорф пытался показать многообразную скрытую жизнь души: ведь душа тоже обладает способностью излучать свет — свет духовный. И так же, как светят миру золотые тона, светят великодушие, милосердие и любовь.

     Как показывает проведённое исследование, центральные темы поэзии Эйхендорфа на протяжении всего его творческого пути остаются неизменными, но разрешение их существенно отличается на каждом этапе. При этом индивидуальная эволюция мысли и творческих поисков Эйхендорфа идёт по общему для всего немецкого романтизма пути, что и отразилось в его поэзии, воплотившей, как пишет Г.А.Корф, всё то, «что развивалось в романтической лирике от Тика до Уланда»[15.536]. 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Эйхендорф: «Для того чтобы понять это удивительное явление (романтизм) и его историческую необходимость, попытаемся ещё раз в следующих набросках пропустить через себя достижения, вину и раскаяние романтизма ». Писатель проделывает это теоретически в конце своего пути и в творческой практике. В ранних произведениях Эйхендорфа содержатся в «свёрнутом » виде программные идеи немецкого романтизма. Эйхендорф, как в калейдоскопе, «смешивает» всё романтическое движение, взвешивая ту диалектико-историческую концепцию мира, искусства и личности, которая сложилась в среде иенских романтиков и которая со временем превратилась в философско-эстетическую доминанту всего романтизма. Он как бы подводит итог романтическому восприятию действительности, не расширяя плоскости, в которой отражали жизнь его предшественники. Несамостоятельность философствующих героев Эйхендорфа (которая входила в художественный расчёт автора), отсутствие у писателя претензий на открытие «вечных тайн» души и определяющих законов бытия не должны заслонять философского по своей сути характера его творчества.

     Однако  мир Эйхендорфа отличается от художественных систем, созданных его предшественниками, принципиально иной постановкой основных вопросов. Нелёгкий путь выбирает писатель - путь создания художественного мира через проверку эстетических и философских идеалов романтиков. Для Эйхендорфа романтизм - «ракета, взлетающая к небу и разлетающаяся на тысячи звёздочек». Писатель пытается осмыслить, «что принесло творчество романтиков и почему мгновенно исчезло».

     Как поэт-лирик Эйхендорф безусловно стоит в одном ряду с крупнейшими из романтиков. Его стихи отмечены свежестью и оптимизмом, что обеспечивает ему совершенно особое место среди поэтов-современников. Как никто другой Эйхендорф умел верно найденными словами воссоздать нужную атмосферу.

БИБЛИОГРАФИЯ: 

  1. Бент  М. И. Лирический герой в прозе Эйхендорфа / М.И. Бент // Москва.1989. 154с.
  2. Берковского И. Я. Литературная теория немецкого романтизма / И. Я. Берковского//Ленинград. 1934. 127с.
  3. Гёте И.В.К учению о цвете / Гёте И.В.//  Москва, 1957. 358 с.

4. Гуляев Н.А., Шибанов И.П. История немецкой литературы / Н.А. Гуляев, ИП. Шибанов //Москва: Высшая школа. 1975,  230 с.

5.  Давыдов Ю.Н. Шпенглер О. Проблемы романтизма / Ю. Н.

Давыдов, О. Шпенглер // Москва. 1971. 332 с.

6. Дачин А.В. Музыка в поэзии Эйхендорфа / А.В. Дачин // Орск. 1992. 127 с.

7.  Дмитриева А.   С.   История  зарубежной  литературы   19   века  /  А.   С. Дмитриева // Издательство московского университета.1979. 133 с.

8. Жирмунский В.М. Религиозное отречение в истории романтизма /Жирмунский В.М. // Москва. 1919. 62 с. 

9. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. /Жирмунский В.М. // СПб. Аксиома, 1996. 231 c.

10.  Луков В. А. История литературы / В. А. Луков // Москва. 2005. 266 с.

11. Флоренский П.А. Бирюзовое окружение Софии и символика голубого и синего цвета / Флоренский П.А. // Москва, 1914. 576 с.

12.  Храповицкая Г.   Н.   Романтизм  в  зарубежной  литературе  /  Г.   Н. Храповицкая // Москва. 2002. 288 с.

13.  Burger H. Der plurale Realismus der 19. Jahrhunderts / H. Burger // Stuttgart. 1971.  637 S.

14.Eichendorff< J. v Gesammelte Werke / J. v Eichendorff// Badenwürtemberg. 1976. S 165.

15. Korff Н. A. Geist der Goethezeit. Versuch einer ideellen Entwicklung der klassisch romantischen Literaturgeschichte in 4 Teilen / H. A. Korff// Leipzig. 1953. 752 S.

16.www.defaeto.ru 
 
 

Информация о работе Романтические черты в поэзии Эйхендорфа