Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 22:08, курсовая работа
В данной работе мы предприняли попытку осмыслить психологию и физиологию пола в литературной интерпретации Л. Толстого и, более того, исследовать проблему пола как мотивационный комплекс психологического содержания образов героев повестей Л. Н. Толстого «Крейцерова соната», «Дьявол» и «Отец Сергий».
Результаты анализа этих повестей Л. Н. Толстого позволяют нам сделать вывод о том, что психологические мотивации, присущие действующим лицам, во многом зависят от весьма специфической и до последнего времени табуированной сферы человеческой личности, связанной с бессознательным – с Оно, которое реализуется, в том числе, и в порывах плоти, но что самое главное – существенным образом определяет характер поведения и поступков литературных героев. В этой связи Л. Н.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….….3
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЗМА В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРЫ…………...…………………………………………………………….….5
Генезис психологизма в контексте развития литературы……………………….5
1.2. Психоаналитический аспект психологизма..…………………………… ……...9
1.3. Психология брачных отношений в литературных произведениях…………….13
РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМА ПОЛА КАК МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВ ГЕРОЕВ ПОВЕСТЕЙ Л. Н. ТОЛСТОГО «КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА», «ДЬЯВОЛ», «ОТЕЦ СЕРГИЙ»…..17
Психология и физиология пола в литературной интерпретации Л. Н. Толстого…………………………………………………...……………………….17
1.2. Психологизм героев повестей Л. Н. Толстого с точки зрения гендерной проблематики………………………………………………………...…………………..23
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………….......25
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….......28
ВЫВОДЫ
Важнейшее достоинство литературы
заключается в изображении
Охарактеризовав особенности генезиса психологизма в условиях развития литературы, мы можем сказать, что становление данной стилевой характеристики литературных произведений продолжалось множество веков, его истоки лежат в далёком прошлом человечества, и потребовалось почти два десятка тысячелетий, чтобы психологизм отражал мельчайшие движения души, с небывалой полнотой и конкретностью воссоздавал процессы формирования мыслей, чувств, намерений человека, их переплетений и взаимодействий, порой причудливых. Своего же апогея психологическая направленность в создании образов литературных героев достигла в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, которые художественно освоили так называемую «диалектику души».
Психологизм Толстого – это психологизм становящегося, развивающегося принципиально незавершённого человека. Раскрывая внутренний мир героев путём изображения психологического механизма, мотивирующего их мысли и поступки, писатель добивался высочайшего мастерства в создании неповторимо противоречивых характеров. И в этой связи несомненным является также и тот факт, в соответствии с которым именно психологический подход стал одним из главных способов художественного исследования человека в творчестве Л. Н. Толстого, оказав огромное влияние на развитие всей мировой литературы.
В данной работе мы предприняли попытку осмыслить психологию и физиологию пола в литературной интерпретации Л. Толстого и, более того, исследовать проблему пола как мотивационный комплекс психологического содержания образов героев повестей Л. Н. Толстого «Крейцерова соната», «Дьявол» и «Отец Сергий».
Результаты анализа этих повестей Л. Н. Толстого позволяют нам сделать вывод о том, что психологические мотивации, присущие действующим лицам, во многом зависят от весьма специфической и до последнего времени табуированной сферы человеческой личности, связанной с бессознательным – с Оно, которое реализуется, в том числе, и в порывах плоти, но что самое главное – существенным образом определяет характер поведения и поступков литературных героев. В этой связи Л. Н. Толстой ставит вопрос о превозможении искушения и о преодолении подчинённости инстинктам. Но проблема заключается в том, что подобное преодоление возможно лишь при условии, как минимум, частичного, а, как максимум, полного саморазрушения индивидуума.
Коррелирует с данной проблемой и ещё одна проблема – проблема власти. Обратившись к основным положениям теории Э. Фромма относительно власти и обладания, мы можем вполне обосновано утверждать: основной смысл властно-насильственных коллизий может быть описан посредством механизма инверсии. Речь, в частности, идёт о том, что если Я обладает объектом, то и объект способен обладать Я. Особо ярким примером подобной корреляции служат взаимоотношения между полами, преимущественно, в аспекте отношения толстовских героев к женщине, как к некоему бессознательному, но необходимому в определённые моменты существу, что, согласно З. Фрейду, привносит в человеческое взаимодействие откровенно «потребительский» характер, основывающийся на обмене желаемым.
Таким образом, проанализировав повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната», «Дьявол» и «Отец Сергий», мы можем сделать вывод о том, что мотивации героев определяются чрезвычайно высокой степенью влияния психологизма на персонажей толстовских повестей, который значительным, иногда даже судьбоносным образом определяет характер поведения и поступков литературных героев. Кроме того, трансформация, происходящая с характерами толстовских персонажей, главным образом мотивирована индивидуальной деградацией, что, в свою очередь, даёт нам право сделать вывод о том, что особенности взаимоотношений мужского и женского начал непосредственно связаны с гендерной проблематикой, которая влияет на возникновение стремлений и желаний и которые непосредственно связаны с удовлетворением первобытных инстинктов, а также с формированием принципов функционирования ролевых структур в семье либо в обществе.
Всё вышесказанное позволяет
ЛИТЕРАТУРА
5. Громов П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Монография. – Л., 1977. – 488 с.
6. Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.
7. Жданов В. Из творческой истории повести «Крейцерова соната» // Толстой – художник. Сборник статей. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1961. – 631 с.
8. Квитко Д. Ю. Философия Толстого. – М.: Изд-во Коммунистической Академии, 1928. – 742 с.
9. Купреянова Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого. – М.: Литература, 1966. – 684 с.
10. Ломунов К. Н. Жизнь Льва Толстого. – М.: Художественная литература, 1981. – 769 с.
11. Основин В. В. Драматургия Л. Н. Толстого: Учебное пособие для филологических специальностей. – М.: Высшая школа, 1982. – 423 с.
12. Писарев Д. И. Промахи незрелой мысли. Старое барство. – М.: Гос. изд., 1923. – 698 с.
13. Плахотишина В. Т. Мастерство Тостого-романиста. – Днепропетровск: Днепропетровское книжное издательство, 1960. – 331 с.
14. Соколов Э. В. Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. – СПб.: Лань, 1998. – 320 с.
15. Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 12-ти томах. Т.10. Повести и рассказы. 1872-1903. – М.: Художественная литература, 1975. – 432 с.
16. Флобер Г. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.1. – М.: Правда, 1971. – 560 с.
17. Фрейд З. По ту сторону удовольствия. – Минск: Харвест, 2004. – 432 с.
18. Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. – М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1999. – 1040 с.
19. Фромм Э. Величие и ограниченность теорий Фрейда. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 448 с.
20. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. – М.: Политиздат, 1980. – 831 с.
21. Хализев В. В. Теория литературы: Учебник / В. Е. Хализев. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 405 с.
22. Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник. – М.: Художественная литература, 1978. – 754 с.
25. Фромм Э. Искусство
любить. – Режим доступа: www.lib.ru/PSIHO/FROMM/love.
26. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве.
– Режим
доступа: www.mesotes.narod.ru/lifshiz/