Психологизм героев повестей Л. Н.Толстого "Отец Сергий", "Дьявол" и "Крейцерова соната"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе мы предприняли попытку осмыслить психологию и физиологию пола в литературной интерпретации Л. Толстого и, более того, исследовать проблему пола как мотивационный комплекс психологического содержания образов героев повестей Л. Н. Толстого «Крейцерова соната», «Дьявол» и «Отец Сергий».
Результаты анализа этих повестей Л. Н. Толстого позволяют нам сделать вывод о том, что психологические мотивации, присущие действующим лицам, во многом зависят от весьма специфической и до последнего времени табуированной сферы человеческой личности, связанной с бессознательным – с Оно, которое реализуется, в том числе, и в порывах плоти, но что самое главное – существенным образом определяет характер поведения и поступков литературных героев. В этой связи Л. Н.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….….3
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЗМА В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРЫ…………...…………………………………………………………….….5
Генезис психологизма в контексте развития литературы……………………….5
1.2. Психоаналитический аспект психологизма..…………………………… ……...9
1.3. Психология брачных отношений в литературных произведениях…………….13
РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМА ПОЛА КАК МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВ ГЕРОЕВ ПОВЕСТЕЙ Л. Н. ТОЛСТОГО «КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА», «ДЬЯВОЛ», «ОТЕЦ СЕРГИЙ»…..17
Психология и физиология пола в литературной интерпретации Л. Н. Толстого…………………………………………………...……………………….17
1.2. Психологизм героев повестей Л. Н. Толстого с точки зрения гендерной проблематики………………………………………………………...…………………..23
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………….......25
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….......28

Файлы: 1 файл

«ПСИХОЛОГИЗМ ГЕРОЕВ ПОВЕСТЕЙ Л. Н. ТОЛСТОГО.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

 «ПСИХОЛОГИЗМ ГЕРОЕВ ПОВЕСТЕЙ Л. Н. ТОЛСТОГО

«ОТЕЦ СЕРГИЙ», «ДЬЯВОЛ» И «КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА»»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….….3

РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЗМА В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРЫ…………...…………………………………………………………….….5

    1. Генезис психологизма в контексте развития литературы……………………….5

1.2.    Психоаналитический аспект психологизма..……………………………  ……...9

1.3. Психология брачных отношений в литературных произведениях…………….13

РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМА ПОЛА КАК МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВ ГЕРОЕВ ПОВЕСТЕЙ Л. Н. ТОЛСТОГО «КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА», «ДЬЯВОЛ», «ОТЕЦ СЕРГИЙ»…..17

    1. Психология и физиология пола в литературной интерпретации Л. Н. Толстого…………………………………………………...……………………….17

1.2. Психологизм героев повестей Л. Н. Толстого с точки зрения гендерной проблематики………………………………………………………...…………………..23

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………….......25

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….......28

 

ВВЕДЕНИЕ

Л. Н. Толстой внëс неоценимый вклад в развитие мировой литературы. Произведения Толстого гениальны, многогранны и неисчерпаемы по своему содержанию. Писатель умел тонко чувствовать душевное состояние своих персонажей, благодаря этому действующие лица в его произведениях характеризуются противоречивой и неповторимо сложной внутренней структурой. «Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчётливость и поэзия в картинах природы, изящная простота – отличительные черты таланта графа Толстого», – писал когда-то Н. Г. Чернышевский [1, с. 264]. Книги великого русского писателя восхищают, производят неизгладимое впечатление, доставляют неповторимое удовольствие и заставляют возвращаться к ним снова и снова.

Л. Н. Толстой – классик мировой литературы, и его произведения неоднократно становились объектом всестороннего изучения. Л. Н. Толстому и его творчеству посвящено множество литературоведческих работ, среди которых достойное место занимают, например, исследования К. Н. Ломунова [10], М. Б. Храпченко [23], Д. Ю. Писарева [12], Д. Ю. Квитко [8], В. Жданова [7], Е. Н. Купреяновой [9] и многих других учёных. Однако следует отметить, что основное внимание уделялось его наиболее известным творениям, в частности таким, как «Война и мир», «Анна Каренина», трилогия «Детство. Отрочество. Юность», «Воскресение» и проч. Что же касается таких его повестей, как «Крейцерова соната», «Дьявол» и «Отец Сергий», то до последнего времени они занимали маргинальное положение с точки зрения интереса к ним современного литературоведения. Причины подобной ситуации видятся нам в том, что темы, затронутые Львом Николаевичем в этих повестях, вероятно, нарушали привычно-иконографический образ писателя-классика.

Следовательно, целью нашего исследования является целостный, объективный и многоаспектный анализ психологизма героев повестей Л. Н. Толстого «Крейцерова соната», «Дьявол» и «Отец Сергий».

А это, в свою очередь, означает, что объектом данного исследования становятся повести Л. Н. Толстого.

Что же касается предмета нашего исследования, то мы склонны определить его, как психологизм героев повестей Л. Н. Толстого «Отец Сергий», «Дьявол» и «Крейцерова соната».

Исходя из определённых нами выше объекта и предмета исследования, достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • охарактеризовать особенности генезиса психологизма в условиях развития литературы;
  • рассмотреть психоаналитический аспект психологизма;
  • проанализировать отражение психологии брачных отношений в литературных произведениях;
  • исследовать проблему пола как мотивационный комплекс психологического содержания образов героев повестей Л. Н. Толстого «Крейцерова соната», «Дьявол» и «Отец Сергий»;
  • осмыслить психологию и физиологию пола в литературной интерпретации Л. Толстого;
  • определить степень влияния психологизма на персонажей повестей Л. Н. Толстого.

Методы исследования. Теоретической и методологической основой работы являются научные труды основателя психоаналитической теории З. Фрейда и других зарубежных психологов в литературоведческом контексте. Основная цель и поставленные в работе задачи определили выбор следующих методов исследования: сравнительного, герменевтического и главным образом психоаналитических элементов исследования художественного произведения.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, вывода и списка использованных литературных источников. Список литературы насчитывает 26 наименований. Основной текст работы изложен на 27 страницах, общий объём составляет 29 страниц.

 

РАЗДЕЛ 1

ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЗМА В  КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

1.1. Генезис психологизма  в условиях развития литературы

Психологизм – это стилевая характеристика литературных произведений, благодаря которой подробно и глубоко изображается внутренний мир персонажей, то есть их ощущения, мысли, чувства и достигается возможность тонкого и убедительного психологического анализа душевных движений и поступков персонажей. Психологизм – это попытка автора описать внутренний мир героя художественными средствами. Одна из главных притягательных черт художественной литературы – её способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как это трудно сделать человеку в повседневной, обычной жизни. Согласно А. Б. Есину, психологизм – «это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей, переживаний вымышленной личности (литературного персонажа) с помощью специфических средств художественной литературы» [6, с. 9].

Проблематика, связанная со сложностью внутреннего мира человека, с мотивами, с мимолётными впечатлениями, с  постоянной сменой душевных состояний  человека, то есть с его психологическим  состоянием, всегда вызывала неизменный интерес исследователей, поскольку «психологизм в прямом и строгом смысле слова неминуемо связан с воссозданием неповторимых моментов человеческой жизни» [2, с. 209]. Л. Ю. Гинзбург считала, что психологизм – это индивидуализированное воспроизведение переживаний в их взаимосвязи, динамике и неповторимости. Психологизм как таковой не совместим с рационалистической схематизацией внутреннего мира. По её словам, «литературный психологизм начинается <…> с несовпадений, непредвиденности поведения героев» [2, с. 209]. Творчество Л. Н. Толстого – это высшая точка аналитического, объясняющего психологизма XIX в.

Знаменательна, как нам кажется, позиция И. С. Тургенева, в соответствии с которой художнику слова подобает быть «тайным» психологом. Лев Николаевич и был именно таким психологом. Его талантом восхищались многие. В частности, Д. И. Писарев отмечал: «Никто далее его не простирает анализа, никто так глубоко не заглядывает в душу человека, никто с таким упорным вниманием, с такой неумолимой последовательностью не разбирает самых откровенных побуждений, самых мимолетных и, по-видимому, случайных движений души…» [12, с. 11]. А Н. Г. Чернышевский считал, что «внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно наблюдать, как положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний; как мысль, рождëнная первым ощущением, ведëт к другим мыслям, увлекается дальше и дальше, сливает грëзы с действительными ощущениями, может принимать различные направления: одного поэта занимает всего более очертание характеров; другого – влияние общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего – связь чувств с действиями; четвертого – анализ страстей; графа Толстого всего более – сам психологический процесс, его формы. Его законы, диалектика души…» [1, с. 265].

Как любое явление культуры, феномен  психологизма не остаётся неизменным во все века, его формы исторически  подвижны. Более того, психологизм  не сразу возник в литературе, а  прошёл достаточно длительный путь развития: обогащались художественные средства психологического изображения, углублялось понимание закономерностей внутренней жизни, возрастало эстетическое совершенство психологизма и его значение для культуры.

Внутренний мир человека в литературе не сразу стал полноценным и самостоятельным объектом изображения. Первоначально объектом такого литературного изображения становилось то, что, прежде всего, бросалось в глаза и казалось наиболее важным: видимые, внешние процессы и события, ясные сами по себе и почти не требующие осмысления и истолкования. Общее понимание человека в ранних художественных культурах точно сформулировал М. М. Бахтин: человек «весь овнешнён и в более элементарном, почти в буквальном смысле в нём всё открыто и громко сказано – его внутренний мир и все его внешние черты, проявления и действия лежат в одной плоскости» [6, с. 476-477]. Такая овнешнённость не создаёт ещё возможности и необходимости психологического анализа. Можно сказать, что в художественной культуре ранних эпох психологизм как феномен практически отсутствовал, поскольку человеческая личность отнюдь не осознавалась как некая абсолютная ценность.

В Европе, в эпоху поздней античности (II – IV вв. н. э.) сложились благоприятные условия для развития психологизма. Это был, разумеется, лишь первый этап. Нет ещё подлинной глубины психологического изображения, литературе доступны лишь относительно простые душевные состояния, слаба их индивидуализация, да и сам «диапазон» чувств слишком узок, поскольку изображаются, по преимуществу, любовные переживания.

Данное  положение принципиально меняется в эпоху Возрождения. Кризис феодальных отношений создаёт предпосылки для широкого развития литературного психологизма. Видимо, неслучайно М. Б. Храпченко прямо связывает возникновение и развитие психологизма, с одной стороны, с распадом феодальных связей, а с другой стороны, с формированием и ростом новых, буржуазных форм общественной жизни. Надо заметить, что в это время психологизм весьма интенсивно даёт себя знать в лирике и в драматургии.

Резкое  усиление роли психологизма в художественной культуре, его эстетическое совершенствование и возрастающая содержательная значимость в литературе второй половины XVII – начала XIX века закономерны, так как личность в системе ценностей сентименталистской и ещё более – романтической культуры приобретает едва ли не центральное значение. Сентименталисты и романтики мыслили человека вне его многообразных и сложных связей с окружающей действительностью, их внимание было сосредоточено на личности как таковой, а не на взаимоотношениях личности со средой. Это обедняло само представление о внутренней жизни человека, сужало «диапазон» изображаемых психологических состояний, не давало полностью и широко развернуться идейно-нравственным поискам, а в сочетании с возвышенным пафосом придавало психологизму некоторую абстрактность и риторичность. Тем не менее вряд ли у нас есть основания утверждать, что психологизм в эстетическом отношении отличался какой-то неполноценностью – напротив, ему уже тогда была присуща вполне  ощутимая художественная ценность.

Широкое развитие психологизма в литературе, и в русской в том числе, наблюдается в конце XVIII – в начале XIX века. В XIX веке отчётливо проявились общекультурные процессы и закономерности, которые благоприятно сказались на развитии феномена психологизма. В этой связи в XIX веке, особенно во второй его половине, психологизм вступает в качественно новый этап своего развития. Это, в частности, мотивировано широким распространением и всё большей содержательной глубиной реалистического метода. Основой эстетической программы реализма является установка на познание объективной действительности в её типических свойствах. Таким образом, возрастает значимость психологического изображения, что приводит к изменению его качеств и, следовательно, к точности фиксации психологических процессов и состояний.

«Реалистический принцип предполагает изображение личности не только как  продукта определенных обстоятельств, но и как индивидуальности, вступающей в активные, широкие и многообразные отношения с окружающим миром: с отдельными людьми, с обществом в целом, с социальными институтами, философскими и моральными учениями» [6, с. 60]. В таких связях с действительностью характер раскрывается с разных сторон, идейно-нравственная проблематика становится шире, реальная сложность и богатство характеров, а, следовательно, и внутреннего мира с большей полнотой воплощается в художественном произведении. Потенциальное богатство характера, рождённого в его связях с действительностью, становится практически неисчерпаемым, что непосредственно ведёт к углублению психологизма и к возрастанию его роли в литературе.

Всё это приводит к тому, что реалистический психологизм XIX века в огромной степени реализует возможности литературно-художественного освоения внутреннего мира человека и достигает эстетического совершенства. Психологизм таких писателей, как Теккерей и Диккенс, Стендаль и Флобер, Золя и Мопассан, никогда не потеряет для читателей своей познавательной и эстетической ценности.

Особое место в реалистическом психологизме XIX века занимает русская классическая литература, в которой это художественное свойство, по общему признанию, достигает своей вершины. Небывалый расцвет психологизма в русской классике, прежде всего, связан с резким возрастанием глубины идейно-нравственной проблематики, с её небывалой остротой и напряженностью. «Психологизм» – это литературоведческий термин, который традиционно относят к нескольким авторам, – в первую очередь к Л. Н. Толстому и к Ф. М. Достоевскому, а также к И. С. Тургеневу с его так называемым «тайным психологизмом». С. Бочаров заметил, что «в русской жизни, особенно пореформенной, материальные формы бытия человека – в неустойчивом состоянии, в кризисе, брожении, в пёстрых соединениях исторически старых, крепостнических, и новых, буржуазных, становящихся тут же старыми, и уже в прорастании новых тенденций. В человеке, детерминированном этой сложностью, русскому писателю важно и ценно процессное состояние души, образующее некий потенциал и залог по сравнению с внешне фиксируемым положением человека в системе бытовых условий, в «среде» <...> Потенциалом является внутренний мир человека, здесь он богаче, чем в своих практических отношениях и возможностях; поэтому такое исключительное значение приобретает в русской литературе второй половины XIX века психологический анализ» [6, с. 62].

Информация о работе Психологизм героев повестей Л. Н.Толстого "Отец Сергий", "Дьявол" и "Крейцерова соната"