Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 16:39, курсовая работа
В данной работе дано понятие пространственно-временной организации текста и подтвержено примерами из романа Бунина "Жизнь Арсеньева"
Введение………………………………………………………………..3-4
Раздел І.Теоретические основы изучения художественного времени и пространства в литературе…………………………………………….5
1.1.Проблема художественного времени в литературе ……..5-12
1.2.Проблема художественного пространства в литературе…13-22
Раздел І І.Выявление особенностей времени и пространства в романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»…………………………………………23
2.1. «Жизнь Арсеньева»-итоговая книга И.А.Бунина………….23-25
2.2.Особенности хронотопической организации романа «Жизнь Арсеньева»………………………………………………26-30
Выводы……………………………………………………………31-33
Литература…………………………………………………………34-36
Всего написано было пять частей, а герой - Алексей Арсеньев - доведен до двадцатилетия. По отзывам современников, Бунина убеждали продолжить книгу, однако, несмотря на все уговоры, больше он к ней не вернулся.
Большинство литературоведов сходится во мнении, что это- художественная биография. Если говорить подробно и по существу, то в ней слито несколько жанров: кроме художественной биографии, «Жизнь Арсеньева» вбирает в себя и мемуары, и лирико-философскую прозу. Пятая же ее часть, кроме всего прочего,-еще и повесть о любви, безусловно, самой характерной для творчества Бунина теме; как по замыслу, так и по воплощению она близка к книге рассказов «Темные аллеи», которую Бунин написал позже[1,71].
Некоторые современники рассматривали «Жизнь Арсеньева» как биографию самого автора. Однако, следует заметить, что самого Ивана Алексеевича это приводило в негодование. Он утверждал, что его книга автобиографична лишь постольку, поскольку автобиографично всякое вообще художественное произведение, в которое автор непременно вкладывает себя, часть своей души .Сам же он именовал «Жизнь Арсеньева» автобиографией вымышленного лица. Справедливо утверждая, что целиком «жизнь человеческую написать нельзя»[11,23], Бунин перед началом очередной части своей книги каждый раз останавливался перед проблемой отбора самого важного. Он писал свою книгу, сжимая время, соединяя несколько лет в один год. Это уплотнение времени писатель осуществил не только в том отношении, что соединял события, происшедшие в разное время. Главное было в том, что спрессовывались, сливались внутренние, душевные переживания героя, который очень быстро взрослел. Проще же говоря: по интенсивности чувств и мыслей «арсеньевский» год -это несколько «бунинских» лет, а сам Алексей Арсеньев - как бы «сконцентрированный» автор, в главных чертах его личности. Но это еще не все. Бунин наделил Арсеньева в первую очередь чертами художника, поэта. Потому что, как известно, сам Бунин считал себя всю жизнь главным образом лирическим поэтом и уже потом – прозаиком[2,50].
Независимо от того, насколько Бунину
удалось вопротить в «Жизни Арсеньева»
задуманное (на этот счет существуют разный
мнения), несомненно то, что «Жизнь Арсеньева»
- главная книга Бунина, главная именно
потому, что она, при своем невеликом объеме,
объяла собою все созданное им до нее и
представляет собой, по сути, квинтэссенцию
творчества писателя[8,440].
1.2.Особенности
хронотопической
организации романа
«Жизнь Арсеньева»
Одной из особенностей романа И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» является наличие хронотопа,который отображает моральные представления,душевные поиски,мироощущение героя и автора.
Хронотопическая организация
Ю.Курбатова выделяет несколько хронотопов
в романе:экзистенциональный,
Герой часто задумывается над
тем,что «все проходит и
Память повествователя,что
В романе тесно переплетаются
различные шары текста:здесь и
раздумия о нынешнем,которое
Поэтому авторская реальность-
Мотив памяти,что исходит из хронотопа памяти ностальгичностью,- является константным в произведении.В сознании героя всплывают самые яркие мотивы детства,определенные «вспышки» подсознания.Герой проходит путь от малыша,который мало что понимает,но много запоминает,к зрелому юноше,который имеет определенный жизненный опыт.Авторские монологи,мастерски вписанные в сюжет,предоставляют ведущему персонажу жизненной зрелости,философской мудрости.Арсеньев активно медитирует относительно Бога и смерти,задумывается над актуальностью этих вопросов: «Когда и как приобрел я веру в бога,понятие о нем,ощущение его?Думаю,вместе с понятием о смерти.Смерть,увы,была как-то соеденина с ним(и с лампадкой,с черными иконами в серебряных и вызолоченных ризах в спальне матери»[14,44].
Сквозь хронотоп памяти,что
В романе «Жизнь Арсеньева»м формируется новый тип художественного хронотопа,когда пространственно-временные границы человеческого существования соотносятся с существованием в Вечности,и все,что связано с абсолютным бытием.Основу пространственной организации и образности романа создают мотивы «верха/низа», «открытости/замкнутости»,на фоне которых показано движение главного героя[20,376].
Для романа есть характерным использование мифологического мотива «Мирового дерева», «вертикали»,к которой обозначено движение персонажа.Любое перемещение персонажа Алексея Арсеньева-это движение вверх или вниз.Семантической точкой отсчета пространства есть Высший мир-Бог,поэтому основным направлением движение персонажа есть продвижение вверх,к истине-Богу.Поэтому экзистенциональные мотивы,связанные с поиском наивысшего смысла существования,есть для движения Арсеньева ведущими и такими,которые определяют хронотоп дороги,который задается еще с начала повествования и организовывает сюжет[10,140].
Мотив дороги,и шире,
Исследовательница Т.Ковалева в романе
«Жизнь Арсеньева»выделяет мифологему
Пути человека.Анализируя эту категорию,она
находит в ней христианский код,который
проявляется сквозь неоднократное напоминание
писателем Ветхого и Нового Заветов,цитатное
и мотивированное использование материалов
Библии церковно-христианских источников,многочисленные
аллюзии на христианские и библейные сюжеты,образы,мотивы,
Также в романе можно выделить
хронотоп дома.В сознании
До определенного момента
Связующим звеном между
Таким образом, «Жизнь Арсеньева»-
это прежде всего воспроизведение символической
активности человеческого сознания. Психологичность,погружение
в подсознание,хаотическое отображение
действительности,пульсация мысли-это
составляющие романа «поток сознания»,черты
которого просматриваются в бунинском
произведении[19,256].
ВЫВОДЫ
Предметом нашего исследования
является роман И.А.Бунина «
Время в литературе-категория поэтики
художественного произведения.Время-одна
из форм(на ряду с пространством)бытия
и мышления;изображается словом в процессе
изображения характеров,ситуаций,жизненного
пути героя,речи и пр. В различных системах
знания существуют разнообразные представления
о времени: это научно-философское,
Пространство, наряду со временем, является одним из важнейших элементов в построении художественной модели мира. В литературоведении к проблеме художественного пространства обращались Лотман Ю.М., Топоров В.Н., Бахтин М.М. и другие. Лотман выделяет четыре типа пространства: точечное, линеарное, плоскостное и объемное. Художественное пространство может выступать как реально видимое персонажем или рассказчиком, так и воображаемое.По степени обобщенности пространственных характеристик различаются конкретное и абстрактное художественное пространство.
Роман И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева», сыгравший немалую роль в присуждении писателю Нобелевской премии, представляет собой ту уникальную книгу, в которой реализовались поиски Буниным новых путей, форм развития романа, обусловленных необходимостью выражения нового этапа духовного бытия человека в XX веке.
Анализ выявленных в «Жизни Арсеньева» типов времени, их объема и важности показывает, что временную организацию произведения создает иерархическое сочетание биографического, социально-исторического, семей-но-бытового, природно-циклического типов времени, среди которых главенствующую роль играет временная структура Вечности, включающая в себя космологическое время (время вселенской истории), буддийское время прежних существований человека и христианское новозаветное время. Факт рождения человека, время его жизни проецируется на время Вечности. Такая ря-доположенность двух временных структур создает отчетливую оппозицию, характерную для всего текста: «время» / «Вечность»: «Время человеческой жизни как величина конечная, время земного существования человека» / «Вечность - сфера бессмертных высших начал в мире и в человеке, где исчезают время и пространство как человеческие измерения». Эта важнейшая для понимания романа особенность его пространственно-временной организации свидетельствует о том, что рассказ Арсеньева - повествование не только о земных делах человека, но и о его бессмертной душе. В этом контексте роман предстает как путь души человека.