Пространственно-временная организация романа Ивана Алексеевича Бунина "Жизнь Арсеньева"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе дано понятие пространственно-временной организации текста и подтвержено примерами из романа Бунина "Жизнь Арсеньева"

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3-4
Раздел І.Теоретические основы изучения художественного времени и пространства в литературе…………………………………………….5
1.1.Проблема художественного времени в литературе ……..5-12
1.2.Проблема художественного пространства в литературе…13-22

Раздел І І.Выявление особенностей времени и пространства в романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»…………………………………………23
2.1. «Жизнь Арсеньева»-итоговая книга И.А.Бунина………….23-25
2.2.Особенности хронотопической организации романа «Жизнь Арсеньева»………………………………………………26-30

Выводы……………………………………………………………31-33
Литература…………………………………………………………34-36

Файлы: 1 файл

Курсовая по литературе.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

        Всего написано было пять частей, а герой - Алексей Арсеньев - доведен до двадцатилетия. По отзывам современников, Бунина убеждали продолжить книгу, однако, несмотря на все уговоры, больше он к ней не вернулся.

        Большинство литературоведов сходится во мнении, что это- художественная биография. Если говорить подробно и по существу, то в ней слито несколько жанров: кроме художественной биографии, «Жизнь Арсеньева» вбирает в себя и мемуары, и лирико-философскую прозу. Пятая же ее часть, кроме всего прочего,-еще и повесть о любви, безусловно, самой характерной для творчества Бунина теме; как по замыслу, так и по воплощению она близка к книге рассказов «Темные аллеи», которую Бунин написал позже[1,71].

    Некоторые современники рассматривали «Жизнь Арсеньева» как биографию самого автора. Однако, следует заметить, что самого Ивана Алексеевича это приводило в негодование. Он утверждал, что его книга автобиографична лишь постольку, поскольку автобиографично всякое вообще художественное произведение, в которое автор непременно вкладывает себя, часть своей души .Сам же он именовал «Жизнь Арсеньева» автобиографией вымышленного лица. Справедливо утверждая, что целиком «жизнь человеческую написать нельзя»[11,23], Бунин перед началом очередной части своей книги каждый раз останавливался перед проблемой отбора самого важного. Он писал свою книгу, сжимая время, соединяя несколько лет в один год. Это уплотнение времени писатель осуществил не только в том отношении, что соединял события, происшедшие в разное время. Главное было в том, что спрессовывались, сливались внутренние, душевные переживания героя, который очень быстро взрослел. Проще же говоря: по интенсивности чувств и мыслей «арсеньевский» год -это несколько «бунинских» лет, а сам Алексей Арсеньев - как бы «сконцентрированный» автор, в главных чертах его личности. Но это еще не все. Бунин наделил Арсеньева в первую очередь чертами художника, поэта. Потому что, как известно, сам Бунин считал себя всю жизнь главным образом лирическим поэтом и уже потом – прозаиком[2,50].

        Независимо от того, насколько Бунину удалось вопротить в «Жизни Арсеньева» задуманное (на этот счет существуют разный мнения), несомненно то, что «Жизнь Арсеньева» - главная книга Бунина, главная именно потому, что она, при своем невеликом объеме, объяла собою все созданное им до нее и представляет собой, по сути, квинтэссенцию творчества писателя[8,440]. 
 
 
 
 
 
 

1.2.Особенности  хронотопической  организации романа  «Жизнь Арсеньева» 

Одной из особенностей романа И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» является наличие хронотопа,который отображает моральные представления,душевные поиски,мироощущение героя и автора.

         Хронотопическая организация романа  «Жизнь Арсеньева» представляет  собой многоуровневую,иерархически организованную структуру,которая синтезирует различные типы и формы времени(биографический,семейно-бытовый,социальноисторический,естественно-циклический).Л.Крутикова в «Истории русской литературы»отмечает,что «бунинский мир не замкнутый и не статистический и почти всегда погруженный в глубины время и пространства…»[12,254].Она также говорит о двух стихиях в творчестве Бунина,которые сосуществуют,взаимно обогащаясь: «живописно-пластическую» и «философско-аналитическую»[12,267].

      Ю.Курбатова выделяет несколько хронотопов в романе:экзистенциональный,хронотоп памяти,хронотоп художественного сознания,хронотоп рода,хронотоп дороги.Исследовательница справедливо указывает на наличие этих хронотопов,однако в рамках одного произведения существует иерархия хронотопов,одни из которых стают доминантными.Таким в романе является экзистенциональный хронотоп,сквозь который отображаются различные проявления существования героя.

       Герой часто задумывается над  тем,что «все проходит и пройдет  навсегда и без возврата,что в мире есть разлуки,болезни,горести,несбыточные мечты,неосуществимые надежды,невыразимые или невыраженные чувства-и смерть…»[13,84].Поскольку характер героя характеризируется дуализмом:событие отображается очевидцем и сквозь призму памяти повествоваля,то важным является хронотоп памяти,который становится внутренним временем и пространством,в котором разворачивается сюжет.

      Память повествователя,что вмещает  духовный опыт человечества,помогает  Арсеньеву свободно перемещаться  во времени и быть независимым от его разрушительного влияния[13,85].

      В романе тесно переплетаются  различные шары текста:здесь и  раздумия о нынешнем,которое основывается на прошлом: «и очень жаль,что мне сказали,когда именно я родился…»[7,7] и отображение реальности: «…я бы и теперь понятия не имел о своем возрасте,-тем более,что я совсем не ощущаю его бремени»[7,7],и даже ирреальное с проэкцией на будущее: «…и,значит,был бы избавлен от мысли,что мне будто бы полагается лет через десять или двадцать умереть»[7,7].Т.е. чистого пространственного времени в романе нет,поскольку фрагменты прожитой действительности фильтруются сознанием автора сквозь приобретенные философские знания,сквозь жизненный опыт,который включает рациональное и эмпирическое знание.

    Поэтому авторская реальность-это особенная художественная реальность, порожденная авторским сознанием и памятью.Повествователь произносит: «Мы знаем,что помним-мы,с трудом воспоминающие даже вчерашний день!»[7,24].Авторское изречение дает установку на восприятие текста:Арсеньев вроде как возвращается в свое прошлое,но со зрелым мировоззрением,определенным жизненным опытом.Он отображает и анализирует детские ощущения,просматривает эволюцию своего внутреннего и внешнего «я»,что отображается с помощью категории памяти[2,55].

      Мотив памяти,что исходит из хронотопа памяти ностальгичностью,- является константным в произведении.В сознании героя всплывают самые яркие мотивы детства,определенные «вспышки» подсознания.Герой проходит путь от малыша,который мало что понимает,но много запоминает,к зрелому юноше,который имеет определенный жизненный опыт.Авторские монологи,мастерски вписанные в сюжет,предоставляют ведущему персонажу жизненной зрелости,философской мудрости.Арсеньев активно медитирует относительно Бога и смерти,задумывается над актуальностью этих вопросов: «Когда и как приобрел я веру в бога,понятие о нем,ощущение его?Думаю,вместе с понятием о смерти.Смерть,увы,была как-то соеденина с ним(и с лампадкой,с черными иконами в серебряных и вызолоченных ризах в спальне матери»[14,44].

      Сквозь хронотоп памяти,что выходит  из экзистенционального существования,констатируются  философские,социально-исторические  проблемы,которые осмысливаются  героем в процессе существования[18,267].

       В романе «Жизнь Арсеньева»м  формируется новый тип художественного хронотопа,когда пространственно-временные границы человеческого существования соотносятся с существованием в Вечности,и все,что связано с абсолютным бытием.Основу пространственной организации и образности романа создают мотивы «верха/низа», «открытости/замкнутости»,на фоне которых показано движение главного героя[20,376].

      Для романа есть характерным  использование мифологического  мотива «Мирового дерева», «вертикали»,к которой обозначено движение персонажа.Любое перемещение персонажа Алексея Арсеньева-это движение вверх или вниз.Семантической точкой отсчета пространства есть Высший мир-Бог,поэтому основным направлением движение персонажа есть продвижение вверх,к истине-Богу.Поэтому экзистенциональные мотивы,связанные с поиском наивысшего смысла существования,есть для движения Арсеньева ведущими и такими,которые определяют хронотоп дороги,который задается еще с начала повествования и организовывает сюжет[10,140].

        Мотив дороги,и шире,странствования,что  есть традиционным для русской литературы,становится лейтмотивом в романе И.АБунина.Герой романа,который постоянно пребывает в странствованиях(духовных и физических),есть своеобразным символом путешественника,который добывает жизненный опыт в дороге[10,157].

       Исследовательница Т.Ковалева в романе «Жизнь Арсеньева»выделяет мифологему Пути человека.Анализируя эту категорию,она находит в ней христианский код,который проявляется сквозь неоднократное напоминание писателем Ветхого и Нового Заветов,цитатное и мотивированное использование материалов Библии церковно-христианских источников,многочисленные аллюзии на христианские и библейные сюжеты,образы,мотивы,постулаты, «моделирование» по книгам «Писания»,отображение авторских идей с помощью библейных сюжетов,мотивов,образов.Поэтому концептуальный хронотоп романа литературовед определяет как экзистенционально-христианский,а хронотоп героя как хронотоп самосознания.[10,153].

       Также в романе можно выделить  хронотоп дома.В сознании главных  героев-художником это понятие  связано прежде всего с осмыслением себя в кругу членов семьи(наиболее ярко проявляется в детстве),а также ощущением себя в цепи поколений[27,69].

     До определенного момента каждый  жизненный этап знаменуется непременным  возвращением в родной дом:  «Через год вышел на свободу и я,-бросил гимназию и тоже возвратился под родительский кров,чтобы встетить там дни,несомненно,самые удивительные из всех пережитых мной»[7,92].Здесь герой чувствует себя защищенным от проявлений окружающего мира.Однако постепенно дом-семья распадается на составляющие части,происходит его утрата: «Отец говорил матери: «Разлетается,душа моя наше гнездо!»[7,147].Потеряв дом,герой всю жизнь стремится обрести такой же покой,какой испытывал в семье,остро чувствуя свое одиночество,Арсеньев ищет утешение в любви,надеясь через нее прийти в внутренней гармонии,умиретворенному спокойствию.При этом создание своей семьи не оговаривается.Мысль о создании своего дома с Ликой,вероятность брака вызывает у Алексея недоумение: «Неужели и впрямь мы сошлись навсегда и так вот будем жить до самой старости, будем,как все,иметь дом, детей? Последнее-дети,дом-представлялось мне особенно нестерпимым» [7,268].

     Связующим звеном между периодами  в развитии сознания главного  героя  становится хронотоп  дороги.Специфику этого хронотопа составляет его трехмерная структура:идет из прошлого,проходит через дом,устремлен в будущее.Дорога чаще всего связана с изменениями в сознании,взрослении героя:выехал из дома мальчиком,отроком,вернулся юношей,мужчиной.Именно на Чернавской дороге приходит к Алеше понимание того,что он русский: «Несомненно,что именно в этот вечер впервые коснулось меня сознанье,что я русский и живу в России»[7,57].В гимназию Алеша приехал,уже имея национальное самосознание.Поэтому он связывает гордость,отмеченную им в мещанине Ростовцеве,с Россией,русским национальным характером.Дорога соеденина в сознании человека с мотивом путешествий,поиском новых пространств[26,88].

       Таким образом,  «Жизнь Арсеньева»- это прежде всего воспроизведение символической активности человеческого сознания. Психологичность,погружение в подсознание,хаотическое отображение действительности,пульсация мысли-это составляющие романа «поток сознания»,черты которого просматриваются в бунинском произведении[19,256]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      ВЫВОДЫ

        Предметом нашего исследования  является роман И.А.Бунина «Жизнь  Арсеньева»,а объектом исследования -его пространственно-временная  организация.Согласно целям данной  работы можно сделать следующие  выводы.      

           Время в литературе-категория поэтики художественного произведения.Время-одна из форм(на ряду с пространством)бытия и мышления;изображается словом в процессе изображения характеров,ситуаций,жизненного пути героя,речи и пр. В различных системах знания существуют разнообразные представления о времени: это научно-философское,теологическое,бытовое и др.Наряду с событийным временем,являющимся имманентным свойством произведения,существует авторское время.В работе «Формы времени и хронотопа в романе» Бахтин выделяет авантюрное,авантюрно-бытовое и биографическое время.Также существует эпическое,народно-мифологическое время и др.

             Пространство, наряду со временем, является одним из важнейших элементов в построении художественной модели мира. В литературоведении к проблеме художественного пространства обращались Лотман Ю.М., Топоров В.Н., Бахтин М.М. и другие. Лотман выделяет четыре типа пространства: точечное, линеарное, плоскостное и объемное.        Художественное пространство может выступать как реально видимое персонажем или рассказчиком, так и воображаемое.По степени обобщенности пространственных характеристик различаются конкретное и абстрактное художественное пространство.

        Роман И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева», сыгравший немалую роль в присуждении писателю Нобелевской премии, представляет собой ту уникальную книгу, в которой реализовались поиски Буниным новых путей, форм развития романа, обусловленных необходимостью выражения нового этапа духовного бытия человека в XX веке.

       Анализ выявленных в «Жизни Арсеньева» типов времени, их объема и важности показывает, что временную организацию произведения создает иерархическое сочетание биографического, социально-исторического, семей-но-бытового, природно-циклического типов времени, среди которых главенствующую роль играет временная структура Вечности, включающая в себя космологическое время (время вселенской истории), буддийское время прежних существований человека и христианское новозаветное время. Факт рождения человека, время его жизни проецируется на время Вечности. Такая ря-доположенность двух временных структур создает отчетливую оппозицию, характерную для всего текста: «время» / «Вечность»: «Время человеческой жизни как величина конечная, время земного существования человека» / «Вечность - сфера бессмертных высших начал в мире и в человеке, где исчезают время и пространство как человеческие измерения». Эта важнейшая для понимания романа особенность его пространственно-временной организации свидетельствует о том, что рассказ Арсеньева - повествование не только о земных делах человека, но и о его бессмертной душе. В этом контексте роман предстает как путь души человека.

Информация о работе Пространственно-временная организация романа Ивана Алексеевича Бунина "Жизнь Арсеньева"