Пространственно-временная организация романа Ивана Алексеевича Бунина "Жизнь Арсеньева"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе дано понятие пространственно-временной организации текста и подтвержено примерами из романа Бунина "Жизнь Арсеньева"

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3-4
Раздел І.Теоретические основы изучения художественного времени и пространства в литературе…………………………………………….5
1.1.Проблема художественного времени в литературе ……..5-12
1.2.Проблема художественного пространства в литературе…13-22

Раздел І І.Выявление особенностей времени и пространства в романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»…………………………………………23
2.1. «Жизнь Арсеньева»-итоговая книга И.А.Бунина………….23-25
2.2.Особенности хронотопической организации романа «Жизнь Арсеньева»………………………………………………26-30

Выводы……………………………………………………………31-33
Литература…………………………………………………………34-36

Файлы: 1 файл

Курсовая по литературе.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Украины

    Нежинский  государственный университет имени  Николая Гоголя 
 

                       Кафедра мировой литературы и  культуры 
 
 
 

                    Курсовая работа на тему:

"Пространственно-временная  организация романа Ивана Алексеевича Бунина"Жизнь Арсеньева" 
 

Подготовила

Студентка 3-го курса

Филологического

Факультета

Группы  РА-31

Чередниченко  Яна Николаевна 
 

Научный руководитель-

проф.Самойленко Григорий Васильевич 

Нежин-2011

                               ПЛАН  

Введение………………………………………………………………..3-4

Раздел І.Теоретические основы изучения  художественного времени и пространства в литературе…………………………………………….5

            1.1.Проблема художественного времени  в литературе ……..5-12

            1.2.Проблема художественного пространства в литературе…13-22 

Раздел І І.Выявление особенностей времени и пространства в романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»…………………………………………23

            2.1. «Жизнь Арсеньева»-итоговая книга И.А.Бунина………….23-25

            2.2.Особенности хронотопической организации романа «Жизнь Арсеньева»………………………………………………26-30 

Выводы……………………………………………………………31-33

Литература…………………………………………………………34-36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            ВВЕДЕНИЕ

           Творчество Ивана Алексеевича Бунина,одного из выдающихся мастеров русской литературы ХХ века,на протяжении всего его жизненного пути привлекало и продолжает привлекать пристальное внимание представителей самых различных взглядов и направлений литературно-художественной,философской и общественной мысли.В контексте культуры ХХ века Бунин предстает крупнейшим художником не только русской,но и мировой литературы ХХ века.

         Несомненный талант И.А.Бунина  был отмечен уже с первых  его шагов в русской литературе.Современники  видели в писателе прежде всего продолжателя лучших традиций русской классической литературы.Важнейшими в этом отношении представляются оценки Л.Н.Толстого,А.П.Чехова,М.Горького,А.И.Куприна,А.А.Блока и других.В первые два десятилетия ХХ века в литературно-критических статьях Ю.И.Айхенвальда,К.И.Чуковского,Л.Я.Гуревича,З.П.Гиппиус формируется отечественное буниноведение,развитие которого было прервано эмиграцией  писателя,решительно не принявшего «кровавого безумия» революции 1917 года.Вычеркнутый из истории русской литературы Советской России,Бунин привлекал пристальное внимание критиков и исследователей как русского литературного Зарубежья,так и представителей европейского искусства.Об этом свидетельствуют работы Вл.Ходасевича,В.Вейдле,Г.Брандеса и других.

      Новый этап в развитии отечественного буниноведения начинается в 60-е годы ХХ века,когда появляются работы В.Н.Афанасьева,А.А.Волкова,а

также Т.М.Бонами и других,в которых,как  и в дореволюционной критике,дается высокая оценка творчества Бунина прежде всего как продолжателя традиций русской классической литературы,«одного из последних классиков».

        Пространственно-временная организация романа «Жизнь Арсеньева» до настоящего времени не была предметом специального исследования.Этим и определяется актуальность данной работы.Традиционно в буниноведении анализ романа велся без учета специфики художественного времени-пространства,что во многом предопределяло обобщенность,расплывчатость,а порой и неточность характеристик романа,значительно ограничивало возможности анализа произведения,не позволяло проникнуть в глубинную структуру произведения.Начало исследования художественного времени и пространства романа «Жизнь Арсеньева» положено в работах Ю.Мальцева,Н.А.Николиной и других.

         Второй аспект актуальности  данного исследования обусловлен тем,что проблему пространства и времени по праву относят к глобальным специфическим проблемам ХХ-ХХІ веков.

       Предметом данного исследования является роман И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева».

        Объектом исследования являются художественное время и пространство как структуры,представляющие собой совокупность

внутренних  отношений системы пространственных и временных элементов текста.

       Целью данной работы является выявление художественного времени-пространства и их особенностей в романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева».

        Данная цель предопределила задачи исследования:

  • дать определение понятию «время» в литературе;
  • дать определение понятию «пространство» в литературе;
  • обозначить место романа «Жизнь Арсеньева» в творческом наследии Бунина;
  • выявить хронотопические особенности романа «Жизнь Арсеньева».
 

Раздел  І.Теоретические основы изучения художественного времени и пространства в литературе

1.1.Проблема  художественного  времени в литературе 

       Время в литературе-категория  поэтики художественного произведения.Время-одна из форм(на ряду с пространством)бытия и мышления;изображается словом в процессе изображения характеров,ситуаций,жизненного пути героя,речи и пр[25,51-53].

      Время в литературе-временной  ряд в различных аспектах воплощения,функционирования и восприятия его в произведениях художественной литературы как явлении искусства.В литературном произведении участвуют три субъекта:автор-творец,герой и читатель-репициент.Время,в котором находится время как вещь,не имеет ничего общего с изображенным в нем временем,ведь любой текст является прежде всего объектом эстетического восприятия(М.М.Бахтин-эстетический объект).

       В различных системах знания  существуют разнообразные представления  о времени: это научно-философское,теологическое,бытовое и др.Множественность подходов к выявлению феномена времени породили неоднозначность его толкования.В философском осмыслении,являющемся общезначимым,время понимается как «всеобщая форма бытия материи,выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире»[9,90].Материя существует лишь в движении,а движение есть сущность времени,постижение которой во многом детерминировано культурным складом эпохи.

        Так,исторически в культурном  сознании человечества сложилось два представления о времени:циклическом и линейном.Понятие о циклическом времени восходит к античности.Оно воспринималось как последовательность

однотипных  событий,источником которых были сезонные циклы.Характерными признаками считались завершенность,повторяемость событий,идея возвращения,неразличение начала и конца.С приходом христианства время стало представляться человеческому сознанию в виде прямой линии,вектор движения которой направлен(через отношение к настоящему)от прошлого к будущему.

        Линейный тип времени характеризуется  одномерностью, непрерывностью, необратимостью, упорядоченностю; его движение воспринимается в виде длительности и последовательности процессов и состояний окружающего мира.Однако на ряду с объективным существует и субъективное восприятие времени,зависящее от ритмичности происходящих событий и от особенностей эмоционального состояния.В связи с этим выделяют объективное время,относящееся к сфере объективно существующего внешнего мира,и перцептуальное-к сфере восприятия реальной действительности отдельным человеком.Так,прошлое кажется более длительным,если оно богато событиями,в то время как в настоящем наоборот:чем содержательнее его заполнение,тем незаметнее протекание.Время ожидания желательного события томительно удлиняется,нежелательного-мучительно сокращается.Таким образом ,время, оказывая воздействие на психическое состояние человека,определяет его течение жизни[24,150-151].

          В литературном произведении  модель потока времени детерминирована точкой зрения автора,которая является основной организующей силой временных отношений в художественном тексте.Литература по сравнению с другими видами искусств наиболее свободно может обращаться с реальным временем.Так,по воле автора возможно смещение временной перспективы:прошлое выступает как настоящее,будущее-как прошедшее и т.д.Таким образом,подчиняясь творческому замыслу художника,хронологическая последовательность событий может обнаруживать себя не только в типичных,но и,вступая в противоречие с реальным течением времени,в индивидуально-авторских

проявлениях.

         Моделирование художественного  времени может зависеть от  жанрово-видовых особенностей и  направлений в литературе.

      Художественной литературе,принадлежащей  к группе динамических искусств,свойственна временная дискретность,т.е.способность воспроизводить наиболее существенные фрагменты.заполняя образовавшиеся «пустоты» следующими формулами: «прошло несколько дней», «прошел год»и т.д. «Оставаясь по существу непрерывным в последовательной смене временных и пространственных фактов,континуум в текстовом воспроизведении одновременно разбивается на отдельные эпизоды»[3,265].Отбор этих эпизодов определяется эстетическими намерениями автора.Таким образом,в большинстве случаев художественное время короче реального.В этом проявляется закон «поэтической экономии».

        Наряду с событийным временем,являющимся  имманентным свойством произведения,существует  авторское время. «Автор-создатель  свободно движется в своем  времени:он может начать свой  рассказ с конца,с середины и с любого момента изображаемых событий,не разрушая при этом объективного хода времени»[3,320].

          Авторское время меняется в  зависимости от того,принимает  ли он участие в изображаемых  событиях или нет.В первом случае,время автора движется самостоятельно,имея свою сюжетную линию.Во втором-оно является неподвижным,как бы сосредоточенным в одной точке.Событийное время и время автора могут существенно расходиться.Это происходит тогда,когда автор либо обгоняет ход повествования ,либо отстает от него.

     В художественном тексте учитывается  как время написания,так и время  восприятия.Поэтому время автора  неотделимо от читательского времени[5,135].

      Литература как вид словесно-образного искусства предполагает наличие адресата.Указание на присутствие адресата может быть выражено косвенно,посредством использования вопросительных и побудительных предложений или имплицитно(мысленно предполагая).Обычно читательское время представляет собой фактическую( «естественную») длительность.Но иногда читатель может непосредственно включаться в художественную ткань произведения, например, выступая в роли «собеседника повествователя».В данном случае читательское время изображается.

        В литературе одним из проявлений  художественного времени выступает грамматическое время.Оно может быть представлено с помощью видовременных форм глагола,лексических единиц с темпоральной семантикой,падежных форм со значением времени,хронологических пометок,синтаксических конструкций,создающих определенный временной план(например,номинативные предложения представляют в тексте план настоящего)[24,166].

      В работе «Формы времени и хронотопа в романе» Бахтин представил типологию художественного времени.По его убеждению,уже в античный период были созданы три его существенных типа:авантюрное,авантюрно-бытовое и биографическое.

        На примере греческого романа  Бахтиным раскрыты специфические  особенности авантюрного времени.Авантюрное  время представляет собой ряд  коротких отрезков,соответствующих  отдельным авантюрам.В повествовательную ткань произведения данные временные промежутки вводятся специфическими «вдруг» и «как раз».Авантюрное время,как считает Бахтин,зависит от воли случая или вмешательства иррациональных сил(богов,демонов,магов-волшебников,позднее-злодеев).Зачастую моменты авантюрного времени заключены в следующих формах:гадания,предания,предсказания,вещие сны и др.Поэтому данный тип лишен всякой природной и бытовой цикличности.которая внесла бы временной порядок.

Информация о работе Пространственно-временная организация романа Ивана Алексеевича Бунина "Жизнь Арсеньева"