Нежинский
государственный университет имени
Николая Гоголя
Кафедра мировой литературы и
культуры
Курсовая работа на тему:
"Пространственно-временная
организация романа Ивана Алексеевича
Бунина"Жизнь Арсеньева"
Подготовила
Студентка
3-го курса
Филологического
Факультета
Группы
РА-31
Чередниченко
Яна Николаевна
Научный
руководитель-
проф.Самойленко
Григорий Васильевич
Нежин-2011
ПЛАН
Введение………………………………………………………………..3-4
Раздел І.Теоретические
основы изучения художественного времени
и пространства в литературе…………………………………………….5
1.1.Проблема художественного времени
в литературе ……..5-12
1.2.Проблема художественного пространства
в литературе…13-22
Раздел І І.Выявление
особенностей времени и пространства
в романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»…………………………………………23
2.1. «Жизнь Арсеньева»-итоговая книга И.А.Бунина………….23-25
2.2.Особенности хронотопической организации
романа «Жизнь Арсеньева»………………………………………………26-30
Выводы……………………………………………………………31-33
Литература…………………………………………………………34-36
ВВЕДЕНИЕ
Творчество Ивана Алексеевича Бунина,одного
из выдающихся мастеров русской литературы
ХХ века,на протяжении всего его жизненного
пути привлекало и продолжает привлекать
пристальное внимание представителей
самых различных взглядов и направлений
литературно-художественной,философской
и общественной мысли.В контексте культуры
ХХ века Бунин предстает крупнейшим художником
не только русской,но и мировой литературы
ХХ века.
Несомненный талант И.А.Бунина
был отмечен уже с первых
его шагов в русской литературе.Современники
видели в писателе прежде всего
продолжателя лучших традиций русской
классической литературы.Важнейшими в
этом отношении представляются оценки
Л.Н.Толстого,А.П.Чехова,М.Горького,А.И.Куприна,А.А.Блока
и других.В первые два десятилетия ХХ века
в литературно-критических статьях Ю.И.Айхенвальда,К.И.Чуковского,Л.Я.Гуревича,З.П.Гиппиус
формируется отечественное буниноведение,развитие
которого было прервано эмиграцией
писателя,решительно не принявшего «кровавого
безумия» революции 1917 года.Вычеркнутый
из истории русской литературы Советской
России,Бунин привлекал пристальное внимание
критиков и исследователей как русского
литературного Зарубежья,так и представителей
европейского искусства.Об этом свидетельствуют
работы Вл.Ходасевича,В.Вейдле,Г.Брандеса
и других.
Новый этап в развитии отечественного
буниноведения начинается в 60-е годы ХХ
века,когда появляются работы В.Н.Афанасьева,А.А.Волкова,а
также
Т.М.Бонами и других,в которых,как
и в дореволюционной критике,дается
высокая оценка творчества Бунина прежде
всего как продолжателя традиций
русской классической литературы,«одного
из последних классиков».
Пространственно-временная организация
романа «Жизнь Арсеньева» до настоящего
времени не была предметом специального
исследования.Этим и определяется актуальность данной работы.Традиционно
в буниноведении анализ романа велся без
учета специфики художественного времени-пространства,что
во многом предопределяло обобщенность,расплывчатость,а
порой и неточность характеристик романа,значительно
ограничивало возможности анализа произведения,не
позволяло проникнуть в глубинную структуру
произведения.Начало исследования художественного
времени и пространства романа «Жизнь
Арсеньева» положено в работах Ю.Мальцева,Н.А.Николиной
и других.
Второй аспект актуальности данного исследования
обусловлен тем,что проблему пространства
и времени по праву относят к глобальным
специфическим проблемам ХХ-ХХІ веков.
Предметом данного
исследования является роман И.А.Бунина
«Жизнь Арсеньева».
Объектом исследования
являются художественное время и пространство
как структуры,представляющие собой совокупность
внутренних
отношений системы пространственных
и временных элементов текста.
Целью данной
работы является выявление художественного
времени-пространства и их особенностей
в романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева».
Данная цель предопределила задачи
исследования:
- дать определение
понятию «время» в литературе;
- дать определение
понятию «пространство» в литературе;
- обозначить
место романа «Жизнь Арсеньева» в творческом
наследии Бунина;
- выявить хронотопические
особенности романа «Жизнь Арсеньева».
Раздел
І.Теоретические основы
изучения художественного
времени и пространства
в литературе
1.1.Проблема
художественного
времени в литературе
Время в литературе-категория
поэтики художественного произведения.Время-одна
из форм(на ряду с пространством)бытия
и мышления;изображается словом в процессе
изображения характеров,ситуаций,жизненного
пути героя,речи и пр[25,51-53].
Время в литературе-временной
ряд в различных аспектах воплощения,функционирования
и восприятия его в произведениях художественной
литературы как явлении искусства.В литературном
произведении участвуют три субъекта:автор-творец,герой
и читатель-репициент.Время,в котором
находится время как вещь,не имеет ничего
общего с изображенным в нем временем,ведь
любой текст является прежде всего объектом
эстетического восприятия(М.М.Бахтин-эстетический
объект).
В различных системах знания
существуют разнообразные представления
о времени: это научно-философское,теологическое,бытовое
и др.Множественность подходов к выявлению
феномена времени породили неоднозначность
его толкования.В философском осмыслении,являющемся
общезначимым,время понимается как «всеобщая
форма бытия материи,выражающая длительность
бытия и последовательность смены состояний
всех материальных систем и процессов
в мире»[9,90].Материя существует лишь в
движении,а движение есть сущность времени,постижение
которой во многом детерминировано культурным
складом эпохи.
Так,исторически в культурном
сознании человечества сложилось два
представления о времени:циклическом
и линейном.Понятие о циклическом времени
восходит к античности.Оно воспринималось
как последовательность
однотипных
событий,источником которых были сезонные
циклы.Характерными признаками считались
завершенность,повторяемость событий,идея
возвращения,неразличение начала и конца.С
приходом христианства время стало представляться
человеческому сознанию в виде прямой
линии,вектор движения которой направлен(через
отношение к настоящему)от прошлого к
будущему.
Линейный тип времени характеризуется
одномерностью, непрерывностью, необратимостью,
упорядоченностю; его движение воспринимается
в виде длительности и последовательности
процессов и состояний окружающего мира.Однако
на ряду с объективным существует и субъективное
восприятие времени,зависящее от ритмичности
происходящих событий и от особенностей
эмоционального состояния.В связи с этим
выделяют объективное время,относящееся
к сфере объективно существующего внешнего
мира,и перцептуальное-к сфере восприятия
реальной действительности отдельным
человеком.Так,прошлое кажется более длительным,если
оно богато событиями,в то время как в
настоящем наоборот:чем содержательнее
его заполнение,тем незаметнее протекание.Время
ожидания желательного события томительно
удлиняется,нежелательного-мучительно
сокращается.Таким образом ,время, оказывая
воздействие на психическое состояние
человека,определяет его течение жизни[24,150-151].
В литературном произведении
модель потока времени детерминирована
точкой зрения автора,которая является
основной организующей силой временных
отношений в художественном тексте.Литература
по сравнению с другими видами искусств
наиболее свободно может обращаться с
реальным временем.Так,по воле автора
возможно смещение временной перспективы:прошлое
выступает как настоящее,будущее-как прошедшее
и т.д.Таким образом,подчиняясь творческому
замыслу художника,хронологическая последовательность
событий может обнаруживать себя не только
в типичных,но и,вступая в противоречие
с реальным течением времени,в индивидуально-авторских
проявлениях.
Моделирование художественного
времени может зависеть от
жанрово-видовых особенностей и
направлений в литературе.
Художественной литературе,принадлежащей
к группе динамических искусств,свойственна
временная дискретность,т.е.способность
воспроизводить наиболее существенные
фрагменты.заполняя образовавшиеся «пустоты»
следующими формулами: «прошло несколько
дней», «прошел год»и т.д. «Оставаясь по
существу непрерывным в последовательной
смене временных и пространственных фактов,континуум
в текстовом воспроизведении одновременно
разбивается на отдельные эпизоды»[3,265].Отбор
этих эпизодов определяется эстетическими
намерениями автора.Таким образом,в большинстве
случаев художественное время короче
реального.В этом проявляется закон «поэтической
экономии».
Наряду с событийным временем,являющимся
имманентным свойством произведения,существует
авторское время. «Автор-создатель
свободно движется в своем
времени:он может начать свой
рассказ с конца,с середины и с любого
момента изображаемых событий,не разрушая
при этом объективного хода времени»[3,320].
Авторское время меняется в
зависимости от того,принимает
ли он участие в изображаемых
событиях или нет.В первом случае,время
автора движется самостоятельно,имея
свою сюжетную линию.Во втором-оно является
неподвижным,как бы сосредоточенным в
одной точке.Событийное время и время
автора могут существенно расходиться.Это
происходит тогда,когда автор либо обгоняет
ход повествования ,либо отстает от него.
В художественном тексте учитывается
как время написания,так и время
восприятия.Поэтому время автора
неотделимо от читательского времени[5,135].
Литература как вид словесно-образного
искусства предполагает наличие адресата.Указание
на присутствие адресата может быть выражено
косвенно,посредством использования вопросительных
и побудительных предложений или имплицитно(мысленно
предполагая).Обычно читательское время
представляет собой фактическую( «естественную»)
длительность.Но иногда читатель может
непосредственно включаться в художественную
ткань произведения, например, выступая
в роли «собеседника повествователя».В
данном случае читательское время изображается.
В литературе одним из проявлений
художественного времени выступает
грамматическое время.Оно может быть представлено
с помощью видовременных форм глагола,лексических
единиц с темпоральной семантикой,падежных
форм со значением времени,хронологических
пометок,синтаксических конструкций,создающих
определенный временной план(например,номинативные
предложения представляют в тексте план
настоящего)[24,166].
В работе «Формы времени и хронотопа
в романе» Бахтин представил типологию
художественного времени.По его убеждению,уже
в античный период были созданы три его
существенных типа:авантюрное,авантюрно-бытовое
и биографическое.
На примере греческого романа
Бахтиным раскрыты специфические
особенности авантюрного времени.Авантюрное
время представляет собой ряд
коротких отрезков,соответствующих
отдельным авантюрам.В повествовательную
ткань произведения данные временные
промежутки вводятся специфическими «вдруг»
и «как раз».Авантюрное время,как считает
Бахтин,зависит от воли случая или вмешательства
иррациональных сил(богов,демонов,магов-волшебников,позднее-злодеев).Зачастую
моменты авантюрного времени заключены
в следующих формах:гадания,предания,предсказания,вещие
сны и др.Поэтому данный тип лишен всякой
природной и бытовой цикличности.которая
внесла бы временной порядок.