Проблема одиночества и смерти в рассказах Л. Андреева
Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 16:42, курсовая работа
Краткое описание
Цель данной работы рассмотрение проблемы одиночества и смерти в рассказах Л. Андреева. Задачи: - рассмотрение биографии Л. Андреева; - раскрыть жизнь и смерть в «Рассказе о семи повешенных»; - проанализировать рассказы Андреева «Стена», «Рассказ о Сергее Петровиче», «Большой шлем», «Елеазар»: трагическое одиночество человека в мире, роковая предопределенность человека и невозможность постичь истину.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3 1. Биография Леонида Андреева…………..……………………………....5 2. Проблема одиночества и смерти в рассказах Л. Андреева………….14 2.1. Жизнь и смерть в «Рассказе о семи повешенных»…………………14 2.2. Рассказы Андреева «Стена», «Рассказ о Сергее Петровиче», «Большой шлем», «Елеазар»: трагическое одиночество человека в мире, роковая предопределенность человека и невозможность постичь истину…………………………………………………………………………….19 Заключение………………………………………………………………..28 Список использованной литературы…………………………………….30
Осознание человеком своего
одиночества и неудовлетворенность его
своей судьбой становятся итогом творческих
поисков Андреева. К подобным итогам (неверие
в будущее, опустошенность) приходит и
экспрессионизм.
Заключение
Леонид Андреев обладал широким
творческим диапазоном. Он сказал свое
слово в прозе и драматургии, публицистике
и критике… Однако наиболее яркую страницу
в его литературном наследстве составляют
повести и рассказы. Эти жанровые формы
и вошли определяющим мотивом в полифонию
его творчества.
С гордостью называвший себя
«продолжателем Чехова», он вошел в историю
отечественной литературы писателем весьма
оригинальным и, в то же время, весьма загадочным.
И дело, прежде всего, в особенностях творческого
почерка. Хотя, попутно заметим, Андреев
отличался и азартным восприятием жизни.
А в попытках в сюжетах собственных произведений
дать мистическую расшифровку, по его
словам, «судьбоносных иероглифов» российской
действительности он вряд ли имел равных
среди мастеров художественной словесности
в начале XX века.
Художественная мысль Леонида
Андреева очень часто, подолгу и упорно
задерживалась на «вековечных» вопросах
и проблемах - о жизни и смерти, о загадках
человеческого бытия, о предназначении
человека и его месте в бесконечном круговороте
жизни.
Рассказы Л. Андреева, написанные
в конце XIX - начале XX в. остаются актуальными
и в наше время. Идеи, высказанные писателем,
по-прежнему волнуют современного человека:
в мире продолжаются бессмысленные войны;
люди все также борются со своей судьбой,
одни точно знают, для чего живут, другие
просто проживают ее. Именно поэтому творчество
Леонида Андреева остаётся актуальным
спустя столетие.
Андреев открыл в литературе
свой, новый мир, мир овеянных революционным
дыханием мятежных стихий, тревожных мыслей,
философских настроений. Остро реагировавший
на переходность, кризисность всех сфер
жизни переломной эпохи, Андреев выступил
как художник-искатель, экспериментатор,
заражавший самим процессом напряжённых,
мучительных поисков всех, кто с ним соприкоснулся.
Блок и Горький, Воровский и Вересаев,
Бенуа и Киров, Луначарский и Волошин,
Короленко и Р. Люксембург - эти и многие
другие современники Андреева повторяли,
например, что он сделал жизненно необходимой
для каждого из них потребность сейчас,
незамедлительно и точно, ответить себе
и всем вокруг на вечные, «проклятые» вопросы,
открытые человечеством в древние времена
и актуальные по сей день: о цели человеческого
существования, о трагедиях жизни и смерти,
о путях разума, веры и чувства, о борьбе
с «мировым злом» за победу человека, за
победу добра. Самую эту неистребимую
потребность Андреева задавать вопросы
и требовать на них ответа А. Блок считал
характерно русской чертой, резко обозначившейся
в революционную эпоху. Андреев задавал
свои вопросы старому миру «от самой глубины
своей, неотступно и бессознательно»,
задавал их от лица «великого дитяти -
России», выходившей на арену мировой
истории в качестве исполнителя главной
роли и нуждавшейся в действенных ответах.
«Андреев стоял у истоков ряда
явлений, получивших развитие в русском
и зарубежном искусстве. Как показывают
исследования о конкретных писателях,
отдельные художники испытывали на себе
его воздействие, целые литературные течения
шли по путям, обозначенным его творчеством:
опыт Андреева имел большое значение для
В. Маяковского и Б. Брехта, без него нельзя
установить родословную Ф. Кафки, Л. Пиранделло
и О'Нилла; обращение к творчеству Андреева
обнаруживает корни таких литературных
явлений, как экзистенциализм (А. Камю),
интеллектуальный театр и театр абсурда,
«философский реализм» в Японии; искания
Андреева в области «неореализма» и «универсального
психологизма» находятся в русле разнообразных
веяний в русском и мировом театре и кино»[4,
с 36].
Список использованной
литературы
1. Андреев А. Из воспоминаний
о Л. Андрееве. /А. Андреев. - М., изд-во «Литература»,
2010. – 345 с.
2. Андреев Л. Автобиографические
материалы. /Л. Андреев. - М., изд-во «Айрис»,
2012. – 278 с.
3. Андреев Л. . Избранное.
/Л. Андреев. - СПб., изд-во «Питер», 2014. –
345 с.
4. Андреев Л. Н. Из дневника.
Русский сборник. / Л. Н. Андреев. - СПб.,
изд-во «Нева», 2011. – 205 с.
5. Андреев Л. Собрание
сочинений. Т.1. / Л. Андреев. - М., изд-во
«Художественная литература», 2013. – 245
с.
6. Андреев Л. Н. Дневник Сатаны.
Романы. Повести и рассказы. Письма. Воспоминания
современников. /Л. Н. Андреев. - М.: изд-во
«Школа-Пресс», 2011. – 450 с.
7. Брусянин В. В. Леонид Андреев.
Жизнь и творчество. / В. В. Брусянин. - М.,
изд-во «Просвещение», 2009. – 260 с.
8. Волошин, М. «Елеазар» рассказ
Л. Андреева. Лики творчества./ М. Волошин.
– СПб.: Питер, 2011. - 700 с.
9. Горький М. Литературные портреты.
/М. Горький. - М.: изд-во «Художественная
литература», 2011. – 300 с.
10. Горький и Леонид Андреев.
Неизданная переписка. - М.: изд - во «Литературное
наследство», 2013. – 345 с.
11. Иезуитова Л. А. Творчество
Леонида Андреева. /Л. А. Иезуитова. – СПБ.:
Изд-во Ленинградского университета, 2011.
– 239 с.
12. Кен Л. Н., Рогов Л. Э. Жизнь
Леонида Андреева. /Л. Н. Кен, Л. Э. Роов.
- СПб.: ООО «Издательско-полиграфическая
компания «Кюста», 2010. - 432 с.
13. Соколов А. Г. История русской
литературы конца ХIХ - начала ХХ века.
Учеб. - 4-е изд, доп. и перераб. / А. Г. Соколов.
- М: Высш. шк; Изд. центр Академия, 2010. –
432 с.
14. Фатов Н. Н. Молодые годы Л.Андреева:
По неизданным письмам, воспоминаниям
и документам. /Н. Н. Фатов. – М.: Земля и
фабрика, 2013. – 345 с.
15. Хватов А. И. Мастера русской
прозы. Леонид Андреев. / А. И. Хватов. –
М.: изд-во «Художественная литература»,
2012. – 475 с.
16. Шишкина Л. И. Творчество Леонида
Андреева в контексте культуры XX века.
/ Л. И. Шишкина. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2009. –
360 с.