Проблема одиночества и смерти в рассказах Л. Андреева
Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 16:42, курсовая работа
Краткое описание
Цель данной работы рассмотрение проблемы одиночества и смерти в рассказах Л. Андреева. Задачи: - рассмотрение биографии Л. Андреева; - раскрыть жизнь и смерть в «Рассказе о семи повешенных»; - проанализировать рассказы Андреева «Стена», «Рассказ о Сергее Петровиче», «Большой шлем», «Елеазар»: трагическое одиночество человека в мире, роковая предопределенность человека и невозможность постичь истину.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3 1. Биография Леонида Андреева…………..……………………………....5 2. Проблема одиночества и смерти в рассказах Л. Андреева………….14 2.1. Жизнь и смерть в «Рассказе о семи повешенных»…………………14 2.2. Рассказы Андреева «Стена», «Рассказ о Сергее Петровиче», «Большой шлем», «Елеазар»: трагическое одиночество человека в мире, роковая предопределенность человека и невозможность постичь истину…………………………………………………………………………….19 Заключение………………………………………………………………..28 Список использованной литературы…………………………………….30
2. Проблема одиночества и смерти
в рассказах Л. Андреева………….14
2.1. Жизнь и смерть в «Рассказе
о семи повешенных»…………………14
2.2. Рассказы Андреева «Стена»,
«Рассказ о Сергее Петровиче», «Большой
шлем», «Елеазар»: трагическое одиночество
человека в мире, роковая предопределенность
человека и невозможность постичь истину…………………………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………..28
Список использованной литературы…………………………………….30
Введение
Актуальность. Творчество Леонида
Андреева принадлежит к одной из ярких
страниц в истории русской литературы
конца XIX - начала XX века. Это писатель большого
таланта, оригинальный, своеобразный художник.
«Возникнув как средоточие
духовно-нравственных, интеллектуальных
и художественных поисков, творческое
наследие писателя определило ведущие
тенденции развития русского и мирового
искусства XX века. Л. Андреева можно назвать
одной из ярчайших фигур своего времени,
оставившей оригинальный след в искусстве.
В его творческом методе причудливо переплелись
реализм и новейшие веяния начавшегося
столетия. Творчество Андреева в целом
было неотъемлемой частью литературно-
художественной жизни России начала века.
Его имя вызывало бурную реакцию на страницах
печати, ему были посвящены книги, статьи,
рецензии. О его произведениях существует
множество положительных и даже восторженных
откликов»[9, с. 145].
Сразу после появления его первых
рассказов о молодом авторе сразу же «во
весь голос» заговорили критики - А. Измайлов
в «биржевых ведомостях», И. Ясинский в
«Ежемесячных сочинениях», Е. Соловьев
в «Журнале для всех»...
Современная писателю критика
неизменно обращала внимание на его тяготение
к философским и религиозно-этическим
проблемам. Так, «М. Неведомский считал
определяющим для его драматургии именно
«философский характер», В. Г. Короленко
особенно выделял у Андреева «вечный вопрос
человеческого духа в его искании своей
связи с бесконечностью вообще и с бесконечной
справедливостью в частности»[8, с. 134].
Но были и те, кто не совсем лестно
относился к творчеству Андреева: «Л. Н.
Толстой нередко писал о «преувеличении
чувства», «фальшивой чепухе», «отсутствии
чувства меры», «неестественном» поведении
героев Андреева»[9, с. 178].
Спорным в оценке писателей-современников
оказался и вопрос о принадлежности творчества
Андреева к определенному литературному
направлению. Его считали и реалистом,
и символистом, а сам Л. Андреев писал о
себе: «Кто я? - Для благороднорожденных
декадентов - презренный реалист, для наследственных
реалистов - подозрительный символист»[9,
с. 220]
Но к каким бы литературным
направлениям его не относили, он остается
одной из ярчайших фигур своего времени,
оставивших оригинальный след в мировом
искусстве.
Цель данной работы рассмотрение
проблемы одиночества и смерти в рассказах
Л. Андреева.
Задачи:
- рассмотрение биографии
Л. Андреева;
- раскрыть жизнь и смерть
в «Рассказе о семи повешенных»;
- проанализировать рассказы
Андреева «Стена», «Рассказ о Сергее Петровиче»,
«Большой шлем», «Елеазар»: трагическое
одиночество человека в мире, роковая
предопределенность человека и невозможность
постичь истину.
Предметом исследования является
проблема одиночества и смерти.
Объектом исследования является
рассказы Л. Андреева.
Курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
1. Биография Леонида
Андреева
Творчество Леонида Николаевича
Андреева (1871-1919), так волновавшее современников,
служившее предметом острой полемики
и породившее обширную критическую литературу,
несомненно должно быть отнесено к числу
наиболее сложных и противоречивых явлений
в истории русской культуры конца XIX - начала
XX века. Писатель большого таланта, оригинальный
художник со своим «романтико-трагическим»
видением мира - Леонид Андреев в яркой
и своеобразной форме запечатлел некоторые
из существенных черт переломной исторической
эпохи глубокого кризиса капитализма
и периода назревавших пролетарских революций[1,
c. 145].
Леонид Андреев оставил богатое
и разнообразное художественное наследие,
заслуживающее самого серьезного и вдумчивого
изучения. Даровный фельетонист и автор
тонких психологических новелл, созданных
преимущественно в ранний период творчества,
Л. Андреева. Краткое содержание не дает
понять весь смысл произведения, поэтому
этот материал будет полезен для глубокого
осмысления творчества писателей и поэтов,
а так же их романов, повестей, рассказов,
пьес, стихотворений.) Андреев был также
одним из ведущих драматургов своего времени.
Он создавал многоплановые философские
трагедии, писал бытовые пьесы и мелодрамы,
сочинял озорные сатирические миниатюры.
Пьесы Л. Андреева с крупным успехом шли
на лучших сценах России - в Александрийском
петербургском и Московском Художественном
театрах.
Однако круг творческих интересов
Леонида Андреева распространялся не
только на литературу и театр. Так, на заре
кинематографа он раньше других разглядел
возможности этого тогда только зарождавшегося
вида искусства и был одним из первых теоретиков
и профессиональных киносценаристов.
Мечтавший о «синтезе» разных
видов искусства, Леонид Андреев серьезно
интересовался живописью. И хотя он не
получил профессионального художественного
образования, его картины экспонировались
на выставках наряду с работами мастеров,
воспроизводились в иллюстрированных
журналах. О портретах, выполненных Л.
Андреевым, и о его красочных полотнах
на сюжеты собственных художественных
произведений одобрительно отзывались
И. Е. Репин и Н. К. Рерих. Большое место
в произведениях писателя отведено музыке.
Она не только используется им для «музыкальной»
характеристики персонажей и изображаемой
среды (рассказы «Марсельеза», «Вор», студенческие
песни в «Днях нашей жизни»). Порой она
пронизывает все произведение и становится
важным элементом его композиции (драма
«Жизнь человека»). Своеобразный «музыкальный»
подтекст трагедии «Анатэма» и авторская
характеристика центрального персонажа
- этого Мефистофеля XX века - находятся
в прямой связи с «впечатлениями» писателя
от концертов Ф. И. Шаляпина и его оперного
репертуара[2, c. 145].
Разнообразная одаренность
Андреева проявилась и в его письмах к
современникам. Сохранилась переписка
его с писателями, деятелями искусств,
издателями, наконец, - родными и близкими.
Органически сливаясь с художественным
творчеством Л. Андреева, собранные воедино,
письма представляют собой уникальный
дневник-исповедь писателя «о времени
и о себе»,
В воспоминаниях современников
Леонид Андреев предстает великолепным
рассказчиком, живым общительным человеком,
любителем всяких дружеских розыгрышей
и мистификаций.
Но этот портрет не полон. М.
Горький говорил, что его всегда тревожили
смены настроений Леонида Андреева, переходы
от бодрости и жизнерадостности к отчаянию
и беспросветному пессимизму. Известно,
что в юности Л. Андреев предпринял несколько
попыток самоубийства. В глубине души
Л. Андреева таился ужас перед жизнью с
ее уродствами, жестокостью и казавшейся
писателю бесцельностью. «Этот ужас, -
писал К. И. Чуковский, - чувствуется во
всех его книгах, и я думаю, что именно
от этого ужаса он спасался, хватаясь за
цветную фотографию, граммофоны, живопись.
Ему нужно было хоть чем-нибудь загородиться
от тошнотворных приливов отчаяния». Примечательно,
что герои наиболее автобиографических
и «задушевных» произведений Леонида
Андреева находятся в трагическом разноречии
с окружающей их действительностью. Они
мучительно пытаются разрешить «загадки»
человеческого бытия к не могут дать убедительного
ответа ни на один из (-проклятых вопросов»,
поставленных перед ними жизнью. Таков
сломленный, хотя и не сдавшийся в борьбе
с Роком его Человек («Жизнь человека»).
Не менее трагичен и выражающий сокровенные
мысли Леонида Андреева цирковой клоун
Тот, бессильный разрешить конфликт между
идеалом и неприглядной правдой действительности
(пьеса «Тот, кто получает пощечины»)[10].
Современная Л. Андрееву критика
рано обратила внимание на странную противоречивость
взглядов писателя. «Леонид Николаевич,
- вспоминал М. Горький, - странно и мучительно-резко
для себя раскалывался надвое: на одной
и той же неделе он мог петь миру - «Осанна!»
и провозглашать ему — «Анафема!». Это
не было внешним противоречием между основами
характера и навыками или требованиями
профессии, - нет, в обоих случаях он чувствовал
себя одинаково искренне. И чем более громко
он возглашал «Осанна!» - тем более сильным
эхом раздавалось - «Анафема!»[10].
Отмеченное противоречие было
не только проявлением каких-то индивидуальных
черт личности писателя. Принадлежа всем
складом своего мышления к той части русской
интеллигенции, которая в кризисную эпоху
напряженно искала выхода из социальных
конфликтов действительности, но так и
не смогла связать своих вольнолюбивых,
демократических устремлений с пролетариатом
и его идеологией, Леонид Андреев был обречен
на постоянные колебания между «осанной»,
и «анафемой» жизни, находившимися в прямой
зависимости от подъемов и спадов волн
русского освободительного движения.
Выделявшийся среди писателей-современников
особой остротой образно-эмоционального
восприятия действительности, оп подверг
страстной критике буржуазный строй, его
мораль и «цивилизацию». Вместе с тем Леониду
Андрееву, по существу, всегда оставались
чужды идеалы идущего на смену капитализму
социалистического общества. И это оборачивалось
подлинной трагедией для Л. Андреева -
мыслителя и художника, ибо обличение
им язв и пороков современного ему буржуазного
мира лишалось исторической перспективы.
Более того. Все темное, злое, отталкивающее,
что видел вокруг себя писатель, приобретало
в его восприятии грандиозные, «космические»
масштабы.
Литературная деятельность
Леонида Андреева началась в 90-х годах
прошлого века. Закончившему юридический
факультет Московского университета молодому
помощнику присяжного поверенного, приглашенному
в 1897 году на должность репортера судебной
хроники в московскую газету «Курьер»,
не пришлось долгие годы добиваться читательского
признания… Уже анонимные отчеты «Из
зала суда» обнаруживали в их авторе незаурядное
литературное дарование[3, c. 78]. Л. Андреев
сосредоточивался в них на личности обвиняемого,
стремился проникнуть в его внутренний
мир, понять психологию человека, «переступившего
закон». Это было тем более важно для Л.
Андреева, что, разделяя взгляды прогрессивных
юристов, он искал истоки преступности
в неблагоприятных условиях социальной
жизни. Судебные отчеты Л. Андреева, с присущей
ему «психологизацией» конкретного материала,
приближались к жанру очерка. В них, как
и в первых рассказах Л. Андреева, ощутима
близость с очерковой прозой демократической
литературы 1860-х годов. Позже сам Л. Андреев
называл в числе своих литературных предшественников
писателей-разночинцев Н. Успенского,
Н. Помяловского и Ф. Решетникова. Образцом
«истинного писателя» был для него Глеб
Успенский, живший «одной жизнью с его
бедной родиной» и впитавший «в себя всю
ее безмолвную боль и страдания».
Исключая ранние, еще очень
незрелые литературные опыты, которые
Л. Андреев не любил вспоминать, первый
же его рассказ, опубликованный за полной
подписью 5 апреля 1898 года в «Курьере»,
очень заинтересовал читателей и привел
в восторг М. Горького. Рассказ назывался
«Баргамот и Гараська» и по внешним признакам
принадлежал к так называемой «праздничной»
беллетристике, которую газеты и тонкие
журналы «для семейного чтения» предлагали
своим подписчикам на пасху и рождество.
Как правило, поставщиками подобной беллетристики
были второразрядные литераторы, сочинявшие
«к случаю» сентиментальные истории о
торжестве прописной «добродетели» над
пороком. Рассказ Леонида Андреева мог
бы и затеряться в ворохе подобной литературы,
если бы не некоторые его особенности.
С очевидной иронией и недоверием к «факту»
автор сообщает читателю о невероятном
происшествии: под пасхальный перезвон
колоколов примирились блюститель порядка
городовой Баргамот и нарушитель этого
порядка бездомный бродяга Гараська. По
достоверности обстановки, в которой совершается
действие, и по своим изобразительным
приемам этот рассказ рождает ассоциации
с бытовыми очерками разночинцев-шестидесятников.
Очень живо, с юмором в «Баргамоте и Гараське»
изображен быт обитателей окраинной Пушкарной
слободы в Орле. Будни они проводили в
тяжелом, изматывающем труде, а в праздники
предавались пьяному разгулу я «гомерической
драке». Старожилы Орла могли бы назвать
даже реальных прототипов произведения
Л. Андреева, что, впрочем, не исключает
присутствия в рассказе художественного
вымысла. Внезапно в насмешливый и в общем-то
по-праздничному благодушный тон повествования
«Баргамота и Гараськи» врывается резкая,
пронзительная нота. Так обнажается второй
и главный план рассказа, дотоле скрытый
от читателя живописными жанровыми зарисовками.
« - По отчеству... Как родился,
никто по отчеству... не называл»,[10] - рыдает
обласканный городовым Гараська. Л. Андреев
находит поразительное по емкости и сжатости
выражение «существа» образа бунтующего
против несправедливости жизни бродяги.
Оказывается, лишенный «отчества», отброшенный
на дно жизни, Гараська сохранил в душе
чувство собственного достоинства. В его
бессвязных, выстраданных словах выражена
и основная тема последующего творчества
Андреева - разоблачение антигуманистической
природы буржуазного строя.
Сюжеты и других произведений
Леонида Андреева прямо подсказаны действительностью.
В 1899 году он пишет «Петьку на даче» - одно
из самых проникновенных в русской литературе
изображений души ребенка, у которого
было украдено детство. Источником для
рассказа были воспоминания о детстве
однофамильца писателя - Ивана Андреева
- владельца парикмахерской, находившейся
неподалеку от редакции «Курьера». Сын
крепостного крестьянина, Иван Андреев
мальчиком был привезен в Москву и отдан
в ученики к цирюльнику. Прототип андреевского
Петьки рано узнал голод, побои, непосильный
труд. Авторское чувство сострадания и
гнева, вторгаясь в объективно-реалистический
тон повествования, эмоционально преобразует
действительность, что проявляется в конце
рассказа в экспрессивном выражении отчаяния
Петьки и саркастических нотах Андреева
при изображении «господ».