Приемы создания образов в драме «Метель» М.Цветаевой

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 00:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является раскрытие личности Цветаевой как драматурга, испытавшего потребность в создании особой системы образов.
Задачи: взаимно соотнести биографию и психологические причины обращения Цветаевой к драматургии и исследовать приемы создания образов в драме «Метель».
Источником исследования послужила драма в стихах Марины Цветаевой «Метель»

Оглавление

Введение…………………………………………………..с.3

Глава 1. Отношения М.И. Цветаевой и театра…………с. 8

Глава 2. Анализ драмы «Метель»……………………….с.13

Заключение………………………………………………с. 22

Список литературы………………………………………с.23

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Так музыкальность, которая лежит в основе драматургии  поэтессы, в пьесе «Метель» обретает почти реальное воплощение – музыкальная  стихия олицетворяется в образе метели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

Среди тех, кто  имеет все права на внимание читателей  нашего и будущего 
веков, не может быть, не должна быть забыта Марина Цветаева. В устах 
М.Цветаевой любое слово служит смыслу и потому в ее контексте обретает 
силу. Оно к месту и оно вовремя. 
 
Жизнь поэтессы невозможно рассматривать вне искусства, вне творчества. 
По выражению одного из критиков, «искусство вкладывалось в ее жизнь 
как скрипка в футляр»55 
 
В настоящей работе исследуется роль театра в жизни и поэтическом 
творчестве М.Цветаевой. Несмотря на то, что театр как род искусства не 
был близок творческой сущности Цветаевой, она увлеклась драматургией. 
Цветаева ценила театр, слово.

Лирические монологи в драмах перекликаются со стихотворениями М.Цветаевой. 
 
В драматургии на первый план выходит превосходство «высказываемого» над «выказываемым», словесная игра превосходит театральную. 
 
Для М.Цветаевой важен диалог, он рассматривается на сцене.  
В пьесе «Метель» через движение образов происходит движение лирического сюжета. Лирический образ центростремительный. Существуют двойники: старуха и Дама, например. Происходит противостояние Дамы с мещанской средой. На протяжение всей пьесы важна роль Метели. Именно с ее помощью мы наблюдаем мерцание образов. Именно Метель оказывается той вселенской силой, которая столкнула Даму и Господина, и разрешила внутренний конфликт героини. Оюразы героев создаются не портретами, а поэтическими, лирическими средствами (через метафоры, чувствование и мерцание).

  
Талант Цветаевой поражает избыточностью и своим масштабом. М.Цветаева  
тысячами нитей связана с русской землей, Россией, ее фольклором, языком. 
В свою художественную систему поэтесса вводила многие компоненты 
отечественной народной культуры.
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Ануфриева А. "Это не пьеса, это поэма...": В поисках сценического 
    эквивалента поэтического театра М.Цветаевой // Театр.- М., 1992.- №11.- 
    58 с.
  2. Гладков В.П. Театр. Воспоминания и размышления.- М., 1980.- 427 с.
  3. Демидова А. Федра // Советский театр.- 1988.- №2.- 65с.
  4. . Журчева, О.В. Автор в драме: формы выражения авторского сознания в русской драме XX века Текст. / О.В. Журчева // — Самара : Изд-во СГПУ, 2007. — 418 стр.
  5. Зубова Л.В. Поэзия М.Цветаевой: лингвистический аспект.- Л.: Изд-во 
    Ленингр. ун-та, 1989.- 264 с.
  6. Литвиненко Н. Тайна занавеса: Поэтический театр М.Цветаевой // 
    Театр.- М., 1992.- С.8-24.
  7. Литвиненко, Н. Рипост. Марина Цветаева (1892-1941) Текст. / Н. Литвиненко // Парадокс о драме: Перечитывая пьесы 1920-1930-х годов. — М. : Наука, 1993. — 154-189.
  8. Осипова Н.О. Театральный текст в системе художественного 
    мировоззрения.- М., 1997.- №27.- С.217-273
  9. Павловский А. Куст рябины // О поэзии М.Цветаевой: Монография.- Л.: 
    Сов. писатель, 1989.- 352 с.
  10. Ревзин Е. М.Цветаева: текст жизни - текст поэзии - текст 
    интерпретации // Новое лит. обозрение.- М.: 1997.- №24.- С.378-382.
  11. Саакянц А.А. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества 
    (1910-1922).- М.: Сов. писатель, 1986.- 352 с.
  12. Саакянц А. Не-встреча // Л.Г.-Досье.- М., 1992.- №9.- С.6.
  13. Саакянц А. «Плащ Казановы, плащ Лозэна…» // Театр. — № 3 (1987). — С. 174-177
  14. Швейцер В. Быт и бытие М.Цветаевой: Воспоминания дочери.- М.: Сов. 
    писатель, 1984.- 480 с.
  15. История русского советского драматического театра. Кн. 1. (1917- 1945) Текст. / Учеб. пособие для студентов театр, вузов и ин-тов культуры / Под общ. ред. Ю.А. Дмитриева и др. — М. : Просвещение, 1984. — 3 3 5 с.
  16. Смольяков Александр Юрьевич. Стилизация в русской поэтической драме начала XX века : Драматургический цикл М. И. Цветаевой "Романтика". Автореферат диссертации. 
  17. В. Швейцер «Быт и бытие Марины Цветаевой»
  18. И. Кудрова «О странностях любви»

      19  Г. Бродская «Сонечка Голидэй. Жизнь и актерская судьба»

      20.  Цветаева М. Театр / Вступ. ст. П.Антокольского; Сост., подг. текста 
      и коммент. А.Эфрон и А.Саакянц.- М.: Искусство, 1989.- 382 с.

      21. Цветаева М.И. Об искусстве.- М.: Искусство, 1991.- 479с.

22. Кумукова Д,Д.  Театр М.И. Цветаевой или «тысяча первое объяснение в любви Казанове».М, 2007 
23. Обухова Э. Куда ведет метель, 2008 
24. Цветаева М.И. «Повесть о Сонечке» 
25. Цветаева М.И. Метель // Собр. Соч. Т 
26 Карпова Т.Н. Драма поэта: личность М.И. Цветаевой в контексте интерпретаторской деятельности: автореферат диссертации

27. Бродский И.  Поэт и проза // Бродский И.А.  Набережная неисцелимых: 
тринадцать эссе.- М., 1992


Информация о работе Приемы создания образов в драме «Метель» М.Цветаевой