Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 00:36, курсовая работа
Целью настоящего исследования является раскрытие личности Цветаевой как драматурга, испытавшего потребность в создании особой системы образов.
Задачи: взаимно соотнести биографию и психологические причины обращения Цветаевой к драматургии и исследовать приемы создания образов в драме «Метель».
Источником исследования послужила драма в стихах Марины Цветаевой «Метель»
Введение…………………………………………………..с.3
Глава 1. Отношения М.И. Цветаевой и театра…………с. 8
Глава 2. Анализ драмы «Метель»……………………….с.13
Заключение………………………………………………с. 22
Список литературы………………………………………с.23
Цветаева
увлеклась Завадским, но в данном
случае трудно понять, какие отношения
в действительности — не в литературе
связывали их. Ясно одно — Цветаева была
«активной, любящей, одаривающей стороной»12,
как утверждает В.Швейцер, Завадский ее
любовь принимал или — скорее — от нее
уклонялся. Цветаева впоследствии писала
о своей им «завороженности — иного слова
нет». Из этой «завороженности» возникли
ее пьесы, цикл стихов «Комедьянт», еще
стихи. Уже позже развороженная, она писала
о нем
в «Повести о Сонечке».
Но помимо Завадского Цветаева увлеклась самой Студией. Отталкиваясь от реальности, Цветаева окунулась в мир театра. Увлечение Завадским слилось с увлечением героями и прототипами героев пьес, в которых он должен был играть.
Стихотворные циклы (писавшиеся одновременно с романтическими пьесами) «Комедьянт» и «Стихи о Сонечке» осуществляют попытку Цветаевой говорить разными голосами. Обращенный к Завадскому «Комедьянт» — один из прекрасных любовных циклов поэта. Здесь, сплетаясь, наплывают друг на друга и, временами друг друга вытесняя, борются любовь, восхищение, презрение к герою и себе, ирония над ним, над собой, над своей «завороженностью», над самой Любовью.
Стихами Цветаева как бы вживалась в театральную стихию, пробовала создать роли и персонажей, характерную маску, отчасти выработать диалог, наметить сюжет, научиться сценической «повествовательности», не теряя при этом лиризма, ни романтической интонации.
Свое обращение к театру (зимой 1918-1919 г.) сама Цветаева объясняла прежде всего тем, что ей тесно стало в рамках лирики. Это был театр романтический: чувства укрупнены, интрига вплетена в приключение, герои благородны, ветер романтики колышет плащи, они изъясняются остроумно, находчиво и, конечно, стихами.
Свои
молодые годы, трудные, но живые, годы
дружбы с театром Цветаева помнила
все время, а о С.Е.Голлидэй вспоминала
с особенной теплотой. Ей посвящен цикл
стихотворений лирико-балладного и песенного
характера, написанный в 1920 году «Каменный
ангел» сопровождается посвящением: «Сонечке
Голлидэй — Женщине-Актрисе-Цветку-
«Она изучала, пробуя на слух, на ощупь, на вес драматическую структуру, как правила новой игры»13,— справедливо пишет П.Антокольский. Но нельзя умолчать о том, что в предисловии к пьесе «Конец Казановы» М.Цветаева писала: «Не чту Театра, не тянусь к Театру и не считаюсь с Театром. Театр (видеть глазами) мне всегда казался подспорьем для нищих духом, обеспечением для хитрецов породы Фомы Неверного, верящих лишь в то, что видят, еще больше в то, что осязают. А сущность Поэта — верить на слово»14.
Но в действительности же она оставила том пьес и свою поэзию — огромный драматический материал. Она вникла в законы театра, но не только как драматург, режиссер, актер, а как мастер слова, видя в самом слове драму, начала противоречивые, многомерные и многозначные. Она обращалась к истории, окликая в ней современность, видя в ней арену жестокой борьбы характеров и идей. Одни называют этот театр романтическим, другие театром масок. Под знаком Театра у Цветаевой, можно сказать, прошел весь восемнадцатый год, а с конца его — включая лето девятнадцатого — началось знакомство с Театром. Теперь в ее тетрадях стихи чередуются с пьесами. Десятки стихотворений и шесть пьес, не считая дневниковых записей, было создано осенью и зимой восемнадцатого-девятнадцатого годов. Пропасть между внешним бытом и внутренним бытием, казалось, только усиливала жар творческого костра поэта — романтика. Марина Цветаева тянулась к Театру, к молодому актерскому коллективу, к ученикам Евгения Багратионовича Вахтангова, к маленькой сцене в Мансуровском переулке на Остоженке. Она полюбила атмосферу театральных будней, репетиции — весь этот хрупкий и в то же время надежный материал, из которого с трудом, с ошибками, просчетами и простоями рождается в бессонных ночах будущее представление. Еще больше полюбила М.Цветаева атмосферу театральных праздников, таких редких у молодежи. Ожидание, сомнения, неуверенность, страх, провал, успех и все прочее, сопровождающее премьеру у молодежи.
Этой премьерой было "Искушение святого Антония" Метерлинка, впоследствии прославившее вахтанговский коллектив. Отсюда можно сделать вывод, что театр М.Цветаевой — вполне реальное культурно-историческое понятие.
Задумывалась М.Цветаева и над природой авторского и актерского чтения. «Дело поэта вскрыв — скрыть». Автор существует на иных основаниях: «Дело актера — час. Ему нужно торопиться. А главное — пользоваться своим, чужим, — равно!»15.
В
подтверждение своей мысли М.
Но несмотря на это, Цветаева обратилась к драматургии для того, как мне кажется, чтобы дать возможность жившим в ее душе стихам свободно разойтись в пространстве — ей, как лирику, было тесно в маленьком объеме стихотворения, она стала задыхаться. Разношерстное общество теснится на книжных страницах, переходя из строфы в строфу, из цикла в цикл надолго нигде не задерживается благодаря прихотливым и недолгим увлечениям автора.
Необычайно интенсивная, открытая самым разнообразным поискам жизнь московских театров тех лет, казалось могла предложить Цветаевой богатый выбор. Однако время, шумное и стремительное, ее пьесы не разглядело, они не были тогда поставлены. Но связь с театром осталась, а именно с людьми театра.
Театр Марины Цветаевой невозможно представить без А.А.Стаховича, который бросил в свое время придворно-военную карьеру и стал актером и пайщиком художественного театра. Живой отклик в ее душе нашел этот старый актер и педагог, олицетворение красоты и галантности. В тетрадь она записала воспоминания о своей единственной встрече со Стаховичем, размышляя о случайности смерти для такого человека, как он, об умении жить и умении умирать, о сущности Стаховича.
Стахович стал вдохновителем одновременно двух образов в пьесе "Конец Казановы". Возможно, что Цветаева и не задумала бы пьесу о последних днях Казановы, если бы не кончина Стаховича. Его уход из жизни потряс Цветаеву. К.С.Станиславский, очень тепло и дружески относившийся к Стаховичу свидетельствует: «... впал в тяжелую меланхолию и мечтал о смерти, как о единственном выходе»17. Этот факт Цветаева записала и оживила его в пьесе. Стахович, в представлении Цветаевой, оставался молодым. В записях о Стаховиче назревает замысел «Памяти Стаховича».
Образ В.В.Алексеева был пронесен ею сквозь долгие годы, и преображенный, ожил лишь спустя много лет в большой прозаической «Повести о Сонечке» (1973). Алексеев был учеником студии Вахтангова. Он был немного старше своих товарищей — студийцев и ровесников Цветаевой. Одаренный пианист, остроумный человек, отмечавшийся особенным рыцарским отношением к женщине. Он вызвал расположение и симпатию Марины Ивановны. Она бывала в его доме, в его большой семье.
Цветаева «переболела» театром, и следы этой болезни оставались еще в ее тетрадях, как, например, несколько песенок из пьесы «Ученик».
Увлечение студией, студийцами, вообще театром воспринимается ею теперь как наваждение. Как уже было сказано, что Марина Цветаевой вообще отрицательно относилась к актерскому чтению стихов. Тем более страдала она, вероятно, когда слышала собственные строки в исполнении студийцев (что наверняка было: ведь пьесы предназначались им!). В этом отношении непримиримость голосов, актерского и поэтического, была взаимной, о чем говорит запись Цветаевой: «... Поэт всегда заметает следы. Голос поэта — водой тушит пожар (страх). Поэт не может декламировать: стыдно и оскорбительно. Поэт — уединенный, подмостки для него — позорный столб. Преподносить свои стихи голосом (наисовершеннейшие из проводов!), использовать Психею для успеха? Достаточно с меня великой сделки записывания и печатания!..»18
Думается,
что, написав шесть пьес и не завершив
три, Цветаева бросила вызов театру не
потому только, что он оказался чужд ее
творческой сущности. Где-то подступно
в ней вырастало недовольство собой, понимание
того, что она работает вполсилы и вполглубины.
Цветаева-драматург была обаятельна, легка,
изящна, писала непринужденным лирическим
языком.
Глава
2. Анализ драмы «Метель».
В период 1918 – 1919 годов Цветаевой было написано несколько пьес, шесть из них дошли до нас полностью: «Червонный Валет», «Метель», «Приключение», «Фортуна», «Каменный Ангел», «Феникс». Все эти пьесы предназначались для студии Вахтангова. «Через несколько лет, находясь в эмиграции, Цветаева задумывала издать сборник «Романтика», вмещающий в себя четыре пьесы: «Метель», «Приключение», «Фортуна», «Феникс».»19 Но замысел этого осуществился лишь в 1988 году – в книгу вошли все шесть пьес.
Драматический цикл открывается пьесой «Червонный Валет». Персонажи пьесы – игральные карты. Конфликт развертывается быстро, он давно знаком: мотивы долга, любви и измены. «Сама же фабула пьесы перекликается с сюжетной схемой драмы Блока «Роза и Крест». Автор как бы подчеркивает заданность фабульных тонов, делая узнаваемыми некоторые сюжетные повороты из блоковской драматургии.».20
Но собственно романтизм (точнее неоромантизм) начинается с драматических сцен под названием «Метель». Пьеса написана в Москве в декабре 1918. Возможно, пьеса родилась в предчувствии нового 1919 года
Название «Метель» в русской литературе в разное время повторили несколько раз. Кроме Пушкина, «Метель» была у Вяземского, у Льва Толстого, у Сологуба, у Есенина и Пастернака. Метель давно перестала быть в литературе природной стихией, она превратилась некий символ, в знак могучей таинственной силы.
«Цветаевская драма "Метель" - едва ли не единственная попытка во всей «метельной» литературе понять, изучить и осмыслить те могучие невидимые силы, которые сбивают человека с верного пути и потом могут снова возвратить его на тот путь, которые ему предназначен.»21
Ведущая роль метели у Пушкина и у Цветаевой подчеркивается не только тем, что это слово вынесено в заглавие, а еще и повторением таких слов как "вихрь", "буря", "вьюга", "ветер". Цветаева даже один раз в пьесе написала слово Метель с большой буквы, как будто имя.
И так все реплики, в которых речь заходит о метели или ее аналогах, наполняются в пьесе глубоким смыслом.
Простите за досужий мой вопрос:
Куда? Откуда?
- обращается Старуха к Господину, который отвечает:
Вихрь
меня принес, Вихрь унесет.22
О снеге, буране,
морозе, о разнопогодной зиме поэты
писали с 18-го века. Пишут и теперь.
Почему? Возможно, это потому, что
зима в России такая долгая и снежная,
и так случается, что большинство событий
и переживаний в жизни русского человека
выпадает именно на это время. О страсти
(Мело, мело во всей земле...) или душевной
гармонии (Мороз и солнце.), о революции
(Черный ветер, белый снег, на ногах не
стоит человек...) создавались многие
гениальные произведения.
«Цветаева писала
пьесу о целях таинственной «метели» и
о силах человеческой души, она размышляла,
таким образом, и о Пушкине, и о Блоке, и
о себе, а метель тем временем разрушала
все вокруг и кое-как пыталась возвести
новое.»23
«Музыка стихии
звучит на протяжении обеих частей
– сцен, из которых состоит пьеса.
Любовь, воплощенная в образе кружащей
за окном метели, оказывается основным
содержанием драмы. Именно метель управляет
всем происходящим, движет поступками
героев, говорит их голосами».24
Действие происходит
в харчевне в преддверии Нового года.
Цветаева описывает 1830, возможно, потому
что этот век ей был особенно близок. Она
с большим трепетом относилась к 18 веку,
любила его по-своему.
В пьесе всего шесть персонажей, равно разделенных на две группы. В начале пьесы ни у кого из героев нет даже имени, каждый назван автором либо по его основной функции, либо по его месту в структуре драмы. Трактирщик, Торговец и Охотник ведут бытовой разговор, который сопровождается репликами Старухи. Для них метель, скорее всего, просто возможность побыть в тепле. Кружение вьюги слышно в самом тексте беседующих. Открывается пьеса с реплики Торговца: «Ну и погода!»25
Метель охватывает все пространство драмы. Про нее говорят все персонажи. В начале пьесы – это участники бытовой сцены – Трактирщик, Торговец и Охотник ( «Торговец. Знатная вьюга!/ трактирщик. Ну и погода / К Новому году»26). Позже о метели будут говорить и поэтические герои – Дама и Господин.
Итак, в трактире
пока только 5 персонажей. Трое из них
ведут разговор о еде, пиве, о своих
женах. «Поодаль» сидят около окна Дама
(в ней угадывается знатность), она задумчиво
«смотрит в метель», и Старуха (в ней угадывается
старомодность). Старуха «в огромном одиноком
кресле» погружена в воспоминания юности,
во времена XVIII века.
Информация о работе Приемы создания образов в драме «Метель» М.Цветаевой