Основные тропы и их экспрессивно-стилистические возможности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного реферата - рассмотреть основные тропы и их экспрессивно-стилистические возможности в теории, и подтвердить теоретический материал на практике.
Задачи исследования:
Определить роль и значение тропов в художественной речи;
Проанализировать стихотворения современных авторов, акцентируя внимание на важности использования тропов в художественном произведении.

Оглавление

Введение______________________________________________________________3
Глава 1. Лексические образные средства___________________________________ 4
1.1. Троп как средство создания образности речи_____________________ 4
1.2. Использование тропов в функциональных стилях речи _____________ 5
Глава 2. Основные тропы _______________________________________________ 7
2.1. Метафора_________________________________________________ 7
2.2. Олицетворение____________________________________________ 9
2.3. Аллегория_________________________________________________ 11
2.4. Метонимия________________________________________________ 11
2.5. Антономазия_______________________________________________12
2.6. Синекдоха_________________________________________________13
2.7. Эпитет___________________________________________________ 14
2.8. Сравнение_________________________________________________16
2.9. Гипербола и литота_________________________________________ 17
2.10. Перифраза________________________________________________18
2.11. Ирония__________________________________________________ 19
Глава 3. Стилистический анализ стихотворений_____________________________ 21
3.1. Анализ стихотворения Владимира Симакова «Глаза» ____________________ 22
3.2. Анализ стихотворения Бориса Орлова _________________________________ 23
3.3. Анализ стихотворения Владимира Морозова ____________________________24
3.4. Анализ стихотворения Алексея Чупрова ________________________________26
Заключение____________________________________________________________27
Список литературы_________________

Файлы: 1 файл

курсовая...doc

— 137.50 Кб (Скачать)

В лужи с промокших берёз.

Белая плесень  тумана

Зыбко по роще ползёт.

Кажется сонным и странным

Птиц  предвечерний полёт.

Сердце  не станет моложе

Под перекличку ворон.

Кто я? Транзитный прохожий.

Осень плывёт, как перрон. 

      В этом стихотворении Орлов создает красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканностью оттенков. Его лирический герой человек уже немолодой.  Поэт показывает  осеннее увядание природы, но осень года здесь – это «осень» человеческой жизни.  И состояние природы отражает состояние души лирического героя.

      Очень необычна  форма этого стихотворения.  Это произведение отличается  плавностью, напевностью, мелодичностью. Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные экспрессивно-выразительные средства. Например, он употребляет олицетворение «Ветер, прохладный и мглистый, С севера осень принёс». Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным.

     Данный  текст насыщен метафорами. Вместе они составляют развернутую метафору:

Капают  жёлтые листья

В лужи с промокших берёз.

Белая плесень  тумана

Зыбко по роще ползёт.

Кажется сонным и странным

Птиц  предвечерний полёт.

Сердце не станет моложе

Под перекличку ворон.

Кто я? Транзитный прохожий.

Осень плывёт, как перрон.

      В конце произведения Орлов явно пытается донести основную мысль своего произведения. Она заключается в том, что его лирический герой «в этой осени» (в этом году) ненадолго, время пройдет, все это кончится и жизнь в этом прекрасном мире станет еще короче. 

3.3. Анализ стихотворения Владимира Морозова

Снова ветер  на серебряном коне

И в окне

Алой  гривой разметался вихрь зари.

Облаками  перевитая узда

И звезда.

Глаз  коня лиловым пламенем горит

Под копытами жемчужные луга -

Облака

Расцвели  краями в розовом окне

И закат  на поле стынущего дня

Для меня -

Снова вечер  на серебряном коне. 

     Данный  текст является примером художественной литературы. Показатель этого – особое использование тропов.

       Владимир Морозов передает нам великолепную красоту заката в своем стихотворении. В этом ему помогают такие языковые средства выразительности, как эпитеты (серебряный конь, жемчужные луга (облака), алая грива (закат), лиловое пламя (закат), розовое окно (рамы окна становятся розовыми от зари)).

       Читатель представляет себе, что  лирический герой наблюдает всю  эту картину из своего окна.

     В первой строке поэт использует олицетворение  ветра (снова ветер на серебряном коне). Метафора «Алой гривой разметался вихрь зари» описывает падающие лучи заходящего солнца на землю. За ней следует развернутая метафора, которая заканчивается в конце произведения:

Глаз  коня лиловым пламенем горит

Под копытами жемчужные луга -

Облака

Расцвели  краями в розовом окне

И закат  на поле стынущего дня

Для меня -

Снова вечер  на серебряном коне.

      Этот  троп ясно описывает нам великолепный закат, представляя его в виде серебряного коня. Глаз коня – это  сама заря. Под его копытами плывут облака. «Закат на поле стынущего дня» - это лучи солнца, падающие на землю, в данном случае, поле.

      Стихотворение заканчивается таким же олицетворением вечера, как в начале ветра. 
 

3.4. Анализ стихотворения Алексея Чупрова

ФЕЙЕРВЕРК ЛЮБВИ 

На рассвете птицы пели нежно о любви,

И в подлунном мире этом были мы одни.

Я сегодня  вспомнил слезы на глазах твоих,

И вдруг  понял, что серьезно был влюблен  я в них.

В них  смотрел я и спасался от своей  тоски,

Я забыть тебя пытался, ты меня прости.

Мы развеем  пепел ночи, злой разлуки дни,

И устроим  яркий праздник - фейерверк любви! 

     Одно  из первых мест в творчестве Алексея Чупрова занимает любовная лирика, так как её очень много среди всех его стихотворений. В стихотворении «Фейерверк любви» поэт раскрывает свои самые искренние чувства и показывает читателю, как сильно может любить человек. Он уподобляет ее божеству, чему-то неземному. Чупров выражает глубокое чувство по отношению к любимой девушке с помощью различных тропов. Благодаря им в произведении достигается атмосфера романтики.

     В начале стихотворения автор рассказывает нам о начале его отношений (на рассвете). Он явно показывает, что ему никто не нужен кроме своей любимой девушки. Олицетворение «На рассвете птицы пели нежно о любви» раскрывает сущность лирического героя. Когда человек влюблен, ему кажется, что вокруг сияет, радуется и поет о светлом чувстве. Метафора «подлунный мир» означает землю. Луна – любимый образ у поэтов. Она всегда величавая, гордая и красивая. Далее идет метафора «И вдруг понял, что серьезно был влюблен я в них. В них смотрел я и спасался от своей тоски». Поэт хочет показать, что главное в девушке – это ее глаза – чистые, прекрасные, непорочные.

      Во  второй строфе мы наблюдаем метафору «пепел ночи». Она олицетворяет тьму в сердце. Пепел – как догорание  дня, его завершение. Эпитет «злая разлука» дает отрицательную окраску предложению. Произведение завершается яркой концовкой, счастливым концом после трудностей, обид и разочарований. Придти к такому окончанию нам помогает метафора «фейерверк любви». Это самая значимая метафора во всем стихотворении. Не даром оно называется именно так. «Фейерверк любви» -  это символ их отношений. Здесь он как вспышка, как пик их любви, которая не такая как огонь, равномерная, а как фейерверк – «взрывная», яркая.

       Проанализированные произведения представляют особый интерес с точки зрения использования различных тропов. По результатам анализа можно сказать, что эти стихотворения выделяются большой концентрацией языковых средств выразительности, выполняющих экспрессивную функцию. Эти произведения чувственны, образны и, самое главное, универсальны: тема любви и природы распространяется на всех и на все времена, потому оно может затронуть каждого. 

Заключение

     В данной части курсовой работы остановимся на тех выводах, к которым пришли в ходе исследования.

     Образность  речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении. Такая  речь всегда эмоциональна. Тропы в  ней обычно применяются с другими  средствами речевой экспрессии. Стилистика образной речи сложна и многопланова, её изучение требует детальной характеристики всех тропов, которыми так богат наш язык, и творческого освоения их мастерами художественного слова. Одни и те же предметы и явления  писатели изображают по-разному, у них художественные образы всегда самобытны, неповторимы. Традиционно тропы относят к поэтике, и к стилистике. Основная их функция – выразительно–изобразительная, в этом смысле тропы служат средством культуры речи.

     К тропам обращаются не только при изображении  необычных, исключительных картин. Иногда, даже самые обыкновенные слова обретают большую выразительную силу. Также, с помощью тропов изображаются явления, лишенные возвышенного, романтического ореола; предметы неэстетические, вызывающие у нас отрицательную оценку.

     В системе тропов наблюдаются сложные  отношения: так, метафора и метонимия противопоставляются; некоторые тропы переходят в другой разряд: эпитет в метафору и пр.

     Не  только у разных авторов при описании близких явлений мы находим самобытные образы, но и в творчестве каждого  художника один и тот же предмет  может получать воплощение в совершенно различных тропах.

     А бывают и такие тропы, употребление которых нежелательно, потому что  они не только не создают образа, но и обесцвечивают слог, делают язык невыразительным. И тогда уже  говорят не о тропах, а о речевых  штампах. Их следует избегать в речи, так как подобные «находки» воспринимаются как проявление дурного вкуса.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  у каждого автора существует свой собственный стиль изложения, который  определяет, какие средства языковой выразительности будут использованы в конкретном произведении. И анализ стихотворений различных авторов является этому подтверждением. Тропы могут придавать речи  разнообразные эмоциональные оттенки, с их помощью речь становится образной, богатой.

Список  литературы

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2003. –

         448 с.

  1. Голуб И.Б.. Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1997. – 268 с.
  2. Есенин С. Стихотворения. – М.: Художественная литература, 1969. -175 с.
  3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр « Академия», 2003. – 272 с.
  4. Большой толковый словарь русского языка. СПб., 2000. - с. 398
  5. http://www.stihi.ru

      7. http://www.stihi-rus.ru

Информация о работе Основные тропы и их экспрессивно-стилистические возможности