Основные тропы и их экспрессивно-стилистические возможности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного реферата - рассмотреть основные тропы и их экспрессивно-стилистические возможности в теории, и подтвердить теоретический материал на практике.
Задачи исследования:
Определить роль и значение тропов в художественной речи;
Проанализировать стихотворения современных авторов, акцентируя внимание на важности использования тропов в художественном произведении.

Оглавление

Введение______________________________________________________________3
Глава 1. Лексические образные средства___________________________________ 4
1.1. Троп как средство создания образности речи_____________________ 4
1.2. Использование тропов в функциональных стилях речи _____________ 5
Глава 2. Основные тропы _______________________________________________ 7
2.1. Метафора_________________________________________________ 7
2.2. Олицетворение____________________________________________ 9
2.3. Аллегория_________________________________________________ 11
2.4. Метонимия________________________________________________ 11
2.5. Антономазия_______________________________________________12
2.6. Синекдоха_________________________________________________13
2.7. Эпитет___________________________________________________ 14
2.8. Сравнение_________________________________________________16
2.9. Гипербола и литота_________________________________________ 17
2.10. Перифраза________________________________________________18
2.11. Ирония__________________________________________________ 19
Глава 3. Стилистический анализ стихотворений_____________________________ 21
3.1. Анализ стихотворения Владимира Симакова «Глаза» ____________________ 22
3.2. Анализ стихотворения Бориса Орлова _________________________________ 23
3.3. Анализ стихотворения Владимира Морозова ____________________________24
3.4. Анализ стихотворения Алексея Чупрова ________________________________26
Заключение____________________________________________________________27
Список литературы_________________

Файлы: 1 файл

курсовая...doc

— 137.50 Кб (Скачать)
  1. Усилительные эпитеты, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове (зеркальная гладь, холодное равнодушие, аспидная темень); к. усилительным эпитетам относятся и тавтологические (горе горькое).
  2. Уточнительные эпитеты, называющие отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет и т.д.) (Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины. - А. Т.). Выразительная сила таких эпитетов нередко подкрепляется другими тропами, особенно сравнениями [Дивной вязью он (народ. - И. Г.) плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга, - вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого (А. Т.)]. Между усилительными и уточнительными эпитетами не всегда удается провести четкую границу.
  3. Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов - оксюмороны [живой труп (Л.Т.); радостная печаль (Корол.); ненавидящая любовь (Шол.)].

   Возможны  и другие группировки эпитетов. Это свидетельствует о том, что понятие «эпитет» объединяет весьма разнообразные лексические средства образности. 
 

                 2.8. Сравнение

     К лексическим образным средствам  примыкает сравнение. Сравнением называется сопоставление одного предмета с  другим с целью художественного описания первого 6. (Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит (П.); Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит (Н.)).

     Сравнение - одно из самых распространенных средств  изобразительности в металогической речи. Сравнения широко используют поэты (например: На заре туман кудлатый, спутав дымы и дымки, в берегах сползет куда-то, как река поверх реки. - Твард.); к ним прибегают ученые, чтобы популярно объяснить какое-либо явление (например, в лекции по физике: Если вообразить, что многотонную массу воды, ежесекундно проходящую через плотину крупнейшей в мире Красноярской гидроэлектростанции, мы каким-то чудом заставим протиснуться в течение той же секунды через обычный водопроводный кран, только тогда мы получим косвенное представление о том, чем лазерный луч отличается от света всех других источников); их используют публицисты как средство яркой речевой экспрессии (В последние недели гидростроители производили постепенное сужение русла реки... Две каменные гряды словно устремились навстречу друг другу. И каким же стремительным стало течение великой русской реки!).

     Сравнение представляет собой простейшую форму  образной речи. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению (ср. золото листьев - листья желтые, как золото, дремлет камыш - камыш недвижим, как будто он дремлет). В отличие от других тропов сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, качества, действия). 
 

            2.9. Гипербола и литота 

     Образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого, называется гиперболой (от греч. гипербола — преувеличение, излишек) 7. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега (А.К. Толстой).

     Образное  выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого, называется литотой (от греч. литотес — простота). Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка (А. Грибоедов). Литоту называют еще обратной гиперболой.

     Гипербола и литота имеют общую основу —  отклонение от объективной количественной оценки предмета, явления, качества, поэтому могут в речи совмещаться: Андерсен знал, что можно до боли в сердце любить каждое слово женщины, каждую ее потерянную ресницу, каждую пылинку на ее платье. Он понимал это. Он думал, что такую любовь, если он даст ей разгореться, не вместит сердце (К. Паустовский).

     Особенность гиперболы и литоты заключается  в том, что они могут и не принимать форму тропа, а просто выступать как преувеличение  или преуменьшение: Раздирает рот  зевота шире Мексиканского залива (Вл. Маяковский). Однако чаще гипербола и литота принимают форму различных тропов, причем и автор, и читатель понимают, что эти образные средства неточно отражают действительность.

     Как и другие тропы, гипербола и литота могут быть общеязыковыми и индивидуально-авторскими. Есть немало общеязыковых гипербол, которые мы используем в повседневной речи: ожидать целую вечность, на краю земли, любить до безумия. Известны и общеязыковые литоты: ни капли, море по колено, капля в море, рукой подать, глоток воды, кот наплакал и т.п. Эти тропы включаются в эмоционально-экспрессивные средства фразеологии. 

                 2.10. Перифраза

     К лексическим образным средствам  примыкает перифраза (перифраз), которая  как составная речевая единица  тяготеет к фразеологии. Перифразой (от periphrasis - пересказ) называется описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания8. Перифразы могут быть общеязыковыми и индивидуально-авторскими. Общеязыковые перифразы получают устойчивый характер, фразеологизируются или находятся на пути к фразеологизации (наши меньшие братья, зеленый друг, страна голубых озер). Такие перифразы обычно экспрессивно окрашены.

      Еще более выразительны индивидуально-авторские перифразы. Они выполняют в речи эстетическую функцию (Унылая пора! Очей очарованье! (П.); Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца своей печали (П.), Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья (П.)). В таких образных перифразах часто употребляются метафоры, эпитеты, оценочная лексика. Они могут придавать художественной речи самые различные экспрессивные оттенки - от высокой патетики (Беги, сокройся от очей, Цитеры слабая царица! Где ты, где ты, гроза царей, свободы гордая певица? - П.) до непринужденного, иронического звучания (Меж тем, как сельские циклопы перед медлительным огнем российским лечат молотком изделье легкое Европы, благословляя колеи и рвы отеческой земли... - П.).

      В отличие от образных перифразы необразные выполняют в речи не эстетическую, а смысловую функцию, помогая автору точнее выразить мысль, подчеркнуть те или иные особенности описываемого предмета. К тому же обращение к перифразам позволяет избежать повторений. Например, в статье о Пушкине автор называет его гениальным учеником Державина, блестящим преемником Жуковского, создателем русского литературного языка, автором «Евгения Онегина» и т.д., заменяя этими перифразами фамилию поэта. М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта» о Пушкине писал: невольник чести, дивный гений, наша слава - все это перифразы. 
 

                 2.11. Ирония

     Понятие «ирония» происходит от греческого слова  «eironeia» и означает                     «притворство». Иначе говоря, это «тонкая, скрытая насмешка; стилистический оборот, фраза, слово, в которых преднамеренно утверждается противоположное тому, что думают о лице или предмете»9.

     Блестящий пример иронических стихов есть в  литературном наследии Юлия Даниэля: 

ЛИБЕРАЛАМ

Отменно мыты, гладко бриты,

И не заношено белье,

О, либералы-сибариты,

Оплот мой, логово мое! 

О, как  мы были прямодушны,

Когда кипели, как боржом,

Когда, уткнувши рты в по душ

Крамолой  восхищали жен. 

И, в  меру биты, вдоволь сыть

Мы так  рвались в бескровный бой!

О, либералы — фавориты

Эпохи каждой и любой. 

Вся жизнь  — подножье гром!

За них  — на ринг, за них — на риск

Но нам  твердил советчик-разум,

Что есть Игарка и Норильск. 

И мы, шипя, ползли под лавкой

Плюясь, гнусавили псалмы,

Дерьмо  на розовой подкладке -

Герои, либералы, мы! 

И вновь  тоскуем по России

Пастеризованной тоской,

О, либералы — паразиты

На гноище беды людской.

     Ирония  часто усиливается употреблением других тропов. Например, А. Твардовский, изображая падение фашистского самолета, подбитого русским солдатом, соединяет иронию с гиперболой:

Скоростной, военный, черный,  
Современный, двухмоторный

Самолет — стальная снасть —

Ухнул в  землю, завывая,

Шар земной пробить желая

И в Америку  попасть.

—  Не пробил, старался слабо...

—  Видно, место прогадал.

     Термин  «ирония» может употребляться и  безотносительно к тропам, иронией  часто называют тонкую насмешку, шутку, выраженную в скрытой форме.

     Подводя итоги главы, отметим, что основными видами тропов у большинства теоретиков считаются: метафора, метонимия и синекдоха с их подвидами, т. е. тропы, основанные на употреблении слова в переносном значении; но наряду с этим в их число включается и ряд оборотов, где основное значение слова не сдвигается, но обогащается путем раскрытия в нем новых дополнительных значений (созначений) — каковы эпитет, сравнение, перифраза и др. Тропы присутствуют в различных произведениях и используются большинством писателей и поэтов. Тропы изучаются наукой семасиологией и её подразделом — поэтической семасиологией. 

Глава 3. Стилистический анализ произведений 

     В практической части курсовой работы, хотелось бы подтвердить теоретический материал на практике. Для этого были выбраны и проанализированы несколько стихотворений современных авторов с целью выявить основные тропы, которые там использовались, а также показать их экспрессивно – стилистические возможности. Это поможет лучше изучить тему исследования, разобраться в определенных аспектах теоретической части, освоить практические навыки. Для анализа и выявления основных тропов более подходящим являются именно стихотворения, так как именно художественный стиль, как и публицистический, наиболее открыт для тропов. Нельзя забывать и о том, что обращение к тропам всегда обусловлено чертами индивидуального слога автора. Именно поэтому для анализа были выбраны произведения различных авторов. Анализ стихотворений проходил в несколько этапов. Сначала отбирались наиболее удачные, на наш взгляд, произведения. Затем они анализировались, определялись наиболее яркие, образные тропы. На конечном этапе, разбирались тексты непосредственно по строкам и строфам, давалась краткая характеристика каждой из них. Результаты приведены в данной главе. 

3.1.Анализ  стихотворения Владимира Симакова

ГЛАЗА

Твои  глаза горят как свечи

В безумной памяти моей,

И с каждым годом все далече,

И с каждым годом все сильней.

Мне больно трогать мою память,

Но и  забыть тебя нельзя,

Кого-то осень и обманет,

Кого-то, только не меня.

Давно исколоты мгновенья,

Давно просрочен  мой билет,

Бегу, но нет, увы, спасенья,

И нет  конца, предела нет. 

     В творчестве Владимира Симакова тема любви является основополагающей. На мой взгляд, одним из самых выразительных с точки зрения стилистики русского языка является стихотворение «Глаза». Здесь мы можем найти разнообразные экспрессивно-выразительные средства.

     Стихотворение начинается со сравнения: «Твои глаза горят как свечи». Сразу за ним, в следующей строке мы находим эпитет «безумной памяти». Эти тропы наводят нас на мысль о том, что автор не может забыть свою возлюбленную уже много лет. «Безумная память» не дает ему это сделать.

     Метафора  «Мне больно трогать мою память» показывает нам переживания автора. Ему тяжело вспоминать о ней. Это приводит его к душевным мучениям. Далее Владимир Симаков олицетворяет осень: «Кого-то осень и обманет, Кого-то, только не меня».

     В конце произведения автор показывает свое бессилие над своей же влюбленностью. Это достигается с помощью аллегории:

Давно исколоты мгновенья,

Давно просрочен  мой билет,

     Этот  троп подчеркивает, что «срок истек», «время вышло».

     Выбор языковых средств продиктован, прежде всего, индивидуальным стилем автора, а также темой, которую он раскрывает в своём произведении. 
 

3.2. Анализ стихотворения Бориса Орлова 

Ветер, прохладный и мглистый,

С севера осень принёс.

Капают  жёлтые листья

Информация о работе Основные тропы и их экспрессивно-стилистические возможности