Основные тропы и их экспрессивно-стилистические возможности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного реферата - рассмотреть основные тропы и их экспрессивно-стилистические возможности в теории, и подтвердить теоретический материал на практике.
Задачи исследования:
Определить роль и значение тропов в художественной речи;
Проанализировать стихотворения современных авторов, акцентируя внимание на важности использования тропов в художественном произведении.

Оглавление

Введение______________________________________________________________3
Глава 1. Лексические образные средства___________________________________ 4
1.1. Троп как средство создания образности речи_____________________ 4
1.2. Использование тропов в функциональных стилях речи _____________ 5
Глава 2. Основные тропы _______________________________________________ 7
2.1. Метафора_________________________________________________ 7
2.2. Олицетворение____________________________________________ 9
2.3. Аллегория_________________________________________________ 11
2.4. Метонимия________________________________________________ 11
2.5. Антономазия_______________________________________________12
2.6. Синекдоха_________________________________________________13
2.7. Эпитет___________________________________________________ 14
2.8. Сравнение_________________________________________________16
2.9. Гипербола и литота_________________________________________ 17
2.10. Перифраза________________________________________________18
2.11. Ирония__________________________________________________ 19
Глава 3. Стилистический анализ стихотворений_____________________________ 21
3.1. Анализ стихотворения Владимира Симакова «Глаза» ____________________ 22
3.2. Анализ стихотворения Бориса Орлова _________________________________ 23
3.3. Анализ стихотворения Владимира Морозова ____________________________24
3.4. Анализ стихотворения Алексея Чупрова ________________________________26
Заключение____________________________________________________________27
Список литературы_________________

Файлы: 1 файл

курсовая...doc

— 137.50 Кб (Скачать)
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине «Стилистика и литературное редактирование»

 

на тему: «Основные тропы и их экспрессивно-стилистические возможности» 

 

Оглавление 

Введение______________________________________________________________3                     

Глава 1. Лексические образные средства___________________________________ 4                                                              

            1.1. Троп как средство создания образности речи_____________________   4

            1.2. Использование тропов в функциональных стилях речи _____________ 5

Глава 2. Основные тропы _______________________________________________  7    

      2.1. Метафора_________________________________________________  7

      2.2. Олицетворение____________________________________________   9

      2.3. Аллегория_________________________________________________ 11

      2.4. Метонимия________________________________________________ 11

      2.5. Антономазия_______________________________________________12

      2.6. Синекдоха_________________________________________________13

      2.7. Эпитет___________________________________________________  14

      2.8. Сравнение_________________________________________________16

      2.9. Гипербола и литота_________________________________________ 17

      2.10. Перифраза________________________________________________18

      2.11. Ирония__________________________________________________ 19

Глава 3. Стилистический анализ стихотворений_____________________________ 21

3.1. Анализ стихотворения Владимира Симакова «Глаза» ____________________  22

3.2. Анализ  стихотворения Бориса Орлова  _________________________________ 23

3.3. Анализ стихотворения Владимира Морозова ____________________________24

3.4. Анализ стихотворения Алексея Чупрова ________________________________26 

Заключение____________________________________________________________27                                                                                                               

Список  литературы_____________________________________________________ 29

 

Введение 

     Тема «Основные тропы и их экспрессивно-стилистические возможности» достаточно актуальна, так как ПР-специалисту необходимо знать экспрессивно-стилистические возможности тропов,  чтобы правильно использовать их в своей речи.

     Выбор темы продиктован личным интересом, актуальностью, а также важностью данного аспекта в курсе стилистики и литературного редактирования.

     Цель  данного реферата -  рассмотреть основные тропы и их экспрессивно-стилистические возможности в теории, и подтвердить теоретический материал на практике.

Задачи исследования:

  1. Определить роль и значение тропов в художественной речи;
  2. Проанализировать стихотворения современных авторов, акцентируя внимание  на важности использования тропов в художественном произведении.

     Объектом  работы являются основные тропы в художественной речи, предметом – использование тропов в художественных произведениях современных авторов.

     Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы.

     Первая  глава раскрывает лексические образные средства. Во второй главе рассматриваются основные тропы. Материалом для третьей главы послужил анализ стихотворений современных авторов.

     При написании работы использовался  традиционно-описательный метод, основанный на приёмах  анализа, систематизации и обобщения исследуемого материала. Главная трудность заключалась в огромном количестве литературы по теме.  Из всех источников хотелось бы отметить «Книгу о хорошей речи», авторами которой являются Ирина Борисовна Голуб, Дитмар Эльяшевич Розенталь. Она довольно подробно рассказывает об образной речи, помогает избежать распространённых речевых ошибок. Основные тропы показаны на интересных примерах высокого художественного мастерства русских писателей, поэтов, публицистов.

Глава 1. Лексические образные средства

1.1. Троп как средство создания образности речи

     Тропы – это слова, употребленные в  переносном значении с целью создания образа. С данным определением тропа  тесно связано понятие образности речи. Слова «образность», «образный» используются в стилистике в разных значениях. Образность в широком смысле этого слова - как живость, наглядность, красочность изображения - неотъемлемый признак всякого вида искусства, форма осознания действительности с позиций какого-то эстетического идеала, образность речи - частое ее проявление.

      Стилистика  рассматривает образность речи как особую стилевую черту, которая получает наиболее полное выражение в языке художественной литературы. Попадая в художественный контекст, слово включается в сложную образную систему произведения и неизменно выполняет эстетическую функцию. «Слово в художественном произведении, - писал акад. В.В. Виноградов, - совпадая по своей внешней форме со словом соответствующей национально-языковой системы и опираясь на его значение, обращено не только к общенародному языку и отражающемуся в нем опыту познавательной деятельности народа, но и к тому миру действительности, который творчески создается или воссоздается в художественном произведении. Поэтому оно (слово) двупланово по своей смысловой направленности и, следовательно, в этом смысле образно». Более узкое понимание образности речи основано на использовании слов в переносном значении, с измененной семантикой. При этом слова, получающие образное значение, в художественном контексте в какой-то степени теряют свою номинативную функцию и приобретают яркую экспрессивную окраску. Изучение образного значения слова в этом смысле направлено на исследование лексических приемов, придающих речи эстетико-художественное значение. Слова, употребленные в переносном значении с целью создания образа, называются тропами (гр. tropos - поворот, оборот, образ).

     Тропы придают наглядность изображению  тех или иных предметов, явлений.  (Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней желтоватые зловещие смерчи, синие пещеры и извилистые трещины, освещенные изнутри розовым мутным огнем. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени. А ближе к земле, между тучей и лесом, уже опустились полосы проливного дождя (Пауст.)).

     Тропы могут быть ярким средством создания реалистических картин. (Наш сильно пожилой автомобиль катится не торопясь, храпит и чихает, вздымая облака пыли. (М.Г.))

     Тропы встречаются и в описаниях  явлений неэстетических, вызывающих отрицательную оценку читателя (Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича - на редьку хвостом вверх.) Речь, оснащенная тропами, называется металогической (от гp. meta - через, после, lógos - слово); она противопоставлена речи автологической (от гр. autos - я, сам и lógos - слово), в которой тропы отсутствуют. Иногда неверно полагают, что только металогическая речь может быть высокохудожественной, отсутствие же в стиле тропов будто бы свидетельствует о недостаточном мастерстве писателя. Это суждение в корне ошибочно. Высокохудожественной может быть и автологическая речь.

1.2.  Использование тропов в функциональных стилях речи 

     При изучении тропов обычно противопоставляются две контрастные формы выражения - речь художественная и речь нехудожественная. Однако использование тропов возможно не только в художественных произведениях. Функциональные стили заимствуют образность у художественной речи, но при этом качественно преобразуют ее, приспособляя к своим нуждам. «Если, например, в художественной прозе, в поэзии тропы служат для создания образа, то в разговорной речи они подчинены целям непосредственного выражения эмоций говорящего». Нельзя забывать и о том, что обращение к тропам всегда обусловлено чертами индивидуального слога автора.

      Из  функциональных стилей наиболее открыт для тропов публицистический, в котором слово часто выполняет эстетическую функцию, как и в художественной речи. Однако цель метафоризации, например, в газетном языке, «не в индивидуально-образном видении мира и поэтическом самовыражении», а в том, чтобы довести до массового читателя в специфических условиях газетного процесса объективную и всестороннюю информацию.

      Элементы  образной речи могут использоваться и в научном стиле, хотя важнейшей отличительной чертой его является прямое, однозначное выражение мысли языковыми средствами, что на лексическом уровне означает принципиальную «неметафоричность» слова-понятия. И все же «это не значит, что в научной речи нельзя встретить или употребить лексическую метафору. Но метафоры встречаются очень редко и притом в основном в «публицистических» или «популяризующих» частях научного произведения; они не обязательны, имеют случайный, несистемный характер, узко контекстное значение и ощущаются как иностилевые или, по крайней мере, как не собственно стилевые». В научном стиле наблюдается специфически рациональный подход к использованию элементов образной речи, и в этих условиях тропы перестают нести на себе отпечаток индивидуального употребления и входят в устойчивые сочетания научной прозы. В то же время исследователи отмечают постепенную формализацию всех элементов языка науки, включая и эмоционально-оценочные моменты, что приводит к стилистической нейтрализации тропов, которые в научной прозе утрачивают свою экспрессию. Это касается в первую очередь терминов, которые нередко приходят в язык науки как метафоры (мозг машины, запоминающее устройство, хвост самолета, узел передач, хрусталик глаза и т.д.). По мере утверждения того или иного слова в качестве термина, с закреплением его нового, научно-понятийного значения, происходит нейтрализация метафоры; полное исчезновение её образного значения завершает процесс терминологизации. Обращение к тропам в научном стиле зависит и от содержания произведения. Так, несомненно, отношение к лексическим образным средствам различно у авторов, работающих в области технических, естественных и гуманитарных наук: в произведениях филологов чаще используются экспрессивные элементы речи, в том числе тропы. Имеют значение и жанровые различия научных произведений, и форма изложения - письменная или устная. Наиболее благоприятные условия для металогической речи создаются в научных произведениях, обращенных к массовому читателю. С целью популяризации научных идей автор обращается к языковым средствам, служащим достижению простоты и ясности изложения; в этом случае лексические образные средства имеют  большое значение.                                                                               

      В официально-деловом стиле, представленном в «чистом виде», обращение к тропам исключено, здесь слова употребляются в их прямых значениях. Требование лаконичности, точности и конкретности при описании событий в официально-деловых документах не допускает метафоричности. Объективность изложения, отсутствие эмоциональности - важнейшие отличительные черты официально-делового стиля. Однако внимательное изучение разнообразных жанров этого стиля в различные периоды его развития убеждает в том, что и ему не чуждо использование экспрессивных языковых средств, в том числе тропов.

      Подводя итоги главы, отметим, что тропы:

1)  Придают  наглядность изображению тех  или иных предметов, явлений. 

2)  Могут  быть ярким средством создания  реалистических картин.

Использование тропов возможно не только в художественных произведениях. Функциональные стили заимствуют образность у художественной речи, но при этом качественно преобразуют ее, приспособляя к своим нуждам. Нельзя забывать и о том, что обращение к тропам всегда обусловлено чертами индивидуального слога автора. 

Глава 2. Основные тропы

2.1. Метафора

     Метафорой (от греч. метафора — перенесение) называется перенос названия одного предмета (действия, качества) на другой на основании их сходства.1

     Например: Горит восток зарею новой (П.) - слово горит, выступая как метафора, рисует яркие краски неба, озаренного лучами восходящего солнца. Эта метафора основана на сходстве цвета зари и огня, в контексте она получает особый символический смысл: перед Полтавским боем красная заря воспринимается как предзнаменование кровопролитного сражения.

     В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: их цвета, формы, объема, назначения, положения в пространстве и времени и т.д. Так, на основании сходства цвета предметов созданы метафоры: В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря (Аф. Фет); горностай снегов (Б. Пастернак); крапива обрядилась ярким перламутром (С. Есенин).

     Употребление  одной метафоры очень часто влечет за собой нанизывание новых метафор, связанных по смыслу с первой. В результате этого возникает развернутая метафора, Например: Отговорила роща золотая березовым веселым языком (С. Есенин). Метафора отговорила тянет за собой метафоры золотая и березовый язык: листья вначале желтеют, становятся золотыми, а потом — опадают, погибают; а раз «отговорила роща», то язык ее березовый, веселый.

Информация о работе Основные тропы и их экспрессивно-стилистические возможности