Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:27, курсовая работа
В произведениях художественной литературы имена, отчества и фамилии персонажи получают в зависимости от общего замысла и той функции, которой каждый из них наделен автором.
О роли и значении имен, фамилий литературных героев написано много научных работ. Но в большинстве случаев речь идет о "говорящих фамилиях", которые использует тот или иной писатель для создания определенного образа героя. Всем известны такие фамилии, как Молчалин, Скалозуб, Скотинин, Простакова, Держиморда, Собакевич, Плюшкин, Манилов, Обломов и другие.
ВВЕДЕНИЕ.
1. Роман И.А. Гончарова «Обломов».
2. Ономастика в художественном тексте.
3. Имена собственные в романе И.А. Гончарова «Обломов»:значащие и незначащие имена; анализ имен главных героев романа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
БИБЛИОГРАФИЯ.
Героини противопоставлены и посредством образных средств. Сравнения, используемые для образной характеристики Агафьи Матвеевны, носят подчеркнуто бытовой (часто сниженный) характер»: - Не знаю, как и благодарить вас, - говорил Обломов, глядя на нее с таким же удовольствием, с каким утром смотрел на горячую ватрушку; - Вот, Бог даст, доживем до Пасхи, так поцелуемся, - сказала она, не удивляясь, не слушаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут»[1.1.стр.385].
Фамилия героини при первом ее восприятии - Пшеницына - также прежде всего обнаруживает бытовое, природное, земное начало; в имени же ее - Агафья - актуализируется в контексте целого его внутренняя форма 'добро' (от др.-греч. 'хорошая', 'добрая'). Имя Агафья вызывает также ассоциации с древнегреческим словом agape, обозначающим особый род деятельной и самоотверженной любви. В то же время в этом имени, видимо, «отозвался и мифологический мотив (Агафий - святой, защищающий людей от извержения Этны, то есть огня, ада)». В тексте романа этот мотив «защиты от пламени» находит отражение в развернутом авторском сравнении: «Никаких понуканий, никаких требований не предъявляет Агафья Матвеевна. И у него [Обломова] не рождается никаких самолюбивых желаний, позывов, стремлений на подвиги...; Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жара, под кров от дождя, и ухаживает за ним, лелеет»[1.1.стр.385].
Таким образом, в имени
героини актуализируется ряд
значимых для интерпретации текста
смыслов: она добрая хозяйка (именно
это слово регулярно
В то же время характеристики Агафьи Матвеевны в романе не статичны. В тексте подчеркивается связь его сюжетных ситуаций с мифом о Пигмалионе и Галатее. Эта межтекстовая связь проявляется в трактовке и развитии трех образов романа. С Галатеей первоначально сравнивается Обломов, Ольге же отводится роль Пигмалиона: ...Но это какая-то Галатея, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом. «Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее. Возвратить человека к жизни - сколько славы доктору, когда он спасет безнадежно больного!А спасти нравственно погибающий ум, душу?»[1.1.стр.205].Однако в этих отношениях уделом Обломова становится «потухание», «погасание». Роль же Пигмалиона переходит к Штольцу, возрождающему «гордость» Ольги и мечтающему о создании «новой женщины», одетой его цветом и сияющей его красками. Не Галатеей, а Пигмалионом оказывается в романе и Илья Ильич Обломов, пробудивший душу в Агафье Матвеевне Пшеницыной. В финале романа именно в ее описаниях появляются ключевые лексические единицы текста, создающие образы света и сияния: «Она поняла, что проиграла и просияла ее жизнь, что Бог вложил в нее душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда... Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно.»[1.1.стр.488]. В конце романа противопоставленные ранее характеристики Ольги и Агафьи Матвеевны сближаются: в описаниях обеих героинь подчеркивается такая деталь, как мысль в лице (взгляде): «Вот она [Агафья Матвеевна], в темном платье, в черном шерстяном платке на шее... с сосредоточенным выражением, с затаившимся внутренним смыслом в глазах. Мысль эта села невидимо на ее лицо...»[1.1.стр.488].
Преображение Агафьи Матвеевны актуализирует еще один смысл ее фамилии, которая, как и имя Обломова, носит амбивалентный характер. «Пшеница» в христианской символике - знак возрождения. «Дух самого Обломова не смог воскреснуть, но возродилась душа Агафьи Матвеевны, ставшей матерью сына Ильи Ильича: «Агафья... оказывается прямо причастной к продолжению рода Обломовых (бессмертию самого героя)»[2.9.стр.343].
Андрей Обломов, воспитывающийся
в доме Штольца и носящий его имя, в
финале романа связан с планом будущего:
объединение имен двух противопоставленных
друг другу героев служит знаком возможного
синтеза лучших начал обоих персонажей
и представляемых ими «философий». Таким
образом, имя собственное выступает и
как знак, выделяющий план проспекции
в художественном тексте: Илью Ильича
Обломова сменяет Андрей Ильич Обломов.
Заключение
Проведенный анализ показал, что ономастика романа Гончарова «Обломов» разнообразна и многопланова. Она представлена классами онимов, различающимися как структурно словообразовательном, так и семантическом отношениях.
Имена собственные
играют важную роль в структуре текста
и образной системе романа. Они
не только определяют существенные особенности
характеров героев, но и отражают основные
сюжетные линии произведения, устанавливают
связи между разными образами
и ситуациями. Имена собственные
связаны с пространственно-
Таким образом, в именах,
отчествах, фамилиях героев романа в
концентрированном виде изначально
заложена их сущность, семантические
составляющие антропонимов постепенно
раскрываются на протяжении всего романа,
пересекаются, дополняют друг друга.
Вокруг главного героя сконцентрированы
все остальные персонажи
Библиография
2.1. Цейтлин А.Г. «И.А.Гончаров» - М., изд. АН СССР 1970
2.2. Н. И. Пруцков.
Мастерство Гончарова-
2.3. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003.
2.4. Русская словесность. 2005. №4. И.Н Исакова «Зовут его
Николаем Петровичем Кирсановым» (О поэтической
ономастике)
2.5. Бондалетов В. Д. Русская ономастика. М.: Просвещение,
1983.
2.6. Мельник В. Реализм И.А.Гончарова. — Владивосток, 1985.
2.7. Тирген П. Обломов как человек-обломок (к постановке проблемы «Гончаров и Шиллер») //
Русская литература. — 1990. — № 3.
2.8. Орнатская Т. И. «Обломок» ли Илья Ильич Обломов? (К истории интерпретации фамилии
героя) // Русская литература, — 1991. — № 4.
2.9. Краснощекова Е. Иван Александрович Гончаров: Мир творчества. — СПб., 1997.
2.10. Флоренский П. А. Имена. — М., 1993.