Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:43, творческая работа
Язык - важнейшее средство человеческого общения. Поэтому с течением времени люди заинтересовались языком и создали науку о нем.
Языкознание включает в себя целый ряд отдельных наук, изучающих различные стороны языков.
а реализуется в речи.
23. Взаимосвязь языка и мышления.
Язык ( по мнению Ф.Ф. Фортунатова) существует в процессе мышления и нашей речи.
Язык представляет совокупность знаков для выражения мысли в речи. Между языком и мышлением существует связь. Не только язык зависит от мышления , но и мышление зависит от языка. Звуки слов являются знаками для мысли. С помощью слов мы думаем, а в мышлении слова могут быть представлены в виде знаков. Точно также при посредстве слов мы получаем возможность думать так, как могли бы думать при отсутствии знаков для мышления.
А.А. Потебня более образно представляет связь языка и мышления. Сначала произносится звук, который отражает чувство ( ребенок произносит «вава», когда ему больно), затем звук осознается ( если ребенок слышит такой же звук, он вспоминает этот звук, а потом и связанную с этим звуком боль), далее осознается содержание звука (ребенок видит, что мать, услышав «вава», спешит удалить предмет, вызывавший боль).
Функция языка по отношению к мышлению:
- участие в формировании мысли,
- выражение информации о работе мысли,
- возбуждение мысли воспринятой речи.
24. Понятие о
языковом знаке. Знак и
Первичные и вторичные
Языковый знак – материально- идеальная сущность. Знак дает возможность человеку выйти за пределы чувственных явлений. Знак связан с тем, что он означает.
Функция языкового знака –возбуждать информацию.
Составляющие знака: -понятие (обозначаемое) и
Обозначаемое является вещью, предметом , а обозначающее представляет звуковую материальную оболочку.
Существуют типы знаков :
знаки-
копии ( следы на снегу),
знаки- признаки
( «черная туча» -признак дождя, «дым»-
признак пожара),
знаки- символы ( маска- символ театра, ножницы – символ парикмахерской)
Первичные знаковые функции- образованные предметами явления действительности;
Вторичные –отражение внешней деятельности посредством человеческого сознания.
25. Знаковые и незнаковые единицы.
26.Место языковых знаков среди других знаков.
Функции языковых
знаков:
-различительная,
-конструктивная,
-классифицирующая.
27. Различные точки зрения на языковое значение.
А) «Понятийная» гипотеза – когда под значением слова понимается «понятие». Но эта
гипотеза не дает ответа как выразить мир эмоциональных переживаний, как выразить словесные значения на разных языках и т.д.
Б) «Предметная гипотеза» -когда в значении слова ученые видят тот предмет, который обозначен словом. Эта гипотеза не может объяснить существование в языках большого слоя отвлеченной лексики, а также не разъясняется, почему разные народы, воспринимая одну и туже действительность, применяют неодинаковые системы словесных значений.
В) Гипотеза «отношений» объясняет значение слова по его отношению к предмету, понятию или другому слову.. Эта гипотеза богаче предыдущих, но имеет недостатки. Непонятно , какая сила относит определенное слово к определенному предмету, понятию или другому слову. Произнеся слово «стол», мы это слово относим к предмету, за которым едят, за которым работают, на котором лежат книги.
Г) Гипотеза, связанная с теорией отражения показывает , что значение слова- это отражение предмета, явлений в человеческом сознании. Но ив этойгипотезе есть недостатки. Трудно ответить на вопрос: следует ли различать лексическое значение слова и понятие.
Существует типология
классификации словесных
-источник информации,
-носитель информации,
-различение сторон действительности,
28. Значение различных языковых единиц.
29. Виды значений слова. Структура семантики слова.
30. Различные понимания
терминов «система» и «
31. Три измерения в структуре языка в концепции П. В. Чеснокова. Измерение уровней.
32. Аспекты в структуре
языка. Их зависимость от
33. Структурные планы языка. Их зависимость от уровней языковой структуры.
34. Проявление системности языка в его различных сферах. Определяющие и
Периферические элементы языковой системы.
35. Система, узус, норма. Их соотношение.
36. Языковые единицы. Их признаки и отношения.
Признаки языковых единиц :
-предельные ( разложимые на составляющие); в речи –морфы, слова, предложения, словосочетания; в языке – фонемы, морфемы, структурные схемы
предложений;
-непредельные ( не полностью разложимые на составляющие) : дифференциальные, группофонемы, квазиморфемы, фразеологизмы, сложные предложения.
Типы отношений между
1) Дистрибуция ( совокупность окружений, в которых языковая единица
Виды дистрибуции: дополнительная ( две единицы никогда не встречаются: «ы» -в начале слова не встречается никогда, «и»- встречается в начале слова и после мягких),
различаются в произношении: рак, рок, рек, рук),
2) Оппозиция ( существенные различия между языковыми единицами).
3) Функтив ( элементы, связанные с определенным типом зависимости (функциями) : детерминация – односторонняя зависимость: между прилаг. и сущ.-ым,
констелляция – двусторонняя свободная зависимость: между глаголом и
наречием.
4) Порождающая структура –
различных языков.
37. Методы лингвистического
Методология
– учение о принципах и формах
исследования. Термин «метод» имеет
различное понимание. Чаще
В настоящее время известны
следующие методы
1). Описательный (самый древний метод), в котором существуют приемы: наблюдение, обобщение, интерпретация, классификация;
2).Сопоставительный (описание одного языка через его системное сравнение с другими языками с целью определения его специфичности). Идея сопоставительного метода была теоретически обоснована И. А. Бодуэном де Куртенэ, продолженная его учеником Н. В. Крушевским. Ученые сопоставляли структурные элементы различных языков на уровне фонетики, морфологии, синтаксиса.
3).Сравнительно – исторический метод возник с развитием сравнительно – исторического языкознания. Сущность метода – сравнение состояния одного и того же языкового факта в различные периоды времени. Конкретные приемы сравнения заключаются в определении генетической принадлежности рассматриваемых языковых фактов. Приемы данного метода: типологические, статистические, лингвогеографические и другие.
4).Психолингвистический метод используется с 1954 года. Особенность этого метода – непосредственное обращение к интуиции носителей языка, а так же не анализ слов, а установление определенных отношений между словами.
5).Ассоциативный эксперимент выступает в качестве приема. Его сущность – выдать первую словесную реакцию, которая придет в голову.
В
1910 году Кент и Розанов (
Например, на слово – стимул «стол» 840 американских студентов (из 1000) ответили «стул», а белорусы ответили «круглый» (116 из 1000).
38. Отграничение с помощью
Сущность
сравнительно – исторического
анализа в сравнении состояния
одного и того же языкового
факта в различные периоды
времени. С помощью конкретных
приемов сравнения лингвисты
определяют генетическую
Родство языков
проявляется при наличии
Некоторые
исследователи, используя
39. Межъязыковое и
внутриязыковое историческое
40. Собственно – описательный метод изучения языков. Основные приемы.
Древнейшие
книги по грамматике были
Описательный
метод является и сегодня
В
энциклопедиях часто
Основные
приемы описательного метода: наблюдение,
обобщение, интерпретация,
С помощью наблюдения выделяются единицы описания, их свойства, признаки, характеристики. Например, выделяются различные группы лексики, грамматические свойства слов и так далее. Обобщение сводится к синтезу подобных, повторяемых явлений. Например, создаются группы лексических слов по тематике, по синонимичности и так далее. Интерпретация результатов наблюдения представляет собой толкование, установление места факта среди других фактов. Надо только помнить, что возможна различная интерпретация одного и того же факта. Классификация базируется на распределении совокупности фактов по определенным признакам. Результаты классификации оформляются в виде таблиц. Например, классификация гласных и согласных звуков.
Описательный метод по – разному исследовали ученые Буслаев Ф. И., Потебня А. А. и другие.
41. Структурные методы изучения языка. Деструктивный анализ.
Деструктивный
метод основан на изучении
окружения, контекста
В отношениях дополнительной дистрибуции элементы находятся тогда, когда каждый из них встречается в закрепленных за ним отношениях, в которых другой элемент не встречается. Например, в таких отношениях находятся гласные и, ы в русском языке, так как первый употребляется после мягких согласных, а второй – после твердых. И, наконец, в отношениях свободного варьирования находятся 2 элемента, которые могут заменять друг друга в любом окружении так, что значение при этом не меняется. Например, в слове «город» можно произнести «г» взрывной и « » фрикативный. Смысл слова не изменяется.
Теоретическая формулировка