Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:43, творческая работа
Язык - важнейшее средство человеческого общения. Поэтому с течением времени люди заинтересовались языком и создали науку о нем.
Языкознание включает в себя целый ряд отдельных наук, изучающих различные стороны языков.
- объективное (народное значение);
- субъективное (личное значение).
Итак, психологисты считают,
что при универсальности
9. Младограмматическая школа.
Внутри психологического
направления исследования
- отказ от
постановки проблем общего
- исследование живых современных языков. Шлейхер (натуралистическое направление) считает, что утрата флексий не результат старения, а результат развития других средств выражения грамматических значений;
-отказ от выдвижения теорий доисторического состояния языков. Индоевропейский язык не может быть целью исследования.
Младограмматики считают, что фонетические законы не имеют исключений (а исключения объясняют действиями других законов). Благодаря интересу к живой народной речи возникла диалектография.
Младограмматизм – вершина достижений языковедов.
10. Московская школа в языкознании
Фортунатов Филипп
Федорович был близок к
Фортунатов
установил закономерности в
Он пришел к выводу о существовании литво (балто) – славянского праязыка.
Ученый считал, что праязык не был единым, а дробился на говоры, диалекты, которые все больше обособляясь, расщепляют праязык.
Алексей Александрович
Шахматов исследовал тексты
11. Казанская школа в языкознании.
Русский языковед, автор 600 книг и статей на русском, польском, немецком, французском, итальянском языках Бодуэн де Куртенэ развивает идеи психологизма. Он считал, что метод исторического сравнения менее эффективен, чем статический (синхронный) анализ в раскрытии конкретной языковой системы.
Исследуемые новые языки должны, по мнению Куртенэ, подвергаться поэлементному анализу. Ученый развивал эту мысль в отношении фонем: тождественные звуки разных языков имеют разное значение. Бодуэн обратил внимание на процесс слияния языков, т.е. конвергенцию. Древнерусский язык – это результат слияния языков восточных славян.
Важное значение имело учение Бодуэна о фонеме. Он пришел к пониманию фонемы как психологического эквивалента звука. В психике постоянно существует представление «звука», которое будут называть фонемой.
12. Школа психологического социализма (Фердинанд де Соссюр).
Глава школы
– швейцарский лингвист
Фердинанд
вводит понятие речевой
говорения через язык.
В речи есть сугубо
Фердинанд отличает внешнюю лингвистику (связанную с историей общества, физиологией и т.д.) и внутреннюю (изучающей систему языка).
13. Функционализм и культурно – историческое направление в 20 веке.
Немецкий ученый
Хорн выступил с критической
идеей младограмматических
Культурно – историческое направление.
Австрийский лингвист Гуго Шухардт критиковал младограмматиков за то, что фонетические законы не имеют исключений. Гуго считал, что причиной развития языка является языковое смешение. То есть люди, принадлежащие к одному языковому количеству, могут перемещаться, уходить из этой языковой среды, новые люди – вливаться в эту среду, привнося изменения. Таким образом, перемещение людей можно считать как языковое смешение.
Метод Гуго Шухардта называют методом «слова и вещи», т.е. развитие языка рас- сматривается в тесной связи с другими факторами (политическими, религиозными и т.д.).
14. Эстетизм в языкознании.
Главная функция языка – эстетическая или стилистическая. Известный представитель – немецкий лингвист – Карл Фосслер (1872 - 1949).
Стилистика изучает способы выражения речи индивида при помощи языка. Но Фосслер важную функцию языка абсолютизировал, считая социальную функцию языка – второстепенной.
Общее для
всех людей – дар речи. Все
остальное индивидуально.
15. Функциональная лингвистика Пражской школы.
В1920 году
был создан лингвистический
Главное
достижение школы – изучение
фонемы. Ученые считали, что
Трубецкой в
работе «Основы фонологии»
1). привативные, когда единицы языка различаются каким – либо признаком;
2). градуальные, когда единицы языка различают по степени наличия или отсутствия признака (и, э, а степень подъема языка);
3). эквиполентные отношения (различие по характеру признака) – губной – «п» и зубной «т».
Пражцы изучали
много ранее неизвестных
16. Копенгагенский структурализм.
В 1931 году создан Копенгагенский лингвистический кружок (во главе Брендаль, 1887 - 1942). Ученые порывают с психологизмом, считая формы языка неизменными категория- ми мышления. Они выступают против исторического метода. Лингвисты Копенгагена пытаются разработать универсальную грамматику на основе изучения структуры любого языка. Они вводят понятие «лингвистического знака», состоящего из выражения и содержания. Выражение – внешняя сторона языка; содержание – мысль.
Копенгагенская школа считает в структуре языка важными следующие отношения:
-детерминация – когда одно явление требует второе: окончание требует основы, но основа может существовать без окончания;
- взаимная детерминация – когда элементы не могут существовать друг без друга (гласные и согласные; времена глагола.);
- констелляция – когда
один элемент может
17. Дискриптивная лингвистика в США.
Видные представители Блумфильд и другие. При развитии структурного языкознания возникает дискриптивная лингвистика. Американцы считают, что лингвист – это дешифровщик, который должен расшифровать текст. А код – это система языка. Изучая текст нужно тщательно его анализировать. В тексте нет данных о значении слов языка, его грамматики, истории и связи с другими языками. В тексте даны некоторые элементы, чтобы лингвист установил позиции этих элементов.
Основные позиции языка – это фонемы и морфемы. Слово не является основной языковой единицей, как принято считать в отечественном языкознании. Американские лингвисты считают, что речь – это реакция человека на внешние раздражители. Они пишут, что «мы не понимаем механизма, который заставляет людей говорить определен- ные вещи в определенных ситуациях». Лингвисты считают недопустимым психологизм.
18. Неогумбольдтианство. Его основные разновидности
Гумбольд считал, что язык стоит между миром и человеком. С помощью языка познает человек мир. Язык определенного народа и его культуры описывает круг, из которого можно вырваться, перейдя в другой круг, т.е. изучая другой язык.
Ученые выдвинули
гипотезу о возможности
Сходные физические
явления помогают создать
П. В. Чесноков
с критикой относится к
19. Современное сравнительно – историческое языкознание.
Сравнительно –
исторический метод лингвисты
для изучения используют
Болгарские
лингвисты доказывали, что родина
индоевропейцев – центральная
и восточная Европа. Большое достижение
языкознания 20 века в том, что
в современном языке
Учеными (Филин, Атаев, Соколов и другие) создан метод глоттохронологии, позволяющий измерять скорость языковых изменений и определять на этом основании время разделения родственных языков. Лингвисты сравнивали, например, списки из 100 или 200 слов и сопоставляли их с наиболее устойчивыми из словаря.
20. Достижения естественного языкознания. Его основные черты.
Фонетика и фонология рассматриваются как 2 раздела науки о звуках:
- фонетика изучает артикуляционный аспект;
- фонология изучает функциональный аспект.
Значительно развивается лексикология. Слово признается основной единицей языка (Степанов, Шмелев и др.). Изучается словообразование (Земская, Улуханов).
В самостоятельную
единицу превращается
21. Язык как общественное явление. Отношение языка к другим средствам общения.
------------------------------
Язык –
совокупность и система
Средство общения людей. Эта функция социальна, поэтому язык – социален. Язык – это готовый продукт, пассивно воспроизводимый говорящим. По разрозненным элементам нельзя познать того, что можно ощутить в связной речи.
Язык существует как общенародный ( национальный ) и включает в себя:
-литературный язык, -территориальные диалекты,
-разговорную речь, -жаргоны, - кастовые языки и другие.
Отношение языка к другим средствам общения можно представить, исходя из функций его. Это функции:
-воздействия, -сообщения, -формирования, - выражения мысли.
22. Язык и речь.
Язык и речь составляют единство.
Источниками речи и
мышления является
Язык- совокупность и система знаковых единиц общения. Речь- последовательность
знаковых единиц общения в их коммуникативном применении.
Речь необходима, чтоб установился язык.
На развитие и изменение языка действуют внешние факторы (политика,
экономика, история и т.д.) и внутренние (процессы, происходящие внутри языка).
Фердинанд де Соссюр установил следующие различия между языком и речью:
язык - социален, а речь – индивидуальна,
язык – устойчив, долговечен, а речь – однократна, неустойчива,
язык существует в мозгу индивида в виде грамматической системы и словаря,