Научное изучение языков и общее языкознание. Основные проблемы общего языкознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:43, творческая работа

Краткое описание

Язык - важнейшее средство человеческого общения. Поэтому с течением времени люди заинтересовались языком и создали науку о нем.
Языкознание включает в себя целый ряд отдельных наук, изучающих различные стороны языков.

Файлы: 1 файл

yazykoznanie_1__2.docx

— 47.84 Кб (Скачать)

 

1. Научное изучение языков и общее языкознание. Основные проблемы общего языкознания.

Язык - важнейшее  средство человеческого общения. Поэтому  с течением времени люди заинтересовались языком и создали науку о нем.

Языкознание включает в себя целый ряд отдельных наук, изучающих  различные стороны языков.

Русский язык изучает несколько  наук:

    фонетику – звуковую сторону;

    лексикологию – словарный запас;

    грамматику – способы и средства построения слов и предложений;

    диалектологию – местные говоры и т.д.

Общее языкознание занимается изучением существенного и общего в разных конкретных языках. Общее языкознание можно назвать наукой о языках вообще.

Какие основные проблемы решает общее языкознание:

    - какова природа  языка и какова его сущность(т.е. устанавливается возникновение языка  как явления общественного, биологического, психического);

     - каково строение  языка (его структура);

     - каковы связи  изучаемого языка, т.к. язык  – это организованная система,  где единицы и части языка  взаимосвязываются и согласуются;

     - развитие языка в связи с развитием человеческого сообщества;

      - возникновение  и развитие письма;

      - проблема  классификации или типологии  языков;

      - использование  приемов исследования(описательного, сопоставительного, экспериментального, количественного и т.д.);

       - использование  научных знаний о языке в  решении практических задач (лингвистика  и школа, служба научно –  технической информации);

        - связь  лингвистики с другими науками.

2. Лингвистические учения в Древней  Индии

В Древней Индии существовал  язык вед. Веды – это священные гимны. Ведийский язык считался культовым и должен был охранять его от воздействий разговорного языка.

     Древние лингвистические  работы включали толкование значений  слов ведийского языка с целью  сделать свой язык доступным  для понимания с 1-го тысячелетия.  На основе индийских диалектов  развивается санскрит. Санскрит – это литературный язык  Древней Индии и отличается грамматической системой. Язык вед и санскрит (это языки религиозной и интеллектуальной элиты) к середине первого тысячелетия до н.э. перестали употребляться в бытовом общении и сохранялись для будущих поколений.

       Первая  нормативная грамматика санскрита  «Восьмикнижие» автора Панини. Грамматика включает 4 тысячи правил стихотворных, которые называются: сутр.

В словах выделяются морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание. Выделяются 4 части речи (имя, глагол, предлог, частица). Часть речи имя имеет 7 падежей.

       Грамматику  Панини разъясняет комментаторская литература.

      Высокого  уровня достигла древнеиндийская лексикография.  Словари составляются не по алфавиту, а по тематике от 7 до 14 слов. Известен словарь Амарасинхи из 3-х книг. В первой собраны слова для всего высшего (боги, космос, искусство,…), во второй – представлен земной мир. В третьей – все остальное. В Древней Индии сохранилось 1000 грамматических трудов.

3. Лингвофилософская и грамматическая  мысль в Древней Греции.

Философы Древней Греции решали проблему появления первобытного языка по природе или по договоренности. Сократ считал, что частично слова могут соотноситься с вещью (мычать, кукушка), а могут употребляться слова по договоренности. Платон  предлагает идею об ассоциации между звуками слова и свойствами вещей:

мед – приятно ласкает  слух;

острый, резать  - связан с  неприятным «р».

Платон делит слова  на имя (слова, о которых что-то утверждается) и глагол (слова сами утверждают). Демокрит (5 век до н.э.), Аристотель (4 век до н.э.)

Аристотель выделяет три  части речи: основные (имя и глагол) и вспомогательные (что не входит в имя и глагол). Аристотель открыл категорию времени (прошедшее и нынешнее), три рода (ж., м., и ср. – промежуточный, никакой). Заложил основы о предлоге.

       В философском направлении работала школа стоиков (3 век до н.э.).

Стоики (Хрисипп) выделяют 5 частей речи: имя собственное, имя нарицательное, глагол, союз, артикль. Стоики положили начало учению о падежах, различали формы действительного и страдательного залогов, переходные и непереходные глаголы.

       Александрийская грамматическая школа.

В начале 3 века до н.э. в Александрии (Египет) Дионисий, Аристарх создали «Академию наук». Александрийская грамматическая школа возникла из – за необходимости воссоздать оригинальный текст, создавать комментарии к текстам, объясняющие особенности языка ранних эпох и оградить греческий язык от местных наречий.

    Греки стремились  навязать свой язык. А для этого  надо его хорошо знать и  обучать языку местное население.

 Заслуга александрийцев – детализация частей речи. Дионисий выделил 8 частей речи:

1). Имя – часть речи, обозначающее тело или вещь;

2). Глагол – беспадежная часть речи, выражающая действие и страдание.

3). Артикль – часть речи, стоящая перед глаголом.

4). Наречие – часть речи, высказываемая о глаголе.

5). Причастие – слово, причастное к особенностям глаголов и имен.

6). Местоимение – слово, употребляемое вместо имен.

7). Союз.

8). Предлог – часть речи, стоящая перед всеми частями  речи.

       Римские  учения развили основные положения  Александрийской школы на основе латинского языка. Сходство грамматики греческого и латинского языков означало, что грамматические категории универсальны. Греко – римское языкознание существовало до 19 века и оказывало влияние на европейскую науку о языке.

 4. Арабское языкознание в эпоху Халифата (7-13 вв).

Основа Халифата – ислам. Арабы хотели навязать свою веру завоеванным  народам. Арабское языкознание создавалось  арабами, персами, евреями. Перс Сибавейхи написал «Книгу»(8 век). Различаются 3 части речи: глагол, имя, частица. Имена делятся на явные (существительные и прилагательные), скрытные (личные местоимения), общие (указательные и относительные местоимения). Рассматриваются вопросы словообразования (дом - домик). Четко различаются буквы и звуки, слова однозначные, многозначные. Внимание уделяется синонимам, омонимам. Особое место занимает «Словарь тюрских языков» Махмуда Кашгарского (11 в). В словаре рассматривалось взаимодействие тюрского, иранского и арабского языков. К сожалению «Словарь» был потерян и только найден в 20 веке. В 1258 году монголы положили конец Арабскому Халифату, захватив Багдад.

5. Лингвистические учения в Европе в Средние века и в Новое время.

В Средние века важное место в образовании занимала латынь. Поэтому появились учебники латыни. Знание о языке разрабатывает схоластика. Философская логика средневековья обращает внимание на связи языка и мышления.

       Проблему общих понятий или универсалей решали 3 направления науки:

Реализм (предметы – это копии идей; по Платону: мир вещей – это тень мира идей);

Номинализм (общее понятие – пустой звук, реально существуют только предметы);

Концептуализм (реальные вещи существуют, но понятия- это не пустой звук, а сознательно созданный человеком в процессе сопоставления предметов).

    В конце 13 века  в Парижском университете формируется грамматическое учение модистов (Симон Датский). Они распространяли на грамматику принцип строгого доказательства.

      Модисты создают универсальную (общую грамматику). Ученые считали, что если законы мышления универсальны и независимы от языка, то грамматика должна быть единой (на основе латыни). Модисты считали синтаксис важной частью грамматики. Приоритетное место отводили не имени, а глаголу.

        В  Новое время (эпоха Возрождения)  возрастает интерес к языкам  и литературе в связи с географическими  открытиями и колониальными захватами. 

         Языковеды  имеют сведения о языках центральной  Африки, Индии, корейском языке.  Составляются многоязыковые словари  «Общее языкознание» (1806 – 1817 гг) (авторы Аделунг и Фатер) с краткими замечаниями о 500 языках мира и переводами молитвы «Отче наш» на эти языки. Создаются (автор Паллас) словари с эквивалентами русских слов на двухстах языках и диалектах Европы и Азии.

         Изобретение  книгопечатания (15 век) позволило  быстро распространять тексты. Начинается  поиск родственных связей между  языками.

          М.В. Ломоносов указывает на родство между славянскими языками и допускает родство русского, греческого, латинского, немецкого. Идеи о родстве языков приводят к созданию сравнительно – исторического языкознания в конце 19 века. В монастыре Пор – Рояль появляется «Всеобщая и рациональная грамматика», которая описывала структуру языка, опираясь на логические основы. Различные языки признавались частными вариантами одной и той же логической схемы. В России сторонником универсальной грамматики являлся Ф. И. Буслаев (1858 г).

        Славянская  лингвистическая мысль развивалась в Болгарии,  Сербии, Польше, Чехии. В 14 -15 вв. складываются русский и украинско – белорусский литературные языки. В этот период происходит становление самостоятельного словарного дела трех отдельных народов.

             Большую роль сыграло книгопечатание. Появились: первая русская азбука Ивана Федорова (1574), славянская грамматика Смотрицкого (1619), имевшая авторитет в России до появления грамматики М. В. Ломоносова.

6. Зарождение и формирование  сравнительно – исторического  языкознания.

    Попытка классификации  языков на основе древнееврейского не имела успеха. В 19 веке появляется сравнительно – исторический метод, чтоб систематизировать языковой материал.

       Первая  сравнительно – историческая  грамматика появляется в Германии. Автор – немецкий языковед  Гримм. Он пишет о германской группе языков.

      Ученый Востоков  был первым представителем сравнительно  – исторического языкознания  в России. Это исследователь песен,  пословиц, собиратель материала  для славянского этимологического  материала, автор двух грамматик  русского языка, словаря церковно – славянского языка. Другим основоположником отечественного сравнительно – исторического метода был Федор Буслаев («Историческая грамматика русского языка»).

      Принципы  сравнительно – исторического  метода:

  1. за основу анализа нужно брать грамматические формы;
  2. лексика может использоваться как дополнительный материал;
  3. нужно тщательно анализировать звуковую сторону языка.

В 19 веке в науке о языке  достижения произошли в различных  группах языков. Так, Гримм установил  закон передвижения согласных, по которому он определил, что звук    соответствует  взрывному «р» в других языках. Ученый – языковед Бопп разрабатывает теорию агглютинации (т.е. изучает интеграции морфологической структуры слова), когда, например, аффиксы по происхождению были местоимениями.

 

 

7. Натуралистическое направление  в языкознании.

 Шлейхер  (1821 – 1868). Он считает, что о сущности языка  можно узнать, если знать его значение (носитель значения – корень) и отношение (носитель отношения – формообразующие аффиксы). По характеру взаимодействия значения и отношения

 все языки мира можно  разделить на три типа:

  1. корневые (изолирующие) языки (есть элементы значения, но нет элементов отношения (китайский, вьетнамский, где слова состоят из одного корня));
  2. агглютинативные языки (тюрские) (есть значение и отношение, но нет единства этих элементов);
  3. флективные языки (индоевропейские) (элементы значения и отношения образуют единство).

Шлейхер представляет  3  типа как три стадии роста организма:

   детство (изолирующий тип);  зрелость (агглютинативный тип);

   старость (флективный тип).

Ученый верит нисходящее развитие языка (упадок, деградацию). Шлейхер выдвинул теорию родословного дерева, в виде которого он изображал языковую семью. Это иллюстрация распада единого языка на отдельные языки и диалекты.

       Языкознание  должно изучать, по мнению Шлейхера, биологическое развитие языка. Язык – это органическая деятельность, функция организма.

       Учение  Шлейхера продолжает во второй половине 19 века Курциус (работа «Правильные и неправильные звуковые изменения»). Он издает первый этимологический словарь греческого языка.

         Лингвистические учения Шлейхера и Курциуса завершают определенный период развития сравнительного языкознания.

   8. Психологизм в языкознании.

   Во второй половине 19 века в Германии складывается  психологическое направление в  науке о языке. Критике подвергается  положение о биологической природе  языка. Основой языка являются, по утверждению ученых, психологические  факторы. Немецкий философ языка  Гумбольт, Штейнталь («Грамматика, логика и психология, их принципы и Взаимоотношения»), Гербарт, Потебня (работа «Мысль и язык»). Познание мира определяется языком. Строй языка определяет культурный уровень народа. Язык описывает вокруг его носителя круг. Вырваться из круга можно, изучив другой язык и, таким образом, перейдя в другой круг. Язык – выражение психических, духовных состояний и отношений человека по средствам артикулярных звуков.

     В России представитель психологического направления – Потебня Александр Афанасьевич. Язык понимает как деятельность, в процессе которой язык беспрерывно обновляется. Потебня делит слова на 2 класса:

    - имеющие внутреннюю форму (подснежник);

    - утратившие внутреннюю форму (рыба).

Ученый не признает многозначности слова. Каждое новое значение – это  новое слово. Слово – это неповторимое действие индивидуального творчества. В слове есть 2 содержания:

Информация о работе Научное изучение языков и общее языкознание. Основные проблемы общего языкознания