Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:17, курсовая работа
Максим Горький - у него не правдоподобная и фантастическая биография. Он должен был умереть, еще в детстве. Выходец из нищей семьи, бродяга, человек без образования.
В 30 лет стал самым знаменитым писателем в стране, где еще были Толстой и Чехов. Горький всегда выступал против тиранов: и когда в стране был царский режим, и когда страной правил его давний друг Ленин.
С предельной циничной откровенностью убеждения "дачников" выражает в конце пьесы инженер Суслов: "Мы наволновались и наголодались в юности; естественно, что в зрелом возрасте нам хочется много и вкусно есть, пить, хочется отдохнуть... вообще наградить себя с избытком за беспокойную, голодную жизнь юных дней... Мы хотим поесть и отдохнуть в зрелом возрасте - вот наша психология... Я обыватель - и больше ничего-с!.. Мне нравится быть обывателем..."
В то же время "Дачники" показывают раскол интеллигенции, выделение в ней тех, кто не хочет быть "дачниками", тех, кто понимает: так жить, как живут сейчас, "нехорошо". "Интеллигенция - это не мы! Мы что-то другое...
Мы - дачники в нашей стране... какие-то приезжие люди. Мы суетимся, ищем в жизни удобных мест... мы ничего не делаем и отвратительно много говорим..." - говорит "задумчивая, серьезная, строгая" Варвара Михайловна, которая "задыхается от пошлости".
Марья Львовна, Влас, Соня, Варвара Михайловна понимают, как тяжело жить среди людей, которые "все только стонут, все кричат о себе, насыщают жизнь жалобами и ничего, ничего больше не вносят в нее..."
"В наши дни стыдно жить личной жизнью, - говорит врач Марья Львовна. - Дети прачек, кухарок, дети здоровых рабочих людей - мы должны быть иными!" На премьере "Дачников" 10 ноября 1904 года эстетствующая буржуазная публика, поддержанная переодетыми шпиками, пыталась устроить скандал, подняла шум и свист, но основная - демократическая - часть зрителей приветствовала вышедшего на сцену Горького бурной овацией и вынудила скандалистов покинуть зал. Лучшим днем своей жизни назвал день премьеры "Дачников" писатель: "огромная, горячая радость горела во мне... Они шикали, когда меня не было, и никто не смел шикнуть, когда я пришел – трусы и рабы они!"
В 1903 году Горький пишет поэму в прозе - "Человек". Это гимн
человеческому величию, человеческой мысли. Произведение полно веры в будущее, в победу Человека над Слабостью, Ложью, Пошлостью, Отчаянием...
Эта горячая вера озаряет все творчество Горького, утверждая тот идеал, во имя которого он жил, действовал, писал.
"Вот снова, величавый и свободный, подняв высоко гордую главу, он медленно, но твердыми шагами идет по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним - пыль прошлого тяжелой тучей, а впереди - стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его.
Они бесчисленны, как звезды в небе, и Человеку нет конца пути!
Так
шествует мятежный Человек - вперед! и
выше! все - вперед! И выше!"
Глава
4. Журналистика XX века
Горький - инициатор издания журналов: "Наши достижения", "Колхозник", "За рубежом", "Литературная учеба", иллюстрированного ежемесячника "СССР на стройке", литературных альманахов, серийных изданий "История гражданской войны", "История фабрик и заводов", "Библиотека поэта", "История молодого человека XIX столетия", "Жизнь замечательных людей"; он задумывает "Историю деревни", "Историю городов", "Историю разночинца", "Историю женщины" - "огромное значение женщины в деле развития русской культуры в областях науки, литературы, живописи, педагогики, в деле развития художественной промышленности". Писатель выдвигает идею книги "История большевика" или "Жизнь большевика", видя в ней "фактическую, бытовую историю партии". Отредактировав много книг в серии "Жизнь замечательных людей", Горький указывает на необходимость включить в серию жизнеописания Ломоносова, Докучаева, Лассаля, Менделеева, Байрона, Мичурина, биографии "большевиков, начиная с Владимира Ильича, кончая типичным рядовым партии" - вроде питерского большевика, председателя районного Совета Петроградской стороны А.К.Скороходова, расстрелянного петлюровцами в 1919 году. Начатые при Горьком серийные издания продолжаются и сейчас: уже издано около пятисот книг "Жизни замечательных людей" (в том числе биография самого Горького; три раза выходил сборник литературных портретов). Появившийся при жизни писателя том "Истории гражданской войны" дополнен еще четырьмя, изданы многотомные истории городов - Москвы, Киева, Ленинграда, выходят книги по истории заводов.
Более 400 книг вышло в основанной Горьким "Библиотеке поэта" - фундаментальном своде памятников русской поэзии, начиная с фольклора и кончая сегодняшним днем. В серию включены и сборники произведений крупнейших поэтов народов СССР. "Библиотека поэта" издается и сейчас. Она состоит из Большой (научного типа) и Малой серий. В каждой из книг есть вступительная статья и комментарии (пояснения).
В
серии издаются произведения не
только крупных поэтов, корифеев
(таких, как Пушкин, Некрасов, Маяковский),
но и многих менее известных поэтов,
которые сыграли свою роль
в становлении русской поэтической
культуры (к примеру, - И.Козлова, И.Сурикова,
И.Анненского, Б.Корнилова).
Журнал
« Наши достижения»
Основанный Горьким журнал "Наши достижения" (1929-1936) сосредоточивал свое внимание на успехах Страны Советов (об этом ярко говорит и само название журнала) - росте промышленности, строительстве дорог, ирригации, внедрении техники в сельское хозяйство и т.д. Много писали "Наши достижения" о коллективизации сельского хозяйства, ряд номеров был посвящен достижениям отдельных республик - Армении, Чувашии, Северной Осетии. Горький привлек к сотрудничеству передовиков производства, ученых. В журнале выступали А.Е.Ферсман, В.Г.Хлопин, М.Ф.Иванов, А.Ф.Иоффе, Н.Н.Бурденко. Благодаря заботам и помощи Горького в "Наших достижениях" выросла плеяда славных советских писателей и журналистов: Б.Агапов, П.Лукницкий, Л.Никулин, К.Паустовский, В.Ставский, М.Пришвин, Л.Кассиль, Я.Ильин, Т.Тэсс и другие.
О том, насколько отвечали "Наши достижения" запросам читателей, красноречиво говорят цифры. Тираж горьковского журнала достиг 75 тыс. экземпляров, тогда как тиражи других ежемесячных изданий были много меньше ("Октябрь" - 15 тыс., "Звезда" - всего 8 тысяч).
В Союзе Социалистических Республик начата и быстро, всесторонне развивается работа по строительству новой культуры. Поток этой работы становится всё шире, всё более мощным, творческая энергия активных людей — всё более своеобразной и богатой результатами, положительный характер которых решаются отрицать только люди, доведённые их классовой ненавистью к рабоче-крестьянской власти до состояния идиотизма.
Советы
Республик работают в условиях безденежья,
в атмосфере дикой вражды капиталистических
государств, в стране, хозяйство которой
и до войны империалистской было технически
слабо развито, а гражданской войной почти
совершенно разрушено. Советская власть
работает в среде огромного народа, который
испытал столько нужды и горя, столько
бессмысленных и жестоких издевательств
со стороны самодержавно-помещичьей власти;
этот народ имеет слишком много оснований
для того, чтоб относиться к силе разума
не очень доверчиво, он слишком торопится
сытно поесть, спокойно отдохнуть и гораздо
больше обращает внимания на недостатки
и ошибки своей новой власти, чем на её
достоинства и заслуги. Но, несмотря на
всё это и многое другое, власть Советов,
работая в условиях фантастически сложных
и трудных, достигла за шесть лет изумительных
результатов в деле восстановления и обновления
хозяйства страны, а также и в деле организации
рабоче-крестьянской массы, в деле воспитания
в ней социалистического сознания. Не
преувеличивая, можно сказать, что трудовая
масса уже достаточно сильно заражена
стремлением к знанию, культуре, к созданию
новых форм жизни. Не будем говорить о
героической работе рабочих коллективов,
скажем только, что рабочий класс показал
себя в эти годы великолепнейшим хозяином,
героическим строителем государства и
что его работа изумит будущего историка
русской революции, — изумит именно своим
сказочным мужеством. Масса, быстро усваивая
цели и намерения своей власти, выделяет
из недр своих всё более и более активных
работников культуры, строителей нового
быта: 634 тысячи женщин-делегаток, армия
рабкоров и селькоров, десятки тысяч рабфаковцев
и так далее. Это — новое сокровище страны,
её живое золото, её творческая энергия,
возникающая из почвы. Один селькор очень
хорошо сказал мне: «Я так думаю, товарищ,
что скоро весь народ пойдёт на наше дело,
до последнего пойдёт». В Стране Советов
разрастается вихрь творчества, идёт огромная
работа, но о грандиозном размахе этой
работы у работников нет целостного представления,
никто до сей поры не позаботился дать
полную и широкую картину этой бешеной
работы. Пред массовым, партийным и беспартийным
работником необходимо развернуть широкую
и полную картину всей текущей государственной
работы в Союзе Советов, всех начинаний,
опытов, успехов и достижений в области
науки, техники, сельского хозяйства, изобретательства,
кустарных промыслов и так далее. Знание
этого неизбежно должно повысить ещё более
энергию работников и дать им прекрасный
материал для просвещения масс. С такой
целью Госиздат предпринимает издание
журнала «Наши достижения». Журнал не
является сборником отчётов различных
наркоматов и совучреждений и не должен
заполнять страницы свои цифрами. Он рассказывает
в живой полубеллетристической форме
о новых фактах, изменяющих действительность
к лучшему. Изображая то или иное достижение
науки исследующей, он должен понятно
рассказать, каких применений в практике
— в технике — мы должны ожидать от этой
или иной научной догадки, от того или
другого открытия. Он отвечает на вопрос:
что выигрывает трудовая масса экономически
и культурно от данного открытия, изобретения?
Каждый творческий факт показывается
как логический вывод из данных прошлого
и как посылка в будущее. В общем — журнал
должен явиться историей текущей культуры. Необходимо
уделять широкое внимание личной инициативе,
направленной в сторону интересов коллектива.
Каждый человек, сделавший нечто социально
полезное, должен найти свое имя на страницах
журнала. В наши дни, в наших условиях всякое
«маленькое» дело — государственное дело,
работа «на себя», «для себя», и развитие
этого сознания журнал должен особенно
подчеркивать. Рабоче-крестьянская масса
должна усвоить, что государство — это
она и что засоренный хлеб, скверная продукция,
небрежная работа — самограбёж, преступление.
К журналу необходимо привлечь рабкоров
и селькоров. Рабкоры и селькоры дадут
журналу огромный материал по вопросу
об изменениях быта, о ростках новой культуры
в деревне и на фабрике. Разумеется, в журнале
должны сотрудничать и женщины-селькорки,
рабкорки, делегатки. Одним словом, журнал
должен охватить всю работу в Союзе Советов,
все завоевания разума, давать итоги всем
положительным явлениям нашей действительности;
отрицательные явления отмечаются общей
прессой с полнотою, совершенно исчерпывающей
их, и даже с некоторым сладострастием.
Думается, что цели и характер журнала
намечены с достаточной полнотою. Госиздат
надеется, что культурные работники республик
и автономных областей не откажутся от
активного участия в работе, социально-воспитательное
значение которой неоспоримо. Всем нам
пора знать, много ли хорошего сделано
и делается нами, — знать это надо не затем,
чтоб гордиться и хвастаться, а для того,
чтоб учиться и учить. Есть люди, утверждающие,
что учиться следует на плохом, хотя сами
они учились, несомненно, на хорошем.3
Журнал
«СССР на стройке»
На
четырех языках - русском, английском,
немецком и французском - выходит
журнал "СССР на стройке" (1930-1941),
содержащий фотодокументы о жизни
Советской страны, сопровождаемые
краткими подписями .
Журнал
«Колхозник»
Для журнала "Колхозник" (1934-1939) Горький отредактировал около двухсот рукописей и около сотки отклонил - подробно указав при этом их
недостатки: затрудненность изложения материала или чрезмерная упрощенность его подачи, отсутствие ответов на поставленные вопросы и т.п. "В колхозах деревенский "мужичок" показал, что прекрасно умеет выбирать в библиотеке книгу, прекрасно отличает литературу от макулатуры", - говорил он. В журнале увидели свет горьковские рассказы о старой деревне "Шорник и пожар", "Орел", "Бык", написанные в новой для писателя художественной манере, со сдержанной интонацией, грустным юмором.
"Крестьянская газета" предполагает выпустить журнал "Колхозник". В журнале этом будут печататься рассказы о жизни крестьян и рабочих в прошлом, до Советской власти, о тяжёлой их борьбе против кулаков, помещиков, фабрикантов, очерки строительства социалистического государства, статьи о работе науки, облегчающей труд колхозников, усиливающей плодородие земли, статьи о жизни людей труда в других государствах.
Журнал этот нужен потому, что наша молодёжь не знает, как страшно жил трудовой народ в старину, на земле, раздробленной в мелкие куски, на грязных, тёмных фабриках, не знает, сколько сил и крови затрачено людьми, чтоб расчистить себе широкий путь к новой жизни. Надо, чтоб колхозное крестьянство знало, что делает для него наука, которую в Союзе Советов двигает всё большее количество детей трудового народа. Надо знать всё, что можно знать, всё, что способно вооружить наш разум для дальнейшего развития его силы, потому что только эта сила облегчает наш труд, только она с избытком даёт трудящимся всё, в чём они нуждаются, и сделает их довольными жизнью и непобедимыми никакими врагами.
Собираясь делиться с работниками полей знаниями своими, "Крестьянская газета", как всегда, просит колхозных читателей сообщать ей, о чём особенно нужно писать в журнале, какие вопросы и факты особенно интересуют работников земли.
Мы
живём в стране, где все делают
одно и то же дело обогащения нашей родины
и где каждый должен делиться с другими
своим опытом; чем лучше станем работать,
тем скорее добьёмся нашей великой цели
— счастья всего трудового народа, родины
нашей4.
Журнал
«За рубежом»
Журнал "За рубежом" (1930-1938) на богатом фактическом материале
рассказывал читателю о зарубежной жизни, о рабочем движении, показывал моральную деградацию капиталистического мира, предупреждал о подготовке империалистами новой мировой войны. Горький упорно добивался, чтобы журнал по материалу был доступным и разнообразным, увлекательным. Он советовал
привлечь к сотрудничеству писателей, которые побывали за границей,
рекомендовал помещать карикатуры, рассказывать о курьезах буржуазной жизни. На страницах журнала выступали М.Кольцов, Л.Никулин, Ем.Ярославский, Д.Заславский, а также зарубежные писатели - А.Барбюс, Р.Роллан, Мартин-Андерсен Нексе, И.Бехер, печатались рисунки Ф.Мазерееля, А.Дейнеки, Д.Моора.
С журналом связана и книга "День мира", осуществленная по инициативе
Горького. В ней рассказано об одном дне в жизни нашей планеты - с 27
сентября 1635 года, сопоставлены мир социализма и мир капитализма.
Рукопись была прочитана Горьким, но книги он уже не увидел.
В 1961 году вышла новая книга "День мира", объемом более 100 печатных
листов, отразившая события 27 сентября 1960 года. В настоящее время
издается еженедельник "За рубежом" - обзор иностранной печати.
Особое
внимание обращал Горький на форму
статей и очерков, публикуемых в
журналах. Он требовал доступности
изложения, сочетаемой с уважением
к народному читателю, резко выступал
против "суконного языка", "словесного
баловства", против упрощенного снисходительного
разговора с читателем как с лицом
духовно недоразвитым. Нет, страстно
утверждал Горький, и
у малограмотного труженика за
плечами большой жизненный опыт,
мудрость поколений. Тщательно следил
писатель и за внешним видом
изданий - ясностью шрифта, качеством
бумаги, яркостью и доступностью
иллюстраций. Так, просматривая
материалы для журнала "Колхозник",
Горький заметил, что репродукции
картин И.Е.Репина "Арестанта
везут" и В.Д.Поленова "Право
господина" без пояснений могут оказаться
непонятными читателю. Писатель с большим
вниманием следит за рабкоровским движением,
делится своим богатым опытом. Так
появляются его брошюры "Рабселькорам",
"Письмо селькорам", "Рабкорам
и военкорам. О том, как я научился писать"
(1928). Ценя очерки и заметки рабкоров
как свидетельства непосредственных
участников великих строек социализма,
видя в них показатель культурного
роста рабочего класса Советской страны,
Горький не преувеличивал творческих
возможностей их авторов. В отличие
от некоторых литературных деятелей тех
лет, которые полагали, что будущее
литературы принадлежит рабкорам,
демагогически противопоставляли их писателям
старшего поколения, он считал, что только
немногие из рабкоров могут стать настоящими
писателями. Горький хорошо понимал, что
такое талант, какие высокие
требования предъявляет настоящая
- "большая" - литература к ее творцам.