Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:17, курсовая работа
Максим Горький - у него не правдоподобная и фантастическая биография. Он должен был умереть, еще в детстве. Выходец из нищей семьи, бродяга, человек без образования.
В 30 лет стал самым знаменитым писателем в стране, где еще были Толстой и Чехов. Горький всегда выступал против тиранов: и когда в стране был царский режим, и когда страной правил его давний друг Ленин.
- А завтра вечером я тебе додам, что не додал... Иди!
- Господин! - обратился он ко мне, - дайте двугривенный! Просил у этой
ведьмы - не дала чертовка. А голова у меня...
- Извольте, я дам. Но вот что: сколько вы с меня возьмете за то, чтобы
не бить жены завтра?
- То есть как - совсем не бить? - спросил он задумчиво.
- Нет, - вот вы обещали ей завтра еще доколотить ее, так не
доколачивайте, а возьмите с меня, сколько следует за это...
- Н-да... Вам, значит, жалко ее, бабу-то?
- Жалко, - сказал я.
- Это пожалуй. И мне тоже жалко - хорошая баба. Шестой год живем душа
в душу. Сколько с вас за нее взять? - и он задумался. - Полтину дадите?..
- Извольте...
- Покорнейше вас благодарю. Черт те возьми! Везет мне. До приятного
свидания!
- Не будете бить жену завтра?
- Ни-ни! Расцелую чертовку. Господи... чай я не зверь какой, стану ни
с того ни с сего терзать человека! Чай жена мне она, Настька-то. Живем
хорошо... Иду-с я!
И он ушел...
Как вы полагаете - надул он меня?
Бил он вчера жену или нет?
И как вы полагаете, - сколько бы он взял с меня за то, чтобы не бить
жену никогда больше?
Это, конечно, невозможно, но для примера, сколько бы это стоило?"
С сердечной теплотой и душевным сочувствием писал Горький о бедном городском люде, о нещадной эксплуатации рабочих. Силой печатного слова он защищал городскую бедноту, которую всячески обижают и угнетают.
"Если вы на улице встретите интенсивно чумазого мальчика с кипой печатной или чистой бумаги в его руках или на его голове, вы можете безошибочно сказать: - Вот идет мальчик из типографии!
Мальчик из типографии - совсем особенный мальчик.
Во-первых, он желтоватого цвета - потому что отравлен свинцовой пылью.
Во-вторых, он очень сонного вида - потому что много работает и мало
спит. В-третьих, у него непременно где-нибудь на физиономии, на руке, на шее есть болячки, - это его задело машиной и рану растравил свинец..."
Писателя возмущало царившее в городе бескультурье, тяжелое положение, в котором находился учитель. "Когда я, - писал он, - встречаю женщину с лицом бледным и утомленным, с темными пятнами под глазами, женщину, которая идет торопливой походкой человека, не имеющего ни одной свободной минутки, и помимо утомления имеет на лице и во всей фигуре нечто, внушающее уважение к ней, - я думаю про себя:
- Это, наверно, учительница... Затем я вздыхаю и думаю про себя об одном из мучительных видов каторжной работы, о том ее виде, который называется "педагогической деятельностью".
"Что вообще хорошее и важное для города сделало наше богатое
купечество, - спрашивал Горький, - что оно делает и предполагает сделать?
Я знаю за ним одно дело - это ненависть к местной прессе и
преследование ее разными путями". И действительно, обличение "сильных мира сего", их семейного произвола, нещадной эксплуатации рабочих, самодурства и беззакония -пришлось не по душе самарским воротилам. Двое рабочих, нанятые за три рубля "обиженным" в фельетоне Иегудиила Хламиды заводчиком, пытались избить писателя. В другой раз обозленный на Хламиду трактирщик, не застав в редакции Горького, набросился с кулаками на редактора. С первых шагов в жизни и до последних дней Горького волновали проблемы культуры. Он выступил в литературе в то время, когда в России зарождаются декадентские, упадочные течения в искусстве.
Самара в те годы, когда в ней жил Горький, была крупнейшим
промышленным центром Поволжья, и ее недаром называли русским Чикаго.
Активной была в городе общественная жизнь. В "Самарской газете"
сотрудничали такие видные литераторы тех лет, как Короленко,
Гарин-Михайловский, Мамин-Сибиряк.
Горький сблизился со многими "неблагонадежными" людьми города. Он - постоянный участник "ассамблей" в доме Якова Львовича Тейтеля - "одного из самых популярных в то время в Самаре людей".
"По вечерам, - вспоминает товарищ Горького по "Самарской газете", - к Тейтелям всегда кто-нибудь приходил, не стесняясь ни отсутствием
приглашения, ни костюмом, ни даже временем приглашения: хоть в 12 часов ночи... И кто только не перебывал там... Студенты, военные, актеры, врачи, педагоги, ссыльные, литераторы, городские и земские деятели, курсистки, профессора, журналисты, либералы, народники, марксисты, поэты, статистики, адвокаты, толстовцы, гипнотизеры, путешественники, инженеры, певцы и прочие. Квартира Тейтелей была каким-то демократическим клубом..."
Здесь собиралось по 100-200 человек. В числе других бывал и Ленин,
живя в Самаре в 1889-1893 годах; можно было встретить будущих наркомов М.Г.Елизарова и А.Г.Шлихтера.
С Тейтелем был дружен Г.Успенский, его знали лидер народников
Михайловский, писатели Златовратский, Чириков, Гарин-Михайловский, путешественник Потанин, еврейский писатель Шолом-Алейхем. Выступали в доме Тейтеля и сторонники марксистских взглядов.
"...В 96 году я впервые услышал имя - Ленин, - вспоминал Горький о
жизни в Самаре. - Помню... восторженный отзыв об Ульянове - "Тулине".
Бывал Горький и в других культурных центрах Самары.
"Дурно одетый парень оказывался очаровательным собеседником", - вспоминали самарцы о Горьком. Собеседником, умевшим незло пошутить, всерьез уверяя, к примеру, что на Кавказе есть вино, от которого зеленеют уши. "Уже если всегда говорить только умное - это тоже - глупость", - записал он позднее в альбоме К.И.Чуковского.
Молодой журналист, вчерашний бродяга, удивлял интеллигентных самарцев своей начитанностью, но в целом самарское образованное общество относилось к начинающему писателю немного свысока, и, когда спустя несколько лет егослава гремела по всей России, в Самаре удивлялись: неужели это тот, в странной разлетайке?
Горький был щедрым и отзывчивым человеком, постоянно помогал нуждающимся, и "к моменту выдачи жалования или гонорара для него в кассе оставалось больше приятельских расписок, чем наличных", - вспоминает заведующая редакцией. С этих пор у него появилась страсть - помогать другим, дарить людям приглянувшиеся им вещи - особенно книги.
Работая в редакции "Самарской газеты", Горький тесно соприкасается с типографскими рабочими. Эта группа пролетариата всегда отличалась грамотностью, политической сознательностью, и потому общение с небольшим, но политически сознательным пролетарским коллективом типографии было плодотворным для идейного роста писателя. В Самаре Горький участвует в распространении нелегальных брошюр, приходящих из-за границы под видом прейскурантов торговых фирм на редакцию "Самарской газеты".работа" фельетониста "Самарской газеты" не по душе Горькому. Уж слишком узок и мелок, неинтересен круг дозволенных ему тем:пыль на улицах, неполадки в больнице, дикие выходки пьяных купцов и т.п. Поэтому в мае 1896 года он принял предложение "Одесских новостей" писать об открывающейся в Нижнем Новгороде "Всероссийской промышленной ихудожественной выставке". Обозревателем Выставки пригласил Горького в "Нижегородский листок". Меньше чем за год он написал около двухсот фельетонов.
Когда Горький возвратился в родной город, на территории выставки уже стояли павильоны-терема в ложнорусском стиле, уже были свезены со всей страны промышленные новинки. Выставка демонстрировала успехи русской промышленности, успехи русского капитализма. Книгой о ней пользовался Ленин, работая над "Развитием капитализма в России".
В то же время Всероссийская выставка стала местом ожесточеннейшей
конкурентной борьбы за покупателя, грандиозной рекламой - отсюда невиданная пышность ее оформления, проникнутая духом казенного патриотизма. Но выставка показала не только богатство России, успехи ее промышленности, а и глупость "хозяев жизни". Так из мыла были... отлиты бюсты русских царей, из свечей... построена часовня.
Устроители выставки, естественно, "забыли" о тех миллионах простых тружеников, чьими руками было создано все представленное тут. Но о них помнил Горький, и в своих статьях писал не только о достижениях техники и науки, а и о тех, кто создает промышленную мощь Российской империи.
"Очень хочется знать, кто, чем и как вытащил из земли эти 10 000 пудов золота и дал государству за 30 лет почти 300 000 000 золотых рублей, не считая серебряных и медных, не принимая во внимание драгоценных камней. Кто они, эти добрые гномы? Как они это делают, и как они при этом поживают?" И писатель рассказывал в корреспонденциях, "как поживают" рабочие люди России, писал о том, что на казанском кожевенном заводе Алафузова рабочие часто болеют вследствие полного отсутствия какой-либо гигиены: "При заводе нет ничего того, что необходимо: ни достаточного количества воздуха в мастерских, ни больнички, но система штрафов удивительно точно разработана". Широко было представлено на выставке искусство - живопись, народное кустарное творчество, архитектура павильонов. Обширной была программа зрелищных и музыкальных мероприятий. Выступал Московский Малый театр, народные "вопленицы", устраивались представления в народных балаганах, концерты классической музыки, демонстрировались первые опыты "синематографа". В расчете на успех у мещанской и буржуазной публики были организованы гастроли зарубежных "звезд" кабаре. Живопись - за исключением панно Врубеля - была представлена работами третьестепенных мастеров, рассчитанными на нетребовательный вкус ищущего "изящного" обывателя.
Естественно, что много внимания уделяет Горький представленному на выставке искусству. "Давно я не переживал ничего подобного, - описывает он выступление знаменитой вопленицы и сказительницы Ирины Федосовой. -...Вопли русской женщины, плачущей о своей тяжелой доле, - все рвутся из сухих уст поэтессы, рвутся и возбуждают в душе такую острую тоску, такую боль, так близка сердцу каждая нота этих мотивов, истинно русских, небогатых рисунком, не отличающихся разнообразием вариаций - да! - но полных чувства, искренности, силы - и всего того, чего ныне нет, чего не встретишь в поэзии ремесленников искусства... Это истинно народная поэзия, это тот стон, который создал наш народ, наша стомиллионная масса".
"...Я писал по совести о том, что выставка народного труда - не
народна, и что народ в ней никакого участия не принимает", - резюмировал
Горький свои корреспонденции в одном из писем. О выставке писали газеты всей России, но только Горький показал за внешней парадностью и мишурой положение трудящейся массы, подлинное лицо "хозяев жизни". Его корреспонденции о выставке читали не только коренные нижегородцы, но и люди, приехавшие на выставку со всей страны, - недаром тираж газеты вырос более чем в два раза.
Как корреспондент Горький присутствует на заседаниях
торгово-промышленного съезда, слушает выступления крупнейших торговых и промышленных воротил России. "Больше всего знаний о хозяевах дал мне 96 год", - вспоминал он. Эти наблюдения помогли писателю ярко и глубоко изобразить русскую буржуазию - в частности в своем первом большом по объему произведении - повести "Фома Гордеев".
В августе 1896 года Горький венчается с Екатериной Павловной Волжиной. Екатерина Павловна была дочерью небогатого помещика, который, разорившись, стал управляющим чужих имений. Семья нуждалась в деньгах, и после окончания гимназии Катя работала корректором в "Самарской газете".Горький живет в Нижнем, но часто ездит в Москву и бывает на спектаклях осковского Художественного театра (МХТ). В Москве в январе 1900 года он ознакомился с Львом Толстым, уже раньше обратившим внимание на писателя. Был Горький. Очень хорошо говорили. И он мне понравился. Настоящий человек народа", - записал Толстой в дневнике.В марте 1900 года Горький снова едет лечиться в Крым. Здесь он встречается с Чеховым, много беседует с ним.