Л.Толстой "После бала"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:52, сочинение

Краткое описание

Рассказ «После бала» написан в 1903 году. Может ли человек
сам управлять собой, совершенствовать себя - или все дело в среде,
обстоятельствах, которые всегда сильнее наших намерений? - вот
вопросы, над которыми автор приглашает поразмышлять читателей.
По замыслу писателя, читатель должен попытаться ответить на эти
вопросы, умышленно готового ответа в рассказе нет, потому что от
готовых ответов мало пользы. Рассказ построен так, чтобы читатель
сам искал ответы и, отыскав, принимал их убежденно, делая своими
жизненными правилами.

Файлы: 1 файл

Рассказ.docx

— 17.77 Кб (Скачать)

Рассказ «После бала» написан  в 1903 году. Может ли человек 

сам управлять собой, совершенствовать себя - или все дело в среде,

обстоятельствах, которые всегда сильнее наших намерений? - вот

вопросы, над которыми автор  приглашает поразмышлять читателей.

   По замыслу писателя, читатель должен попытаться ответить  на эти 

вопросы, умышленно готового ответа в рассказе нет, потому что  от

готовых ответов мало пользы. Рассказ построен так, чтобы читатель

сам искал ответы и, отыскав, принимал их убежденно, делая своими

жизненными правилами.

   Композиция рассказа  достаточно сложная - это рассказ  в рассказе,

повествование строится на противопоставлении, антитезе. А главный 

герой, Иван Васильевич, выступает  в роли рассказчика.

   Радостный бал,  полный счастливых волнений. Так  начинается 

рассказ. Именно здесь все  чувства главного героя представлены

в превосходной степени. Его  влюбленность в Вареньку переносится 

им на всех людей и даже предметы.

   С присущей ему  искренностью Иван Васильевич  рассказывает,

что был он веселый и  бойкий малый и жил, как свойственно  молодости:

учился и веселился, любил  шампанское, катанье с гор и  особенно

- вечера и балы. Но любовь, словно на крыльях, подняла  его. 

   «Как бывает, что  вслед за одной вылившейся  из бутылки каплей 

содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе

любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность 

любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью». Чувства 

героя могут показаться даже немного смешными, ведь они направлены

на каждого, кто попадает в поле зрения его счастливых глаз.

   Но вместе с  тем, любовь помогла герою рассказа  переменить всю 

свою жизнь. Что же произошло?

Сначала был бал. Ярко освещенная зала, добродушные и хлебосольные

хозяева, прекрасная музыка, празднично настроенные, красивые

люди. Полковник танцует  с дочерью. «Грациозная фигура

Вареньки плыла около  него, незаметно вовремя укорачивая или удлиняя 

шаги своих атласных ножек. Я же не только любовался, но с

восторженным умилением  смотрел на них». Но затем эта  светлая и счастливая

картина сменяется прямо  противоположным описанием.

   Туманное, серое утро. В тупике Иван Васильевич увидел  «что-то 

большое и черное» и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты

и барабана. «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив

мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка».

   И вот открывается  страшная, непереносимая картина  экзекуции: 

«Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый

под сыпавшимися на него со всех сторон ударами продвигался 

ко мне, то опрокидываясь  назад - и тогда унтер-офицеры, ведшие

его за ружья, толкали его  вперед, то падая наперед, - и тогда  унтер-

офицеры, удерживая его  от падения, тянули его назад». И  герой рассказа

с ужасом узнает в человеке, который руководит наказанием,

отца своей возлюбленной. Только отношение к происходящему  у Ивана 

Васильевича и полковника разное. Полковник не чувствует чудовищной

несовместимости того, что  происходило на балу, и того, что 

он делает после бала. И к исполнению мазурки вместе с дочерью, и к

исполнению приговора  к солдату он относится одинаково  серьезно

и добросовестно. Правда, полковнику неприятно, что Иван Васильевич

- возможный жених его  дочери - увидел его в роли руководителя 

экзекуции: «Делая вид, что  он не знает меня, он, грозно и злобно

нахмурившись, поспешно отвернулся». Можно предположить, что 

даже у человека, вполне уверившего себя в необходимости  подобных

действий, что-то внутри смутно противится палачеству. Но уверенность 

в своем праве распоряжаться  чужими жизнями, служебное рвение

подавляют это смутное  чувство.

   Иное дело - Иван  Васильевич. Своей добротой, высокой  и светлой 

любовью он был подготовлен  к тому, чтобы ощутить ужас и  позор 

происходящего. Сам того не сознавая, герой рассказа осудил

и отверг то зло, которое  делалось «с такой уверенностью и  признавалось

всеми необходимым». Более того, Иван Васильевич почувствовал

себя ответственным зажестокость и бесчеловечность, которые

стали привычными, обыденными.

   Потрясенный увиденным, Иван Васильевич не в состоянии понять,

почему это возможно, почему существуют порядки, для охраны которых 

нужны палки. Он старается  уверить себя, что полковник что-то

такое знает, что позволяет  ему самому, не мучаясь, мучить других.

   Но жить так,  как живет полковник, как живет  множество людей, 

служащих палаческому  строю, Иван Васильевич не в состоянии...

   Толстой рисует  своего героя обыкновенным человеком,  который 

сумел избежать обыкновенной дороги. Иван Васильевич всего лишь

отстранился от мерзости, которая  даже и не считалась в его кругу  мерзостью,

была узаконенной, поощрялась свыше, позволяла делать карьеру.

   В судьбе скромного  и непритязательного порядочного  человека,

изображенного Толстым, отразилось явление, значение которого

открывается не сразу, но, по сути дела, очень велико и не уменьшается,

а возрастает в ходе человеческой истории. Потрясение, пережитое 

Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной

нравственности, с ее узаконенной  бесчеловечностью по отношению 

к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание

и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он

разделяет высшие человеческие законы нравственности.


Информация о работе Л.Толстой "После бала"