Литературные течения серебряного века

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:59, реферат

Краткое описание

Конец 19 - начало 20 в. Ощущение приближающейся катастрофы: возмездие за прошлое и надежда на великий перелом витала в воздухе. Время ощущалось как пограничное, когда уходит не только прежний быт, отношения, но и сама система духовных ценностей требует радикальных изменений.

Оглавление

I.Характеристика серебряного века.

II. Литературные течения серебряного века.

1) Символизм.
2) Акмеизм.
3) Футуризм.

III. Творчество В.В.Маяковского.

Файлы: 1 файл

серебряный век.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

 Министерство                    образования и науки РФ

Федеральное Государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  « Новосибирский государственный  педагогический университет»

                 Институт детства

Кафедра педагогики и методики начального образования

 

Выполнила:cтудентка 1 курса Лауб Лилия Анатольевна(Ф.И.О.)

Лауб(подпись студентки)

          

 

    

 

 

 

 

 

Краснозерское 2012         

 

Серебряный  век 

   русской  поэзии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     

 

 

 

 

План:

 

 

 

I.Характеристика серебряного века.

 

II. Литературные течения серебряного века.

 

1) Символизм.

2) Акмеизм.

3) Футуризм.

 

III. Творчество В.В.Маяковского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика  серебряного века.

 

 

 

Конец 19 - начало 20 в. Ощущение приближающейся катастрофы: возмездие за прошлое  и надежда на великий перелом  витала в воздухе. Время ощущалось  как пограничное, когда уходит не только прежний быт, отношения, но и сама система духовных ценностей требует радикальных изменений.

В России возникает социально-политическая напряженность: всеобщий конфликт, в  котором сплелись затянувшийся феодализм  и неспособность дворянства выполнять  роль организатора общества и выработать общенациональную идею, и не желавшая уступок вековая ненависть мужика к барину - все это рождало у интеллигенции чувство приближающихся потрясений. И одновременно резкий всплеск, расцвет культурной жизни.   Особенно динамично в это время развивалась русская поэзия. Позднее поэзия этой поры получила название «поэтического ренессанса» или «серебряного века». Это словосочетание поначалу использовалось для характеристики вершинных явлений поэтической культуры начала XX века. Однако постепенно термин «серебряный век» стали относить к той части всей художественной культуры России конца XIX- начала XX века, которая была связана с символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и частично футуристической литературы.

 

 

 

 

Литературные  течения 

серебряного века.

 

 

В литературе развивается новое течение - модернизм. В свою очередь, оно делится на следующие направления: символизм, акмеизм, футуризм. Футуристы вообще отрицали прежний мир во имя создания будущего; к этому течению принадлежали Маяковский, Хлебников, Северянин, Гуро, Каменский.

 

 

Символисты.

 

Движение символистов возникло как протест против оскудения  русской поэзии, как стремление сказать  в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу. Русской символизм  резко отличался от западного  всем своим обликом - духовностью, разнообразием творческих единиц, высотой и богатством своих свершений.

Поэтами - символистами были - Брюсов, Мережковский, Блок, Бальмонт, Гиппиус, Иванов, Андрей Белый, Балтрушайтис. Их идеологом выступал Д.Мережковский, а учителем - В.Брюсов.

Свои взгляды Мережковский изложил сначала в докладе (1892), а затем в книге "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы"(1893). Эти мысли были вызваны ощущением неразрешимых духовных противоречий времени. Выход из создавшейся ситуации предсказывался через подъём к "идеальной человеческой культуре" в результате открытия божественной сущности мира. Эту цель должно было осуществить искусство с помощью символов, выливающихся из глубин сознания художника. Мережковский установил три главных элемента новейшей поэзии: «мистическое содержание, символы и расштрение художественной впечатлительности». Свою концепцию он развил в публицистических свтатьях и трилогии ярких исторических романов «Христос и Антихрист» (1896-1905).

К. Бальмонт отстаивал иное представление о новой литературе в статье «Элементарные слова о символической поэзии»(1900). Главным здесь стало стремление к «более утончённым способам выражения чувсв и мыслей», для того чтобы «огласить»-«как бы против воли» автора – таинственный «говор стихий» Вселенной, мирового хаоса. В художественном творчестве была усмотрена «могучая сила, стремящаяся угадать новые сочетания мыслей, красок, звуков», выразить этими средствами невнятные затаенные начала космоса. Столь утончённое мастерство появилось в богатом, подвижом, поэтическом мире самого Бальмонта.

В.Брюсов в статье «Ключи тайн»(1904) писал:4 «Искусство есть постижение мира иными, нерассудочными путями. Искусство то, что в других областях мы называем откровением». Науке было противопоставлено интуитивное прозрение в момент творческого вдохновения. А символизм понимался как

особая литературная школа.

А. Белый выдвинул свой взгляд на новую  поэзию. В статье «О религиозных  переживаниях» (1903) вдохновитель «младосимволистов» утверждал «взаимное соприкосновение искусства и раигии». В более поздних воспоминаниях А. Белый чётко определил пробуждения «младосимволистов» начала 900-х гг.: «приблизиться к мировой душе», передать в субъективно лирических изданиях Её голос». Мечты о грядущем скоро прояснились.

На политику (события 1905г.)А.Белый  отозвался статьёй «Луг зелёный», где где с опорой на «страшную  месть» Гоголя нарисовал образ-символ: Россия «спящая красавица, которую  некогда не разбудят от сна». К мистическому постижению души родины, «сознания  современной души» призывал А.Белый, а свою концепцию назвал «религией жизни».

Все символические программы воспринимались новым словом в эстетике. Однако они были тесно связаны с мировой  культурой: немецкой идеалистической  философией (И.Кант, А.Шопенгауэр), французкой поэзией (Ш.Болдер. П.Верпен),с языком символов О.Уальда, М.Метерлинка, позднего Г.Ибсена.

Отечественная литературная классика дала символистам главное  – понимание человека и своей  родины, её культуры. В творчестве XIX в. были обретены эти священные ценности.

В наследии Пушкина символисты увидели  слияние с царством божественной гармонии, вместе с тем – горькие  раздумья о русской истории, судьбе личности в городе Медного всадника. Великий поэт притягивал прозрениями  в идеальной и реальной сферах жизни. Особой властью обладала «демоническая» тема в поэзии Лермонтова, влекущая к небесным и земным тайнам. Магнетизм исходил от гоголевской концепции России в её неостановимом  движении к гядущему. Двйничество как мрачный феномен человеческого духа, открытое Лермонтовым, Гоголем, Достоевским, определило чуть ли не ведущий поиск поэтов рубежа веков. В филосовско-религиозных  откровениях этих русских гениев символисты нашли для себя путеводную звезду. Их жажде прикосновения к «тайному тайных» по-иному отвечали Тючев, Фет, Полонский. Тючевское постижение связей между «теми» и «этими» мирами, соотношение разума, веры, интуиции, творчества многое прояснило в эстетике символизма. Фет был дорог образом художника, покидающего «родные пределы» в стремлении к идеалу преображающему скучную явь неудержимой мечтой.

Непосредственным же предтечей  символистов стал Вл. Соловьёв. В  реальной действительности, считал он, хаос подавляет «нашу любовь и  не даёт осуществляться её смыслу». Возрождение  возможно в сближении с Душой  Мира, вечной женственностью. Именно Она связывает природную жизнь с Божественноым Бытием, земную красоту с небесной истиной. Особая роль в подъёме к таким высотам отводилась искусству, поскольку в нём «упраздняется противоречие между идеальным и чувственным, между душой и вещью».

 

Акмеисты.

 

 

Собственно акмеистическое обьединение  было невелико и просуществовало  около двух лет (1913-1914). Кровные узы  соединяли его с "Цехом поэтов", возникшим почти за два года до акмеических манифестов и возобновлённым после революции (1921-1923). Цех стал школой приобщения к новейшему искусству.

В январе 1913г. появились в журнале  «Аполлон» декларации организаторов  акмеистической группы Н. Гумилёва и  С. Городецкого. В неё вошли также  Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич и  др.

В статье «Наследие символизма и  акмеизм» Гумилёв критиковал мистицизм  символизма, его увлечение «областью  неведомого». Вотличие от предшественников вождь акмеистов провозгласил «самоценность  каждого явления», иначе – значение «всех явлений-братьев». А новому течению дал два названия-истолкования: акмеизм и адамизм – «мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь».

Гумилёв, однако, в той же статье утвердил необходимость для акмеистов  «угадывать то, что будет следующий  час для нас, для нашего дела, для  всего мира». Следовательно, от прозрений неведомого он не отказывался. Как не отказал искусству в его «мировом значении облагородить людскую природу» о чём позже писал в другой работе. Преемственность между программами символистов и акмеистов была явной

Непосредственным предтёчей акмеистов стал Иннокентий Анненский.1. «Исток поэзии Гумилёва, - писала Ахматова, - не в стихах французких парнасцев, как это принято считать, а в Анненском. Я веду своё «начало» то стихов Анненского». Он владел удивительным, притягивающим акмеистов даром художественно приобразоовать впелатления  от несовершенной жизни.

  Акмеисты отпочковались от символистов. Они отрицали мистические устремления символистов. Акмеисты провозглашали высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали «возлюбить землю», как можно меньше говорить о вечности. Они хотели воспеть земной мир во всей его множественности и силе, во всей плотской, весомой определенности. Среди акмеистов - Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Кузьмин, Городецкий.

 

 

 

Футуристы.

 

Футуристы вышли на литературную арену  несколько раньше акмеистов. Они  объявили классику и всю старую литературу как нечто мертвое. «Только мы - лицо нашего времени», - утверждали они. Русские футуристы - явление самобытное, как смутное предчувствие великих потрясений и ожидание грандиозных перемен в обществе. Это надо отразить в новых формах. «Нельзя, - утверждали они, - ритмы современного города передать онегинской строфой».  Футуристы вообще отрицали прежний мир во имя создания будущего; к этому течению принадлежали Маяковский, Хлебников, Северянин, Гуро, Каменский.

В декабре 1912 г. в сборнике "Пощёчина общественному вкусу" вышла первая декларация футуристов, эпатировавшая  читателя. Они хотели "Сбросить с  парохода современности" классиков  литературы, выражали "непреодолимую ненависть к существовавшему языку", называли себя "лицом времени", создателями нового "самоценного (самовитого) Слова".

В 1913 г. была конкретизирована эта  скандальная программа: отрицание  грамматики, синтаксиса, правописания родного языка, воспевание "тайны властной ничтожности".

Подлинные же стремления футуристов, т.е. "будетлян", раскрыл В.Маяковский: "стать делателем собственной  жизни и законодателем для  жизни других". Искусству слова  была сообщена роль преобразователя сущего. В определённой сфере - "большого города" - приближался "день рождения нового человека". Для чего и предлагалось соответственно "нервной" городской обстановке увеличить "словарь новыми словами", передать темп уличного движения "растрёпанным синтаксисом".

Футуристическое движение было довольно широким и разнонаправленным. В 1911 г. возникла группа эгофутуристов: И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов и др. С конца 1912 г. сложилось обьединение "Гилея"(кубофутуристы): В.Маяковский и Н.Бурлюки, В.Хлебников, В.Каменский. В 1913 г.- "Центрифуга": Б.Пастернак, Н.Асеев, И.Аксенов.

Всем им свойственно притяжение к нонсенсам городской действительности, к словотворчеству. Тем не менее футуристы в своей поэтической практике вовсе не были чужды традициям отечественной поэзии. Хлебников во многом опирался на опыт древнерусской литературы. Каменский - на достижения Некрасова и Кольцова. И.Северянин высоко чтил А.К.Толстого, А.М.Жемчужникова и К.Фофанова, Мирру Лохвицкую. Стихи Маяковского, Хлебникова были буквально "прошиты" историко-культурными реминисценциями. А предтечей кубофутуризма Маяковский назвал Чехова-урбаниста.  

 

 

 Творчество 

  Владимира  Владимировича                  Маяковского

 

 

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (родился 7 (19) июля 1893, с. Багдади          Кутаисской губернии - трагически погиб 14 апреля 1930, Москва), русский поэт, один из ярчайших представителей авангардного искусства 1910 - 1920-х годов. В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия «Владимир Маяковский», 1914; поэмы «Облако в штанах», 1915; «Флейта-позвоночник», 1916; «Человек» 1916-1917).

После 1917 г. - сотворение социалистического мифа о миропорядке (пьеса «Мистерия-буфф», 1918; поэмы «150000000», 1921; «Владимир Ильич Ленин», 1924, «Хорошо!», 1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929).

В поэме «Во весь голос» (1930) утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в  «коммунистическом далеке». Реформатор поэтического языка, оказал большое  влияние на поэзию 20 века.

 

Семья. Учеба. Революционная деятельность

 

Родился в дворянской семье. Отец Маяковского служил лесничим на Кавказе. После его смерти (1906) семья жила в Москве.6 Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси (1901-1906), затем в 5-й московской гимназии (1906-1908), откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование - художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища (1908), в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина, в фигурном классе Училища  живописи, ваяния и зодчества (1911- 1914 гг, исключен за участие в скандальных    выступлениях футуристов).

Еще в 1905 г. в Кутаиси  Маяковский  принимал участие в  гимназических и студенческих манифестациях, в 1908, вступив в РСДРП, вел пропаганду среди московских рабочих. Несколько  раз подвергался арестам, в 1909 провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме.

Информация о работе Литературные течения серебряного века