Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:46, шпаргалка
В работе содержатся определения на термины по дисциплине "История"
СЕРЕБРЯНЫЙ
ВЕК – 1) термин, которым, по сложившейся
в русской критике 20 в. традиции,
обозначают искусство (прежде всего
литературу) России рубежа 19–20 вв. или
начала 20 в.
Выражение было впервые употреблено в
1929 году Николаем Оцупом, соотнесено с
выражением «золотой век», которым часто
называли пушкинскую эпоху, первую треть
XIX века. «Серебряный век» протекал с 1892
до 1921 годов.
ИСТОРИЯ
Вопрос о хронологических рамках этого
явления остаётся спорным. Если в определении
начала «серебряного века» исследователи
достаточно единодушны — это явление
рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец
этого периода — вызывает споры. Он может
быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи
настаивают на первом варианте, полагая,
что после 1917 года с началом Гражданской
войны «серебряный век» прекратил своё
существование, хотя в 1920-е годы ещё живы
были те, кто создал это явление своим
творчеством. Другие полагают, что русский
серебряный век прервался в год смерти
Александра Блока и расстрела Николая
Гумилёва, и временные рамки этого периода
составляют около тридцати лет.
СИТУАЦИЯ
В РОССИИ
1. Сильная позиция на мировом рынке
2. Размах деятельности образованных купеческих
семей
3. Культурный расцвет
4. Непоследовательно проводимые властью
реформы
5. Раскол между интеллигенцией и властью,
интеллигенцией и церковью, интеллигенцией
и народом
6. Революции, войны.
МАТЕРИАЛИЗМ
И ИДЕАЛИЗМ
Две главные и полярно противоположные
философские позиции — материализм и
идеализм — всегда определяли и определяют
ныне основные возможности эстетического
миропонимания, материалистический или
идеалистический взгляд на сущность и
природу прекрасного.
МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis — вещественный)
— философское мировоззрение, в соответствии
с которым материя (объективная реальность)
является онтологически первичным началом
(причиной, условием, ограничением), а идеальное
(понятия, воля, дух и тому подобное) —
вторичным (результатом, следствием). В
вечном споре материализм представляет
собой противовес идеализму.
ИДЕАЛИЗМ (фр. idealisme, через латинский от
греч. idealis, греч. idea — идея) — термин для
обозначения широкого спектра философских
концепций и мировоззрений, в основе которых
лежит утверждение о первичности сознания
по отношению к материи (См. основной вопрос
философии). Во многих историко-философских
трудах проводится дихотомия, считающая
противопоставление идеализма материализму
сущностью философии.Идеализм утверждает
первичность идеального духовного по
отношению к материальному.
ВЛАДИМИР
СОЛОВЬЕВ (ИДЕАЛИСТ)
Еще в начале философской карьеры В. Соловьев
пришел к идеалистической философии с
идеей Третьего Завета и пришествия Вечной
женственности. По крайней мере, духовное,
обновление мира осуществится через Новое
Пришествие - явление Жены, облаченной
в Солнце. Это будет воплощение Красоты,
Добра и Справедливости. Она даст миру
нового Бога. Отсюда новое! понимание роли
поэта в жизни общества как священнослужителя,
а высшая задача искусства - "...создание
вселенского духовного организма - изображение
предмета и явления в свете будущего мира".
Именно эту идеалистическую идею о пришествии
Вечной женственности взяли как основу
своей эстетической платформы "младшие"
русские символисты. А. Белый говорил об
этом, как о "соединении вершин символизма-искусства
с мистикой..."4. Глубоко и ярко эта идея
воплотилась в творчеству А. Блока ("Стихи
о прекрасной Даме"), А. Белого ("Золото
в лазури"), Вяч. Иванова ("Прозрачность",
"Эрос") и др.
Идея присутствия Высшего начала пронизывает
все философские труды В. Соловьева как
по эстетике, так и по этике: признание
субстанциальности души, ее бессмертия
и бытия Бога.
НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ (ИДЕАЛИСТ)
Русский философ-идеалист. Во время ссылки
за революционную деятельность Бердяев
перешёл от марксизма («Маркса я считал
гениальным человеком и считаю сейчас»,
— писал он позднее в «Самопознании»)
к философии личности и свободы в духе
религиозного экзистенциализма и персонализма.
Внутренней основой бердяевской философии
являются свобода и творчество. Свобода
определяет царство духа.
АНАТОЛИЙ ЛУНАЧАРСКИЙ (МАТЕРИАЛИСТ)
В 1895 году отправился в Швейцарию, где
поступил в Цюрихский университет.
В университете слушал курс философии
и естествознания под руководством Рихарда
Авенариуса; изучал труды Карла Маркса
и Фридриха Энгельса, а также работы французских
философов-материалистов; большое влияние
на Луначарского оказали и идеалистические
воззрения Авенариуса, вступавшие в противоречие
с марксистскими идеями.
ВАСИЛИЙ РОЗАНОВ
Итогом мысли Розанова можно считать пессимизм
и «экзистенциальный» субъективный идеализм.
Философия Розанова является частью общего
русского литературно-философского круга,
однако особенности его существования
в этом контексте выделяют его фигуру
и позволяют говорить о нем как о нетипичном
его представителе. Находясь в центре
развития российской общественной мысли
начала 20 в., Розанов вел активный диалог
со многими философами, писателями, поэтами,
критиками. Многие из его работ были идейной,
содержательной реакцией на отдельные
суждения, мысли, работы Бердяева, В. С.
Соловьёва, Блока, Мережковского и др.
и содержали развернутую критику этих
мнений с позиций его собственного мировоззрения.
Проблемы, занимавшие мысли Розанова,
связаны с морально-этическими, религиозно-идейными
оппозициями — метафизика и христианство,
эротика и метафизика, православие и нигилизм,
этический нигилизм и апология семьи.
ПРОБЛЕМА
ЛИЧНОСТИ
Для XX века характерны углубление и дифференциация
концептуальных подходов к пониманию
личности и проблемы ее бытия в мире и
обществе. В этих концепциях личности
были уже зафиксированы основные социальные
проблемы человеческого существования:
проблема отчуждения сущности человека
в его производственной деятельности
и социальной жизни и ДР.
Соловьев B.C., Трубецкой Е.Н., Булгаков С.Н.,
Флоренский П.А. и Карсавин Л. П. рассматривали
личность в рамках концепции всеединства,
которая рассматривает личность как вторичную
реальность по отношению к социуму, Богу
и Другому. В русском космизме личность
понимается как результат социальной
эволюции. Отечественными персоналистами
являлись Киреевский И.В., Бердяев Н.А.
и другие. Будучи типичным представителем
данного направления, Бердяев, анализируя
личность, выделяет основным ее качеством
способность творить и созидать, проявляя,
таким образом, отражение Божественной
сущности в повседневной жизни человека.
СЕРЕБРЯННЫЙ
ВЕК
МОДЕРНИЗМ (итал. modernismo — «современное
течение»; от лат. modernus — «современный,
недавний») — направление в искусстве
и литературе XX века, характеризующееся
разрывом с предшествующим историческим
опытом художественного творчества, стремлением
утвердить новые нетрадиционные начала
в искусстве, непрерывным обновлением
художественных форм, а также условностью
(схематизацией, отвлечённостью) стиля.
Ярким проявлением модернизма стал “серебряные
век” русской поэзии.
СИМВОЛИЗМ был первым течением модернизма,
возникшим на русской почве.
Традиционному познанию мира символисты
противопоставили идею
конструирования мира в процессе творчества.
Творчество в понимании
символистов – подсознательно-интуитивное
созерцание тайных смыслов,
доступных лишь художнику – творцу. «Недосказанность»,
«утаённость смысла» -
символ – главное средство передачи созерцаемого
тайного смысла. Символ –
вот центральная эстетическая категория
нового течения.
ГЛАВНЫЙ
ТРУД
Лекция «О причинах упадка и новых течениях
современной русской литературы» (1892)
Русский символизм зарождался в годы крушения
Народничества и широкого распространения
пессимистических настроений. Все это
обусловило тот факт, что литература «Серебряного
века» ставит не злободневные социальные
вопросы, а глобальные философские. Хронологические
рамки русского символизма — 1890-е годы
— 1910 год. На становление символизма в
России повлияли две литературные традиции:
— отечественная — поэзия Фета, Тютчева,
проза Достоевского; — французский символизм
— поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля
Бодлера. Символизм не был однородным.
В нем выделялись школы и течения: «старшие»
и «младшие» символисты.
СТАРШИЕ
• Петербургские символисты: Д. С. Мережковский,
З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб, Н.М. Минский.
В творчестве петербургских символистов
поначалу преобладали упаднические настроения,
мотивы разочарования. Поэтому их творчество
иногда называют декадентским.
• Московские символисты: В.Я. Брюсов,
К.Д. Бальмонт.
«Старшие» символисты воспринимали символизм
в эстетическом плане. По мысли Брюсова
и Бальмонта, поэт — прежде всего творец
сугубо личных и чисто художественных
ценностей.
МЛАДШИЕ
А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов. «Младшие»
символисты воспринимали символизм в
философско-религиозном плане. Для «младших»
символизм — философия, преломленная
в поэтическом сознании.
АКМЕИЗМ
Акмеизм (адамизм) выделился из символизма
и противостоял ему. Акмеисты провозглашали
материальность, предметность тематики
и образов, точность слова (с позиций «искусства
ради искусства»). Его становление связано
с деятельностью поэтической группы «Цех
поэтов». Основателями акмеизма были Николай
Гумилёв и Сергей Городецкий. К течению
присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова,
а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич,
Георгий Иванов и другие.
ФУТУРИЗМ
Футуризм был первым авангардным течением
в русской литературе. Отводя себе роль
прообраза искусства будущего, футуризм
в качестве основной программы выдвигал
идею разрушения культурных стереотипов
и предлагал взамен апологию техники и
урбанизма как главных признаков настоящего
и грядущего. Родоначальниками русского
футуризма считаются члены петербургской
группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным,
но не единственным объединением футуристов:
существовали также эго-футуристы во главе
с Игорем Северянином (Санкт-Петербург),
группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии»
в Москве, группы в Киеве, Харькове, Одессе,
Баку.
КУБОФУТУРИЗМ
В России кубофутуристами называли себя
«будетляне», члены поэтической группы
«Гилея». Для них был характерен демонстративный
отказ от эстетических идеалов прошлого,
эпатаж, активное использование окказионализмов.
В рамках кубофутуризма развилась «заумная
поэзия». К поэтам-кубофутуристам относились
Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и
Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир
Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт
Лившиц.
ЭГОФУТУРИЗМ
Помимо общего футуристического письма
для эгофутуризма характерно культивирование
рафинированности ощущений, использование
новых иноязычных слов, показное себялюбие.
Эгофутуризм был явлением кратковременным.
Большая часть внимания критики и публики
была перенесена на Игоря Северянина,
который достаточно рано отстранился
от коллективной политики эгофутуристов,
а после революции полностью изменил стиль
своей поэзии. Большинство эгофутуристов
либо быстро изживали стиль и переходили
в другие жанры, либо вскорости совершенно
оставляли литературу. Помимо Северянина,
к этому течению в разное время примыкали
Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие.
НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ
ПОЭЗИЯ
Понятие «крестьянская поэзия» вошедшее
в историко-литературный обиход, объединяет
поэтов условно и отражает только некоторые
общие черты, присущие их миропониманию
и поэтической манере. Единой творческой
школы с единой идейной и поэтической
программой они не образовали. Как жанр
«крестьянская поэзия» сформировалась
в середине XIX века. Её крупнейшими представителями
были Алексей Васильевич Кольцов, Иван
Саввич Никитин и Иван Захарович Суриков.
Они писали о труде и быте крестьянина,
о драматических и трагических коллизиях
его жизни. В их творчестве отразилась
и радость слияния тружеников с миром
природы, и чувство неприязни к жизни душного,
шумного, чуждого живой природе города.
Известнейшими крестьянскими поэтами
периода Серебряного века были: Спиридон
Дрожжин, Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей
Клычков. К этому течению также примыкал
Сергей Есенин.
ИМАЖЕНИЗМ
Имажинисты заявляли, что цель творчества
состоит в создании образа. Основное выразительное
средство имажинистов — метафора, часто
метафорические цепи, сопоставляющие
различные элементы двух образов — прямого
и переносного. Для творческой практики
имажинистов характерен эпатаж, анархические
мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма
оказал влияние русский футуризм. Основатели
имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим
Шершеневич и Сергей Есенин. К имажинизму
также примыкали Рюрик Ивнев и Николай
Эрдман.