Изучение драмы в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 10:35, реферат

Краткое описание

Конфликт в драме — это та пружина, которая движет действие и обнаруживает характер. «Простота, немногосложность и единство действия (в смысле единства основной идеи) должно быть одним из главнейших условий драмы; в ней все должно быть направлено к одной цели, к одному намерению»,— писал В. Г. Белинский. [5; V; 53] Человек показан в ней в таких обстоятельствах, которые требуют особого напряжения всех его внутренних сил и потому наиболее полно выявляют характер. Эти особенности драмы в значительной мере определяют специфику изучения ее в школе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Подготовка школьников в процессе учебной работы к чтению и анализу драматургического произведения……………………………………...5
Глава 2. Чтение драмы……………………………………………………………8
Глава 3. Анализ драмы в её художественной специфике……………………..17
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Изучение драмы в школе.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Сложность и многообразие задач анализа пьесы по действиям всегда таят в себе опасность: действие распадается в сознании учащихся на отдельные вопросы. Чтобы этого не случилось, учитель коротким живым рассказом старается связать те явления, которые разбирают в классе. Таким образом создается целостное ощущение от прочитанного.

В процессе анализа полученные наблюдения школьников обобщаются. Для этого после отдельных, особо значимых явлений и окончаний действия ставятся так называемые суммирующие вопросы. Например, после чтения I и II явлений «Ревизора» можно задать вопросы: что мы узнали о жизни уездного города? Какими предстали перед нами чиновники города? Каков характер мер, принятых городничим?

После I действия «Грозы» можно спросить: что общего в характерах Дикого и Кабанихи и в чем их различие? Чем Катерина отличается от всех Кабановых? Почему неизбежен конфликт между Катериной и миром Кабановых? Для установления связи между действиями большое значение имеют так называемые перспективные вопросы, предлагающие ученикам представить себя зрителями, которые не знают, как дальше развернется действие. Как представляется вам дальнейшая судьба Катерины (после окончания II действия)?— спросит учитель. Можно ли предсказать, кто окажется победителем в мире Фамусовых — Чацкий или Молчалин (после I действия. «Горе от ума»)? — задает педагог вопрос классу.

На завершающих уроках встают в обобщённом виде те вопросы, какими ученики занимались в процессе анализа. Подытоживающие занятия начинаются уже в работе над последним  действием пьесы, когда разрешается  в пьесе конфликт и драматург  как бы подводит итоги. Для более яркого представления о том, к каким результатам приходит действие драмы, завершившееся острым кульминационным «взрывом», сопоставляем последний акт пьесы, ее развязку с первым актом. Выявление изменений во внутреннем состоянии персонажей, в их взаимоотношениях, их расстановке (или же отсутствие изменений) помогает уяснить идейно-художественную позицию драматурга, подводит к проблеме жанра.

В завершение работы над  драматическим произведение очень  желательно побывать на спектакле или  посмотреть его экранизацию.

 

Заключение

При изучении на уроках литературы драмы все наше внимание должно быть обращено на те особенности, которые, характеризуя ее как специфическую литературную форму (пьесу), одновременно свидетельствуют о ее сценичности, т. е. потенциальной возможности сценического воплощения. Особую роль при этом играет воображение ученика. Читатель драматургического произведения поставлен в условия  большей самостоятельности и большей ответственности за правильность восприятия и понимания текста, чем при чтении повествовательной литературы: автор не руководит читателем. Он столкнул его с группами персонажей, находящихся в определенной социально-бытовой среде, переживающих тот или иной комплекс чувствований, переживаний, установивших между собою определенные связи и втянутых в необратимо   развивающийся конфликт, взрывающий и преображающий все внешние и внутренние обстоятельства действия, все, что как некий момент «равновесия» и покоя дано в экспозиции пьесы. [11; 58] Автор не помогает читателю увидеть широкую картину жизни, где и пейзаж, и портрет, и интерьер, и авторское отступление служат опорой читателю в восприятии характеров и судеб героев, в осознании авторской позиции, авторской   точки зрения на изображенную им жизнь.

Б. П. Чирков пишет: «Драматург не может подсказать актеру (и вместе с тем — обыкновенному читателю) во всех деталях ни движения действующего лица, ни его интонацию, ни звучание его голоса, ни темперамента. Хотя как раз именно эти-то особенности человеческого поведения и составляют индивидуальные, неповторимые черты личности. Именно ими и должен наделить актер своего героя». [11; 58]

Роль воображения при  чтении драматургического произведения приобретает решающее значение, и  тот читательский опыт, который получает учащийся в процессе восприятия драматургии, не сравним ни с чем.

Вот почему так важно  искать наиболее эффективные пути изучения драмы на уроках литературы, чтобы донести до школьников самые характерные ее особенности: средства, создающие живые, пластически выразительные человеческие характеры.

Главным критерием ценности драматического произведения является его сценическое бессмертие, неугасающий  интерес к нему со стороны зрителя, который находит в нём ответы на большие и важные вопросы. Станиславский  говорил, что пьесу надо смотреть для большой человеческой идеи, для идеи, которая и сегодня была бы нужна тысячам людей, которые идут на спектакль. Художественная ёмкость драматического произведения даёт возможность нового прочтения её театрами. История сценического воплощения пьес наших великих драматургов поможет ученикам ответить на общий, заключающий занятия вопрос: для какой большой человеческой идеи, нужной нам, должна быть поставлена изучаемая пьеса.

 

Список использованной литературы

1. Акулова Е. И. Изучение драмы в школе./ Е. И. Акулова. – Л., 1948.- 205 с.

2. Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества писателя / Е. И. Анненкова и др. /Под ред.                      М. Л. Семановой. – М.: Просвещение, 1987.- 175 с.

3. Аникст А. А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М.: Просвещение, 1972. - 175 с.

4. Богданов А. Н. Юдкевич Л. Г. Методика литературоведческого анализа./     А. Н. Богданов, Л. Г. Юдкевич. – М.: Просвещение, 1969.- 190 с.

5. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, т.1 – 13./ В. Г. Белинский.– М.: АН СССР, 1953 – 1959.

6. Владимиров С. В. Действие в драме. / С. В. Владимиров.- Л., 1972. - 216 с.

7. Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика, Театр. / Г. Д. Гачев. – М., Просвещение, 1963.- 173 с.

8. Горбунова Е. Н. Вопросы теории реалистической драмы. / Е. Н. Горбунова. - М.: Просвещение, 1998 – 207 с.

9. Горький А. М. Собрание сочинений, т.1- 30 / А. М. Горький. - М.: Гослитиздат, 1949 – 1956 .

10. Гуковский Г. А.  Изучение литературного произведения в школе./                       Г. А. Гуковский. – М.: Владос, 2005.- 285 с.

11. Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр./ Т. С. Зепалова. – М.: Просвещение, 1982.- 175 с.

12. Карягин А. А. Драма как эстетическая проблема. / А. А. Карягин. – М.: Просвещение, 1971.- 180 с.

13. Корст Н. О. Анализ драматического произведения/ Преподавание литературы в старших классах. М.: Просвещение, 1964.- 367 с.

14. Кургинян М. С. Драма. / Теория литературы. М.: Просвещение, 1964, -   357 с

15. Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. / Е. А. Маймин. – М.: Просвещение, 1972. – 205 с.

16. Марченко Т. А. Театр воспитывает. / Т. А. Марченко. – М.: Просвещение, 1976. – 185 с.

17. Марченко Т. А. Искусство быть зрителем или Приглашение к спору./        Т. А. Марченко.- Л.- М., 1966.- 175 с.

18. Методика преподавания литературы. /Под ред. З. Я. Рез. – М.: Просвещение, 1977. - 385 с.

19. Нестурх Я. Г. Чтение пьесы по ролям как приём анализа./ Искусство анализа художественного произведения. - М.: Просвещение, 1971.- 357 с.

20. Рыбникова М. А.  Очерки по методике литературного  чтения. /                          М. А. Рыбникова. - М.: Учпедгиз, 1963.- 185 с.

21. Снежневская М. А. Особенности изучения драматургических сочинений. / Вопросы методики преподавания литературы./ М. А. Снежневская. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 177 с.

22. Станиславский К. С. Собрание сочинений в 8-ми т. Т.1. /                                     К. С. Станиславский. – М.: Искусство, 1954.

23. Фёдотов О. И. Как научить детей понимать поэтику художественного произведения. / О. И. Федотов. – М.: Чистые пруды, 2005.- 30 с.

24. Холодов Е. Г. Композиция драмы. / Е. Г. Холодов. – М.: Искусство, 1957.- 177 с.

25. Юзбашев С. И. Учить читать пьесу.// «Литература в школе», 1962, № 2.




Информация о работе Изучение драмы в школе