Исследование творчества А.С. Пушкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:49, реферат

Краткое описание

В данной работе вам будет представлен подробный разбор первого и единственного романа в стихах "Евгений Онегин", автором которого является великий русский поэт и прозаик, реформатор русского языка А.С. Пушкин

Файлы: 1 файл

Исследование творчества Пушкина.docx

— 105.42 Кб (Скачать)

   Но  эта пламенная страсть не произвела  на Татьяну никакого впечатления. После  нескольких посланий, встретившись с  нею, Онегин не заметил ни смятения, ни страдания, ни пятен слез на лице — на нем отражался лишь след гнева… Онегин на целую зиму заперся дома и принялся читать:

И что  ж? Глаза его читали, 
Но мысли были далеко; 
Мечты, желания, печали 
Теснились в душу глубоко. 
Он меж печатными строками 
Читал духовными глазами 
Другие строки. В них-то он 
Был совершенно углублен. 
То были тайные преданья 
Сердечной темной старины, 
Ни с чем не связанные сны, 
Угрозы, толки, предсказанья. 
Иль длинной сказки вздор живой, 
Иль письма девы молодой. 
 
И постепенно в усыпленье 
И чувств и дум впадает он, 
А перед ним воображенье 
Свой пестрый мечет фараон. 
То видит он: на талом снеге, 
Как будто спящий на ночлеге, 
Недвижим юноша лежит, 
И слышит голос: Что ж? убит! 
То видит он врагов забвенных, 
Клеветников и трусов злых, 
И рой изменниц молодых, 
И круг товарищей презренных; 
То сельский дом — и у окна 
Сидит она… и всё она!..

   Мы  не будем распространяться теперь о  сцене свидания и объяснения Онегина  с Татьяною, потому что главная  роль в этой сцене принадлежит  Татьяне, о которой нам еще  предстоит много говорить. Роман  оканчивается отповедью Татьяны, и  читатель навсегда расстается с Онегиным в самую злую минуту его жизни… Что же это такое? Где же роман? Какая его мысль? И что за роман без конца? Мы думаем, что есть романы, которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки, существования без цели, существа неопределенные, никому не (понятные, даже самим себе, словом, то, что по-французски называется les êtres manques, les existences avortées [6]. И эти существа часто бывают одарены большими нравственными преимуществами, большими духовными силами; обещают много, исполняют мало или ничего не исполняют. Это зависит не от них самих; тут есть fatum[7], заключающийся в действительности, которою окружены они, как воздухом, и из которой не в силах и не во власти человека освободиться. Другой поэт представил нам другого Онегина под именем Печорина: пушкинский Онегин с каким-то самоотвержением отдался зевоте; лермонтовский Печорин бьется на смерть с жизнию и насильно хочет у нее вырвать свою долю; в дорогах — разница, а результат один: оба романа так же без конца, как и жизнь и деятельность обоих поэтов…

   Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более  сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все  силы души его, и безотрадная тоска  его обратилась в мертвую, холодную апатию? — Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтобы не захотеть больше ничего знать…

   Онегин — характер действительный, в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность. В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Тогда это было совершенно новое явление, и люди такого рода тогда действительно начали появляться в русском обществе:

С душою  прямо геттингенской, 
Поклонник Канта и поэт, 
Он из Германии туманной 
Привез учености плоды: 
Вольнолюбивые мечты, 
Дух пылкий и довольно странный, 
Всегда восторженную речь 
И кудри черные до плеч. 
 
. . . . . . . . . . . . . . 
 
Он пел любовь, любви послушный, 
И песнь его была ясна, 
Как мысли девы простодушной, 
Как сон младенца, как луна 
В пустынях неба безмятежных. 
Богиня тайн и вздохов нежных. 
Он пел разлуку и печаль
И нечто и туманну даль
И романтические розы
Он пел те дальние страны, 
Где долго в лоне тишины 
Лились его живые слезы; 
Он пел поблеклый жизни цвет 
Без малого в осьмнадцать лет.

   Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Нет нужды говорить, что это было существо, доступное  всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная. Но в то же время  «он сердцем милый был невежда», вечно толкуя о жизни, никогда  не знал ее. Действительность на него не имела влияния: его радости и  печали были созданием его фантазии. Он полюбил Ольгу, и что ему  была за нужда, что она не понимала его, что, вышедши замуж, она сделалась  бы вторым исправленным изданием своей  маменьки, что ей все равно было выйти — и за поэта — товарища ее детских игр, и за довольного собою и своею лошадью улана? Ленский украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было и о которых она и не заботилась. Существо доброе, милое, веселое, Ольга была очаровательна, как и все «барышни», пока они еще не сделались «барынями», а Ленский видел в ней фею, сильфиду, романтическую мечту, нимало не подозревая будущей барыни. Он написал «надгробный мадригал» старику Ларину, в котором, верный себе, без всякой иронии, умел найти поэтическую сторону. В простом желании Онегина подшутить над ним он увидел и измену, и обольщение, и кровавую обиду. Результатом всего этого была его смерть, заранее воспетая им в туманно романтических стихах. Мы нисколько не оправдываем Онегина, который, как говорит поэт,

Был должен оказать себя 
Не мячиком предрассуждений. 
Не пылким мальчиком, бойцом, 
Но мужем с честью и умом, —

   но  тирания и деспотизм светских и житейских предрассудков таковы, что требуют для борьбы с собою героев. Подробности дуэли Онегина с Ленским — верх совершенства в художественном отношении. Поэт любил этот идеал, осуществленный им в Ленском, и в прекрасных строфах оплакал его падение:

Друзья  мои, вам жаль поэта: 
Во цвете радостных надежд, 
Их не свершив еще для света, 
Чуть из младенческих одежд, 
Увял! Где жаркое волненье, 
Где благородное стремленье 
И чувств, и мыслей молодых, 
Высоких, нежных, удалых? 
Где бурные любви желанья, 
И жажда знаний и труда, 
И страх порока и стыда, 
И вы, заветные мечтанья, 
Вы, призрак жизни неземной, 
Вы, сны поэзии святой! 
 
Быть может, он для блага мира 
Иль хоть для славы был рожден; 
Его умолкнувшая лира 
Гремучий, непрерывный звон 
В веках поднять могла. Поэта, 
Быть может, на ступенях света, 
Ждала высокая ступень. 
Его страдальческая тень, 
Быть может, унесла с собою 
Святую тайну, и для нас 
Погиб животворящий глас, 
И за могильною чертою 
К ней не домчится гимн времен, 
Благословение племен. 
 
А может быть и то: поэта 
Обыкновенный ждал удел. 
Прошли бы юношества лета: 
В нем пыл души бы охладел, 
Во многом он бы изменился, 
Расстался б с музами, женился; 
В деревне, счастлив и рогат. 
Носил бы стеганый халат; 
Узнал бы жизнь на самом деле, 
Подагру б в сорок лет имел. 
Пил, ел, скучал, толстел, хирел 
И, наконец, в своей постеле 
Скончался б посреди детей. 
Плаксивых баб и лекарей.

   Мы  убеждены, что с Ленским сбылось бы непременно последнее. В нем было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и во-время для своей репутации умер. Это не была одна из тех натур, для которых жить — значит развиваться и итти вперед. Это — повторяем — был романтик, и больше ничего. Останься он жив, Пушкинунечего было бы с ним делать, кроме как распространить на целую главу то, что он так полно высказал в одной строфе.

   Люди, подобные Ленскому, при всех их неоспоримых  достоинствах, не хороши тем, что они  или перерождаются в совершенных  филистеров, или, если сохранят навсегда свой первоначальный тип, делаются этими  устарелыми мистиками и мечтателями, которые так же неприятны, как  и старые идеальные девы, и которые  больше враги всякого прогресса, нежели люди просто, без претензий, пошлые. Вечно копаясь в самих себе и становя себя центром мира, они спокойно смотрят на все, что делается в мире, и твердят о том, что счастие внутри нас, что должно стремиться душою в надзвездную сторону мечтаний и не думать о суетах этой земли, где есть и голод, и нужда, и… Ленские не перевелись и теперь; они только переродились. В них уже не осталось ничего, что так обаятельно прекрасно было в Ленском; в них нет девственной чистоты его сердца, в них только претензии на великость и страсть марать бумагу. Все они поэты, и стихотворный баласт в журналах доставляется одними ими. Словом, это теперь самые несносные, самые пустые и пошлые люди.

   Татьяна… но мы поговорим о ней в следующей статье.

Информация о работе Исследование творчества А.С. Пушкина